>>-логия это типичная царская, придворная наука,по Делезу.
>
>Вот, вот, а кто науку всегда оплачивал? В этом то и проблема.
там часть в параллельном треде, а прямо по вопросу-
везде, в т.ч. в России в 15-17в, астрология была важнейшей придворной политтехнологией, если выражаться современно(но вообще этого делать не хочется)
Про Запад вкусного много в свежих импортных книжках, просто класс. История с Великой Чумой (ее "научным обоснованием") и Великим пожаром Лондона ( у Берлински). Пересказывать долго.
один родной кейс недавно нашумел - гороскоп Петра 1. Опять же, в ибанске теперь ан масс интересуются только тем, что касается первых персон. А меня интересует народная повседневная наука. В этой вилке приходится крутиться
http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/VIET/BOOKS-02-03.HTM
Третий раздел сборника посвящен теме, о которой до последнего времени отечественные историки по известным причинам вообще старались не говорить (по крайней мере на страницах печати). Речь идет об истории использования точных методов в так называемом “сокровенном знании”, прежде всего в астрологии. Следует сразу отметить, что при изучении данного вопроса автор не ограничивается исследованием чисто оккультных моментов (хиромантия, физиогномика и т. д.), но постоянно стремится к выявлению тех нитей, которые связывают “сокровенное знание” со знанием позитивным, естественно-научным, прежде всего с календарной астрономией и практической медициной. Предшествующий опыт автора по изучению календарно-астрономической традиции позволяет квалифицированно решать сложные проблемы, требующие владения “техникой” календарных вычислений. На страницах сборника приведены интереснейшие фактические данные о пользовавшейся популярностью гадательной книге Рафли, о расчете счастливых и несчастливых часов, о медицинско-астрологических знаниях Древней Руси.
В целом вопрос об отношении к сокровенному знанию является крайне сложным. Например, сущность астрологии можно представлять себе двояко. Можно считать, что астрология занимается анализом причинно-следственных связей между явлениями надлунного и подлунного миров. В этом случае она входит в противоречие с церковной догматикой, но одновременно служит источником, из которого нередко вырастает позитивное естественно-научное знание. Это та интерпретация, которой придерживается автор в своей оценке сокровенного знания. Вместе с тем астрология допускает иную интерпретацию, в рамках которой астрономические явления считаются лишь знаками или символами проявления высших сил и потому не являются жестко причинно-следственно связанными с явлениями подлунного мира. Так, например, понимал суть астрологии еще Плотин. Вопрос о том, в каком взаимоотношении эти два понимания астрологии находились в ту или иную историческую эпоху, является предметом конкретного исторического исследования. Это относится, в частности, и к пониманию астрологии в древнерусской культуре. Заслугой Симонова, несомненно, является то, что его работы привлекают внимание исследователей к этой сложной и интересной теме, научное осмысление которой, как мне хочется надеяться, не за горами
------------
вот его-то работы (есть в сети) задают новый тренд.
И ему приходится контачить с знающими дело. То есть, современными астрологами.
Вот в такой вилке тоже приходится крутиться
И еще мне помогает мое увлечение лубками,народнымикартинками, старинными гравюрами. Я давно их коллекционировал. Теперь можно раскодировать
знаменитая гравюра с исходника -потолка в царском дворце в Коломенском 17в. Вот маленькие царевичи под ними росли
Русская народная картинка-лубок «Солнце с зодиаками» (XVII век) . Солнце и луна, времена года, изображенные аллегорически – в виде прекрасных молодых женщин, двенадцать знаков зодиака позволяют размышлять о вечности и непреходящей ценности жизненного бытия.
http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/53316.html
Мишина Е. А. Русская гравюра на дереве http://pics.livejournal.com/horosha_levsha/pic/00032tp9/
Многократно копировали огромный лист "Солнце с зодиаками". Тема эта была чрезвычайно популярна в XVII веке, упоминания о ней многократно встречаются в архивных документах. "Беги небесные" украшали потолок столовой палаты в царском дворце в селе Коломенском. В доме князя В.В.Голицына, также в столовой, были написаны "Беги небесные с Солнцем, Луной, месяцами и зодиаками". Для царевича Петра Алексеевича в 1679 году писали "на александрийском листу 12 месяцев и беги небесные против того, как в столовой на подволоках написано..."44 Таким образом, средневековое представление о строении вселенной переходит через посредство гравюры в следующее столетие, но теперь это уже настенный лист, а не плафон. В это время уже не обязательно помещать изображение неба именно на потолке. "Трапеза благочестивых и нечестивых", "Житие Иосифа", "Притча о бога
че и Лазаре" - все они перешли в гравюру на металле. http://www.booksite.ru/enciklopedia/faith/index.htm
из-за того, что отсчет времени велся от восхода Солнца, а часы имели постоянную длительность, число дневных часов в течение года постоянно менялось, колеблясь от 17 до 7, причем переводы стрелок на башенных часах при изменении числа дневных и ночных часов осуществлялись вручную в соответствии с данными специальных таблиц, показания которых в отношении точных дат такого перевода разнились. Петр родился как раз в дни такого перехода от 16-часового к 17-часовому дню, а значит, показания источников о 5 часе ночи, об отдаче ночных часов, о "полтретьем" часе до дня, сами по себе можно толковать двояко
http://krotov.info/history/17/1670/bronshteyn.htm
Плужников В.И., Симонов Р.А. Гороскоп Петра
Плужников В.И., Симонов Р.А. Гороскоп Петра I // Тр. Отдела древнерусской литературы. - Л.: Наука, 1990. - Т. 43. - С. 82-100.
Плужников В. И., Симонов Р. А. Гороскоп Петра I // Труды Отдела древнерусской литературы. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1990. — Т. XLIII. — С. 82—100.
Святский Д.О. Очерки истории астрономии в Древней Руси. . Ш. Историко-астрономнчеокие исследования. - М.: Наука, 1966. -Дип. 9. - С. 11-126 (о гороскопе Петра с. 42-47).
Отсутствие органичного творческого сотрудничества между предста
вителями указанных направлений привело к тому, что гуманитарии ориен
тировались не на лучшие образцы естественнонаучных трактовок проб
лемы (например, Б. Е. Райкова)
и даже пытались толковать астрономо-
астрологические понятия, исходя из собственных представлений. Что из
этого получилось, видно на примере объяснения понятия квадратуры
И. Ф. Голубевым («астрологический четырехугольник, образуемый пла
нетами»).
53
Отсутствие взаимопонимания между гуманитариями и естествоиспы
тателями приводило к существенным сбоям в изучении проблемы
90 В. И. ПЛУЖНИКОВ, Р. А. СИМОНОВ
Начиная примерно с середины 50—60-х г г. X V I I в. в России можно
выделить несколько уровней астрологической «культуры». Естественно-
научный уровень отражал знания наиболее подготовленных в области?
астрологии специалистов. В их состав входили придворные врачи; они
имели университетскую медицинскую подготовку, включавшую знания по-
врачебной астрологии (ятроматематике).
62
Профессиональный уровень
представителей этой группы характеризуют написанные ими на иарской
службе астрологические произведения, каковых от указанного времени
сохранилось три. Из них два — о кровопускании — принадлежат
Л. Личюфинусу Богдановичу (1657) и С. Коллинсу (1664),
63
а третье имеет
вид двух писем, подготовленных А. Энгельгардтом (1664—нач. 1665)
в ответ на запросы царя Алексея Михайловича о возможности чумной
эпидемии в России и прогнозе на 1665 г. По-видимому, составление годич
ного прогноза было единичным событием и не входило в обычные обязан
ности врачей-астрологов. А. Энгельгардт в астрологическом отчете при
знает, что делает предварительные заключения по данным западноевро
пейских календарей, так как для более точных выводов ему нужны
были бы небесный глобус, квадрант и таблицы эфемерид.
64
Отсюда можно
сделать вывод, что в своей медицинской практике он при определении
астрологически благоприятных сроков кровопусканий, приема лекарств
и проч. также руководствовался готовыми данными календарей. По-ви
димому, такой подход был распространен среди царских врачей, а слож
ные астрологические расчеты и инструментальные наблюдения светил.
производились ими редко. Возможно, не все врачи могли выполнять ра
боту квалифицированных астрологов.
Просветительный уровень астрологической культуры охватывал пре
имущественно людей гуманитарной подготовки, в основном выходцев
из западнорусских областей, ранее входивших в состав Польши и Великого-
княжества Литовского.Астрологическое содержание стихотворных и
прозаических произведений представителей этого уровня астрологиче
ской культуры сводится к общей характеристике астрологии, ее положе
ния среди «вызволенных» (т. е. свободных) наук («художеств»). В XVII в.
на место астрономии в квадривии свободных наук (арифметика, геомет
рия, музыка, астрономия) стала ставиться астрология. Такая замена пред
ставлена, например, в ранней польскоязычной поэзии Симеона Полоц
кого 40-х—начала 50-х гг.
65
В написанной в 1672 г. Николаем Спафарием
совместно с Петром Долгово «Книге избранной вкратце о девятих мусах
и о седмих свободных художествах» (по-видимому, для обучения детей
царя) также вместо астрономии указана астрология.
6в
Примерно с 60-х гг. стали переводиться в Посольском приказе запад
ноевропейские календари с предсказаниями. Они также характеризуют
просветительный уровень астрологической культуры. Ее «проводниками»
«были правительственные переводчики, по своему положению и знаниям
занимавшие следующую ступень после врачей в условной иерархии «ин
теллектуалов» на царской службе.
Астрологическая культура имела также потребительский уровень.
Названная выше литература отражает ее предназначенность для госу
дарственных нужд, включая «радение о государевом здоровье». О харак
тере потребления астрологических знаний имеются следующие данные.
Документально зафиксированы акты кровопускания царю и членам его
семьи, сроки которого устанавливались в соответствии с астрологиче
скими рекомендациями. Из второго письма А. Энгельгардта следует, что,
ознакомившись с первым, царь задал ему восемь вопросов, в основном
политического характера.
67
По-видимому, информационно-политическим
целям служили и переводившиеся в Посольском приказе календари. Это
подтверждается пометами на одном из них (ранее необоснованно припи
сывавшемся Петру I ), касающимися сбывшихся предсказаний.
углубляться в астрологию в то время
было небезопасно даже для высоких сановников.
«Профанский»
70
уровень астрологической культуры. Он охватывал
псевдоастрологов и их последователей, принимавших за астрологию
астромагию, в которой обращение к небесным светилам выступало атри
бутом магических действ. Такого рода псевдоастрологом выступает в ро
зыскных делах (1689—1690 г г .) Дм. Силин, который с колокольни Ивана
Великого в Московском Кремле смотрел на Солнце, а затем «предрекал»
для кн. В. В . Голицына и Сильвестра Медведева.
71
Четыре уровня астрологической культуры не были обособлены друг
от друга, а глубоко проникали один в другой так, что низший — профан
ский — был присущ в определенной степени и высшему — естественнонауч
ному. Выделенные уровни позволяют лучше ориентироваться в особен-
ностях «поля» астрологических представлений России последней трети:
X V I I в ., хотя в действительности оно могло иметь более сложную с трук
туру.
Проведенный анализ раскрывает, что имел в виду А. И. Лексель,
когда писал о гороскопе Петра I : «Многие знаменования по правилам
астрологов не только посредственны, но и зловещи».
94
Эту сторону горо
скопа Г . - Ф. Миллер скрыл, изложив дело так, будто он исключительно
благоприятен, что с неоправданным доверием было воспринято последую
щими исследователями.
Придворные астрологи (врачи) Алексея Михайловича, если они полу
чили задание составить гороскоп на рождение Петра I, также могли
скрыть от царя в полном объеме «зловещие» черты. Аналогичная ситуация
представлена в записанном А. С. Пушкиным (со слов Н. К. Загряж
ской — представительницы родовитой знати) случае, связанном с пред
сказанием судьбы императора Ивана VI Антоновича.
95
Предшествовав
шая ему на российском троне Анна Иоанновна якобы дала задание
Л. Эйлеру (1707—1783) и еще одному члену Петербургской Академии
наук составить гороскоп на его рождение (1740 г . ). Показания горо
скопа оказались такими неблагополучными, что они не осмелились его
представить императрице, а послали другой, более благоприятный.
Л. Эйлер сохранил первоначальный гороскоп и, когда трагическая судьба
Ивана VI сбылась, показал его графу К. Г. Разумовскому.
96
Этот рассказ
записан А. С. Пушкиным
Алексей
Михайлович, будучи ознакомленным с «приглаженным» гороскопом ново
рожденного царевича Петра, все же мог быть обеспокоен его показаниями.
Возможно, этим и было обусловлено намеренное распространение слухов
об исключительном благополучии предсказания. Об искусственном про
исхождении этих слухов высказывался И. П. Сахаров, но он считал, что
иностранцы приняли их за чистую монету.
98
Скорее, правильнее было бы
предположить, что они пронюхали истину о зловещих показаниях горо
скопа, о чем и поспешили сообщить за границу. По данным русской
историографии X V I I I в. и ее апологетов X I X в ., зарубежные астрологи
подтвердили благоприятные характеристики гороскопа, не зафиксировав
отрицательных и посредственных черт. Однако сохранившийся гороскоп
Петра I содержит последние столь ясно и в таком изобилии, что астро
логи никак не могли пройти мимо них. Следовательно, за рубежом в го
сударственных кругах должны были иметься сведения о возможных отрица
тельных качествах Петра I, основанные на его гороскопе.
Косвенно это подтверждается отрицательной характеристикой, ко
торую давал Петру I молодой Фридрих II (1712—1786) в переписке с Воль
тером в 1737—1738 г г .: «Он не обладал ни малейшим признаком человеч
ности и доблести; крайне невежественный, он действовал под влиянием
своих ничем не сдерживаемых порывов. Жестокий во время мира, слабый
на войне, Петр был обязан в жизни счастью, а не уму».
99
Для такой неадекватной реакции представителей дворянской историо
графии должны были быть основания. В их число, по нашему мнению,
входили существовавшие данные об отрицательных прогнозах гороскопа
Петра I . Вот почему в виде своеобразной контрпропаганды в дворянской
историографии неестественно большое место уделялось астрологической
трактовке рождения Петра I с предсказанием ему великого будущего.
Примерно такая же ситуация сохранялась в официальной исторической
науке начала X I X в .
107
Итак, тайна, долгие годы связанная с предсказанием на рождение
Петра I, заключалась в том, что, вопреки мнениям, гороскоп характеризо
вал его не только как выдающуюся, но и как необузданную, жестокую
личность. Прояснить дело историческая наука могла уже в 70-х г г.
X V I I I в ., когда А. И. Лекселем был составлен ретроспективный гороскоп
Петра I, тем более после его опубликования в 1842 г. Г . - Ф. Миллер,
Н. А. Полевой, М. П. Погодин, Д. О. Святский и все, кто знакомился
с этим гороскопом, знали о наличии в нем зловещих черт, но нпкто не
уделил им должного внимания. По-видимому, такое неадекватное от
ношение обусловливалось стереотипом восприятия Петра I как выдаю
щейся личности, заострять внимание на отрицательных особенностях
гороскопа которой казалось лишним, ненужным и вредным по политиче
ским или этико-эстетическим мотивам. http://www.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=wZlzj4Desyw%3d&tabid=2289
В. И. ПЛУЖНИКОВ, Р. А. СИМОНОВ Гороскоп Петра I
---------
Было и совершенно такое, как теперь, и теми же способами, почти 400 лет спустя- влияние на невинных агнцев-ибанцев западных СМИ, проклятого голливуда и СНН, и вообще, благодаря огромной коллекции лубков берусь утверждать что ВЕСЬ репертуар середины 20века весьма краисво, доходчиво и забористо поданный, был и тогда, в допетровской Рассее
Первые переводы известий иностранной прессы появились в России еще
в XVI столетии1
, однако их количество было незначительным. Ситуация
начала постепенно меняться к середине XVII в. Через дипломатов, купцов
и воеводские канцелярии пограничных городов в Москву стало попадать все
больше таких материалов. Их сбором занимались Посольский и Разрядный
приказы, при Алексее Михайловиче — приказ Тайных дел. Чтобы наладить
регулярную доставку известий из Европы, в 1665–1668 гг. русское правитель(
ство организовало почтовое сообщение с Ригой и Вильно2
. С этого времени
в Посольском приказе не реже одного раза в неделю стали составлять обзоры
иностранной прессы3
. Во 2(й половине XVII — начале XVIII в. такие обзоры
называли курантами4
.
На страницы курантов неоднократно попадали сообщения о «колдов(
ских» процессах. 30 ноября 1676 г. из Стокгольма писали: «Великое чарова(
ние в государстве нашем по различным местам зело убывает для того, что трех
баб, которые тому делу были причинны, сожгли, а о досталных по всякие дни
чинят крепкие розыски, чтоб сию землю от того дьявольского наваждения
избавить»
Приносили газеты и сведения о менее глобальных, но все же достаточно
тревожных предзнаменованиях. К 1665 г. относится наиболее раннее из за(
фиксированных на сегодняшний день в европейской прессе астрологических
пророчеств о России. В курантах этого года читаем: «Две звезды, которые
и на Москве явныя были, и их астрономы объявили, что первая не на Мос(
ковской и не на Финской край знаменовала, а другая знаменует в Москве,
и в Финлянтех, и в Курляндии быть доргове в торгах, и торги будут худы,
и между чернью будет голод»58
. Конечно же, с европейской астрологией мос(
ковский двор впервые ознакомился не через куранты. Само понятие «астро(
логия» появилось в русской книжности уже в XI в. Начало же проникнове(
ния в Россию собственно астрологии связано с деятельностью Захария Скары,
основателя ереси «жидовствующих», побывавшего в Новгороде в 1471 г.
Иосиф Волоцкий говорил о нем: «Сей бяше диаволов сосуд и изучен вся(
кому злодейскому изобретению, чародейству же и чернокнижию, звездо(
законию же и со астрологии»59
.Несмотря на столь жесткие оценки со стороны духовенства, астрология
постепенно укоренилась в России. Непосредственными носителями астроло(
гических знаний выступали приглашенные к царскому двору европейские
доктора, для которых медицинская астрология была неотъемлемой частью
профессии. Куранты постоянно подпитывали интерес к астрологии. Только
за время царствования Федора Алексеевича в них было включено 39 сооб(
щений о различных «небесных знамениях» (этому способствовало появле(
ние в небе над Москвой очередной кометы)60
.
Очевидно, какое(то количество подобных «новостей» и «прогнозов» по(
падало в частные руки. Опасность распространения астрологических проро(
честв российские власти в полной мере осознали во время Московского вос(
стания 1682 г. Незадолго до этого в календаре астронома Фогта появилось
сообщение, что «Москва также не уйдет от определенного ей несчастья». Ук(
рывшееся в Троице(Сергиевом монастыре правительство царевны Софии
опасалось, что восставшие используют это пророчество как идеологическое
оружие. Распространение астрологических календарей было запрещено под
страхом смертной казни, а указ об этом был передан в Москву почтмейстеру
А. А. Виниусу, через руки которого проходила присылавшаяся из(за рубежа
пресса61
.Еще одно известие о борьбе правительства с распространением проро(
честв относится к 1720 г. Оно связано с Украиной, сильно пострадавшей во
время Северной войны. Здесь распространялось «видение» иеромонаха Пор(
фирия, который видел «на небе, на западной стороне» изображенную обла(
ками человеческую голову, 2 скрещенных палаша, еще один палаш, 2 руки,
2 ноги, 2 «месяца», 2 звезды и четырехугольный крест. «Видение» распро(
странялось в виде картинки без пояснительного текста. А. С. Лавров отметил,
что оно «явно противостоит большинству русских и обнаруживает удивитель(
ное сходство с западноевропейскими видениями этого времени — политизи(
рованными и перегруженными геральдической символикой»62
. Трудно ска(
зать, был ли описанный здесь рисунок полностью заимствован с какого(то
европейского «летучего листка» или это созданное непосредственно на Ук(
раине подражание. В любом случае его распространение вызвало серьезное
беспокойство у А. Д. Меншикова.
Подобные листки с разнообразной пророческой символикой появлялись
на Украине и в более раннее время. Один из них (1672 г., уже несомненно ев(
ропейского происхождения) почти за 50 лет до рассматриваемого события
присылал в Москву Варлаам Ясинский63
. Переданное Ясинским пророчество
сообщало о скором поражении Турции и было одним из редких случаев «по(
зитивных известий». Эта «новость» хорошо соотносилась с переведенным
к этому времени на русский язык «пророчеством на гробнице Константина
Великого» (один из поздних переводов был выполнен с «полскаго печатнаго
календара на 1699 лето»)64
.Таким образом, статьи на религиозные темы пропагандистского харак(
тера хотя и отбирались временами из иностранных газет для перевода на рус(
ский язык, но рассматривались или как «курьез», или в качестве образчиков
иноконфессиональной агитации. Совсем иначе к иноземным публикациям
относились в тех случаях, когда они находили отклик в духовных проблемах
и переживаниях русских людей. Причиной доверия к «чудесным» новостям
был собственный страх перед концом света и Божьими карами — войнами,
мятежами, эпидемиями, «грозными» природными явлениями. Если на пра(
вительственном уровне «чудесные» новости проверялись и в конце концов
отвергались как вымысел, то их попадание в народную среду усиливало на(
пряженность в жизни общества. Куранты, сыгравшие огромную положитель(
ную роль в расширении кругозора русской политической элиты и знакомстве
царей и высшей знати с европейской культурой, в то же время выступали
как канал проникновения в Россию иноземных суеверий и ложных «знаний».
>>>-логия это типичная царская, придворная наука,по Делезу.
>>
>>Вот, вот, а кто науку всегда оплачивал? В этом то и проблема.
>
>там часть в параллельном треде, а прямо по вопросу-
>везде, в т.ч. в России в 15-17в, астрология была важнейшей придворной политтехнологией, если выражаться современно(но вообще этого делать не хочется)
Кажется теперь понятно — современная политология это такое же шаманское камлание с бубном и истолкование знамений, только на базе не естественно-математических, а социально-гуманитарных наук — иногда пальцем в небо попадают, но доказательности никакой. Вот уж точно «шуты Дуга и ежик» ( (с) В.Сорокин «День опричника»):)