От Михайлов А.
К Пуденко Сергей
Дата 20.02.2011 18:41:13
Рубрики В стране и мире;

Re: Да, кейс интересный.

Вообще, насколько я понимаю, до Галилея и Кеплера астрономические наблюдения велись в основном с астрологическими целями. Если есть два причинно несвязанных периодических процесса, то один можно использовать в качестве «часов» для другого. Нечто подобное и делали древние люди — солнечная система отсчитывала время для долгопериодических автоколебаний в биосфере (и обществе). Естественно такого рода «предсказания» были чисто эмпирическими, вроде эпициклов Птолемея — так движение планет можно описать (что-то вроде разложения траектории ив ряд Фурье), но нельзя объяснить. Поэтому объяснения осуществлялись в рамках магической причинности как у азандов — человек случайно споткнуться о пенек и поэтому сломать ногу не может, случайная причинность объясняется магическим детерминизмом. В этом смысле астрология уходит корнями в дохристианские, магические представления о времени и причинности. На этом фоне поражает масштаб нововременной революции 17 века, когда тысячелетние традиционные представления о причинно-следственных связей подверглись рефлексии через эксперимент и было осознано что явления на небе и на земле протекают по одинаковым законам — изменение общественно бытия потребовало появления рефлексирующего сознания.

От Пуденко Сергей
К Михайлов А. (20.02.2011 18:41:13)
Дата 22.02.2011 16:04:51

Re: Да, кейс...

>Вообще, насколько я понимаю, до Галилея и Кеплера астрономические наблюдения велись в основном с астрологическими целями. Если есть два причинно несвязанных периодических процесса, то один можно использовать в качестве «часов» для другого. Нечто подобное и делали древние люди — солнечная система отсчитывала время для долгопериодических автоколебаний в биосфере (и обществе).

астрономия древнейшая в смысле рациональности наука. Это "археоастрономия", с верхнего палеолита. А.Маршак и др. Лунные фазы и звездочки на камнях выцарапывали те же "загонные охотники" что создали живопись Ласко и т.п.

Первая задача насколько счас помню лунный календарь. Луна идеальный указатель,без всякой мистики или внерациональной нагрузки.

Для этого достаточно иметь полторы извилины в мозгу. Я и сам запросто на взгляд прикидываю время дня - день (лун)месяца по виду месяца.
Это направление пошло в буйный рост не так давно.

А классика истории еще с 1950х астрономии -это марксист Паннекук и Ван дер Варден. Капитальные и классические раюоты

Минимум астрологии там, даже у шумер-халдеев, показано у ВдВ. Первая задача - счет времени

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D1%83%D0%BA,_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD
http://knigi.tr200.net/v.php?id=270129
Ван-дер-Варден. Б.Л. Пробуждающаяся наука. Ч. II: Рождение астрономии. М.:
http://telescop.ucoz.ru/index/0-21


прорывной кейс антикиферского прибора сейчас очень здоров сдетонировал на пользу обновленной картины эллинистической астрономии, как рациональной и уже прикладной науки астрономии.

До этого в цеху наблюдалась некоторая тоска, мало было известно хоть что-то про полтора века после отца науч.астрономии Гиппарха


Отсюда расцвет представлений, что в те времена научной прикладной астрономии не было или она была убогой, а была прикладная магия. Это неверно. Была нормальная наука ("Греки были нормальными детьми" - Маркс). Самое главное - прикладна, вплоть до "индустрии прецизионной механики",почище европейской 15в. Антикифера - это критиечский удар всем мракобесам под самый дых. "Это для нас то что для гуманитариев -Парфенон", говорят естественники теперь


Все пошло наперекосяк и свалилось в астрологию из-за римлян с их тупым прагматизмом и утилитаризмом, имперской сверхзадачей и т.п., что отлично описали Джонс-Эррейра, я именно этот кусок выдрал как цитату из них
>Естественно такого рода «предсказания» были чисто эмпирическими, вроде эпициклов Птолемея — так движение планет можно описать (что-то вроде разложения траектории ив ряд Фурье), но нельзя объяснить. Поэтому объяснения осуществлялись в рамках магической причинности как у азандов — человек случайно споткнуться о пенек и поэтому сломать ногу не может, случайная причинность объясняется магическим детерминизмом. В этом смысле астрология уходит корнями в дохристианские, магические представления о времени и причинности.

Теология инкорпорировала астрологию с ее магическими штуками, попросту говоря, с социальном плане - во славу Отца небесного и ради подчинения масс царям.
В практике она под себя подмяла прогностику , включая предсказания всяких типов,но даже и медицину(!) и метеорологию. Поэтому она была ведущей в связке с прикладной математикой и астрономией как тихой служанки. Профессия была "математик" тогда


В научном изводе получилась такая "наука", которая тоже по сю пору интересна модельно

Я склоняюсь к тому что это (13-16века) была как Б. пишет fault science - несостоятельная и несостоявшаяся как наука в собств смысле дисциплина " о связи космоса с человеком". Рухнула как в прорубь в кнце 17 в после ньютона с гюйгенсом и прочими гершелями. Планиды благодаря телескопам оказались тупыми каменными или что шарами. Властям , ранее юзавшим вовсю, джентльменам в Тауэре просто западло это пришлось. Реально западло, плохой тон. Подхватили тогда ее масоны и прочее уже мелкое отребье и добили. Но все равно забавно,потому что она жила всегда и выжила и теперь вот почти что гегемонит над отупевшими земшарцами

Модельный случай. И сейчас играет

А вот про аутентичную историю и суть астрологии вглубь и в деталях у нас не было книг вплоть до самого посл.времени. Берлински и Витфилд("Жилински") эту брешь начали закрывать. Про алхимию такие книги были


Все оказалось настолько непросто, что без философии и методологии а ля Косарева распредметить топик невозможно. Она прямо разбирает напр суть "главного" теологического спора Фомы и Августина о "причинах" и "знаках", которую берет за основу реконструкции Берлински

Все что без учета "места" астрологии и ее связки с теологией в средневековой Европе написано, понять тоже невозможно.

А там крайне поучительные повороты были. Жаль пока эти книжки в эл.виде не выложены



На этом фоне поражает масштаб нововременной революции 17 века, когда тысячелетние традиционные представления о причинно-следственных связей подверглись рефлексии через эксперимент и было осознано что явления на небе и на земле протекают по одинаковым законам — изменение общественно бытия потребовало появления рефлексирующего сознания.

От Михайлов А.
К Пуденко Сергей (22.02.2011 16:04:51)
Дата 23.02.2011 19:25:21

Re: Да, кейс...Проблематизируем?

Конспективно.
1.Астрономия. Палеоастрономия — наука прикладная., её функция — измерение больших промежутков времени, календарь. В противоположность древней современная астрономия является наиболее фундаментальной наукой, некогда удостоверившей основания механики, а теперь и физики высоких энергий. Это разные типы научной рациональности — древняя с мифологией совместима, современная — нет. Ускорители называли «пирамидами 20-го века», а были ли мегалитические сооружения «ускорителями каменного века» или имели культово-магическую природу? Мыслимо ли вообще получить ответ на этот вопрос?
2. Понятие рационального. В качестве рабочего определения примем что рациональную науку как особый тип познавательной деятельности отличают следующие свойства:
1.Интенция к интеллигибельности бытия, делание мира проницаемым для интеллекта — неизвестные естественные процессы, замещаются известными мыслительными конструкциями.
2.Стремление к подлинности деятельности — схема деятельности приводится к истине самого предмета деятельности с целью универсального преобразования деятельности.
3.Картезианское сомнение как основание подлинности — все теоретические конструкции подлежат целенаправленной эмпирической проверке.
3. Исторические формы рационального. Вышеизложенное понятие рационального окончательно сформировалось и стало господствующим в Новое время, но те или иные элементы рациональности можно найти гораздо раньше, чуть ли не в магических практиках. Что это — более ранние, неразвитые формы рациональности, отличающие от современных лишь объемом знаний, или существенно иные формы общественного сознания? В частности, античная философия и наука от Фалеса до Аристотеля казалось бы интеллигибельна, практикоориентирована и эмпирична, именно в ней нововременная рациональность находит свой исток, странным образом уживается с мифом, мистицизмом, религиозностью, причем в поздней античности они начинают преобладать — закономерен ли этот процесс и правильно ли мы его понимаем. Связь с классовой борьбой — мировые религии — самосознание угнетенных масс античности (эсхатология — жажда «разрушить старый мир»), с другой стороны социальный заказ на науку оплачивается правящим классом эксплуататорских обществ.
4. Иррациональное как противоположность рациональному. А что такое собственно иррациональное? Отжившие оболочки прошлых форм рациональности или нечто самостоятельное? Псевдонаука имитирует формы научности (вплоть до попперовской фальсифицируемости:-)) будучи лишенной подлинно научного содержания, с другой стороны существовали и открыто антинаучные учения, отвергавшие познание объективных детерминизмов в пользу чистого воления и других не когнитивных форм психического.

От Пуденко Сергей
К Михайлов А. (23.02.2011 19:25:21)
Дата 07.03.2011 17:10:36

Re: Да, кейс...Проблематизируем? ятрена мать....


>2. Понятие рационального.
>3. Исторические формы рационального. Вышеизложенное понятие рационального окончательно сформировалось и стало господствующим в Новое время, но те или иные элементы рациональности можно найти гораздо раньше, чуть ли не в магических практиках. Что это — более ранние, неразвитые формы рациональности, отличающие от современных лишь объемом знаний, или существенно иные формы общественного сознания?



В практике она под себя подмяла прогностику , включая предсказания всяких типов,но даже и медицину(!) и метеорологию. Поэтому она была ведущей в связке с прикладной математикой и астрономией как тихой служанки. Профессия была "математик" тогда


В научном изводе получилась такая "наука", которая тоже по сю пору интересна модельно



все очень любопытно и именно в новом понимании рациональности дело, но лезть придется очень глубоко

Начинать проще с повседневности и очевидности

что висело над Спассокй башней в 16 веке???

почему так меряли время
что это означало

какое отношение это имеет как к повседневности *от смердов до знати) и к высокой науке


а как это менялось в 17? 18 19 20? веке

а менялось ли вообще????


что ЭТО вообще может означать???


http://new-guid.livejournal.com/1059.html
http://pics.livejournal.com/new_guid/pic/000039b4/s640x480

Источники:
1) «Альбомъ Мейерберга. Виды и бытовыя картины Россiи XVII века. Рисунки Дрезденскаго альбома, воспроизведенные съ подлинника въ натуральную величину съ приложенiемъ карты пути цесарскаго посольства 1661-62 гг.»-Санктъ-Петербургъ: Изданiе А. С. Суворина, 1903- С. 160-163.


Р. А. Симонов, О. Р. Хромов (Москва)
«ЧАСЫ НА КРУГУ» - НАИБОЛЕЕ РАННЕЕ ТОЧНО ДАТИРУЕМОЕ 1663 ГОДОМ ЛИСТОВОЕ ИЗДАНИЕ МОСКОВСКОГО ПЕЧАТНОГО ДВОРА
(Скачать в PDF формате)
"ДРЕВНЯЯ РУСЬ. ВОПРОСЫ МЕДИЕВИСТИКИ"
http://www.drevnyaya.ru/vyp/stat/s3_25_2.pdf
http://www.drevnyaya.ru/vyp/2010_4/part_6.pdf
Р. А. Симонов Роль КиРиКа НовгоРодца в КультуРе Руси


Примерно к концу ХХ в. не только в нашей стране, но и за рубежом «учение» Кирика не
просто стало признаваться выдающимся произведением, а начало рассматриваться как своего рода
одна из вершин научного средневекового творчества, возвышающаяся над общим уровнем культуры
Руси. Был поставлен вопрос о несоответствии высокого научного содержания указанного труда
Кирика общему интеллектуальному уровню культуры Руси45
. сейчас «учение» рассматривается как «гениальное для своего времени» произведение46
.
в XXI в. творческий потенциал «учения» был усилен в связи с новейшими взглядами на природу
времени. Концепция времени, принятая в современной науке, опирается на взгляды и. Ньютона
XVII в. Как показал недавно член-корреспондент РаН а. Н. Паршин (отделение математики
РаН), они правильны, но не полны. По его мнению, для понимания феномена времени необходимо
включить представление о циклах «в устройство космоса в качестве его основы»47
. Конечно, Кирику до этих тонкостей было далеко. Но вызывает уважение его интуиция, подсказавшая ему необходимость включить циклы в число факторов математического исследования времени.

циклы – основной предмет математического интереса Кирика.

соответствующие ятронаучные славяно-русские источники представляют собой таблицы, по
которым для каждого часа любой даты можно определить его (часа) магическое качество с целью
прогнозирования благоприятности/неблагоприятности исхода событий. Эта методика являлась
модификацией греческой классической хрономантии, восходящей к вавилонской традиции (древняя
Месопотамия). По ней каждый час («косой»), а также любой день и отдельно ночь одних и тех
же суток «управлялись» одной из «планет» септенера (семи светил – солнцем, луной, Марсом,
Меркурием, юпитером, венерой, сатурном). в славяно-русских памятниках XV–XVI в. качество
«управления» планет часами отличается от греческой классической традиции. т ак, если в последней
«неблагоприятными планетами» выступают сатурн и Марс, то в славяно-русском варианте –
юпитер и Меркурий.


для дальнейшего изложения следует знать, что часовая магия была тесно связана с магией
счастливых/несчастливых («добрых»/«злых») дней и ночей. дело в том, что в хрономантии понятие
о счастливом/несчастливом («добром»/«злом») дне является вторичным по отношению к понятию
счастливого/несчастливого («доброго»/«злого») часа. Это вытекает из того, что сокровенный
характер дня/ночи определялся по их первому «косому» часу, который отсчитывался с рассвета/
заката. Первый «косой» рассветный час («добрый»/«злой») делал «добрым» или «злым» весь
день. Первый «косой» час на закате («добрый»/«злой») делал «доброй» или «злой» всю ночь.
согласно хрономантии, время по дням недели «управлялось» планетами септенера в
следующем порядке: воскресенье солнцем, понедельник луной, вторник Марсом, среда
Меркурием, четверг юпитером, пятница венерой, суббота сатурном. Названия дней недели
в некоторых западноевропейских языках сохраняют соответствующее «управление» планетами
септенера. так, а. П. юшкевич по указанному поводу писал: «Например, в английском языке
“Sunday” (воскресенье) – день солнца, “Monday” (понедельник) – день луны, “Tuesday”
(вторник) – день Марса (Марсу соответствовал бог Tiw), “Wednesday” (среда) – день Меркурия
(Меркурий – Woden), “Thursday” (четверг) – день юпитера (юпитер – Thor), “Friday”
(пятница) – день венеры (венера – Frig) и “Saturday” – день сатурна»60
.
со времен Клавдия Птолемея (II век н. э.) планеты септенера делились на благоприятные


Упомянутый выше барон А. Мейерберг в сер. XVII в. сообщал, что сторожа повторяли счет
боя башенных часов ударами по желобам и доскам: «…На всякой улице поставлены сторожа, которые
каждую ночь, узнавая время по бою часов, столько же раз, как и часы, колотят в сточные желоба на
крышах, или в доски…»38
. Информация о длительности светлого и темного времени суток, таким
образом, каждодневно воспринималась населением не только визуально (по циферблату), но и на слух
(по числу ударов часового колокола, воспроизводимому по всему городу сторожами). Знания о динамике
светлого и темного времени суток до сих пор входят в разряд повседневной информации в виде данных
о времени восхода и захода Солнца (например, в отрывных календарях и др. справочных материалах).
«Часы на кругу», появившиеся в 1663 г., очевидно, по замыслу служили совершенствованию
«пособий» для управления боем башенных часов. При этом выявился так сказать побочный,
незапланированный интерес к этому изданию как информационному средству об относительной
длительности светлого и темного времени суток, обусловивший потребность в листах не только
часовщиков, но и более широких слоев населения. Возможно, в связи с этим было предпринято 2-е изд.
«Часов на кругу» (еще до введения башенных часов новой конструкции – с 12-частным циферблатом).


http://dlib.eastview.com/browse/doc/20388267
Автор: Р. А. СИМОНОВ

О ВОЗНИКНОВЕНИИ РУССКОЙ ЯТРОНАУКИ В НАЧАЛЕ XV в. - НА СТОЛЕТИЕ РАНЬШЕ, ЧЕМ СЧИТАЛОСЬ*

Данные о медицинской астрологии (ятроматематике) в русской книжной культуре сохранились с конца XV в. Существуют недостаточно изученные славянорусские источники, восходящие к более раннему времени, связанные с часовой хрономантией - частью астрологии, уходящей корнями в культуру Древнего Вавилона (и соответствующую древнегреческую традицию). Суть этой магии состояла в прогнозировании событий по сокровенной "окраске" часов как "добрых", "средних" и "злых": для благоприятного исхода следовало начинать любое дело в "добрый" час, избегать его в "средний" и не предпринимать вовсе в "злой". Ятронаука, восходящая к врачебной деятельности эпохи Возрождения, характеризуется использованием часов. Связь установленных в Москве в 1404 г. общественных часов с ятронаукой обусловлена возможностью их использования в специфическом варианте славяно-русской часовой хрономантии.

http://dlib.eastview.com/browse/doc/7078898
РОССИЙСКИЕ ПРИДВОРНЫЕ "МАТЕМАТИКИ" XVI - XVII ВЕКОВ
Автор: Р. А. СИМОНОВ

В средние века в Западной Европе получило широкое распространение мнение о существовании тесной связи между земными событиями и звездами. Феодалы различных рангов использовали для истолкования этой связи т. н. математиков, главным образом в качестве советников-астрологов. "Математиками" назывались также представители ятроматематики, т. е. врачебной астрологии1 . Этот термин аналогичен ряду подобных, получивших тогда распространение: ятрохимия (врачебная химия), ятромеханика (врачебная механика) и пр. Дипломированный врач был в той или иной степени ятроматематиком, что нашло отражение в бытовавшем в ту пору афоризме: "Если анатомия - правое око медицины, то астрология - ее левое око". Математики занимались также изданием астрологических альманахов-календарей с различными предсказаниями и ятроматематическими рекомендациями. Увлечение такого рода математикой в Западной Европе ослабло в XVII веке



МЕДИЦИНСКАЯ АСТРОЛОГИЯ, ятроматематика (iatromathematica, от греч.«врач»и математика) — учение о влиянии планет на здоровье человека, течение и исход болезней, развившееся из представлений о макрокосме и микрокосме, является частью оперативной…астрологии. Гиппократ говорил, что ни один врач не имеет права называть себя врачом, если он не овладел астрологией. Он излагал теорию, согласно которой существуют критические для здоровья человека дни (см.: Критические дни), которые зависят от гелиакических восходов и заходов светил и фаз Луны. Например, по его мнению, Плеяды, Арктур и Сириус имеют гибельное влияние на здоровье человека. Гален считал, что основное влияние на здоровье человека оказывает Луна. Основная идея медицинской астрологии (в той ее форме, которая практиковалась с эпохи поздней античности) состоит в том, что влияние знаков Зодиака распределено между частями человеческого тела, широко распространенное изображение соответствия называется «Зодиакальным человеком». Подобным же образом закреплены планеты. Ключевую роль в лечении играет декумбитур гороскоп больного. Изучение расположения планет в этом гороскопе и учет связей знаков Зодиака с планетами (см.: Анатомия человека) используются для постановки диагноза и определения правильного метода лечения (см.: Кровопускатель). Медицинская астрология стала известна в Европе благодаря арабам и пережила свой расцвет в эпоху позднего Средневековья и Возрождения. Многие часы, изготовленные во времена Ренессанса, имели ятроматематические циферблаты, на которых указывались несчастливые и критические дни; они были сконструированы, исходя из представления о влиянии Луны на здоровье человека. Современная астрологическая медицина пытается найти связь между планетами и железами внутренней секреции. См.: Мелотезия. /





http://www.lifeofpeople.ru/themes/?theme=20.60.17.s
Самуэль Коллинз, личный врач Алексея Романова, 1658-1666
(Ятроматематика. Записка Коллинза в переводе дьяка Лукьяна Тимофеевича Голосова. В скобках приведены латинские варианты важнейших по смыслу слов; опущенные переводчиком отрывки восстановлены в подстрочных примечаниях)

ПЕРЕВОД С ЛАТИНСКАГО ПИСМА, КАКОВО ПОДАЛ В ОПТЕКАРСКОМ ПРИКАЗЕ ДОХТУР САМОЙЛО КАЛЛИНС МАЯ В 31 ДЕНЬ НЫНЕШНЯГО 172-ГО ГОДУ


Дни для отворения жил и рожечнаго кровопущанья от звездозаконников (ab Astronomiris) искушении и установлени в месяце июне лета господня 1664-го.

День 3 и 4, то есть пяток и суббота добро и по взору планид имеют во обое действие, то есть во отворение жил и рожечное кровопущание доволcтво (В июне 1664 г. благоприятными днями, как установил Коллинс, были 3-е и 4-е числа. О.Р. Хромов обнаружил сведения о том, что 3 июня Алексею Михайловичу действительно делалось кровопускание, см.: «Выходы государей царей и великих князей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича всея Руси и самодержцев». М., 1844. С. 420. Из этого следует, что астрологические расчеты Самуила Коллинса учитывались при проведении кровопусканий Алексею Михайловичу).

Также день 7, 9, и 10, и 11; 21, 22, 25 июля благополучен и долговременен, а изряднее когда месяца сего погода тепла есть, чрез которую мокроты врят (Humores Fermentut) и кровь тончайшую творят, пущанию гораздо пристойну. Конец.
...


От Михайлов А.
К Пуденко Сергей (07.03.2011 17:10:36)
Дата 20.03.2011 03:39:53

Re: Проблематизируем рациональность?


> >2. Понятие рационального.
>>3. Исторические формы рационального. Вышеизложенное понятие рационального окончательно сформировалось и стало господствующим в Новое время, но те или иные элементы рациональности можно найти гораздо раньше, чуть ли не в магических практиках. Что это — более ранние, неразвитые формы рациональности, отличающие от современных лишь объемом знаний, или существенно иные формы общественного сознания?
>


> В практике она под себя подмяла прогностику , включая предсказания всяких типов,но даже и медицину(!) и метеорологию. Поэтому она была ведущей в связке с прикладной математикой и астрономией как тихой служанки. Профессия была "математик" тогда


>В научном изводе получилась такая "наука", которая тоже по сю пору интересна модельно



>все очень любопытно и именно в новом понимании рациональности дело, но лезть придется очень глубоко


Собственно вышеизложенные 4 тезиса навеяны работой Н. Автономовой «Рассудок - Разум - Рациональность.» (работа выложена на скепсисе
http://scepsis.ru/library/id_964.html ) , поэтому разовью в в сторону форм рациональности и смежных вопросов.

У Автономовой иррациональное это одностороннее понятое рациональное, абсолютизация одного из частных моментов — этического, эстетического и даже логического. Иррациональными могут выступать прошлые формы рациональности, но наиболее интересны будущие формы — иррациональное как еще не познанное или еще не созданное. Но человек тем и отличается от несушки Поппера, что выходит за рамки эмпирических фактов - рациональное научное познание это деятельность по приуготовлению практик к будущему, будущему заранее неизвестному и непредрешенному. Получается что иррационального как бы не существует. С другой стороны, можно конструировать иррациональное как «ошибочную сборку» схемы рационального. Переставьте местами логику и эстетику и из марксизма получиться экзистенциализм, откажитесь от социальности человека (6-й тезис Маркса о Фейербаха) и из коммунизма получиться анархизм — ценности вроде те же, но зияет совершенно чудовищная дыра в науке об обществе и человеке и социально-политическая стратегия заводит в тупик. Но и это форма иррационального сконструирована из рационального. Вопрос — существует ли иррациональное как таковое. Не в смысле природы, противопоставленной мышлению — рациональное это не сколько рациональное мышление, сколько рациональное отношение мышления к бытию — так вот, возможно ли иррациональное отношение к миру? Ведь мы сталкиваемся с сознательным мракобесием, как деятельностью обратной познанию, волевым воспроизводством ошибок мышления, навязыванием антимышления. И дело не только в обмане народа правящими классами, но и в желании обманываться, в самовоспроизводящемся обмане, не сводящимся к манипуляции (т.е навязыванию ложных ценностей и подмене целей средствами и наоборот). Поэтому проблема может быть сформулирована так — конструктивное построение рациональных схем иррационального мышления.

От Павел Чайлик
К Михайлов А. (20.03.2011 03:39:53)
Дата 20.03.2011 18:37:40

ВЫЗОВ для человечества.

> У Автономовой иррациональное это одностороннее понятое рациональное, абсолютизация одного из частных моментов — этического, эстетического и даже логического. Иррациональными могут выступать прошлые формы рациональности, но наиболее интересны будущие формы — иррациональное как еще не познанное или еще не созданное. Но человек тем и отличается от несушки Поппера, что выходит за рамки эмпирических фактов - рациональное научное познание это деятельность по приуготовлению практик к будущему, будущему заранее неизвестному и непредрешенному. Получается что иррационального как бы не существует.

С другого боку. Религиозные апологеты в качестве аргумента противопоставляют веру разуму, в то же время сама вера имеет сугубо рациональные основания, а, по сути, такое противопоставление всего лишь скрывает запрет на критическое переосмысление этих оснований.

>С другой стороны, можно конструировать иррациональное как «ошибочную сборку» схемы рационального. Переставьте местами логику и эстетику и из марксизма получиться экзистенциализм, откажитесь от социальности человека (6-й тезис Маркса о Фейербаха) и из коммунизма получиться анархизм — ценности вроде те же, но зияет совершенно чудовищная дыра в науке об обществе и человеке и социально-политическая стратегия заводит в тупик. Но и это форма иррационального сконструирована из рационального. Вопрос — существует ли иррациональное как таковое. Не в смысле природы, противопоставленной мышлению — рациональное это не сколько рациональное мышление, сколько рациональное отношение мышления к бытию — так вот, возможно ли иррациональное отношение к миру? Ведь мы сталкиваемся с сознательным мракобесием, как деятельностью обратной познанию, волевым воспроизводством ошибок мышления, навязыванием антимышления. И дело не только в обмане народа правящими классами, но и в желании обманываться, в самовоспроизводящемся обмане, не сводящимся к манипуляции (т.е навязыванию ложных ценностей и подмене целей средствами и наоборот). Поэтому проблема может быть сформулирована так — конструктивное построение рациональных схем иррационального мышления.

Я тут выделил то, на что отвечаю.

Вот тут я бы иначе описывал процесс. Скорее «по Шушарину».
Шушарин, в общем-то, предложил свою конструктивную схему построения иррационального мышления большинства.
Движущей силой создающей в этом процессе является функционирование обыденного сознания, с его доксами. В отношении докс важна их характеристика адекватности практике, которая естественно убывает в процессе накопления практического опыта. Но само мышление, сотканное из своих базовых элементов, ограничено ими и реагирует на изменение практики не пересмотром оснований (это как раз удел философии и далее наук в рамках парадигм и исследовательских программ), а их перекомпоновками, ведущими к хаотизации (наподобие позднее-советского разложения идеологии) - вобщем, всякими крокодилами с переменной высотой полетов.
Переломные моменты в истории (и в частности истории науки) в пределе, наверное, можно вычислять как встречные процессы утраты адекватности и далее мощности текущих «рациональных схем». Которые, в свою очередь, имеют шанс в этих узловых точках быль преодоленными новыми «рациональными схемами», переработавшими в себе приращение опыта. Из этого же следует необходимость онаучивания процесса революционных преобразований или «истинной НТР» по Шушарину – т.е. текущий социальный опыт имеет такую степень сложности, что никакие «перестановки» в текущей «рациональной схеме» не содержат адекватного решения, а новые сущности, требующие введения в мышление находятся в научной сфере. И это ВЫЗОВ для человечества.

От Кудинoв Игорь
К Михайлов А. (20.02.2011 18:41:13)
Дата 21.02.2011 14:01:21

у арабов в IX-X астрономия была развита как сугубо прикладная наука -

>Вообще, насколько я понимаю, до Галилея и Кеплера астрономические наблюдения велись в основном с астрологическими целями.

служившая навигации. Секстант арабы использовали с Х века, ЕМНИП.

От Пуденко Сергей
К Кудинoв Игорь (21.02.2011 14:01:21)
Дата 22.02.2011 17:29:31

Re: у греков в общем тоже.

>>Вообще, насколько я понимаю, до Галилея и Кеплера астрономические наблюдения велись в основном с астрологическими целями.
>
>служившая навигации. Секстант арабы использовали с Х века, ЕМНИП.

насчет "древней и почтенной астрологии"много мракобесных наветов и это теперь мейнстрим. Туфта это полная. Зодиакальные гороскопы тоже не очень давнее изобретение.

Она двоилась всегда,их было по ходу две, логия и номия. Решающий перекос в строну -логии внес Берос в 3 в до н.э. Расползлась по низовому уровню потом.

Паннекук еще не самый "левый",в смысле наш, когда (на слабом уровне знаний 1940-50х) просто говорит что астрономия - древнейшая наука в точном и полном смысле слова, на примере эллинизма 2-3в до н.э. Есть и гораздо более сильные утверждения , особенно после истории с антикиферой. Она чудом уцелела, прочее все гады имперцы изничтожили, а труды материалистов и "варваров" вроде Архимеда(это классический кейс, наш цеховой ) маршалы да придворные всегда уничтожали.

Старый взгляд теперь будет переписываться

-логия это типичная царская, придворная наука,по Делезу.

Ребята были трезвые и практичные техники.

От Михайлов А.
К Пуденко Сергей (22.02.2011 17:29:31)
Дата 23.02.2011 19:28:42

А каков был социальный заказ на науку?

>-логия это типичная царская, придворная наука,по Делезу.

Вот, вот, а кто науку всегда оплачивал? В этом то и проблема.

От Пуденко Сергей
К Михайлов А. (23.02.2011 19:28:42)
Дата 07.03.2011 22:27:05

Re: А каков...

>>-логия это типичная царская, придворная наука,по Делезу.
>
>Вот, вот, а кто науку всегда оплачивал? В этом то и проблема.


там часть в параллельном треде, а прямо по вопросу-
везде, в т.ч. в России в 15-17в, астрология была важнейшей придворной политтехнологией, если выражаться современно(но вообще этого делать не хочется)


Про Запад вкусного много в свежих импортных книжках, просто класс. История с Великой Чумой (ее "научным обоснованием") и Великим пожаром Лондона ( у Берлински). Пересказывать долго.

один родной кейс недавно нашумел - гороскоп Петра 1. Опять же, в ибанске теперь ан масс интересуются только тем, что касается первых персон. А меня интересует народная повседневная наука. В этой вилке приходится крутиться

Автор поумней Сурдина с капицами есть

http://www.knigoprovod.ru/?topic_id=23;book_id=2958
Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси (по данным средневековой книжной культуры)
Научное издание
Симонов Р. А



http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/VIET/BOOKS-02-03.HTM
Третий раздел сборника посвящен теме, о которой до последнего времени отечественные историки по известным причинам вообще старались не говорить (по крайней мере на страницах печати). Речь идет об истории использования точных методов в так называемом “сокровенном знании”, прежде всего в астрологии. Следует сразу отметить, что при изучении данного вопроса автор не ограничивается исследованием чисто оккультных моментов (хиромантия, физиогномика и т. д.), но постоянно стремится к выявлению тех нитей, которые связывают “сокровенное знание” со знанием позитивным, естественно-научным, прежде всего с календарной астрономией и практической медициной. Предшествующий опыт автора по изучению календарно-астрономической традиции позволяет квалифицированно решать сложные проблемы, требующие владения “техникой” календарных вычислений. На страницах сборника приведены интереснейшие фактические данные о пользовавшейся популярностью гадательной книге Рафли, о расчете счастливых и несчастливых часов, о медицинско-астрологических знаниях Древней Руси.

В целом вопрос об отношении к сокровенному знанию является крайне сложным. Например, сущность астрологии можно представлять себе двояко. Можно считать, что астрология занимается анализом причинно-следственных связей между явлениями надлунного и подлунного миров. В этом случае она входит в противоречие с церковной догматикой, но одновременно служит источником, из которого нередко вырастает позитивное естественно-научное знание. Это та интерпретация, которой придерживается автор в своей оценке сокровенного знания. Вместе с тем астрология допускает иную интерпретацию, в рамках которой астрономические явления считаются лишь знаками или символами проявления высших сил и потому не являются жестко причинно-следственно связанными с явлениями подлунного мира. Так, например, понимал суть астрологии еще Плотин. Вопрос о том, в каком взаимоотношении эти два понимания астрологии находились в ту или иную историческую эпоху, является предметом конкретного исторического исследования. Это относится, в частности, и к пониманию астрологии в древнерусской культуре. Заслугой Симонова, несомненно, является то, что его работы привлекают внимание исследователей к этой сложной и интересной теме, научное осмысление которой, как мне хочется надеяться, не за горами

------------

вот его-то работы (есть в сети) задают новый тренд.

И ему приходится контачить с знающими дело. То есть, современными астрологами.

Вот в такой вилке тоже приходится крутиться

И еще мне помогает мое увлечение лубками,народнымикартинками, старинными гравюрами. Я давно их коллекционировал. Теперь можно раскодировать


знаменитая гравюра с исходника -потолка в царском дворце в Коломенском 17в. Вот маленькие царевичи под ними росли

Русская народная картинка-лубок «Солнце с зодиаками» (XVII век) . Солнце и луна, времена года, изображенные аллегорически – в виде прекрасных молодых женщин, двенадцать знаков зодиака позволяют размышлять о вечности и непреходящей ценности жизненного бытия.

http://horosha-levsha.livejournal.com/53875.html
тут ко мне в руки попала книга с надписью "Русская гравюра 16-17 веков.Русская картинка".

есть в сети



http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/53316.html
Мишина Е. А. Русская гравюра на дереве
http://pics.livejournal.com/horosha_levsha/pic/00032tp9/
Многократно копировали огромный лист "Солнце с зодиаками". Тема эта была чрезвычайно популярна в XVII веке, упоминания о ней многократно встречаются в архивных документах. "Беги небесные" украшали потолок столовой палаты в царском дворце в селе Коломенском. В доме князя В.В.Голицына, также в столовой, были написаны "Беги небесные с Солнцем, Луной, месяцами и зодиаками". Для царевича Петра Алексеевича в 1679 году писали "на александрийском листу 12 месяцев и беги небесные против того, как в столовой на подволоках написано..."44 Таким образом, средневековое представление о строении вселенной переходит через посредство гравюры в следующее столетие, но теперь это уже настенный лист, а не плафон. В это время уже не обязательно помещать изображение неба именно на потолке. "Трапеза благочестивых и нечестивых", "Житие Иосифа", "Притча о бога
че и Лазаре" - все они перешли в гравюру на металле.
http://www.booksite.ru/enciklopedia/faith/index.htm
http://www.booksite.ru/enciklopedia/faith/12.jpg





http://pics.livejournal.com/horosha_levsha/pic/0003hs98/




http://community.livejournal.com/ru_history/2004005.html
http://astrologic.ru/comments/Peter001.gif



из-за того, что отсчет времени велся от восхода Солнца, а часы имели постоянную длительность, число дневных часов в течение года постоянно менялось, колеблясь от 17 до 7, причем переводы стрелок на башенных часах при изменении числа дневных и ночных часов осуществлялись вручную в соответствии с данными специальных таблиц, показания которых в отношении точных дат такого перевода разнились. Петр родился как раз в дни такого перехода от 16-часового к 17-часовому дню, а значит, показания источников о 5 часе ночи, об отдаче ночных часов, о "полтретьем" часе до дня, сами по себе можно толковать двояко

http://pryahi.indeep.ru/astrology/peter_horoscope.html



http://krotov.info/history/17/1670/bronshteyn.htm
Плужников В.И., Симонов Р.А. Гороскоп Петра
Плужников В.И., Симонов Р.А. Гороскоп Петра I // Тр. Отдела древнерусской литературы. - Л.: Наука, 1990. - Т. 43. - С. 82-100.

Плужников В. И., Симонов Р. А. Гороскоп Петра I // Труды Отдела древнерусской литературы. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1990. — Т. XLIII. — С. 82—100.


Святский Д.О. Очерки истории астрономии в Древней Руси. . Ш. Историко-астрономнчеокие исследования. - М.: Наука, 1966. -Дип. 9. - С. 11-126 (о гороскопе Петра с. 42-47).

Отсутствие органичного творческого сотрудничества между предста­
вителями указанных направлений привело к тому, что гуманитарии ориен­
тировались не на лучшие образцы естественнонаучных трактовок проб­
лемы (например, Б. Е. Райкова)
и даже пытались толковать астрономо-
астрологические понятия, исходя из собственных представлений. Что из
этого получилось, видно на примере объяснения понятия квадратуры
И. Ф. Голубевым («астрологический четырехугольник, образуемый пла­
нетами»).

53
Отсутствие взаимопонимания между гуманитариями и естествоиспы­
тателями приводило к существенным сбоям в изучении проблемы


90 В. И. ПЛУЖНИКОВ, Р. А. СИМОНОВ

Начиная примерно с середины 50—60-х г г. X V I I в. в России можно
выделить несколько уровней астрологической «культуры». Естественно-

научный уровень отражал знания наиболее подготовленных в области?
астрологии специалистов. В их состав входили придворные врачи; они
имели университетскую медицинскую подготовку, включавшую знания по-
врачебной астрологии (ятроматематике).
62
Профессиональный уровень
представителей этой группы характеризуют написанные ими на иарской
службе астрологические произведения, каковых от указанного времени
сохранилось три. Из них два — о кровопускании — принадлежат
Л. Личюфинусу Богдановичу (1657) и С. Коллинсу (1664),
63
а третье имеет
вид двух писем, подготовленных А. Энгельгардтом (1664—нач. 1665)
в ответ на запросы царя Алексея Михайловича о возможности чумной
эпидемии в России и прогнозе на 1665 г. По-видимому, составление годич­
ного прогноза было единичным событием и не входило в обычные обязан­
ности врачей-астрологов. А. Энгельгардт в астрологическом отчете при­
знает, что делает предварительные заключения по данным западноевро­
пейских календарей, так как для более точных выводов ему нужны
были бы небесный глобус, квадрант и таблицы эфемерид.
64
Отсюда можно
сделать вывод, что в своей медицинской практике он при определении
астрологически благоприятных сроков кровопусканий, приема лекарств
и проч. также руководствовался готовыми данными календарей. По-ви­
димому, такой подход был распространен среди царских врачей, а слож­
ные астрологические расчеты и инструментальные наблюдения светил.
производились ими редко. Возможно, не все врачи могли выполнять ра­
боту квалифицированных астрологов.
Просветительный уровень астрологической культуры охватывал пре­
имущественно людей гуманитарной подготовки, в основном выходцев
из западнорусских областей, ранее входивших в состав Польши и Великого-
княжества Литовского.Астрологическое содержание стихотворных и
прозаических произведений представителей этого уровня астрологиче­
ской культуры сводится к общей характеристике астрологии, ее положе­
ния среди «вызволенных» (т. е. свободных) наук («художеств»). В XVII в.
на место астрономии в квадривии свободных наук (арифметика, геомет­
рия, музыка, астрономия) стала ставиться астрология. Такая замена пред­
ставлена, например, в ранней польскоязычной поэзии Симеона Полоц­
кого 40-х—начала 50-х гг.
65
В написанной в 1672 г. Николаем Спафарием
совместно с Петром Долгово «Книге избранной вкратце о девятих мусах
и о седмих свободных художествах» (по-видимому, для обучения детей
царя) также вместо астрономии указана астрология.

Примерно с 60-х гг. стали переводиться в Посольском приказе запад­
ноевропейские календари с предсказаниями. Они также характеризуют
просветительный уровень астрологической культуры. Ее «проводниками»
«были правительственные переводчики, по своему положению и знаниям
занимавшие следующую ступень после врачей в условной иерархии «ин­
теллектуалов» на царской службе.
Астрологическая культура имела также потребительский уровень.
Названная выше литература отражает ее предназначенность для госу­
дарственных нужд, включая «радение о государевом здоровье». О харак­
тере потребления астрологических знаний имеются следующие данные.
Документально зафиксированы акты кровопускания царю и членам его
семьи, сроки которого устанавливались в соответствии с астрологиче­
скими рекомендациями. Из второго письма А. Энгельгардта следует, что,
ознакомившись с первым, царь задал ему восемь вопросов, в основном
политического характера.
67
По-видимому, информационно-политическим
целям служили и переводившиеся в Посольском приказе календари. Это
подтверждается пометами на одном из них (ранее необоснованно припи­
сывавшемся Петру I ), касающимися сбывшихся предсказаний.


углубляться в астрологию в то время
было небезопасно даже для высоких сановников.
«Профанский»
70
уровень астрологической культуры. Он охватывал
псевдоастрологов и их последователей, принимавших за астрологию
астромагию, в которой обращение к небесным светилам выступало атри­
бутом магических действ. Такого рода псевдоастрологом выступает в ро­
зыскных делах (1689—1690 г г .) Дм. Силин, который с колокольни Ивана
Великого в Московском Кремле смотрел на Солнце, а затем «предрекал»
для кн. В. В . Голицына и Сильвестра Медведева.
71
Четыре уровня астрологической культуры не были обособлены друг
от друга, а глубоко проникали один в другой так, что низший — профан­
ский — был присущ в определенной степени и высшему — естественнонауч­
ному. Выделенные уровни позволяют лучше ориентироваться в особен-
ностях «поля» астрологических представлений России последней трети:
X V I I в ., хотя в действительности оно могло иметь более сложную с трук­
туру.


Проведенный анализ раскрывает, что имел в виду А. И. Лексель,
когда писал о гороскопе Петра I : «Многие знаменования по правилам
астрологов не только посредственны, но и зловещи».
94
Эту сторону горо­
скопа Г . - Ф. Миллер скрыл, изложив дело так, будто он исключительно
благоприятен, что с неоправданным доверием было воспринято последую­
щими исследователями.
Придворные астрологи (врачи) Алексея Михайловича, если они полу­
чили задание составить гороскоп на рождение Петра I, также могли
скрыть от царя в полном объеме «зловещие» черты. Аналогичная ситуация
представлена в записанном А. С. Пушкиным (со слов Н. К. Загряж­
ской — представительницы родовитой знати) случае, связанном с пред­
сказанием судьбы императора Ивана VI Антоновича.
95
Предшествовав­
шая ему на российском троне Анна Иоанновна якобы дала задание
Л. Эйлеру (1707—1783) и еще одному члену Петербургской Академии
наук составить гороскоп на его рождение (1740 г . ). Показания горо­
скопа оказались такими неблагополучными, что они не осмелились его
представить императрице, а послали другой, более благоприятный.
Л. Эйлер сохранил первоначальный гороскоп и, когда трагическая судьба
Ивана VI сбылась, показал его графу К. Г. Разумовскому.
96
Этот рассказ
записан А. С. Пушкиным




Алексей
Михайлович, будучи ознакомленным с «приглаженным» гороскопом ново­
рожденного царевича Петра, все же мог быть обеспокоен его показаниями.
Возможно, этим и было обусловлено намеренное распространение слухов
об исключительном благополучии предсказания. Об искусственном про­
исхождении этих слухов высказывался И. П. Сахаров, но он считал, что
иностранцы приняли их за чистую монету.
98
Скорее, правильнее было бы
предположить, что они пронюхали истину о зловещих показаниях горо­
скопа, о чем и поспешили сообщить за границу. По данным русской
историографии X V I I I в. и ее апологетов X I X в ., зарубежные астрологи
подтвердили благоприятные характеристики гороскопа, не зафиксировав
отрицательных и посредственных черт. Однако сохранившийся гороскоп
Петра I содержит последние столь ясно и в таком изобилии, что астро­
логи никак не могли пройти мимо них. Следовательно, за рубежом в го­
сударственных кругах должны были иметься сведения о возможных отрица­
тельных качествах Петра I, основанные на его гороскопе.
Косвенно это подтверждается отрицательной характеристикой, ко­
торую давал Петру I молодой Фридрих II (1712—1786) в переписке с Воль­
тером в 1737—1738 г г .: «Он не обладал ни малейшим признаком человеч­
ности и доблести; крайне невежественный, он действовал под влиянием
своих ничем не сдерживаемых порывов. Жестокий во время мира, слабый
на войне, Петр был обязан в жизни счастью, а не уму».
99


Для такой неадекватной реакции представителей дворянской историо­
графии должны были быть основания. В их число, по нашему мнению,
входили существовавшие данные об отрицательных прогнозах гороскопа
Петра I . Вот почему в виде своеобразной контрпропаганды в дворянской
историографии неестественно большое место уделялось астрологической
трактовке рождения Петра I с предсказанием ему великого будущего.
Примерно такая же ситуация сохранялась в официальной исторической
науке начала X I X в .


107
Итак, тайна, долгие годы связанная с предсказанием на рождение
Петра I, заключалась в том, что, вопреки мнениям, гороскоп характеризо­
вал его не только как выдающуюся, но и как необузданную, жестокую
личность. Прояснить дело историческая наука могла уже в 70-х г г.
X V I I I в ., когда А. И. Лекселем был составлен ретроспективный гороскоп
Петра I, тем более после его опубликования в 1842 г. Г . - Ф. Миллер,
Н. А. Полевой, М. П. Погодин, Д. О. Святский и все, кто знакомился
с этим гороскопом, знали о наличии в нем зловещих черт, но нпкто не
уделил им должного внимания. По-видимому, такое неадекватное от­
ношение обусловливалось стереотипом восприятия Петра I как выдаю­
щейся личности, заострять внимание на отрицательных особенностях
гороскопа которой казалось лишним, ненужным и вредным по политиче­
ским или этико-эстетическим мотивам.
http://www.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=wZlzj4Desyw%3d&tabid=2289
В. И. ПЛУЖНИКОВ, Р. А. СИМОНОВ
Гороскоп Петра I


---------

Было и совершенно такое, как теперь, и теми же способами, почти 400 лет спустя- влияние на невинных агнцев-ибанцев западных СМИ, проклятого голливуда и СНН, и вообще, благодаря огромной коллекции лубков берусь утверждать что ВЕСЬ репертуар середины 20века весьма краисво, доходчиво и забористо поданный, был и тогда, в допетровской Рассее

ВОТ ПОЧЕМУ погибла Русь!!

Бедная Рассея! Несчастная страна! (с)
Механическое Пианино
http://www.drevnyaya.ru/vyp/stat/s2_28_4.pdf
http://www.sedmitza.ru/data/142/994/1234/139_149.pdf
С. М. Шамин*
К вопросу о влиянии
иностранной прессы
на духовную жизнь русских людей
в XVII — начале XVIII века


Первые переводы известий иностранной прессы появились в России еще
в XVI столетии1
, однако их количество было незначительным. Ситуация
начала постепенно меняться к середине XVII в. Через дипломатов, купцов
и воеводские канцелярии пограничных городов в Москву стало попадать все
больше таких материалов. Их сбором занимались Посольский и Разрядный
приказы, при Алексее Михайловиче — приказ Тайных дел. Чтобы наладить
регулярную доставку известий из Европы, в 1665–1668 гг. русское правитель(
ство организовало почтовое сообщение с Ригой и Вильно2
. С этого времени
в Посольском приказе не реже одного раза в неделю стали составлять обзоры
иностранной прессы3
. Во 2(й половине XVII — начале XVIII в. такие обзоры
называли курантами4
.

На страницы курантов неоднократно попадали сообщения о «колдов(
ских» процессах. 30 ноября 1676 г. из Стокгольма писали: «Великое чарова(
ние в государстве нашем по различным местам зело убывает для того, что трех
баб, которые тому делу были причинны, сожгли, а о досталных по всякие дни
чинят крепкие розыски, чтоб сию землю от того дьявольского наваждения
избавить»

Приносили газеты и сведения о менее глобальных, но все же достаточно
тревожных предзнаменованиях. К 1665 г. относится наиболее раннее из за(
фиксированных на сегодняшний день в европейской прессе астрологических
пророчеств о России. В курантах этого года читаем: «Две звезды, которые
и на Москве явныя были, и их астрономы объявили, что первая не на Мос(
ковской и не на Финской край знаменовала, а другая знаменует в Москве,
и в Финлянтех, и в Курляндии быть доргове в торгах, и торги будут худы,
и между чернью будет голод»58
. Конечно же, с европейской астрологией мос(
ковский двор впервые ознакомился не через куранты. Само понятие «астро(
логия» появилось в русской книжности уже в XI в. Начало же проникнове(
ния в Россию собственно астрологии связано с деятельностью Захария Скары,
основателя ереси «жидовствующих», побывавшего в Новгороде в 1471 г.
Иосиф Волоцкий говорил о нем: «Сей бяше диаволов сосуд и изучен вся(
кому злодейскому изобретению, чародейству же и чернокнижию, звездо(
законию же и со астрологии»59
.Несмотря на столь жесткие оценки со стороны духовенства, астрология
постепенно укоренилась в России. Непосредственными носителями астроло(
гических знаний выступали приглашенные к царскому двору европейские
доктора, для которых медицинская астрология была неотъемлемой частью
профессии. Куранты постоянно подпитывали интерес к астрологии. Только
за время царствования Федора Алексеевича в них было включено 39 сооб(
щений о различных «небесных знамениях» (этому способствовало появле(
ние в небе над Москвой очередной кометы)60
.
Очевидно, какое(то количество подобных «новостей» и «прогнозов» по(
падало в частные руки. Опасность распространения астрологических проро(
честв российские власти в полной мере осознали во время Московского вос(
стания 1682 г. Незадолго до этого в календаре астронома Фогта появилось
сообщение, что «Москва также не уйдет от определенного ей несчастья». Ук(
рывшееся в Троице(Сергиевом монастыре правительство царевны Софии
опасалось, что восставшие используют это пророчество как идеологическое
оружие. Распространение астрологических календарей было запрещено под
страхом смертной казни, а указ об этом был передан в Москву почтмейстеру
А. А. Виниусу, через руки которого проходила присылавшаяся из(за рубежа
пресса61
.Еще одно известие о борьбе правительства с распространением проро(
честв относится к 1720 г. Оно связано с Украиной, сильно пострадавшей во
время Северной войны. Здесь распространялось «видение» иеромонаха Пор(
фирия, который видел «на небе, на западной стороне» изображенную обла(
ками человеческую голову, 2 скрещенных палаша, еще один палаш, 2 руки,


2 ноги, 2 «месяца», 2 звезды и четырехугольный крест. «Видение» распро(
странялось в виде картинки без пояснительного текста. А. С. Лавров отметил,
что оно «явно противостоит большинству русских и обнаруживает удивитель(
ное сходство с западноевропейскими видениями этого времени — политизи(
рованными и перегруженными геральдической символикой»62
. Трудно ска(
зать, был ли описанный здесь рисунок полностью заимствован с какого(то
европейского «летучего листка» или это созданное непосредственно на Ук(
раине подражание. В любом случае его распространение вызвало серьезное
беспокойство у А. Д. Меншикова.
Подобные листки с разнообразной пророческой символикой появлялись
на Украине и в более раннее время. Один из них (1672 г., уже несомненно ев(
ропейского происхождения) почти за 50 лет до рассматриваемого события
присылал в Москву Варлаам Ясинский63
. Переданное Ясинским пророчество
сообщало о скором поражении Турции и было одним из редких случаев «по(
зитивных известий». Эта «новость» хорошо соотносилась с переведенным
к этому времени на русский язык «пророчеством на гробнице Константина
Великого» (один из поздних переводов был выполнен с «полскаго печатнаго
календара на 1699 лето»)64
.Таким образом, статьи на религиозные темы пропагандистского харак(
тера хотя и отбирались временами из иностранных газет для перевода на рус(
ский язык, но рассматривались или как «курьез», или в качестве образчиков
иноконфессиональной агитации. Совсем иначе к иноземным публикациям
относились в тех случаях, когда они находили отклик в духовных проблемах
и переживаниях русских людей. Причиной доверия к «чудесным» новостям
был собственный страх перед концом света и Божьими карами — войнами,
мятежами, эпидемиями, «грозными» природными явлениями. Если на пра(
вительственном уровне «чудесные» новости проверялись и в конце концов
отвергались как вымысел, то их попадание в народную среду усиливало на(
пряженность в жизни общества. Куранты, сыгравшие огромную положитель(
ную роль в расширении кругозора русской политической элиты и знакомстве
царей и высшей знати с европейской культурой, в то же время выступали
как канал проникновения в Россию иноземных суеверий и ложных «знаний».

От Михайлов А.
К Пуденко Сергей (07.03.2011 22:27:05)
Дата 20.03.2011 03:45:23

Re: А каков...

>>>-логия это типичная царская, придворная наука,по Делезу.
>>
>>Вот, вот, а кто науку всегда оплачивал? В этом то и проблема.
>

>там часть в параллельном треде, а прямо по вопросу-
>везде, в т.ч. в России в 15-17в, астрология была важнейшей придворной политтехнологией, если выражаться современно(но вообще этого делать не хочется)


Кажется теперь понятно — современная политология это такое же шаманское камлание с бубном и истолкование знамений, только на базе не естественно-математических, а социально-гуманитарных наук — иногда пальцем в небо попадают, но доказательности никакой. Вот уж точно «шуты Дуга и ежик» ( (с) В.Сорокин «День опричника»):)

От Михайлов А.
К Кудинoв Игорь (21.02.2011 14:01:21)
Дата 21.02.2011 23:43:41

Прикладной аспект стал преобладать в эпоху великих географических открытий.

>>Вообще, насколько я понимаю, до Галилея и Кеплера астрономические наблюдения велись в основном с астрологическими целями.
>
>служившая навигации. Секстант арабы использовали с Х века, ЕМНИП.

Высказывались мнения, что именно технические потребности океанского мореплавания подтолкнули научную революцию нового времени. Каботажное плавание точного измерения широты (не говоря уж о долготе — её до появления хронометра измерять вообще не могли) не требовались, пользовались не секстантом , изобретенным в 18 веке, а его менее точной предшественницей, известной с античности — астролябией. Арабские моряки наверняка ей пользовались, вот только астрономическая деятельность была сосредоточена в местах от моря весьма отдаленных, а «корабли пустыни» вряд ли ходят по счислению.:) Впрочем, не берусь судит со всей уверенностью. Насколько замечательная арабская эмпирическая наука средневековья была рационально мотивирована.