От Пуденко Сергей
К Пуденко Сергей
Дата 27.08.2010 17:03:45
Рубрики В стране и мире;

Оп-па. Лесной кодекс «сгорел»

>Ну что ж делать? Привыкаю. Человек не блоха — ко всему может привыкнуть.


Всего-то "прошли" пожарами полтора десятка миллионов гектаров леса. И на тебе! Кто бы мог подумать!

И месяца не прошло, как-
Теперь уже всем стало ясно, что







Лесной кодекс «сгорел»

Леонид Рудницкий
Журналист, писатель, публицист

Минсельхоз и Россельхознадзор не справились с лесом

Лесами ведали дилетанты?

Леса больше гореть не будут?

Лесам велено больше не гореть

Лесной кодекс будет пересмотрен. Сегодня президент Дмитрий Медведев заявил о необходимости провести детальную инвентаризацию Лесного кодекса. Теперь уже всем стало ясно, что Лесной кодекс, принятый в 2006 году и вступивший в силу в 2007-м, несмотря на сильную критику, нужно дорабатывать. Понадобилось для этого всего ничего – два с лишним месяца лесных пожаров по всей стране.

«Нужно также провести детальную инвентаризацию законодательства о лесе, в частности, и самого Лесного кодекса. Я не предрешаю, какие нормы в нем нормальные, а какие не выдержали проверку временем, но очевидно, что это уже пора сделать», – заявил глава государства на встрече с первым вице-премьером РФ Виктором Зубковым. «Явно там есть правила, которые требуют корректировки, в т. ч. в смысле управления лесным фондом. Поэтому я и эту тему поручаю правительству», – заявил Медведев, сообщает РИА «Новости».

Также президент сообщил, что подписал указ о переводе Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) в прямое подчинение правительству РФ. Об эффективности работы Рослесхоза и о возможности его переподчинения напрямую правительству в последнее время много говорилось в связи с природными пожарами, которые этим летом стали настоящим бедствием и уничтожили леса во многих регионах страны.

Медведев поручил обратить внимание и на численность работников лесного хозяйства. «Там нужно посмотреть на численность. Хотя механическое расширение не всегда приводит к эффекту, но иногда и численности не хватает», – сказал он.

Зубков ответил: «Мы в правительстве все, что находится в рамках дальнейшей работы по нормативно-правовым вопросам, исполним. Те вопросы, которые, в соответствии с вашим указом, нужно решить, будут выполнены в срок». А далее последовала весьма примечательная фраза. «Руководство Рослесхоза будет усилено специалистами лесного хозяйства», – сказал Зубков.

Т. е. таких специалистов там до сих пор не было? А кто же там был? Хорошие ребята, но не профессиональные лесники? Что же тогда удивляться, что леса горят? Когда за дело берутся дилетанты, всегда стоит ожидать потопа или пожара.

Впрочем, у пожаров есть и еще одна причина, ее и озвучил вице-премьер. По его словам, действовавшая до последнего времени система лесного хозяйства не была эффективной. «Получилось так, что на федеральном уровне оказалось слишком много полномочий, но они были размыты по шести министерствам и ведомствам. А тот орган, который был призван обеспечить контроль и надзор – Рослесхоз – оказался, по сути, без действенных полномочий», – отметил он.

Совсем как в поговорке про нянек: «У шести министерств – в лесах пожары». И спрашивать теперь, по сути, не с кого, раз ответственных было целых шесть. Все примутся кивать друг на друга и разводить руками, повторяя классическую фразу: «А я что? Я ничего».

«Единственное, что у него было, – это распределение субсидий и контроль за ними, а то, что касается охраны лесов, надзора за лесной деятельностью, пожарной безопасности – оказалось, что таких функций у него не было, они были в других ведомствах», – подчеркнул Зубков.

Вообще-то, такие вещи произносить вслух не следовало бы. Они говорят о качестве государственного управления – и вгоняют в полное уныние. Ведь сколько есть еще таких размытых полномочий в других областях, о которых мы не знаем? Леса горели – здесь выявилось. А когда проявится там? При какой-нибудь новой напасти?

«Принятие этого указа позволит вести работу эффективно и по территориям, и по конкретным лесам», – убежден Зубков.

Да уж, давно пора вести работу эффективнее, а то сгорим все на корню и пойдем по миру.

Сегодня же Зубков представил подчиненным нового главу Рослесхоза. «Хочу представить назначенного правительством Российской Федерации руководителя этого, по сути, нового органа исполнительной власти Виктора Маслякова, – сказал Зубков. – Виктор Николаевич – человек в отрасли не новый: долгое время работал в лесном комплексе Карелии, дважды избирался главой Петрозаводского городского округа, работал у меня референтом в аппарате правительства. Он знаком с проблемами отрасли и хорошо разбирается в региональном срезе этой работы».

Вице-премьер подчеркнул, что, согласно указу президента, Рослесхоз переподчинен непосредственно правительству, и в этой связи функции Минсельхоза и Россельхознадзора в сфере лесных отношений переданы Рослесхозу. «Это – выработка госполитики и нормативно-правовое регулирование в области лесных отношений и контроль и надзор в области лесных отношений», – пояснил Зубков. Он добавил, что в новом статусе ведомству предстоит сформировать концепцию развития лесного хозяйства до 2020 года.

Возвращаясь к пересмотру Лесного кодекса, напомним, что он был принят Государственной Думой 8 ноября 2006 года, одобрен Советом Федерации 24 ноября 2006 года и подписан президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 4 декабря 2006 года. До его принятия на территории России действовал кодекс от 29 января 1997 года (№ 22-ФЗ). Согласно ст. 2 Лесного кодекса, лесное законодательство состоит из кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации, указов президента, постановлений правительства, нормативных актов иных органов исполнительной власти и муниципальных нормативных актов.

Лесной кодекс 2006 года многократно подвергался резкой критике за то, что переложил лесное хозяйство на регионы и на арендаторов, тем самым нанеся ему вред. Некоторые источники считают его одной из главных причин катастрофических лесных пожаров 2010 года.

Лесной кодекс был разработан и принят по инициативе следующих лиц:


Всеволод Гаврилов – заместитель директора департамента имущественных и земельных отношений, экономики и природопользования Минэкономразвития (отвечавший за разработку проекта нового Лесного кодекса);

Герман Греф – руководитель Минэкономразвития;

Наталья Комарова – председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию (фракция «Единая Россия») (Комарову можно считать основным публичным автором кодекса);

Юрий Трутнев – министр природных ресурсов РФ;

Михаил Фрадков – председатель правительства РФ, внесший Лесной кодекс в Госдуму;

Борис Грызлов – председатель Госдумы;

Сергей Михайлович Миронов – председатель Совета Федерации (всегда выступал против новой редакции ЛК).

Вышеупомянутые лица в итоге не организовали полноценного рассмотрения новой редакции проекта, и множество ее недостатков остались просто незамеченными депутатами и сенаторами.
Источник: KMnews

От Константин
К Пуденко Сергей (27.08.2010 17:03:45)
Дата 30.08.2010 13:12:21

Доклад 2003 года

Это конечно хорошо, но... Лесной кодекс ИМХО является не причиной, а лишь отражением в законодательстве более общей тенденции - изменении сущности государства.
В "лесном вестнике" небольшой доклад от 2003 года о пожарах 2002 -го, когда тоже наблюдалось сильное задымление.
В общем реакция системы была примерно такая же как сейчас. Возможно всё ещё работало немного лучше, а сами пожары были меньше, но тенденция прослеживалась и тогда.

http://www.forest.ru/rus/bulletin/21-22/2.html
...
Вопрос 1. Причины сильного задымления Москвы

Ответ на этот вопрос важен для понимания логики действий властей и оценки их адекватности сложившейся обстановке. Основной побудительной силой активизации действий по борьбе с лесными и торфяными пожарами было сильное задымление столицы. Как таковые лесные и торфяные пожары особо не волнуют российские государственные структуры, отвечающие за решение этой проблемы, особенно если дым не достигает органов обоняния и дыхания руководящих работников и не привлекает внимания СМИ. Об этом ярко свидетельствовало их поведение в июле и августе, когда обработке дымом торфяных пожаров подвергались только рядовые жители Подмосковья и обитающие там дачники.

В последние дни августа и первую половину сентября, когда не замечать задымление Москвы уже было невозможно, обсуждение его причин пошло более активно. На ранней фазе рассматривалось возможное влияние горящих подмосковных свалок. Но достаточно быстро было заявлено, что главная причина - торфяники, расположенные на востоке Московской области.

Однако данные космических снимков убедительно показывают, что источников задымления было гораздо больше. Они располагались не только в болотных массивах Мещеры на востоке Московской, в Владимирской и Рязанской областях. В некоторые дни Москву накрывали мощные шлейфы дыма от торфяников, горевших в Тверской и Ярославской областях, а также частично даже в Новгородской и Псковской областях. С достаточной уверенностью можно говорить и о заметном вкладе в общий фон задымления последствий сжигания соломы и уборочных остатков на сельскохозяйственных полях в более южных регионах. На космических снимках видно, что в отдельные дни дымовой шлейф из центральной части Европейской территории России протягивался до Швеции.
...