От Лом
К Администрация (Кудинoв Игорь)
Дата 21.06.2010 12:58:41
Рубрики В стране и мире;

Попы примеряют рясу на Макаренко тупо и кондово...


Читать противно, камменты удручают... и это еще 2007.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/1162.htm

============================================

Человек со знаменем: А. С. Макаренко и педагогика его времени

А.С. Макаренко
А.С. Макаренко
Поначалу кажется, что писать о Макаренко, да еще как о педагоге, все равно что толочь воду в ступе. «То, что вам кажется “новостью”, это лишь “грязное белье”, ложные сенсации, детали, – презрительно твердят нам “макаренковеды”. – Давайте наконец уважать прошлое». Но, на наш взгляд, деятельность Макаренко далеко не «прошлое», а уважение как раз и состоит в том, чтобы попытаться понять, осмыслить результаты этой деятельности.

Странная годовщина

«…Пришла Вера Ефименко.

– Я не могу учиться, раз у меня нет способностей, так зачем же учиться? У меня “два” по физике, “два” по украинскому.

– Всякий человек может учиться, кроме последних идиотов.

– А я не могу. Целые ночи сидела.

– Принеси сюда физику.

– А зачем?

– Принеси.

– Ну, зачем я принесу?

– Я тебе докажу, что сдать физику в январе – пустяк.

– Две темы?

– Да, две пустяковые темы. Четыре часа работы. Можно их сдать за четыре часа?

– (Шепотом) Можно.

– Так я тебе приказываю сдать».

Номер «Учительской газеты» за 1964 год, на последней странице которого был напечатан этот маленький диалог, вышел 3 октября. Газете исполнилось ровно 40 лет. Но об этом в номере – ни единой строчки. При этом, забыв о собственном юбилее, газета предложила читателям отметить 25-летие со дня смерти Антона Семеновича Макаренко (1888–1939) и опубликовала несколько неизвестных отрывков из его записных книжек.

Ситуация удивительная, если вспомнить, что, во-первых, с момента реальной годовщины смерти (1 апреля) к октябрю прошло уже полгода, и, во-вторых, при жизни Макаренко газета не напечатала его ни разу (!). Для газеты, семь лет (1930–1937) носившей название «За коммунистическое просвещение», все это более чем странно.

В судьбе Макаренко вообще много странностей. Мало кто, например, знает, что теоретик коммунистического воспитания так и умер «беспартийным большевиком». Может быть, потому, что вынужден был всю жизнь упоминать в анкетах своего младшего брата Виталия, белогвардейца и белоэмигранта. Или потому, что его жену Галину Салько, члена партии с 1917 года, «вычистили» из ВКП(б) в 1933-м. А может, и потому, что сам он в юности гораздо больше симпатизировал эсеровским и меньшевистским программам. Между прочим, вместе с ним во всех его колониях и коммунах также работали почти исключительно беспартийные. Впрочем, ни анкета, ни политические симпатии ничуть не мешали Макаренко работать в образовательных структурах, подчиненных ГПУ–НКВД. А потом, пережив все волны репрессий в этих органах, внезапно умереть в 1939 году… на вокзале от сердечного приступа.

Чужой среди «своих»

На трудности в работе накладывались постоянные конфликты с государственной системой управления образованием. Помните словечко «дамсоцвос» из «Педагогической поэмы»? Так вот, Макаренко долгое время не мог быть напечатан в советской педагогической прессе за одно лишь это, так любимое им слово. Ведь до конца 20-х годов подобные газеты и журналы курировал один из создателей и руководителей Главного управления социального воспитания и политехнического образования Наркомпроса РСФСР Михаил Эпштейн. К тому же, все учреждения, где работал Макаренко, официально относились к сфере ведения Наркомпроса Украины. Это давало Эпштейну и другим ревнителям «соцвоса» полное право игнорировать литературно-педагогический талант, восходящий в соседней республике.

Нельзя, однако, сказать, что Макаренко вовсе был забыт довоенной педагогической печатью. Время от времени о нем писали, имени, впрочем, не называя. Перед нами стенограмма выступления Н.К. Крупской на VIII съезде ВЛКСМ, опубликованная в мае 1928 года: «Нужно объявить решительную войну появляющимся пережиткам старого: системе наград, отметок, похвал, наказаний и поощрений. В одном из детдомов Украины введена шкала проступков и наказаний. Есть в этой шкале и такие проступки, за которые полагается… битье! Заведующий этим детдомом посылает ребят в лес за прутьями. Причем часто принесший эти прутья ими же бывает и выпорот. Дальше этого идти уже некуда. Эти единичные явления, вырастая, смогут представить серьезную угрозу нашей советской системе воспитания»!

Такие чрезвычайно искаженные слухи о соревновательных и дисциплинарных принципах колонии имени Горького, будучи озвученными с высокой партийной трибуны, создавали крайне отталкивающий образ или, как бы мы сегодня сказали, негативный имидж метода Макаренко в партийных кругах СССР. В образовательных кругах у него были другие, еще более убежденные «ученые враги». В том же 1928 году в Наркомпросе УССР обсуждался доклад А.С. Макаренко о системе его работы. Вывод, а точнее, приговор «просвещенцев» звучал так: «Может быть, с точки зрения материального обогащения колонии все это и полезное дело, но педагогическая наука не может в числе факторов педагогического влияния рассматривать производство… Признать предложенную систему несоветской».

Если уж Макаренко антипедагогичный и «несоветский», то кто ж тогда?.. – удивляемся мы сегодня. А в то время разговор с «врагами соввласти» на местах, как правило, был коротким. Кое-какую поддержку, конечно, мог оказать покровитель и добрый литературный гений Макаренко, создатель «социалистического реализма» Максим Горький, но в 20-х и к нему еще не очень прислушивались. Великий писатель, разумеется, но беспартийный, сочувствующий «контрреволюционной эмигрантской литературе», сам фактически эмигрант, Горький несколько лет пробивал первые книги Макаренко в Государственном издательстве художественной литературы. В профильном «Детиздате» его «Флаги на башнях» увидели свет только в 1938 году. Макаренко писал другу: «Обнаружилось, что “Детиздат” – это филиальное отделение Наркомпроса. Во всяком случае, там я встретил такую ненависть к себе, какой не встречал и в Наркомпросе. Еще не прочитав книжки, они уже смотрели на нее с презрением».

С почти аристократическим презрением до разгромного постановления ЦК ВКП(б) 1936 года «О педологических извращениях…» смотрели на Макаренко и педологи. Хотя уж им-то, большей частью социогенетистам, левакам и поклонникам троцкистских «трудовых армий», можно было не морщиться от звуков коммунарских барабанов и горнов. «Среда влияет, коллектив воспитывает…» Но тут-то и выяснялось, что все это – лишь громкие фразы. Леваки не могли принять ни реальное, не нуждающееся в палке коллективное самоуправление, ни уравнивающую вождей и массу трудовую дисциплину. Одно дело – разглагольствовать о «воспитании трудящихся масс», другое – равноправно трудиться самим.

Корни веры

Выходит, нет ничего удивительного в том, что Макаренко, будучи фактически оставлен и осмеян своими коллегами, не нашел работы нигде, кроме ГПУ. Удивительно, чего он смог добиться на этой работе!

Этот человек, по существу ни на что особенное в советской педагогике не претендовавший (временами даже отрицавший педагогику как науку), постепенно превратился в ее знамя, своего роду икону, а после смерти стал оцениваться как целая эпоха, загородив собой множество не менее талантливых современников. Можно, конечно, ссылаться на сталинский «культ», неизбежно порождавший рядом с собой иные «малые культы» ведомственных масштабов. Но вот уже отошли в прошлое Стаханов и Папанин, Лысенко и Ворошилов, челюскинцы и герои войны в Испании. А Макаренко по-прежнему издают, читают, обсуждают. Он интересует теперь не столько ветеранов коммунистического труда, сколько студентов и молодых учителей, сформировавшихся уже после падения революционных идеалов, ни в какой коммунизм не верящих и строить его не собирающихся. Его наследие по-прежнему ценят и за рубежом. В чем тут дело?

На мой взгляд, прежде всего в вере. В том, что Макаренко не ставил экспериментов над безжалостно выброшенными из общества детьми, а верил в их человеческое возрождение, и, что еще важнее, заражал своей верой их самих. Не пресловутой эгоистической «уверенностью в себе», а именно верой в себя лучшего, «завтрашнего», того, кем еще нужно стать. Блаженный Августин когда-то написал, что «человеческая душа по природе своей – христианка». Безбожник Макаренко вряд ли бы согласился с этим, но корни его веры, его педагогической работы, а главное – корни духовных запросов и потребностей детей, с которыми он работал, не могли не быть православными.

Как, например, корни их понимания «дисциплины».

«– Тебе скажи: под арест, а ты скажешь: “За что? Я не виноват”, – говорит старый колонист новичку.

– А если и на самом деле не виноват?

– Вот видишь, ты этого дела не понимаешь. Ты думаешь: я не виноват, так это такое важное дело. А когда будешь колонистом, тогда другое будешь понимать… Важное дело – дисциплина, а виноват ты или там не виноват – это по-настоящему не такое важное дело».

Разговор этот по духу своему не столько коммунистический, сколько монастырский. Да и происходит он в стенах недавно упраздненного Куряжского монастыря. Но не понимают, не слышат его глубинной духовной сути не только присутствующие при нем наркомпросовские инспектора, но и многие нынешние читатели «Педагогической поэмы». Вот уже скоро 65 лет, как они посмертно выделывают из Макаренко то личностно-ориентированного «гуманиста», то «коммуно-фашистского» вождя масс, то слугу тоталитарного режима, то борца с ним.

Ближе всех к истинной оценке почти нечаянно оказался один ученый немец, Гетц Хиллиг. В его статье «Сталинистские грехи Макаренко», опубликованной на гребне волны перестроечных разоблачений, можно найти ключ к разгадке того, каким образом Антон Семенович все-таки сумел выжить в СССР и не умереть в новой России. Его понял и принял сталинский строй. Не режим личной власти И.В. Сталина, а тот «сталинизм», под маркой которого советское общество 30-х годов ХХ века, отодвинув на обочину экстремистов и скептиков, судорожно пыталось подготовиться к неизбежной войне.

В жертву этой подготовке были принесены и крестьянство, и интеллигенция, и старые партийные кадры, и… сам коммунизм. Всесторонне развитая, гармоничная, свободная, созидающая сама себя личность, не нуждающаяся в государстве, окончательно стала вредной мечтой. Время требовало волевых, сплоченных, в чем-то, безусловно, ограниченных, но преданных социалистическому отечеству бойцов. Бойцы эти зачастую пренебрегали Церковью и не читали Евангелия, но они каким-то непостижимым образом оказались более верующими людьми, чем их потерявшие человеческий облик противники, чеканившие на пряжках своих ремней «С нами Бог». В их сердце осталось место святыне.

«Меня раздражает: несут знамя, а Тарасов за столом президиума чинит карандаш», – писал Макаренко. Его много раз упрекали в том, что он не хотел дать детям достаточно свободы, знаний, комфорта. Обоснованно доказывали, что знамя не заменит ни еды, ни образования, ни крыши над головой. А он и не думал возражать. Потому что средоточием его работы было не знамя, а люди – знаменосец и тот, кто с верой пойдет за ним под огнем к рейхстагу.
Артемий Ермаков,
кандидат исторических наук

05 / 02 / 2007

----------------------------------------------------------
Комментарии читателей:

2010-03-23
02:26Соколов Ричард Валентинович:
А загляните, уважаемый историк, на мой сайт sokolovr.ru . Там в разделе "А.С.МАКАРЕНКО: ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ" есть много материалов и на тему "несоветский Макаренко" и наша с женой статья о православных корнях А.С.Макаренко и дополненный вариант нашей книги "Корни православной педагогической культуры А.С.Макаренко; судьба подвижника и его педагогического опыта", мой фильм "Русь православная об А.С.Макаренко". А статья Артемия Ермакова хорошая. Только зря вот он назвал Антония Макаренко безбожником. Артемий, почитайте нашу книжку, фильм посмотрите... Спаси Вас Господи!
Олег (Ричард)Соколов(кандидат социологических наук и макаренковед с 40-летним стажем).

2010-03-11
13:32Наталья:
По моему автор статьи не читал полного собрания сочинений Макаренко,поэтому сделал неправильные выводы.Хотя в одном я согласна. Макаренко был глубоко верующим человеком.Без веры у него не было бы таких результатов. http://www.psychologos.ru/Воспитание_-_легкое_дело

2009-02-20
17:23отец Сергий:
Мне поручили подготовить доклад к Педагогическим чтениям к 120 -летию Макаренко? которые пройдут в одном из лицеев республики Коми.
Я попытался прочитать возможные и доступные, в короткий срок, статьи об этом человеке. Поскольку аспект моего доклада связан с нравственностью и Православием я пришел к выводу, что Макаренко для Советского общества создал модель нравственного воспитания при полном отсутствии основы нравственности - ВЕРЫ, что как-то оправдывало атеистические основы существовавшего строя.

2009-02-20
17:23Руслан:
Прекрасная статья, приятно что Макаренко действительно ценят и обсуждают до сих пор. Значит зацепил. Единственно почему корни были православными, а не христианскими? К счастью, или к сожалению, быть хорошим человеком не достаточно, а Макаренко говорил:"Бога и чёрта мы уже разобрали и сдали в музей". Хотя может быть глубоко в душе и верил в что то такое, кто знает. Лично я не берусь судить об этом.

2009-02-20
17:23zt:
28.06.07 from ZT. Обращение не знаю к кому. -
Прояви-ка макаренко-организаторские способности. - 1) Возглавь обычную школу и по http://zt1.narod.ru/metodika.htm преврати ее в процветающую школу-хозяйство. 2) 20 - 25 лет текущим организационным трудом поддерживай созданное и развивай его. 3) За последние годы подготовь достойного приемника и передай ему бразды правления.

2009-02-20
17:23диакон Тарасiй:
СпасиБо за дивный материалл, еще раз подтверждающий о причастности Макаренко плеяде русских педагогов Ушинского, Сухомлинского, Каменского, Корчака!
Их практический багаж сегодня просто выручает на ничве социальной педагогики молодежь и волонтеров разных общин, которые вновь и вновь открывают чудо Преображения детских сердец во Иисусе Христе.
Всех желающих приглашаем к нам, в Прикарпатье для педагогических семинаров и мастер-классов в Борислав:

http://orthodoxy.org.ua/uk/node/1958
www.spmu.narod.ru, www.charity3.narod.ru/almanah, www.pritvor.kiev.ua, www.g-vik.narod.ru
диакон Тарасiй

2009-02-20
17:23Надежда Моисеева:
Спасибо.
Очень интересный и близкий мне подуху взгляд на педагогику А.С.Макаренко. Читала его в юности, будучи еще на воцерковленной.
Вы четко смогли сформулировать то, что я чувствовала, но толком выразить не могла. Спасибо.

2009-02-20
17:23Елена:
Здравствуйте! С большим интересом прочитала статью, тема педагогического наследия А.С.Макаренко меня давно волнует и как педагога, и как православного человека. Главная идея статьи понятна, но, извините, не достаточно аргументированна. Создалось впечатление, что искусственно прикрепили ярлык "он - наш, православный!".

2009-02-20
17:23Вера Кораблева:
Спасибо. В юности я с большим удовольствием и интересом читала и перечитывала "Флаги на башнях и "Педагогическую поэму". В нашей школе была даже встреча с воспитанником Макаренко.Я помню, что специально перечитывала обе книги к этой встрече.А вот о судьбе Антона Семеновича почти ничего и не знала. Спасибо еще раз.

2009-02-20
17:23Тимофей:
Здравствуйте!

Спасибо, что опубликовали такую интересную статью. Одно время я хотел прочитать "Педагогическую поэму", но потом на одном из православных сайтов прочитал не очень положительное мнение о Макаренко и его методах и решил оставить эту затею. Но теперь думаю, будет время - прочитаю. Лучше самому проверить.

Раз уж рассматривается тема воспитания, то у меня еще есть вопрос по поводу нескольких статей И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой. Их статьи всегда вызывают у меня интерес, особенно последние статьи, обсуждающие современные течения в жизни молодежи. Например, в статье, приведенной выше, меня прямо насквозь пронзила фраза: "Всесторонне развитая, гармоничная, свободная, созидающая сама себя личность, не нуждающаяся в государстве." Пронзила потому, что я завидую тем, кто себя ощущает такой личностью. И не знаю что поделать с этим. Я не подчеркиваю то, что государство в принципе не нужно. Просто личность созидающая, то есть та, у которой есть желания, инициативы по улучшению своей личной жизни и своей семьи (я именно рассматриваю семейно-ориентированных людей), как раз и будет и "столпом", и "краеугольным камнем", и "иммунитетом", и "средним слоем" в этом государстве, как угодно называйте. Если людям прививать идеи, что не нужно ни к чему стремиться, любой прогресс - это зло, тогда нам ничего не остается, как сдаться на милость всего остального мира. Просто у меня возникло такое ощущение после прочтения статей И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой. Например, маленькие страны как Сингапур не имеют вообще полезных ископаемых и их жителям прививается идея и желание постоянно учиться и совершенствовать свою науку, постоянно переучиваясь и подстраиваясь под меняющийся мир. Тем не менее они уважают свою страну, равно как и другие страны в мире. Люди держатся независимо. Потому что иного способа выжить как засчет интеллектуального багажа у них нет. Зачем И. Я. Медведева и Т. Л. Шишова так "по-детски" критикуют западный стиль жизни? Разве это не поведение проигрывающего? Нужно самим как-то искать пути, а не показывать пальцем на других. Согласен, современная мировая экономика держится на технологиях, которые по большей части направлены на развлечения. Называть такие ориентиры "жизненными целями" глупо. У меня прямо-таки депрессия по этому поводу - ЗАЧЕМ заниматься ТАКОЙ НАУКОЙ? Меня мучает вопрос - как заниматься любимым делом (уже не любимое) и иметь мир в душе, видя что плоды твоей работы - еще одна игрушка на рынке потребительской электроники?! И ведь весь мир так живет. А по-другому КУДА двигаться? Ведь мы не на необитаемом острове живем. Возможно у меня просто нет любимого дела, может еще не нашел. Может я слишком широко скажу, но где же взять былое стремление русских (и других соседних народов, не будем сейчас про Империю) путешествовать, прокладывать пути к неведомым землям, вершинам? Было бы интересно узнать мнение И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой, Артемия Ермакова и других экспертов по вопросам воспитания детей. Как воспитать любознательных детей? Может есть хорошие книги на эту тему.

Спасибо!
Тимофей.

P.S. Одно время я с головой окунулся в чтение духовной литературы и мне просто стало неинтересно заниматься своей работой. С чем это связано - с тем что это не мое? Но потом подумал, повидал разных людей, прочитал "Иосиф и его братья" Т. Манна и понял немножко больше, что такое вера. Если кратко, то наверно лучше понял, что жизнь - это не только белое или черное, а серое. Но все равно я больше не ощущаю себя гармоничной личностью. Я все время боюсь ошибиться. Все равно завидую тем, у кого есть инициативы, желания и стремления и кто "не заморачивается" по поводу того, что нужно, а что не нужно, что они делают правильно или не правильно. А нужно просто рожать и воспитывать детей. А как? Ну вот, вы и сами знаете куда я пришел - замкнутый круг.

2009-02-20
17:23Историк :
Дичь читать эту малограмотную апологию сталиснкого строя - ахинею от кандидиата исторических наук, следующего политической моде - те же примитивные доводы: подготовка к войне списывает любые преступления и проч. Я повторю еще раз - политическая мода на сталиных приходит и уходит, а историческая память об их преступлениях остается.

От Evgeniy~K
К Лом (21.06.2010 12:58:41)
Дата 26.06.2010 16:50:47

Он умер партийным (-)


От Михайлов А.
К Evgeniy~K (26.06.2010 16:50:47)
Дата 28.08.2010 13:49:14

Более того, Макаренко был сталинистом и одним из основателей ГУЛАГа :-)

По крайней мере так считает один видный отечественный этнобиолог -
http://www.apn.ru/special/article22880.htm — можете полюбоваться. Впрочем, всем нам ясно, что рассуждения отечественных «этнобиологов» не более научны чем теории о расовой неполноценности евреев и славян их немецких коллег, ответивших за преступления против человечества перед международным трибуналом в Нюрнберге.
Я бы и вовсе не стал ни о чем подобном упоминать, если бы не одна заметка в Вашем, comrade Evgeniy Kond, ЖЖ - http://evgeniy-kond.livejournal.com/36520.html — повергшая меня в изумление. Предлагается просто таки классический идеал казарменного социализма, приправленный цитатами из Ильенкова и Макаренко. Всех под одну гребенку с неполным средним образованием, правда работать по 4 часа, но зато служить в армии по призыву. Надо полагать, образовавшийся при 4-х часовом рабочем дне избыток свободного времени пойдет на воинские упражнения — постепенно так и вовсе можно будет не работать, а пойти и, под предлогом перманентной революции по Троцкому, завоевать какой-нибудь соседний народ (например таджиков :-)) - ну просто «тоталитарная Спарта» им. Новодоворской. И всё это в ключе чистой нормативности, т. е. антиисторично.
Социализм это всё-таки способ производства, а значит исходным пунктом анализа должны является сдвиги в общественном производстве, которые порождают предпосылки изменения типа личности и способа становления этой личности. Не имеет смысла провозглашать идеалы « всестороннее развитой», «гармоничной», «многосторонней» и пр. личностей, пока нет ответа на главный вопрос - «что же такое личность?» Не даром так называется одна из статей Ильенкова [1] Ответ на первый вопрос развертывается во второй — как происходит становление личности?
Личность это конкретная «совокупность всех общественных отношений»[2], но не всякая совокупность, а являющаяся субъектом изменения этих отношений, если угодно, агентом их самоизменения. Агент простого функционирования социальных отношений это не личность, а обрубок — буржуазный индивид или какая-нибудь другая социальная роль. Важно что социум состоит из агентов собственных изменений — социальные отношения это отношения между способами их же эволюции. Вообще свободная коммуникация заключается в сличении индивидуальных планов всеобщего бытия — каждый определяет не только свое собственное (это свойственно и «тождественному самому себе» животному), но и всеобщее бытие, каковое и является предметом коммуникации. И это очень сильная связь, своеобразный социальный клей. Вот только свободная коммуникация не рождается ниоткуда — присвоение природы человеком с необходимостью оказывается его самоотчуждением, подчинением простому социальному функционированию. Предельный случай полного функционального детерминизма был бы ни чем иным как распределенным организмом по типу муравейника, но именно ускоряющаяся в историческом масштабе эволюция социальных отношений, восхождение по ступеням форм отчуждения производит субъектность преодоления этого самоотчуждения, его обратного присвоения.
Этапы становления личности это этапы превращения индивида из объекта в субъекта соответствующих социальных отношений. Школьник от студента отличается именно тем что первый объект обучения, школьника обучают, а студент — субъект обучения, он сам им управляет. Способность управлять обучением должна подтверждаться вступительным экзаменом, а не выпускным — последний лишь подтверждает усвоение знаний, так что вместе единого выпускного, куда разумнее организовать единый вступительный. Причем экзамен в принципе должен быть подтверждением способности, освоенной на предыдущем этапе обучения, а не способом отбора «способных» от «неспособных» (т. е. сбрасыванием человеческого материала в утиль) — последний при всеобщем высшем образовании не имеет смысла. Реально самоуправление обучением становиться актуальным при выборе специализации, т.е. сферы решаемых проблем.
Основная задача студента — сформировать свою способность получать новые научные или инженерные результаты, а это требует специальной организации деятельности (см. [3]) Вообще, о содержании производственной деятельности забывать не стоит - крупные научные проекты и задачи тотальной автоматизации производства требуют массовой высокой квалификации, а студенты младших курсов, не говоря уж о школьниках в этом плане мало полезны. Другое дело что квалификацию они должны приобретать не на абстрактных устаревших лабораторках , а в реальном исследовательском проекте, что опять таки требует специально организации деятельности детско-взрослых коллективов, разработкой методологии которой занимается Ю.Громыко.
Перед школьником стоит совсем другая задача, ведь он еще не владеет по настоящему даже мышлением. Ребенок где-то до 12 лет ребенок объект не обучения, а воспитания, т. е. он вообще еще не субъект, а только становиться им. И вот только когда субъект сформировался и начинает позиционировать себя в пространстве социальных отношений он может и должен научиться универсальным приемам мышления . А их не так много — три формы предметного знания — физическое, биологическое и социально-историческое, и три метанауки — математика, философия и инженерия — я уже писал об этом [4] - методы универсальны, а решаемые ими проблемы бесконечно разнообразны. Так, синтезом производства и науки, науки и образования и образования с производством происходит положительное уничтожение разделения труда без уничтожения разнообразия деятельности.
[1] Ильенков Э.В. «С чего начинается личность». Москва, 1984, с. 319-358 http://caute.net.ru/ilyenkov/texts/personab.html
[2] К.Маркс Тезисы о Фейербахе.
[3] К вопросу об организации науки. http://vif2ne.ru/vstrecha/forum/5/archive/13/13159.htm
[4] Об универсальности человека.
http://vif2ne.ru/vstrecha/forum/5/archive/14/14717.htm

От Alex~1
К Михайлов А. (28.08.2010 13:49:14)
Дата 29.08.2010 00:03:40

Re: Более того,...

Макаренко вообще везет на интерпретации со стороны истинно-русских тупых дебилов, хоть в потреотической, хоть в "либеральной" морде лица.

Вот, например, изляния очередного м...ка:

Система воспитания (а не только так называемого перевоспитания малолетних преступников), созданная А.С. Макаренко на самом деле выходит за рамки советской коммунистичекой педагогики, а также за пределы собственно педагогического опыта. По сути дела в своих коммунах Макаренко начал создавать альтернативную общественную структуру, которую он прикрывал словесной мишурой коммунистического воспитания. На деле это была не социалистическая в тогдашнем уровнительном смысле общественная система, а, наоборот, комерциализированная. Коммунары производили электрооборудование и фототехнику по австрийской и немецкой технологиям, получая своим трудом немалый доход, которым делились с государством. Выплаты государству с детского труда Макаренко, видимо, рассматривал как своеобразные "откупные", необходимые для того, чтобы ему не мешали выстраивать собственную систему. Ничего коммунистического по сути в предпринимальской деятельности его предприятия не было. Скорее, это была модель акционерного общества с участием (хотя и не оформленном юридически) на паевых началах всех работающих. Подобная модель организации производства в западных странах стала широко практиковаться только после второй мировой войны и дала положительный эффект в плане личной мотивации сотрудников, которые были не только работающими по найму за зарплату, но и совладельцами.

В условиях жесткой цензуры тридцатых годов А.С. Макаренко смог изложить все основные положения своего педагогического и социального учения, маскируя его биллетристической формой изложения. Книги увидели свет с минимальными правками благодаря личному участию А.М. Горького, который, без сомнения, понял, с кем и с чем он имеет дело, а потому всерьез говорил о художественной ценности книг А.С. Макаренко. Можно предполагать, что великий писатель не мог не видеть литературной беспомощности автора педагогических книг. Однако же он протежировал их издание.

Советский государственный аппарат (но не весь и не сразу, например, НКВД поддерживало инициативу как полезную для выполнения прикладной задачи борьбы с беспризорностью), также раскусил суть учения Макаренко и принялся целенаправленно выдавливать педагога из системы образования, что в конце концов ему удалось.

В условиях тоталитарного идеологического контроля остатки воспитательной системы Макаренко также были уничтожены. Его ученики продолжали нести в себе его учение и даже применяли отдельные элементы на практике, но в сложившейся системе образования не осталось места для главного элемента системы Макаренко - для первичного коллектива, сплоченного не призывами истеричных классных дамочек, а РЕАЛЬНЫМ ДЕЛОМ, таким, как настоящее выскотехнологичное производство (а не собирание бумажек возле здания школы).

В настоящий момент, после преобразования экономики России на рыночных принципах, появилась возможность возродить модель воспитания Макаренко как воспитательную систему. Однако эта система по-прежнему остается несовместимой с действующей в стране системой образования.
--------------

А мы тут Кравченко пробуем объяснить, что если из накопленного брать, а возвращать меньше, то скоро накопленное кончится. :)
Бесполезно, не надо таким ничего объяснять. Бессмысленная потеря времени. Есть особи, которые понимают только прямое воздействие - либо по физии, либо по желудку. Все.

От Кравченко П.Е.
К Alex~1 (29.08.2010 00:03:40)
Дата 29.08.2010 11:06:48

Re: Более того,...



>Система воспитания (а не только так называемого перевоспитания малолетних преступников), созданная А.С. Макаренко на самом деле выходит за рамки советской коммунистичекой педагогики, а также за пределы собственно педагогического опыта. По сути дела в своих коммунах Макаренко начал создавать альтернативную общественную структуру, которую он прикрывал словесной мишурой коммунистического воспитания. На деле это была не социалистическая в тогдашнем уровнительном смысле общественная система, а, наоборот, комерциализированная.
цтирую А.С.
Я считаю, что были некоторые периоды в истории моего коллектива, которые я с известным правом могу назвать вполне идеальными. В коммуне имени Дзержин¬ского это было приблизительно в 1930—1931 годах.
Почему я называю этот период идеальным? Это был период, когда все мои коммунары работали уже на на¬стоящем производстве, то есть была такая организация, в которой был промфинплан, стройный порядок, в котором присутствовали все формы серьезного завода — планово-производственный отдел, нормировочный отдел, точнее — нормы для каждого дела, стройная зависимость между всеми рабочими местами, очень строго разработанный перечень деталей, снабженный не только количеством выпускаемых деталей, но и нормами выпуска и нормами качества...
Тогда производство было у нас вполне рентабельно, окупало не только себя, по и коммунарский коллектив в его бытовой жизни и приводило к накоплению, то есть у нас было настоящее производство. И в то же время коммунары не получали заработной платы. Это, конечно, спорный вопрос, и он остается спорным вопросом до сих пор. Я не знаю других учреждений, которые проводили бы такой отпыт.

Я был в то время противником заработной платы. Поднятие производительности труда, исходящее из инте-ресов коллектива, поднятие трудового энтузиазма по-стоянного наполнения, не энтузиазма штурма и не энту-зиазма ближайших целей этой шестидневки или этого
месяца, а энтузиазма спокойного, ровного, видящего далекие перспективы коллектива, и под влиянием этого энтузиазма совершения огромной работы,
требующей от педагога мобилизации психической, физической
и идеологической... Я считал такой энтузиазм наииболее ценным
воспитанием, и я глубоко был уверен, что заработная плата
эту картину нравственного благополучия должна несколько
испортить и расколоть. Я не могу сказать, что введение заработной платы привело
к каким-либо дополнительным достижениям, и поэтому я
продолжал отстаивать свою точку зрения. Я указывал на то, что
работали без заработной платы и делали все, что нужно,
превышая норму и превышая план, и находились в полном
благополучии с материальной стороны.


>А мы тут Кравченко пробуем объяснить, что если из накопленного брать, а возвращать меньше, то скоро накопленное кончится. :)
>Бесполезно, не надо таким ничего объяснять. Бессмысленная потеря времени. Есть особи, которые понимают только прямое воздействие - либо по физии, либо по желудку. Все.
Конечно, не пытайтесь что-лию кому либо объяснять. для этого надо это что-то понимать.
Учить вы можете...Хамству. Как минимум личным примером.

От Alex~1
К Кравченко П.Е. (29.08.2010 11:06:48)
Дата 29.08.2010 21:54:09

Re: Более того,...

Кравченко, ответьте честно - Вы отдаете себе отчет, что Макаренко в приведнной Вами цитате говорит об одном, а процитированный мной м...к - совсем о другом? Ну, просто мне интересно. Я никак не могу поверить в то, какими идиотами бывают люди, я всегда делают вывод, что они просто врут, а не настолько безнадежно тупы.

>Конечно, не пытайтесь что-лию кому либо объяснять. для этого надо это что-то понимать.

Вам объяснять ничего не буду. Вы либо идиот, либо хитрож...ый прохиндей. Либо смесь. Таким объяснять что-либо бесполезно. К тому же тот, кто долго и нудно объясняет либо идиоту, либо прохинедею то, что дважды два - четыре, сам не слишком умен.

>Учить вы можете...Хамству. Как минимум личным примером.

Перечитайте эту ветку. Я был абсолютно корректен, хамить начали Вы. С хамами я всегда перехожу на хамский способ общения, это продуктивно и полезно для дела. Конечно, при этом хам-собеседник не должен быть еще и тупичком.


От Кравченко П.Е.
К Alex~1 (29.08.2010 21:54:09)
Дата 30.08.2010 10:31:21

Re: Более того,...

>Кравченко, ответьте честно - Вы отдаете себе отчет, что Макаренко в приведнной Вами цитате говорит об одном, а процитированный мной м...к - совсем о другом? Ну, просто мне интересно. Я никак не могу поверить в то, какими идиотами бывают люди, я всегда делают вывод, что они просто врут, а не настолько безнадежно тупы.
Да вы не волнуйтесь так, ну не доходжит до вас, ну и что, в жизни есть много другого интересного, помимо слишком сложных для вашего мозга вещей. Макаренко ессно пишет о другом, ему как бы в голову не приходит отвечать на написанные много лет спустя после его смерти глупости, какой не советской была его система. А я привел вполне подходящий момент из его работы к тому фрагменту, который я процитировал у м...
>>Конечно, не пытайтесь что-лию кому либо объяснять. для этого надо это что-то понимать.

>Вам объяснять ничего не буду.
Да уж , сделайте одолжение. К тому же слово "объяснять" совершенно не уместно применятьк вашему случаю, чтобы объяснять, надо что-то самому понимать))
>Вы либо идиот, либо хитрож...ый прохиндей. Либо смесь.
Да вот, когда Вы привели цитату Макаренко о том, что к каждому воспитаннику каждый раз требвался свой, новый подход, пытаясь на этом основании поставить под сомнение, что тем не менее каждого обучали военному делу, то это и хитрожопость и тупость и уверенность в том, что вокруг все тупые))

От Alex~1
К Alex~1 (29.08.2010 21:54:09)
Дата 29.08.2010 22:00:18

Re: Более того,...

>Перечитайте эту ветку. Я был абсолютно корректен, хамить начали Вы.

Виноват, не эту ветку, а ту, которая при минеральные удобрения и естественную поддержку плодородия почв.

От Кравченко П.Е.
К Alex~1 (29.08.2010 22:00:18)
Дата 30.08.2010 10:31:44

Re: Более того,...

>>Перечитайте эту ветку. Я был абсолютно корректен, хамить начали Вы.
>
>Виноват, не эту ветку, а ту, которая при минеральные удобрения и естественную поддержку плодородия почв.
Там я еще хамить не начал.

От K
К Alex~1 (29.08.2010 00:03:40)
Дата 29.08.2010 07:52:59

Медведев: восстановление икон на Спасской башне даст России дополнительную защиту

> истинно-русских тупых дебилов

Причем тут истинно-русские? Например, Медведев и его жена евреи

++++++++++++++++++++
Дмитрий Медведев уверен, что с восстановлением икон на башнях Кремля Россия и ее
народ получает дополнительную защиту.
Выступая на Красной площади после освящения на Спасской башне Московского Кремля
иконы Спаса Смоленского, глава государства поблагодарил всех, кто помог в
сохранении и восстановлении этой иконы.

<Мы должны вспомнить тех, кто способствовал и помогал этому в период безбожия,
рискуя непросто своими должностями, а жизнью, кто сохранил это чудо для
поколений, тех, кто сегодня здесь, на Красной площади, тех, кто будет приходить
в Кремль и вдохновляться образом, который защищает Кремль, Москву, всех нас>, -
подчеркнул Медведев.

По мнению главы государства, <в сегодняшнем событии есть особый смысл, в
частности, в единении церкви с народом>.
<Уверен, с момента восстановления икон наша страна получает дополнительную
защиту>, - заявил Медведев. ИТАР-ТАСС
++++++++++++++++++++




От Alex~1
К K (29.08.2010 07:52:59)
Дата 29.08.2010 19:19:50

Re: Медведев: восстановление...

>> истинно-русских тупых дебилов
>
>Причем тут истинно-русские? Например, Медведев и его жена евреи

К, я сто раз говорил, что "истинно-русские" - это не национальность, а способ мышления и система ценностей.

А Медведев - конкретно - не может и не обязан говорить то, что он думает на самом деле. Политик - он и есть политик, здесь другой разговор. Может, он и на самом деле так думает, а может, и нет. Не в Медведеве дело.

От K
К Alex~1 (29.08.2010 19:19:50)
Дата 30.08.2010 15:35:02

истинно-еврейские

>>> истинно-русских тупых дебилов
++++++++++++++++
Духовный лидер Израиля раввин Овадия Йосеф произнес проповедь, в которой
коснулся переговоров Израиля с палестинцами. Его речь звучала так: <Я надеюсь,
что все палестинцы вымрут, что Абу-Мазен и другие лидеры сгинут с этого мира,
что Господь наш израилев пошлет на них чуму, на всех этих злодеев проклятых,
ненавидящих святую землю>.
++++++++++++++++



От Alex~1
К K (30.08.2010 15:35:02)
Дата 30.08.2010 18:05:34

Re: истинно-еврейские

К,

Я нисколько не сомневаюсь, что истинно-русские - отнюдь не феномен под Луной. Просто русские тупость, злобность и идиотизм задевают меня больше, чем аналогичные качества у евреев или там поляков. :)


От Кудинoв Игорь
К Alex~1 (30.08.2010 18:05:34)
Дата 30.08.2010 19:00:26

Кстати, да, я тут почитываю книжку "КГБ против Югославии"

одного истинного серба, с фамилией, без шуток, "Лопушина", очень и очень смешно, а будь камрад Лопушина руснацпатром Лопухиным, так стошнило бы сразу, вместо приятной развлекушки после ужина .

>Я нисколько не сомневаюсь, что истинно-русские - отнюдь не феномен под Луной. Просто русские тупость, злобность и идиотизм задевают меня больше, чем аналогичные качества у евреев или там поляков. :)


От Пуденко Сергей
К Лом (21.06.2010 12:58:41)
Дата 22.06.2010 11:28:17

на войне как на войне


>Читать противно, камменты удручают... и это еще 2007.

> в одном я согласна. Макаренко был глубоко верующим человеком.Без веры у него не было бы таких результатов.
http://www.psychologos.ru/Воспитание_-_легкое_дело

>2009-02-20
>17:23отец Сергий:
>Мне поручили

>2009-02-20
>17:23Руслан:
>Прекрасная статья, приятно что Макаренко действительно ценят и обсуждают до сих пор. Значит зацепил. Единственно почему корни были православными, а не христианскими? К счастью, или к сожалению, быть хорошим человеком не достаточно, а Макаренко говорил:"Бога и чёрта мы уже разобрали и сдали в музей". Хотя может быть глубоко в душе и верил в что то такое, кто знает. Лично я не берусь судить об этом.


>Очень интересный и близкий мне подуху взгляд на педагогику А.С.Макаренко. Читала его в юности, будучи еще на воцерковленной.
>Вы четко смогли сформулировать то, что я чувствовала, но толком выразить не могла. Спасибо.

>2009-02-20
>17:23Елена:
>Здравствуйте! С большим интересом прочитала статью, тема педагогического наследия А.С.Макаренко меня давно волнует и как педагога, и как православного человека. Главная идея статьи понятна, но, извините, не достаточно аргументированна. Создалось впечатление, что искусственно прикрепили ярлык "он - наш, православный!".



>Спасибо, что опубликовали такую интересную статью. Одно время я хотел прочитать "Педагогическую поэму", но потом на одном из православных сайтов прочитал

пока все "брендовое" с тех времен не захапают, не успокоятся

кстати - все так делают. Главное в наше время это мировой бренд и автор. Остальное дело 25ое. макаренко православствовал, Битлз душеполезны, Братья Блюз -католическая классика

А главное. Главное -мессидж попов на всех заборах,даже сортирных. Г. Бог Аллах ,личный и личностный,создал этот мир и человека,дабы ты сука он повиновался и прославялл Его начальство

http://img.beatles.ru/f/m/18314.jpg



Ватикан объявил фильм "Братья Блюз" "католической классикой"

Дата: 21.06.10 20:01:50
Американский комедийный фильм 1980 года Братья Блюз получил одобрение Ватикана. В комедии, снятой режиссером Джоном Лэндисом, актеры Дэн Эйкройд и Джон Белуши играют братьев Элвуда и Джейка Блюзов, возрождающих свою старую блюз-группу, чтобы заработать денег для спасения сиротского приюта, в котором они выросли. Кроме профессиональных актёров, в фильме снимались звезды блюз-музыки: Кэб Кэллоуэй, Джеймс Браун, Джон Ли Хукер, Рэй Чарльз и Арета Франклин. Американский комедийный фильм 1980 года "Братья Блюз" получил одобрение Ватикана. В комедии, снятой режиссером Джоном Лэндисом, актеры Дэн Эйкройд и Джон Белуши играют братьев Элвуда и Джейка Блюзов, возрождающих свою старую блюз-группу, чтобы заработать денег для спасения сиротского приюта, в котором они выросли. Кроме профессиональных актёров, в фильме снимались звезды блюз-музыки: Кэб Кэллоуэй, Джеймс Браун, Джон Ли Хукер, Рэй Чарльз и Арета Франклин.

К 30-летию выхода культовой картины на экраны официальная газета Ватикана L'Osservatore Romano объявила его "католической классикой". Это еще более примечательно, принимая во внимание некоторые фразы из фильма, пишет The Telegraph. Например, в одной из сцен герои утверждают, что их миссия "от Бога". Издание хвалит фильм, как "невероятно умный", "богатый идеями", и отмечает на "незабываемую игру Джона Белуши, который, спустя три десятилетия после выхода фильма, по-прежнему является иконой кинематографа".

Ватикан не первый раз выражает свое отношение к современной науке и культуре. Ранее главный астроном Ватикана допустил возможность существования жизни на других планетах. Кроме того, в L'Osservatore Romano уже вышли статьи, посвященные различным темам, начиная с книг о Гарри Поттере и мультсериала "Симпсоны" и заканчивая романами Дэна Брауна и блокбастером Джеймса Камерона "Аватар". А недавно Ватикан опубликовал список лучших поп- и рок-альбомов всех времен , первое место в котором было отдано пластинке The Beatles "Revolver".

http://www.beatles.ru/news/news.asp?news_id=6085
Обсуждение


Что дальше? Канонизация Мерлина Менсона или звание самого христианского фильма - "Криминальному чтиву" ? :-)


попЫ скоро свой Оскар организуют или Грэмми :)


==========
Re: Ватикан простил битлам высказывание о Христе


http://culturavrn.ru/page.php?id=889
Многие из этих музыкантов были бунтарями по натуре и баловались наркотиками. Но Ватикан отпустил им их грехи, - пишет Telegraph.
Долгие столетия здесь признавали только гимны и хоралы. Но теперь Папский престол решил расширить круг своих музыкальных предпочтений, включив в него поп- и рок-альбомы. Газета L'Osservatore Romano назвала десять альбомов, которые мог бы слушать, не боясь греха, человек, оказавшийся на необитаемом острове.
В противовес «дрянной» музыке, которая преобладает на открывающемся завтра фестивале в Сан-Ремо, Ватикан указывает на достоинства песен Майкла Джексона, U2, Карлоса Сантаны.
Чтобы не утонуть в море плохой музыки, пишет рупор Ватикана, мы скромно укажем вам на другие, более достойные примеры. Газета признает, что выбор было сделать нелегко, и, возможно, кому-то он покажется спорным.
Этой публикацией Ватикан продолжил практику оценки явлений современной культуры.
---
Реакция Ринго в оригинале.
А где исходник, в котором Битлз именовались сатанистами Ватиканом?
RINGO STARR has rejected forgiveness from Catholic Church officials who once called him a Satanist.
Pope Benedict XVI sanctioned an article in the Vatican's L'Osservatore Romano newspaper earlier this week (beg12Apr10), in which the Beatles were praised for their "beautiful" music and were absolved for their rock star decadence and experiments with drugs.
The front-page editorial also addressed John Lennon's controversial comments about the Beatles being "bigger than Jesus" at the height of their success.

The newspaper's editors wrote, "The Beatles said they were bigger than Jesus and put out mysterious messages, that were possibly even Satanic... (but) what would pop music be like without the Beatles?"
But Starr is far from impressed with the paper's unwanted forgiveness - the drummer says, "Didn't the Vatican say we were Satanic or possibly Satanic? And they've still forgiven us?
"I think the Vatican, they've got more to talk about than the Beatles."
http://www.contactmusic.com/news.nsf/story/starr-rejects-vaticans-beatles-forgiveness_1...

Ватикан простил битлам высказывание о Христе
Дата: 18.04.10 10:03:49

Журрналюги выделили ответ Ринги Ватикану в заголовок!Теперь Ринго явно отправили по стопам Джона с его приснопамятной фразой 1966.

"НАШ ОТВЕТ _ватикану_ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ"

Ringo Starr: 'Vatican has more to talk about than the Beatles'
Starr told CNN
http://edition.cnn.com/2010/SHOWBIZ/04/12/ringo.starr.vatican.beatles/index.html
на 6:00
Starr was speaking to CNN's Becky Anderson about the launch of his latest solo album called "Y Not," which was released in January.