>Впечатления от 18 брюмера. Маркса полезно перечитывать.
>8.
>Бонапартизм закончился проигранной войной с Пруссией и Парижской коммуной, которая научила буржуазию перед лицом грозящей революционной опасности договариваться в парламенте, не вынося разногласия на улицу. Франция получила парламентскую республику. У нынешней России подобных шансов нет.
1
цезаризм по Грамши более комплексная рамка чем кейс Луи Нап 3.
Фролов в 2005 вставил в отчетный доклад Зюге развернутую квалификацию путинизма как бонапартизма. Обсуждение было на prj с душераздирающими визгами М-зы и м-зистов, счас недоступно
То что это "бледная калька" чего бы то ни было, аналогии ИВС и Пу второстепенно. Речь идет о модели, о типе ситуации (отрезке траектории) соцполит.движения в классовом исполнении
второе
Сканируется цельмя и скоро будет
"Диалектика и революция" 1975
это одна их нитей оттуда
"
в" 18 брюмера" рассматривается вся цепь событий вокруг переворота Луи ,как звена в эпохе социальной революции, длящейся 100 лет. Каждая их французских революций и переворотов 1789-1871 (1793,1830,1848, 1852 етс) - лишь этап единой траектории эпохи буржуазной революции. Экономические аспекты в ней уже - производные моменты от "отрезка траектории". Суть французских переворотов 1800х - переход власти "скачками" и с отступлениями от финанс.аристократии сначала к одной из фракций буржуазии, а затем к"буржуазии в целом как классу"(итог)"
отрывки из работы "Диалектика и революция" (М. 1975) http://www.situation.ru/app/j_art_708.htm
конкретное, реальное развитие указанных тенденций, как выяснил Маркс, осложняется тем, что распространяющаяся по земному шару капиталистическая организация производства “сталкивается” с существующими во многих странах докапиталистическими производственными отношениями. В результате рождаются очень своеобразные и изменчивые формы мировых хозяйственных связей. Этот реальный механизм всемирности, развивающийся, меняющийся от одного исторического этапа к другому, был предметом пристального внимания Маркса на протяжении всей его деятельности. Остановимся на некоторых узловых моментах этой линии развития марксистской теории, преимущественно на обобщениях, сделанных Марксом и Энгельсом в результате изучения ими опыта европейских революций 1848 г. и хода мирового экономического кризиса 50-х годов XIX в.
Сергей Павлович, я как природный тормоз видимо просто не уловил полет твоей мысли. Траектория буржуазной революции во Франции понятна. Это синусоида на которой в нисходящей ветви власть все более концентрируется в руках финансовой буржуазии, а в восходящей – также поэтапно передается всему классу буржуазии. Первое дно демократии – Людовик, второе – Наполеон, затем Луи-Наполеон и т.д. Всего за 100 лет 17 революций и 17 конституций. Вместо того, чтобы сразу довести Великую французскую революцию до конца, ее патриотическими лозунгами запустили в автоколебательный процесс, в котором энергия революционных преобразований иссякла. Когда-то мы над французами по этому поводу смеялись, кивая на Ленина, который эти стадии перешагнул, теперь они над нами смеются.
Россия сейчас в этой схеме находится в нижней точке синусоиды – власть принадлежит олигархии. Финансовую буржуазию Франции заставила поделиться властью с остальными фракциями буржуазии угроза пролетарской революции, необходимость сплочения ради сохранения капитализма. Причиной перераспределения власти среди буржуазии было приближение революционной ситуации вследствие экономических кризисов. Цикличность демократизаций повторяет цикличность торговых кризисов. Сейчас РФ действительно двигается в сторону революционной ситуации. Сказкам о том, что мы достигли дна в падении экономики и скоро начнется рост, не верят даже те, кто их сочиняет. В таких условиях теоретически вполне возможна демократизация и уступки мелкой буржуазии со стороны олигархии. Возможно это роль которая отведена нынешнему президенту. При условии что наверху понимают серьезность ситуации, что не факт.
Капитализм развивался так что в среде капиталистов становилось все меньше специалистов, создающих производство, и все больше финансистов, вкладывающих деньги во все, что дает прибыль. Сейчас только мелкая буржуазия не является финансовой и только потому что у нее нечего вкладывать – просто нет денег. Мелкие буржуа слишком слабы, чтобы стать опорой режима в трудные времена. Более массовым сейчас стал слой люмпен-пролетариата и компрадорского пролетариата. Если будут делать уступки, то ему, а ему не нужна демократия, скорее усиление роли государства, патернализм и глобализация. Поэтому не понимаю какие могут произойти подвижки в перераспределении власти. Буржуазная демократия как уступка мелкой буржуазии – чистая благотворительность, для которой мотивов нет. Олигархам просто не с кем делиться властью.