В современной системе образования, так называемые инновационные школы – гимназии и лицеи - прочно заняли своё место. Они помогают в какой-то мере реализовать острую проблему общества в альтернативном образовании.
История гимназического образования дореволюционной России насчитывает более 100 лет. Среди учебных предметов в двухгодичном курсе уездных училищ первое место занимали «Катехизис и Евангелие», «Закон Божий» и «Священная история», «Должности человека и гражданина».
Современное государство должно заботится о воспитании образованных и культурных граждан, знающих и уважающих национальные ценности, святыни и традиции своего отечества. Подтверждением этого является введение во многих школах России предмета – «Основы православной культуры».
В этой связи выход в свет учебного комплекта «Основы православной культуры» для начальной школы явился долгожданным необходимым событием.
Учебный комплект состоит из учебника ( в 2-х ч.), наглядного материала, аудиокассеты (1 класс) и методического пособия для учителя.
Учебный материал изложен в простой форме. Чувствуется, что автор знает психологию младших школьников, делая акцент (в 1-й год обучения) на православных праздниках. Через эстетическое и чувственное восприятие у младших школьников формируется целостная картина мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей (выделено мной - Alex_1).
В то же время реализуются и задачи духовно- нравственного воспитания: с одной стороны – развитие понимания смысла творческого действия Бога- Творца, с другой – развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали.
Яркий, красивый учебник, умело подобранные наглядные материалы способны увлечь школьников изучаемым предметом. Это в свою очередь поможет решить поставленные предметам задачи воспитания.
Автор учебного комплекта, опираясь на труды святоотеческого наследия (учение о человеке, труды богословов, психологов, педагогов и других видов) смог дать теоретическое обоснование целей, задач, принципов отбора материала, исходя из специфики предмета и разработать методику его преподавания в школе.
Умело подобранные вопросы позволяют ненавязчиво заинтересовать детей, показать обязанность православной и светской жизни.
Современный человек утратил опыт церковного воспитания детей. Большинство сегодняшних школьников выросли без навыка общения с православной культурой, таким образом, при выборе методики преподавания автор Л.Л. Шевченко (доктор педагогических наук, действующий член Международной педагогической академии) старается избежать и рационалистического подхода и провоцирования развития изменений чувственности ребёнка, делая упор в методическом подходе на творческий опыт создателей православного искусства, на то, что православная культура создавалась верующими людьми, и содержанием программы являются православные ценности, отраженные в традиции, святынях, житиях святых, героев, патриотов отечества, родном языке
Весь материал программы для начальной школы нацелен на развитие у младших школьников эстетического восприятия, с помощью которого ребёнок постигает красоту окружающего мира, сотворённого Богом, её отражение в объектах пр. культуры, к единению категорий любви и красоты.
Всё это находит отражение в содержании программы. В религиозную культуру ребёнок входит через знакомые представления об окружающем мире (мой дом – Божий дом; я сын своих родителей; мы все дети Божьи и др.).
В качестве дидактических средств используются сказки, жития святых и героев, стихи, детское творчество, иллюстрации картин, музыкальное сопровождение.
Ведущими ценностями младших школьников считаются любовь и семья, которые и отражаются в содержании учебников: «Мы и мир Божий вокруг тебя»-1 год, «Ты и православная культура»-2 год, «Православная культура вокруг тебя»-3 год, «Народ- творец православной культуры»-4 год.
Одним из ведущих принципов программы является личностно-ориентировочный подход, применение на уроках методов работы, вызывающих творческую активность.
Учебник «Основы православной культуры» автора Л.Л. Шевченко является первым за последние 15 лет методически разработанным учебником для начальной школы. Данный учебник рекомендован в применении для общеобразовательных школ, а также гимназий и лицеев методическим кабинетом Отдела Религиозного Образования и Катехизации Русской Православной Церкви.
В настоящий момент находятся в разработке учебник «Основы православной культуры» для 5-9 классов.
Учебник можно приобрести в розницу и оптом в книжной лавке Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви по адресу: г. Москва, ул. Петровка 28/2, телефон для справок: 921-53-40.
Лисовский С.А. «Толерантный» учебник по православной культуре не содержит ничего о православной культуре. Несколько слов об экспериментальном учебном пособии «Православная культура» для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий Л. Л. Шевченко (Русский вестник, 14.07.2004. №14.)
В 2003 году после завершения скандала, связанного с ложным обвинением учебника Аллы Бородиной «Основы православной культуры» в «нетолерантности» удивительно скоро появился образец «толерантного православного учебника» - учебник Людмилы Шевченко «Православная культура» (Шевченко Л.Л. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. 1-й год обучения. Книга первая. М.: Издательский дом «Покров», 2003. 96 с.)
Учебник Л. Л. Шевченко не стяжал себе такой громкой и непримиримой ненависти со стороны нерусских и антирусских псевдоправозащитников. Почему? Попробуем разобраться.
Прежде всего следует отметить, что экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий (далее - учебное пособие) «Православная культура» Л. Л. Шевченко ярко выделяется из ряда существующих в настоящее время учебных пособий по предмету «Православная культура» тем, что в нем за исключением предисловия (с.4-5) и одного стихотворения («Русь» И.С.Никитина, с.14) полностью отсутствуют слова «православная», «православие» и однокоренные. То есть в учебном пособии Л. Л. Шевченко нет ни одного (за исключением предисловия) авторского текста, где использовалось бы слово «православие» или какое-либо его производное. В учебном пособии Л. Л. Шевченко начисто отсутствуют слова «христианство», «христианский» и все однокоренные. Нет ни одного слова «Христос», всего лишь один раз на все учебное пособие приводится имя Иисус. Нет ни одного слова «церковь» (как нет ни одного производного от этого слова) и ни одного выражения «Русская Православная Церковь». Все это дает исчерпывающие основания усомниться в том, что данное учебное пособие действительно посвящено православной культуре.
...
Вывод. Учебное пособие Л. Л. Шевченко является методически совершенно безграмотным, антипедагогическим, профанирует преподавание православной культуры, выхолащивает ее смысл и содержание, представляя собой антиправославную попытку подмены содержания учебного курса «Православная культура». По существу, нет никаких оснований назвать это пособие православным по содержанию.