цытаты
Парни — застенчивые, наивные и амбициозные. Они, как и я, впервые работают в большой компании и очень этому рады. Почти все они из Подмосковья и ищут квартиру. Зарплата у них на первых порах будет как у меня — 13 тысяч. Занятия начинаются с того, что все делятся на две команды, каждая из которых должна за 10 минут построить башню из бумаги высотой не меньше 180 сантиметров. Ребята весело бросаются в бой. «Быстрее! Быстрее! — кричит начинающий специалист. — Надо сделать выше, чем у них!» Я смеюсь: никто ведь не говорил, что башня должна быть выше. «А что? — говорит Федя. — Конкуренция — это естественно, это главный принцип природы». Я смотрю на две бумажные башни и понимаю, что Федя и Фрейд действительно знают о жизни что-то главное.
— Что самое главное? Командный дух? Правильно! Четкий план? Правильно! — Федя пишет на доске. Он вообще все пишет на доске — вплоть до того, что с клиентом надо здороваться. Начинаются занятия по специальности. Мы играем в сопровождение Добра. Мы — специалисты, Федя — обобщенный условный клиент, которого почему-то всегда зовут Инна Львовна. Федя очень смешно и убедительно изображает эту Инну Львовну — недалекую совковую тетку, которая не очень интересуется Добром, но при правильном нашем поведении способна привыкнуть и полюбить его.
— Здравствуйте, Инна Львовна, — повторяем мы хором. — Я из компании «ПУМА»! Я буду приходить к вам раз в неделю… Инна Львовна, вы можете ознакомиться с журналом «Время Добра». Это журнал, который издает наша компания, в нем вы найдете обзор Добра за последнюю неделю и интересные статьи.
— Отлично, а теперь то же самое, только добавьте: «Вот моя визитка».
— Здравствуйте, Инна Львовна. Я из компании «ПУМА». Я буду приходить… черт, забыл про визитку… — верзила Эдуард путается, краснеет, как школьник, и начинает все сначала.
Все фразы мы должны выучить наизусть. Сцена приветствия проигрывается десятки раз. Мы выходим за дверь, стучимся и повторяем все снова. «Задолбал он уже», — жалуются парни в коридоре. Я пытаюсь как-то разнообразить сценарий, говорю: «Вот, почитайте наш журнал…» Федя меня тут же останавливает: «По тексту, пожалуйста». (Стоп! Это же все не по-настоящему!) Затем точно так же разучиваются варианты наших действий в случаях, если Инна Львовна ведет себя неадекватно: мы знаем, что говорить, если у нее нет времени, если она недовольна Добром или у нее возник вопрос, на который могут ответить только в «ПУМЕ». «Понимаю, Инна Львовна, вопрос серьезный. На него могут ответить специалисты нашей горячей линии. У вас выход в город через девятку? Давайте я наберу». Задача в том, чтобы Инна Львовна привыкла к «ПУМЕ» и научилась звонить туда как можно чаще. У Феди получается естественно, у нас не очень.
Нельзя произносить никакие негативные слова, например «долго», «медленно», «дорого», нельзя задавать такие вопросы, на которые можно ответить «нет». Федя учит нас улыбаться, не говорить на ходу (оказывается, это очень важно) и настоятельно требует, чтобы мы все имели в кармане что-то «освежающее дыхание».
Философия
Спасибо, Даниил. Мне кажется, с вашей помощью я посмотрела на все с другой стороны.
— Ну, а в обратную сторону? — интересуется Воронцов. — Как там, в отделе сопровождения?
— Ужасно, — чистосердечно признаюсь я. — Скучно, мрачно, психологическое давление, все время кого-то ругают, все очень формально.
Я ухожу от него с приятным ощущением, что наконец принесла компании хоть какую-то пользу. Может, он теперь и правда начнет разбираться. Кто-то исправится, кого-то уволят, на их место придут другие, они будут работать по совести и со смыслом, компания оживет, расцветет, продаст много Добра… Черт возьми, а не настучала ли я на своих сотрудников? Из лучших побуждений, а?
Я думаю про смысл, про совесть, про свою двоюродную бабушку, которая «ракеты в космос запускала». Ради своего мужа-физика она пожертвовала всем, бросила карьеру, уехала в закрытый научный городок, где он делал бомбу, и объясняла всем окружающим, что это — из чувства долга перед родиной. Все в семье было подчинено бомбе. Потом в девяностые с тем же жаром она доказывала, что бомбу надо уничтожить. А директор их института покончил с собой. Но может быть, так рассуждают только физики? Да нет, оказывается, я тоже так рассуждаю.
Я думаю о журнале «Русский репортер», где работаю на самом деле. Сильно ли он отличается от завода, комбината Кизи и фирмы «ПУМА»? Очень сильно. Но если приглядеться, обнаружатся те же самые механизмы, только куда более гуманные и размытые. Вероятно, от этого никуда не убежишь. Но зато теперь я знаю, как даже в самом дурном сне остановиться и сказать себе: «Стоп! Это не по-настоящему!» И проснуться.
Мобилография: Юлия Вишневецкая для «РР»
комменты
Замечания с другой "стороны зеркала"
Мелкие замечания по тексту:
* "...опоздания будут вычитаться из зарплаты." - это все же не так, никто не вычитает, но могут попросить объяснить причины.
* "...Начальники к подчиненным обращаются на «ты», а те к ним — на «вы»..." - это не везде в компании, я например к старшим всегда на Вы, вне зависимости от должности. К младшим - либо на ты, либо на вы, в зависимости от степени личного знакомства.
* "На сайте компании написано, что он любит..." - я бы добавил "на внутреннем сайте компании", это все же в интеренет не выставлено.
* "...сидят в своих огороженных клеточках менеджеры в костюмах. " - ну опять же не все. У нас дресс-код распостраняется только на тех, кто к клиенту выезжает.
* "...Такое ощущение, что автор текста никак не может остановиться, снова и снова стремясь донести до своих подчиненных что-то очень для него важное..." - есть такое дело, методчка это сборник писем сотрудникам и правил созданных в разные года и некоторые моменты могут повторяться.
* "Вдруг откуда-то раздается пронзительный звонок, как в школе. «Внимание. Блокирование. Двери. Внимание. Блокирование. Двери.» — произносит автоматический мужчина из репродуктора. Это значит, что рабочая смена заканчивается." - на самом деле это значит, что кто-то опять заблокировал автоматическую входную дверь. Обычно это происходит, когда сотрудники большой группой выходят из офиса и кто-то ее придержал, что бы пропустить идущего за ним.
* "говорят, в девяностые годы, когда Добро отделилось от Зла, доходило чуть ли не до рукоприкладства" - все же не было такого. В отличии от многих компании "диких 90-х" все было очень по европейски. Относились и относимся как к конкуренту, но с другой стороны и вроде коллеги - одно дело делаем.
* "Показатели КПД..." - не совсем верное начало фразы, т.к. КПД это Ключевые Показатели Деятельности.
* "Ага, теперь я, кажется, понимаю, почему тут такая огромная кадровая служба. Никто долго не выдерживает?" - по разному, в тех же ОИС достаточно много сотрудников, которые отработали 5 лет и более. Набор, кстати, достаточно дорогое удовольствие. В среднем на набор 1 сотрудника надо потратить 1,5 оклада. Поэтому брать, а потом увольнять не выгодно. Берем при этом 2-х из 100 и учим несколько недель за свой счет.
* "— В комнату отдыха вошел руководитель другого отдела. Он сообщил об ЭТОМ в кадровую службу и даже сфотографировал ЭТО на мобильный телефон, — гордо отвечает Людмила." - собственнно это был один из тех сотрудников, которого автор сфотографировал из-за угла на сотовый в самом начале своей карьеры. Он решил, что будет справедливо сделать ответное фото.
* "Да, он читал «Над кукушкиным гнездом» десять лет назад" - все же не читал, а перечитывал. Читал значительно раньше.
* "Что касается моего увольнения и доноса: «Пусть это останется на совести того человека. Сам бы я так никогда не сделал. Я не поощряю доносительства»." - все же причиной был не сон и не "донос". Хотя это, конечно, вызвало некоторый ажиотаж среди тех, кто взял на работу автора и был его непосредственным руководителем. Увольнение произошло за систематические опоздания и за то, что на рабочем месте шло перманентное чтение художественной литературы (правда, весьма хорошей, как оказалось), а не работа.
Про общую атмосферу, скорее это все же атмосфера большого завода, а не психушки. Хотя, конечно, со стороны многие вещи виднее. Для полноты картины автору стоило бы поработать и в других отделах - например информационно-техническом или рекламы. Отделы там поменьше, порядки несколько другие (менее формальные), но, как верно заметил автор, механизмы (по большому счету) те же ...
Спасибо, было очень интересно.
Замечания с другой "стороны зеркала" - II
Обсудили статью с некоторыми сотрудниками фирмы, причастными к нескольким дням работы автора в коллективе. Получилось еще 2 маленьких комментария-морализаторства по поводу:
* Про ситуацию с фотографированием спящего автора. Если рассматривать ситуацию в отрыве от контекста, то, пожалуй, фотографировать спящих людей (без их согласия) не очень хорошо. Теперь контекст: фото данной статьи получены методом "моментальной" фотосъемки в офисе компании, что не прошло незамеченным для ряда сотрудников (трудно не заметить быстро выскакивающего из-за угла человека, который фотографирует тебя на камеру сотового телефона) :). К автору даже обратились с вопросом "А зачем?". Ответ был "Опробуем новый телефон, подаренный мужем", он был принят, хотя и с некоторой долей удивления. В такой ситуации встречное "моментальное" фото автора (сделанное одним из сфотографированых "наскоком") выглядит вполне уместно (с моей точки зрения).
* "Должен ли один сотрудник рассказывать руководителю другого сотрудника о том, что сотрудник в рабочее время спит на диване?" Сложный вопрос. Опять же в отрыве от контекста звучит странно. Если вопрос уточнить контекстом "Должен ли один сотрудник рассказывать руководителю другого сотрудника, который работает всего несколько дней и замечен в странном фотографировании других сотрудников офиса, о том, что этот сотрудник в рабочее время спит на диване?" Опять же с моей точки зрения, в данном случае, должен. Ситуация непонятная и требует объяснений, и дело не в трудовой дисциплине. Есть аналогия между компанией и морским судном - если матрос ведет себя странно, то капитан должен знать почему. Иначе все может кончится плачевно. И как мы видим, в итоге поведение автора нашло свое вполне логичное объяснение. Процесс измерения часто влияет на сам результат....
#185|7 апреля 2008, 12:12
Алексей Репринцев
Если я продавец, то я отчетливо понимаю все плюсы и минусы продукта, степень вранья, корумпированности клиентов, недобросовестности партнеров и всего расклада по тому бизнесу, который я продаю.J
Вот именно. Множество видов наших фирмешек заточены на впарку своего говна. Будь то Консультант (или Гарант), кредиты или кэйтеринг. Это нормально как способ ведения бизнеса, повторюсь.
Но дело в том, что я ни в коем случае не хотел бы такого мужа как Молодой специалист для своей дочери, например. Просто из генетической брезгливости.
И про тщательный отбор не надо тулить. Набирают охапку любой отупи на три копейки, часть продает Добро своим знакомым и сдувается-увольняется сразу же - на то и расчет, наиболее терпелвая и нахрапистая с выпученными глазами продолжает окучивать Инн-Львовн, но уже за пять копеек.
Текучка очень большая, помимо костяка, не надо юлить. И на новичках самый большой профит. Свежие продажи, свежие клиенты, свежие идеи.
Казарму выстроить легко. Мастерскую - гораздо сложнее.
О себе - давно работаю в представительстве одной иностранной компании. Опоздания, шорты, косяки - в порядке вещей. На всех уровнях. Но все знают что им надо делать и успевают это делать. Без планерок, летучек и подведений итогов. Не креативщики ни разу, просто технари. Делающие реальный продукт, а не это унылое анахроничное говно под названием справочно-правовые системы с развозом мегабайт пополнения по офисам вкупе с печатным мусором.