От Пуденко Сергей Ответить на сообщение
К Пуденко Сергей Ответить по почте
Дата 19.10.2007 16:08:02 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Наука & природа; Версия для печати

не прошло и 40лет. Издали перевод перовго тома КШ

издали первый том Капитализма и шизофрении. В Екатерин,блин,бурге!!Не пройдет и года как глядишь издадут Тысячу Плато. Затоваривайтесь

Краткое содержание
"Введение в благочествиую,пардон,антифашистскую ю жизнь (с)Фуко 1977

Предисловие и абстракт


http://yanko.lib.ru/books/philosoph/deleuze_guattari-anti-edipe-ru-a.htm


Жиль ДЕЛЕЗ Феликс ГВАТТАРИ

АНТИ-ЭДИП

Капитализм и шизофрения


У-Фактория Екатеринбург

4



УДК 316.6 ББК 87.6 Д 29

Ouvrage publie' avec le concours du Ministe`re franc,ais charge' de la culture - Centre National du Livre

Издание осуществлено при поддержке Национального центра книги Министерства культуры Франции

Preface pour l'e'dition ame'ricaine de L'Anti-OEdipe de Deleuze et Guattari, extracted from Dits et e'crits © Gallimard, 1994

Серия 'Philosophy'

Перевод с французского Д. Кралечкина

Научный редактор В. Кузнецов

Д 29

Делёз, Ж., Гваттари, Ф.

Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делез, Ф. Гваттари; пер. с франц. и послесл. Д. Кралечкина; науч. ред. В. Кузнецов. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 672 с. (Philosophy). - Перевод изд.: Capitalisme et schizophre'nie. L'Anti-OEdipe / Gilles Deleuze, Felix Guattari.
тираж 3000
ISBN 978-5-9757-0192-3

'Анти-Эдип' - первая книга из дилогии авторов 'Капитализм и шизофрения' - ключевая работа не только для самого Ж. Делёза, последнего великого философа, но и для всей философии второй половины XX - начала нынешнего века. Это последнее философское сочинение, которое можно поставить в один ряд с 'Метафизикой' Аристотеля, 'Государством' Платона, 'Суммой теологии' Ф. Аквинского, 'Рассуждениями о методе' Р. Декарта, 'Критикой чистого разума' И. Канта, 'Феноменологией духа' Г. В. Ф. Гегеля, 'Так говорил Заратустра' Ф. Ницше, 'Бытием и временем' М. Хайдеггера.

УДК 316.6 ББК 87.6

ISBN 978-5-9757-0192-3

© Editions Minuit, 1972

© Д. Кралечкин, перевод на русский язык, послесловие, 2007

© В. Кузнецов, послесловие, 2007

© ООО 'Агентство прав 'У-Фактория', 2007



Электронное оглавление. 3

Предисловие к американскому изданию 'Анти-Эдипа'*. 4

Глава I. Желающие машины.. 7

1. [Желающее производство] 7

2. [Тело без органов] 11

3. [Субъект и наслаждение] 14

4. [Материалистическая психиатрия] 17

5. [Машины] 23

6. [Части и целое] 26

Глава II. Психоанализ и фамилиализм: святое семейство. 30

1. [Империализм Эдипа] 30

2. [Три текста Фрейда] 33

3. [Коннективный синтез производства] 39

4. [Дизъюнктивный синтез регистрации] 43

5. [Конъюнктивный синтез потребления] 47

6. [Повторение трех синтезов] 58

7. [Подавление и вытеснение] 62

8. [Невроз и психоз] 67

9. [Процесс] 71

Глава III. Дикари, варвары, цивилизованные. 74

1. [Социус-скриптор] 74

2. [Первобытная территориальная машина] 78

3. [Проблема Эдипа] 82

4. [Психоанализ и этнология] 89

5. [Территориальное представление] 98

6. [Варварская деспотическая машина] 103

7. [Варварское или имперское представление] 107

8. [Urstaat*] 116

9. [Цивилизованная капиталистическая машина] 119

10. [Капиталистическое представление] 128

11. [Наконец Эдип] 140

Глава IV. Введение в шизоанализ. 145

1. [Общественное поле] 145

2. [Молекулярное бессознательное]. 150

3. [Психоанализ и капитализм] 157

4. [Первая позитивная задача шизоанализа] 171

5. [Вторая позитивная задача] 180

Приложение. 203

Баланс-программа для желающих машин. 203

? 1. - Отличие желающих машин от гаджетов; от фантазмов или воображаемых проективных систем; от орудий или реальных проективных систем; от извращенных машин, которые, однако, направляют нас на путь к желающим машинам. 203

Man Ray. Dancer-Danger 204

? 2. - Желающая машина и эдипов аппарат: рекурренция против подавления-регрессии. 207

Rube Goldberg. You Sap, Mail that Letter 212

Rube Goldberg. Simple Reducing Machine. 212

? 3. - Машина и полное тело: инвестирования машины.. 213

Антипослесловие переводчика и научного редактора. 216

Антипослесловие переводчика. 216

Критика не в фокусе. 216

? Желание сказать неважно что. 216

? Экономия бесконечного ресурса. 218

? После критики. 220

? Болезнь левизны и не-желание политики. 222

Послесловие научного редактора. 223

Пересечения двойных потоков Делёза - Гваттари. 223

Оглавление. 224




5
Предисловие к американскому изданию 'Анти-Эдипа'*

В период 1945-1965 годов (я имею в виду Европу) существовал определенный тип правильного мышления, определенный стиль политического дискурса, определенная этика интеллектуала. Нужно было быть накоротке с Марксом, в своих мечтаниях не слишком отдаляться от Фрейда и обращаться со знаковыми системами - то есть с означающим - со всем причитающимся им почтением. Таковы были те три условия, которые делали приемлемым странное занятие, каковым является высказывание или запись частицы истины о себе и о своей эпохе.

Затем прошло пять быстротечных, страстных лет, пять лет ликования и загадок. Перед вратами нашего

* Предисловие Мишеля Фуко к американскому переводу книги Жиля Делёза и Феликса Гваттари 'Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения' (Deleuze Gilles, Guattari Felix. Anti-OEdipus: Capitalism and Schizophrenia. New York: Viking Press, 1977). Французский перевод опубликован: Michel Foucault. Dits et Ecrits II, 1976-1988. Paris: Gallimard, 2001 (1e`re Edition 1994). P. 133-136.- Здесь и далее звездочкой обозначены примечания переводчика.

6

мира встал Вьетнам, и, очевидно, законным властям был нанесен первый серьезный удар. Но что все-таки происходило внутри наших стен? Была ли это смесь революционной и антирепрессивной политики? Война на два фронта - против общественной эксплуатации и против психического подавления? Скачок либидо, перестроенного классовым конфликтом? Возможно. Как бы там ни было, события тех лет намеревались объяснять именно при помощи этой всем знакомой дуалистской интерпретации. Мечта, которая в промежутке между Первой мировой войной и пришествием фашизма удерживала во власти своих заклятий наиболее склонные к утопизму страны Европы - Германию Вильгельма Райха и Францию сюрреалистов, - вернулась, чтобы поджечь саму реальность: Маркс и Фрейд разгорелись от одного и того же огня.

Но так ли все было? Было ли это просто повторение утопического проекта тридцатых - пусть теперь и в масштабе исторической практики? Или же, напротив, это было движение к политической борьбе, которая уже не подчиняется образцу, предписанному марксистской традицией? К опыту или технологии желания, которые больше не были фрейдистскими? Конечно, в воздухе трясли старыми штандартами, но бой сменил свою дислокацию, перешел на новые территории.

'Анти-Эдип' показывает, во-первых, протяженность этой скрытой территории. Но это не всё. Он не тратит время на высмеивание старых божков, хотя он постоянно забавляется с Фрейдом. Что главное, он побуждает нас пойти дальше.

Ошибкой было бы читать 'Анти-Эдипа' в качестве изложения новой теории (вы, конечно, знакомы с подобной пресловутой теорией, пришествие которой так часто возвещалось, - с теорией, которая покроет всё, которая, наконец, всё объяснит и всех успокоит, с теорией, которая, как нас уверяют, 'так нам нужна' для нашей эпохи фрагментации и специализации, когда не хватает 'надежды'). Не нужно искать 'философию' в этом

7

необыкновенном изобилии новых понятий и удивительных концептов: 'Анти-Эдип' - это не подделка под Гегеля. Я думаю, что лучший способ прочесть 'Анти-Эдипа' - это подойти к нему как к 'искусству': в том смысле, в каком говорят, например, об эротическом искусстве. Опираясь на внешне абстрактные понятия множественности, потоков, аппаратов и подключений, анализ отношения желания к реальности и к капиталистической 'машине' дает ответы на конкретные вопросы. Вопросы, которые относятся не столько к причине вещей - 'почему', - сколько к тому, 'как' они происходят. Как желание вводится в мысль, в дискурс, в действие? Как дискурс может и должен развертывать свои силы в сфере политики и интенсифицироваться в процессе ниспровержения установленного порядка? Ars erotica, ars theoretica, ars politica*.

Отсюда становится ясно, с какими тремя противниками сталкивается 'Анти-Эдип'. Три противника, не обладающие равными силами и представляющие разные степени опасности (и эта книга борется с ними, используя разные средства), суть:

1. Политические аскеты, мрачные бойцы, террористы теории - те, кто хотел бы сохранить чистый порядок политики и политического дискурса. Бюрократы революции и функционеры Истины.

2. Жалкие инженеры желания, психоаналитики и семиологи, регистрирующие каждый символ и каждый симптом, - они хотели бы свести множественную организацию желания к бинарному закону структуры и нехватки.

3. Наконец, самый страшный враг, стратегический противник (противостояние 'Анти-Эдипа' другим врагам носит скорее тактический характер) - фашизм. И не только исторический фашизм Гитлера или Муссолини, который сумел столь удачно мобилизовать и использовать желание масс, но также и фашизм, который

* Искусство любви, искусство теории, искусство политики (лат.).

8

во всех нас, который преследует наши умы и наше повседневное поведение, - фашизм, который заставляет нас любить власть, желать именно то, что господствует над нами и эксплуатирует нас.

Я бы сказал, что 'Анти-Эдип' (и да простят меня его авторы) - это книга по этике, первая книга по этике, которая была написана по прошествии достаточно долгого времени (быть может, это причина, по которой ее успех не ограничен частной 'аудиторией': быть Анти-Эдипом - это стало уже определенным стилем жизни, способом мысли и существования). Что делать, чтобы не стать фашистом, даже если (особенно если) ты считаешь себя бойцом революции? Как освободить наши речи и действия, наши сердца и наслаждения от фашизма? Как изгнать фашизм, который отпечатался во всем нашем поведении? Христианские моралисты искали следы плоти, затаившиеся в закоулках души. А Делез и Гваттари исследуют мельчайшие следы фашизма в нашем теле.

Отдавая скромную дань уважения Св. Франсуа де Салю*, можно было бы сказать, что 'Анти-Эдип' - это 'Введение в нефашистскую жизнь'.

Это искусство жизни, противоположное всем формам фашизма - будь они уже состоявшимися или только нарождающимися, - поддерживается определенным числом главных принципов, которые я резюмировал бы в следующем порядке, если бы из этой большой книги мне нужно было бы сделать учебник или руководство для повседневной жизни.

- Освободите политическое действие от любой формы тотализирующей или объединительной паранойи.

- Развивайте мысль, действие и желания посредством пролиферации, взаимоналожения и разъединения,

* Св. Франсуа де Саль (Saint Franc,ois de Sales, 1567-1622) - известный проповедник, епископ Женевы, основатель ордена салезианок. Фуко намекает на его произведение 'Введение в благочестивую жизнь' ('Introduction a` la vie de'vote', 1609).

9

a не посредством разделения на части и пирамидальной иерархизации.

- Освободитесь от доверия к старым категориям Негативного (Закона, предела, кастрации, нехватки, лакуны), столь часто сакрализованным западной мыслью в качества формы власти и доступа к реальности. Отдавайте предпочтение позитивному и множественному, различие предпочитайте однообразному, поток - единствам, подвижные сборки - системам. Не забывайте: продуктивное - это не оседлое, а кочевое.

- Не думайте, что, если вы за что-то боретесь, нужно быть мрачным и грустным, даже если предмет вашей борьбы - нечто отягощающее. Революционной силой обладает только связь желания с реальностью (а не его бегство в формы представления).

- Не используйте мысль для обоснования политической практики единственной Истиной; не используйте также практику для дискредитации мысли, как будто бы та была лишь чистой спекуляцией. Используйте политическую практику в качестве усилителя мысли, а анализ - в качестве множителя форм и областей вмешательства политического действия.

- Не требуйте от политики, чтобы она восстановила те 'права' индивида, которые были определены философией. Индивид - это продукт власти. Все, что нужно, - это 'деиндивидуализировать' себя посредством умножения и смещения, различных рекомбинаций. Группа должна быть не органической связью, которая объединяет выстроенных в иерархию индивидов, а постоянным генератором 'деиндивидуализации'.

- Не влюбляйтесь во власть.


Можно было бы даже сказать, что Делез и Гваттари так мало любят власть, что они попытались нейтрализовать властные эффекты, связанные с их собственным дискурсом. Отсюда игры и западни, которые рассеяны по всей книге, делая ее перевод настоящим подвигом. Но это не всем известные риторические ловушки, которые стремятся соблазнить читателя, не позволяя ему узнать

10

о том, что им манипулируют, и в конце концов убеждают его в правоте авторов против его собственной воли. Ловушки 'Анти-Эдипа' - это ловушки юмора: множество приглашений убраться восвояси, распрощаться с текстом, хлопнув дверью. Книга часто наводит на мысль, что в ней нет ничего, кроме юмора и игр, когда на деле происходит что-то важное, нечто предельно серьезное - отслеживание всех форм фашизма, начиная с тех чудовищных форм, которые окружают и уничтожают нас, и заканчивая мельчайшими формами, которые образуют скорбную тиранию наших повседневных жизней.

Мишель Фуко



имею записи наших институтских семинаров по Делезу-Спинозе-Негри уже 5штук на аудио,они продолжаются



>Там,где будет новый день
>Gonna be another sunny day (c)
Там, где кончается ночь, обpывается дождь,
Разгоpается новый день,
Там pаспустились цветы, с высоты слышно пенье птиц.
Там я остаться не пpочь, но зовет меня ночь,
Гонит пpочь наступивший день.
Мой дом между ночью и днем, я в охpане ночных гpаниц.

Там, где будет новый день!
Там, где скоpо будет новый день!


Я обхожу стороной город сумрачный твой -
В нем уже не случится дня
Зря ты напрасно терял в ожидании столько лет.
Вон вдалеке из-за туч виден солнечный луч -
Это снова зовут меня
Лишь оставаясь в пути, есть надежда войти в рассвет

Там, где будет новый день!
Там, где скоро будет новый день!