>>Христианство появилось как соответствующая эпохе религиозная форма прогрессивного учения о равенстве и обязанности человека развиваться в труде.
>Ничего подобного, какое равенство, сплошной культ "Отца Небесного", который естественно проецировался в земного начальствующего, как полномочного представителя небесной власти.
Игорь, Вы смотрите отсюда, из нашего времени, а я, как учили бородатые классики, рассматриваю явление исторически. Был у христианства прогрессивный период, пусть и недолгий. Как говорил Козьма Прутков: «И англичане были в свое время справедливы и человеколюбивы!» Любое уравнительное учение использует абстрактный критерий равенства высший по отношению к уравниваемому – «равенство перед кем»? Для выросшего из иудаизма христианства таким критерием был бог. Для буржуазных революций – закон. Для социализма – общество. А насчет начальствующих – именно раннее христианство стало причиной гибели Римской империи, потому что заменило государственную дисциплину на религиозную. Реформа церкви в средневековье была проведена по итогам развала Римской империи.
>>Власть имущие тут же блокировали его революционный потенциал созданием официальной церкви и инъекцией иудаизма – признанием Библии священной книгой. Это произошло уже в Римской империи. С тех пор идет непрерывный упадок.
>Каждая секта\ересь внутри христиаства постоянно генерировали "революционные потенциалы". И власть имущие вовсе не причем - любая церковная верхушка сервильна по определению, и попы всегда подрегулируют учение под нужды царствующих.
Верно, за одним исключением: если секта тянула к иудаизму, власть ее прикармливала, если к раннему христианству – уничтожала. С катарами, альбигойцами и анабаптистами велись настоящие войны.
>>В России православие как форма христианства адаптированная к местным реалиям сформировалось во времена «монашеской революции» и «монастырской колонизации» Северо-востока. Тоже весьма прогрессивное явление.
>Чего же там прогрессивного было? Колонизация всегда вольного Севера? Монастыри-тюрьмы ?
Историк Ключевский назвал историю России историей колонизации. Русские заселяли малообжитые земли. Инициатором мирной колонизации были именно монастыри. А монастырские тюрьмы, крепостное право на Севере и т.д. – это период никоновской реформы и далее.
>>Знать отреагировала никоновской реформой, превратившей церковь в агитпроп при самодержавии. Идейный раскол завершился русской революцией, когда идеи труда, нестяжательства и служения людям были экспроприированы безбожниками - большевиками, а церковь осталась со своими кадилами.
>какой уж там идейный раскол - капитализм в России развивался не самобытными идеями, вроде третьего Рима и проч., тьфу на них, а проникновением западных технологий, и Россия революциями целиком обязана Западу, "этому вечному источнику новинок" :) (С.Лем) .
Я имел в виду только то, что идейный раскол внутри церкви закончился после победы революции, когда церковь потеряла последние остатки идейной привлекательности.
>да она всегда былы полутрупом, за тыщу лет попы так и не смогли одолеть язычество, хитрые крестьяне и лбы крестили и ленточки на священные деревья вязали - диверсифицировали, так сказать, вложения в вечную жизнь.
И сейчас так повсеместно. Споры с православными тетками заканчиваются не начавшись. Они вовсе не утверждают, что бог есть. Мотив другой – поставлю я свечку на всякий случай, а вдруг поможет?
>вот не сказал бы я, что племя младое мало-мальски заметно озабочено каким либо идеями, кроме консумеризма во всех мыслимых ипостасях. Может, не туда смотрю. О, кстати, интересное различие в структуре расходов на сотовую связь ельцепутов и европеев - наши 2/3 тратят на трубки и 1/3 - на собственно услуги связи. У европеев ровно наоборот.
Да, консюмеризм массовый. Но даже на моей работе есть молодая девица, которая живет параллельно и в мире идей, и в мире тряпок. Возможно потому, что отец – настоящий ученый, один из немногих, что остались от советской эпохи. Среди студентов - сверстников моих детей, тоже попадаются здравомыслящие люди, левые. Хотя университет считается кузницей элиты для режима. У меня на молодежь надежда есть.