Российско-белорусский кризис и его политические последствия
Я понимаю, что это бесполезно, но кто-нибудь - ткните этим и
идущими сейчас вменяемыми сопровождающими текстами -
всех этих "идеологов этничности" ,"рациональной имперскости"и
"гражданского национализма", или как их там. Чтоб не с таким засосным
чмоканьем обсасывали своих слиских хозяев .
Прогадили ведь "имперцы" всё разом и _последний шанс союничества_- от
алчности, социал-дарвинизма, нагнетания эгокультурности, испарений
ржавой советской трубы и - у полголосков- наигранного помешательства
,"хита прошлого сезона" на "этничности"и "национализме". Не было и не
бывает и не может быть в Союзе и при социализме никаких "гражданских
национализмов" , эвфемизмов эгокультурности - только
"транснациональность" (Шушарин).
Нечто подобное уже было в 2004 году, но более резко: тогда дошло даже до
реальных газовых блокад Беларуси Газпромом и ответного отбора Беларусью
"контрабандно" находящегося на ее территории российского газа. Наиболее
долгая из тех блокад длилась 18 часов и завершилась сразу после очень
резкой реакции ЕС с претензиями к Газпрому и РФ. С тех пор никаких
существенных новых технических факторов в белорусско-российском
"трубном" вопросе не появилось. Страны по-прежнему технологически
взаимосвязаны и все равно будут вынуждены под давлением Запада найти
приемлемый компромисс.
К слову, после компромисса 2004 года Беларусь вышла на один из наиболее
быстрых в Европе темпов экономического роста и уровень инвестиций в
технологическую модернизацию производства.
Однако мы можем уже сейчас говорить о новых политических факторах, в
рамках которых развивается нынешний российско-белорусский кризис и новых
последствиях, к которым он, вероятно, приведет.
Прежде всего, какая бы формулировка ни легла в основу нового
компромисса, уже ясно, что вряд ли возможен возврат к прежнему тесному
союзу двух стран. Степень близости союза понизится. Россия разрушает
именно политический союз двух стран, прежде всего Союзное государство РФ
и РБ. Требования РФ к РБ по газу ударили по принципу равноправию
субъектов хозяйствования России и Беларуси в рамках единого
экономического пространства Союзного государства. Достигнутый газовый
компромисс основан не на договоре о Союзном государстве, а на признании
белорусских субъектов хозяйствования своего рода "восточно-европейцами",
цена на газ для РБ увязана с ценой на газ для Восточной Европы.
Введенная Россией 8 декабря таможенная пошлина на поставляемую в РБ
нефть разрушает таможенный союз РФ и РБ. Ответная пошлина, введенная
Беларусью в ответ на эти действия РФ, закрепляет разрушение Таможенного
союза. Россия имела возможность ввести ограничения на поставки нефти в
РБ в рамках Союзного государства, но была избрана именно та
формулировка, которая разрушает сам институт союзных договоров между РФ
и РБ. есть и другие примеры движения в сторону разрушения именно союзных
отношений с Беларусью, которое инициировала Россия.
Можно предполагать, зачем это делается. Скорее всего, многое в политике
Москвы следует объяснять начавшейся в РФ затяжной предвыборной компанией
и сложным процессом адаптации к нормам ВТО в связи с повышением
внутренних цен на газ в РФ и т.д.
Перед нами - ясная политическая линия России. Предстоящий компромисс не
может не быть компромиссом с этой линией. Крепость союзных отношений
Беларуси и России, скорее всего, понизится.
Новым политическим фактором в российско-белорусском кризисе является
позиция Запада. В 2004 году многие на Западе были ориентированы на
свержение Лукашенко в ходе выборов 2006 года и рассматривали конфликт
2004 года в качестве начала такого свержения. Сегодня такой позиции
Запад не демонстрирует. В РБ прошли весною президентские выборы. Власть
в РБ прочна как никогда. Западных иллюзий насчет того, что Лукашенко
сдастся под давлением РФ и "пойдет в состав РФ" больше нет, как нет и
ожиданий его свержения в РБ. Запад впервые за все годы власти Лукашенко
не выставляет требований его ухода в качестве условия своей поддержки
РБ. Особенно это касается, как ни странно позиции США.
Госдеп США и по вопросу о газе перед Новым годом, и теперь, по вопросу о
нефти, высказывался в общем в поддержку позиции РБ. Хотя ценностный
конфликт между Беларусью и Западом сохранился и отступлений в этом
направлении, в этой полемике у Запада нет. Более того, именно после
кризиса 2004 года рынок ЕС стал главным для белорусского экспорта.
Экономика Белоруси опирается сегодня прежде всего на рынок ЕС, а не РФ.
Именно профицит в торговле с ЕС позволяет покрывать большую часть
дефицита в торговле с Россией. Такое положение не могло сложиться без
молчаливого, но ясного "внутреннего решения" стран Европы.
В ходе нынешнего конфликта абсолютно иными, чем в 2004 году, выглядят
отношения РБ с соседями по региону. За 2004-2006 годы объем
товарооборота между РБ и Украиной вырос примерно в три раза. И в
преддверие обострения конфликта осенью было достигнуто соглашение о
росте товарооборота двух стран за три года еще в 2-3 раза. Если
товарооборот похожих по своей экономической структуре РБ и Украины
выйдет на уровень 5 млрд. долларов, как предполагается, это означает
очень глубокую технологическую взаимоинтеграцию двух стран. За нею
придет время тесного политического сближения, для которого теперь
возникает необходимая социальная основа.
Ратифицированный в Украине на днях, а в Беларуси еще 5 декабря 2006 года
договор об экономическом сотрудничестве создал юридическую основу даже
для транзитного союза двух стран, который бы не нарушал Энергетической
хартии, принятой в ЕС. Открыто обсуждается даже строительство или
модернизация трубопроводов из Украины в Беларусь для транспортировки по
ним нефти и газа из иных регионов, то есть не из России. Обычно имеется
в виду Азербайджан. Вокруг связки Беларусь-Украина-Азербайджан уже
начала выстраиваться долговременная политическая комбинация. Она не
исчезнет с достижением белорусско-российского компромисса в нынешнем
раунде схватки.
В РБ принято принципиальное политическое решение о достижении
энергетической независимости от РФ, и эта независимость не может быть
достигнута без сближения с Украиной. Фактически Украина выступила сейчас
посредником между Западом и РБ.
Во многом аналогичным образом развиваются отношения РБ с Польшей и
Литвой с Латвией. Несмотря на все политические и ценностные споры с
Беларусью, эти страны оказали политическую поддержку РБ в отношении
"старой Европы", а также в спорах по поводу энергетической политики
России. Предполагается увеличение поставок в эти страны товаров и даже
энергии из Украины по мере сближения РБ и Украины. Это еще, конечно, не
союз на западных границах РФ, но это уже и не прежнее однозначное
одиночество Беларуси в регионе. Ни для кого не тайна, что подобное не
могло бы произойти, если бы не было уверенности в том, что США, как
минимум, не расположены против втягивания РБ в региональное
сотрудничество.
Вероятно, после окончания нынешней фазы российско-белорусского кризиса
Беларусь получит более комфортное политическое положение в Европе.
Сохранятся, конечно, ценностные споры с Западом. Смены идеологии РБ,
уверен, не произойдет, как не произойдет здесь и никакой "оранжевой
революции". Но эти споры уже не будут угрожать безопасности РБ так
остро, как они угрожали все предыдущие 12 лет. И, как минимум, полтора
года до исхода президентских выборов в России Беларусь сможет протянуть
за счет активизации регионального сотрудничества и активности в странах
третьего мира, в надежде на то, что новый лидер России вернет к союзу с
Беларусью. Если же новый лидер не вернется к союзу Беларусью, то уже
через несколько лет выстроить его будет для России очень сложно, почти
невозможно, даже если такое желание в Москве у кого-то появится.
Политика РФ по разрушению союза с Беларусью после провала РФ в попытке
выстроить альянс с Германией выглядит абсурдной. Как раз в 2006 году
стало ясно, что попытка, на протяжении всех лет правления Путина,
ориентироваться на Германию, была неудачной. Германия все равно
потребовала от РФ соблюдения в интересах ЕС Энергетической хартии,
допуска европейских корпораций в российский сырьевой сектор и т.п. мер.
Разрушая союз с Беларусью, РФ ослабляет себя в стратегическом отношении
в начале очень опасного для себя периода. Создает критическую массу для
возникновения в Восточной Европе консолидированного блока стран, чьи
интересы расходятся с российскими, но за которыми будет как
экономическая мощь ЕС, так и политическая сила США.
Но, может быть, у этой российской элиты есть какая-то нам пока
непонятная логика. Хотелось бы думать...
----