От Пуденко Сергей Ответить на сообщение
К Пуденко Сергей Ответить по почте
Дата 25.09.2006 19:41:05 Найти в дереве
Рубрики Интернет & общество; Образование & просвещение; Версия для печати

Из радиопередачи "Разговор со страной"

По теме образовательного эксперимента состоялась передача на радио "Говорит Москва", тема "Разговор со страной"

Полный текст выступлений на сайте не выложен, есть первые 7-10 минут.

Отрывок из передачи
Радио «Говорит Москва»
Адрес: http://govoritmoskva.ru/news/10486.html


Готовить генеральных конструкторов можно со школьной скамьи
20 Сентября 2006, Среда,

Ведущий: Юрий Строев
В гостях: Нина Громыко, Марина Половкова, Игорь Чаусев


Н.ГРОМЫКО – Мне кажется, что информационным поводом для нашей встречи послужил выход в свет сборника «Северозападный округ: стратегическая инициатива. Интеграция науки, промышленности и образования», где рассказывается про суть нашего эксперимента. И он действительно нацелен на то, чтобы сохранять и культивировать в обществе высокие образцы теоретического мышления. Мы придерживаемся той традиции, на которую ориентировались Василий Васильевич Давыдов, известный деятель в образовании, Георгий Петрович Щедровицкий, Ильенков, которые считали, что нужно учить детей мыслить и, соответственно, всячески культивировала этот подход в образовании. И для нас сегодня крайне актуально возникает вопрос, а как мы можем создавать такие модели, которые будут поддерживать возможность детей мыслить и теоретически мыслить. И наш эксперимент, который посвящен проблеме интеграции науки, промышленности и образования он нацелен на то, чтобы создать вокруг школ такую инфраструктуру, которая позволяла бы детям усиливать их возможности теоретического, но при этом практико-ориентированного мышления. В принципе, наш эксперимент возник не на пустом месте. У нас за плечами большой опыт у всей Москвы экспериментальной работы.

М.ПОЛОВКОВА – В определенный период у школ, у педагогов появилась возможность пробовать разное. Разные модели, разные технологии. И волна вот этих вот инноваций в определенный период неконтролированный могла просто захлестнуть систему образования. И у чести столичного образования, московского образования, эта работа была упорядочена созданием экспериментальных площадок. Я хочу сказать, что столичное образование переживало период программного развития уже долгое время. Была принята программа «Столичное образование-1», потом – «Столичное образование-2». А вот идея экспериментировать и пробовать сохраняется, только развивается и переходит на следующий этап. Был период, когда задавались экспериментальные площадки как выращивание нового качества, нового содержания. А вот для того, чтобы отделить зерна от плевел, понять, что имеет культурную ценность, а что является не ценным, не культурным, а просто поисковым движением, был создан экспертный совет. Если посмотреть, как развивался дальше процесс, то нужно отметить, что от точечных экспериментальных площадок столичное образование перешло к сетевому развитию. То есть вокруг лучших образцов начинали складываться так называемые инновационные площадки, которые лучше переносили в свои классы, в свои коллективы. А вот дальше следующий был этап и, я думаю, что этим столичное образование отличается от ряда других территорий. Потому что экспериментируют у нас разные области, округа, а вот этап, когда выстраивается стратегия целого округа, ну, например, центрального округа в городе Москве, Северо-западного округа в Москве, западного округа, то это вообще-то такая нестандартная идея московского образования. С чем она связана? Одна конкретно школа, сколько бы она не экспериментировала, она сдвинуть массовую практику не может. Не потому, что у нее силы ограничены, а потому что речь идет об инфраструктурных институциональных решениях: чем школа должна быть обеспечена, чтобы был другой образовательный процесс, чтобы ребенок, проходя систему образования, приобретал другое качество. И поэтому идея, еще раз подчеркну, окружных стратегических инициатив на сегодня является очень важной. Чтобы не каждая отдельная школа окукливалась и что-то там делала, а чтобы была стратегия. Причем постоянно более высокого уровня. И то, о чем говорит Нина Вячеславовна, эксперимент, он как раз относится именно к идее окружной стратегии



Ю.СТРОЕВ – Как он выражается? Как это все идет? Я знаю, что вы назвали свою школу в Северо-западном округе Школой генеральных конструкторов имени Побиска Кузнецова при «Академии юных». Такое интересное название. Что она дает? Почему вы начали с нее? Почему выбрали именно Северо-запад?

Н.ГРОМЫКО – Модель школы генеральных конструкторов имеет для нас очень важное значение в плане осуществления этого эксперимента. Но началось все не с нее.

Ю.СТРОЕВ – Вы действительно хотите сделать из школьников конструкторов?

Н.ГРОМЫКО – Мы считаем, что труд генерального конструктора, который сделал очень много для СССР, для России, который заложил основы общественного богатства, которым мы до сих пор пользуемся, это уникальный труд. И, в принципе, тем, чем владели эти люди, теми знаниями, теми способностями, это, действительно, пример очень высокого уровня теоретического мышления, который и нужно воспроизводить в обществе. Примеры генеральных конструкторов – это такие люди как Королев, Туполев, Кузнецов, которого мы лично знали. В принципе, таких людей в обществе всегда было немного. А занимались они творчеством генеральных конструкторов совсем в других условиях, чем живем сегодня мы. Недавно в газете «Совершенно секретно» вышел материал, описывающий известную шарашку, где работал Туполев. И возникает вопрос, а можно ли культивировать такое искусство не в шарашках и в демократическом обществе, потому что, с одной стороны, это очень высокий уровень знаний и очень высокий уровень компетентности, про который сегодня очень много говорят в современной школе, с другой стороны, явно, что он куда-то растворился. И возникает вопрос, можно ли его сохранить?

Между прочим, в Северо-западном округе, где расположен Курчатовский институт, где формировался ядерно-ракетный щит России, там культура мышления генеральных конструкторов всегда была достаточно сильно развита. Дальше возникает вопрос, можем ли мы восстановить эту преемственность. Поэтому когда мы открыли школу генеральных конструкторов, мы предполагали, что будем формировать у наших учащихся такие способности, которые им помогут решать комплексные проблемы. В нашем сборнике мы приводим фрагмент из интервью с Кузнецовым, именем которого названа школа генеральных конструкторов, где он говорит про то, что философия 20 века. А я скажу, философия 21 века – это не значит сидеть в каких-то закрытых помещениях. Это значит - уметь создавать коллективы людей, которые могут решать сложные, но очень нужные человечеству проблемы. В качестве таких проблем мы выделяем создание новых отраслей. Создание ядерно-водородной отрасли, создание отечественной микроэлектроники, ее развитие, создание мусороперерабатывающей отрасли, развитие отечественного авиастроения. И мы считаем, что в решении данных проблем могут принимать активное участие учащиеся старших классов и студенты. Если мы будем ждать, когда наша молодежь подрастет и выучит все, что накопило человечество, но не будет сегодня ориентировано на работу и на применение этих знаний, которые она получает, то мы никогда не подберемся к решению поставленных вопросов.


....

(далее шел более конкретный рассказ)
----------------