|
От
|
serge
|
|
К
|
Михайлов А.
|
|
Дата
|
15.09.2006 05:09:51
|
|
Рубрики
|
Прочее; В стране и мире;
|
|
Re: Это как...
>Можете хотя бы советскую «Историю США» почитать. В 60-е они сильно обеспокоились отставанием в космической гонке, обнаружили, что выпускают инженеров меньше, чем более бедный СССР стали вкладывать огромные средства в развитие высшего образования, в ориентацию школьных программ на поступление в университет и т.д. Но при этом стоит отметить. что программа дала лишь количественные, но не качественные результаты. Просто по тому, что качественной составляющей у неё не было – «методологизация» образования в стиле «коммунарского» движения с капитализмом в принципе не совместимы. А это значит, что есть надежда, что тезисы Переслегина могут оказаться алармистскими – к чаемой и кажущейся недостижимой «когнитивной фазе» ведут несколько ступенек из промежуточных способов производства (в т.ч и человека).
Как часто бывает с США мне кажется тут приняли рекламу за продукт. А это обычно две большие разницы. Даже просто общаясь с американцами легко заметить, что "пожилой" контингент, из тех кто кончал школу "до", вполне вменяем и способен видеть картину "в целом". В отличие от свежих поколений - за исключением штучных выпускников элитных школ. Что есть закономерный и вполне предсказуемый результат перехода с университетского на мозаичный тип образования. А в этом, собственно, реформа и заключалась. Вместо человека понимающего стали готовить человека умеющего. Программа свелась к запоминанию никак между собой не связаных фактов и умений. Как в школе, так и в университете. Хороший пример - мои студенты, трудолюбиво перемножающие десяток крутых сомножителей на калькуляторе, при том что последний из них - ноль. На математическом факультете идея доказательства впервые дается студентам на 3м(!) курсе из 4х. Ну и так далее... Такой подход дает вполне приличных исполнителей рутинных работ - по приложенной инструкции - от заворачивателей гамбургеров до рядовых программистов - вполне счастливых и довольных собой, ибо осознать, что у них плохо и почему они не способны. Проблема - резкое сокращение доли творческих людей. Но таких частично поставляют спец школы/университеты, типа Стайвесона/Йеля, частично покупают за рубежом (в основном в технические области). Прелесть системы в том, что люди способные осознать суть дела этой сутью вполне довольны - ибо либо входят в элиту, либо сознательно продались. Соответственно система предельно стабильна. А то, что в противостоянии двух систем выиграет не та, у которой больше ракет, а та, что обеспечит большую внутреннюю стабильность американцы сообразили, а мы нет. Правда у них была фора. Ибо традиционно, до 60х годов, внутренне стабилен был СССР. На Западе же половина интеллигенции была активно антисистемной. Поэтому Западу оказалось легче осознать проблему и продумать решение. Когда же в результате комплекса мер, включающих и реформу образования, ситуация поменялась мы оказались к этому не готовы. И на наш "правый" бунт конца 80х адекватного ответа найти не успели.