История & память; Экономика & финансы; Управление & методология;
Великая французская революция. БСЭ-2
ФРАНЦУЗСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ КОНЦА 18 ВЕКА (Великая фран¬цузская революция) — буржуазно-демократическая революция во Франции 1789—94, на¬нёсшая решающий удар по феодально-абсолютистскому строю и расчистившая почву для развития капитализма; оказала большое влияние на развита капиталистич. отношений во всей Европе.
Ф. б. р. явилась закономерным результатом дли¬тельного и прогрессировавшего кризиса феодал! абсолютистской системы, отражавшего нарастав¬ший конфликт между старыми феодальными произ¬водственными отношениями и выросшим в недра! феодального строя новым, капиталистич. способож производства. Выражением этого конфликта явля¬лись глубокие непримиримые противоречия между третьим сословиям (см.), составлявшим подавляю¬щее большинство населения, с одной стороны, и гос¬подствовавшими привилегированными сословиями — с другой. Несмотря на различие классовых интере¬сов входивших в третье сословие буржуазии, крестьянства, рабочих мануфактур, городской бедноты, пх объединяла и сплачивала в боевой антифеодаль¬ный лагерь кровная заинтересованность в уничтоже¬нии феодально-абсолютистской системы. Вождём и руководителем этого лагеря выступала буржуазия, к-рая была в то время прогрессивным и революцион¬ным классом.
Основные противоречия, предопределившие неиз¬бежность революции, были обострены государствен¬ным банкротством, начавшимся в 1787 торгово-про¬мышленным кризисом, неурожайными годами, по¬влёкшими за собой голод. В 1788—89 в стране сло¬жилась революционная ситуация. Крестьянские восстания, распространившиеся по ряду областей, переплетались с волнениями плебейства в городах, доходившими порой до вооружённых столкновений (в Рейне, Гренобле, Безансоне в 1788, в Сент-Анту-анском предместье Парижа в 1789). Монархия, ока¬завшаяся не в состоянии удерживать власть и пре¬одолеть достигший крайней остроты финансовый кри¬зис старыми методами, была вынуждена пойти на ряд уступок: в частности, на созыв собрания нотаб¬лей (см.) (1787) и не собиравшихся с 1614 Генераль¬ных штатов.
В открывшихся 5 мая 1789 Генеральных штатах (см. Генеральные штаты 1789) с первого же дня воз¬ник конфликт между депутатами третьего сословия и короной по вопросу о порядке голосования (посо¬словном или поимённом). Благодаря энергичной под¬держке народных масс этот конфликт был разрешён в пользу представителей третьего сословия. Собрание депутатов третьего сословия 17 июня в обстановке ог¬ромного общественного подъёма провозгласило себя Национальным собранием и 9 июля —Учредительным собранием. Открытая подготовка двора к разгону Национального Учредительного собрания [отставка Неккера (см.) и т. п. [ послужила ближайшим поводом к всенародному восстанию в Париже 13—14 июля. Взятие восставшим народом 14 июля крепости-тюрьмы Бастилии (см.)— первая победа народных масс Парижа — было началом революции, распро¬странившейся в последующие недели по всей стране. В городах народ смещал старые органы власти и за¬менял их новыми буржуазными муниципальными органами. В Париже и в провинциальных городах буржуазия создавала свою вооружённую силу — национальную гвардию (см.). Одновременно во мно¬гих провинциях (в особенности в Дофине, Франш-Конте, Эльзасе и др.) развернулись необычайные по силе и размаху крестьянские восстания и выступле¬ния. Могучее крестьянское движение летом и осенью 1789 расширило и закрепило победу революции. Выражением революционной решимости буржуазии в этот начальный период революции, когда буржуа¬зия смело шла на союз с народом и всё третье сосло¬вие выступало единым против феодально-абсолю¬тистского строя, явилась Декларация прав человека и гражданина (см.), принятая Учредительным со¬бранием 26 авг. 1789.
Однако плодами победоносно начавшейся рево¬люции воспользовались лишь буржуазная аристо¬кратия — крупная буржуазия — и шедшее с ней вместе либеральное дворянство. Главенствуя в Уч¬редительном собрании, муниципалитетах, в коман¬довании национальной гвардией, крупная буржуа¬зия и её партия — конституционалисты (вожди О. Г. Мирабо, Лафайет, Ж. С. Байи и др.), стали господствующей силой.
Первый этап революции (14 июля 1789—10 авг. 1792) был периодом господства круп¬ной буржуазии. Законодательство и вся политикаУчредительного собрания (см.) определялись её ин¬тересами. В той мере, в какой они совпадали с инте¬ресами остальной части третьего сословия (крестьян¬ства, плебейства, демократических слоев буржуазии) и способствовали разрушению феодального строя, они были прогрессивными. Таковыми были декреты об отмене деления на сословия, о передаче церковных имуществ в распоряжение нации (2 ноября 1789), о церковной реформе (ставившей духовенство под контроль государства), об уничтожении старого средневекового административного деления Франции и о разделении страны на департаменты, дистрикты, кантоны и коммуны (1789—90), об упразднении це¬хов (1791), об уничтожении регламентации и дру¬гих ограничений, препятствовавших развитию торго¬вли и промышленности, и т. п. Но в главном вопросе революции — аграрном, крупная буржуа¬зия упорно сопротивлялась основному требованию крестьянства — ликвидации феодальных повин¬ностей. Принятые под давлением крестьянских вос¬станий решения Учредительного собрания по аграр¬ному вопросу 4—11 авг. 1789 об отмене нек-рых фео¬дальных привилегий (десятины, права на охоту и т.п.) и 15 марта 1790 об отмене «личных» феодальных повинностей и частично триажа (см.) оставляли в силе основные феодальные права и не удовлетво¬рили крестьянства. Стремлением закрепить политич. господство крупной буржуазии и устранить народные массы от участия в политич. жизни были проникну¬ты декреты (конец 1789) о введении цензовой избира¬тельной системы и разделении граждан на «активных» и «пассивных» (декреты вошли в Конституцию 1791). Узко классовыми интересами буржуазии был про¬диктован и первый антирабочий закон — закон Ле Шапелъе (см.) (14 июня 1791), запрещавший стач¬ки и рабочие союзы.
Антидемократическая политика крупной буржуа¬зии, отделившейся от остальной части третьего сосло¬вия и превратившейся в консервативную силу, вы¬зывала резкое недовольство крестьянства, плебейства и шедшей с ними демократической части буржуазии. Крестьянские выступления с весны 1790 вновь резко усилились. Активизировались народные массы в го¬родах. Наряду с якобинским клубом (см.) всё боль¬шее влияние на массы приобретали и другие рево¬люционно-демократические клубы — кордельеров, «Со¬циальный кружок» (см.) и др., а также такие орга¬ны революционной демократии, как издававшаяся Ж. П. Маратом (см.-) газета «Друг народа». После¬довательная борьба в Учредительном собрании не¬большой группы депутатов во главе с М. Робеспье¬ром против антидемократической политики боль¬шинства встречала всё большее сочувствие в стране. Выражением обострявшихся классовых противоре¬чий внутри бывшего третьего сословия явился т. н. вареннский кризис (см. Вареннское бегство) — острый политич. кризис в июне — июле 1791, воз¬никший в связи с попыткой Людовика XVI бежать за границу. Расстрел 17 июля, по приказу Учреди¬тельного собрания, демонстрации на Марсовом поле парижских трудящихся, требовавших отрешения короля от власти, означал превращение крупной буржуазии из консервативной в контрреволюцион¬ную силу. Происшедший накануне (16 июля) раскол якобинского клуба и выделение конституционали¬стов в клуб фелълнов (см.) также выражал совершив¬шийся открыто раскол недавно единого третьего сословия.
События во Франции оказали большое революцио¬низирующее влияние на общественные прогрессив¬ные силы других стран. В то же время в Европе про- тив революционной Франции начал складываться контрреволюционный блок феодально-абсолютист¬ских монархий и буржуазно-аристократич. Англии. С 1791 подготовка европейских монархий к интервен¬ции против французской революции приняла со¬вершенно открытый характер. Вопрос о надвигав¬шейся войне стал главным вопросом политич. борьбы в открывшемся 1 окт. 1791 Законодательном собра¬нии (см.) между группировками фельянов, жирон¬дистов и якобинцев (см.) (вожди якобинцев М. Ро¬беспьер, Ж. П. Марат, Ж. Ж. Дантон, Л. А. Сен-Жюст п др.). 20 апр. 1792 Франция объявила вой¬ну Австрии. В том же году в войну с революционной Францией вступили Пруссия и Сардинское королев¬ство, в 1793 — Англия, Нидерланды (Голландия), Испания, Неаполитанское королевство, Португалия и др. В этой войне «революционная Франция обо¬ронялась от реакционно-монархической Европы» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 25, стр. 336).
С самого начала военных действий внутренняя контрреволюция сомкнулась с внешней. Измена многих генералов франц. армии облегчила интервен¬там возможность проникновения на территорию Франции, а затем наступления на Париж. Могучее патриотическое и революционное движение народ¬ных масс, поднявшихся на защиту революционного отечества, создало в кратчайшие сроки многочис¬ленные формирования добровольцев (см. Феде¬раты), вынудило Законодательное собрание объя¬вить 11 июля «отечество в опасности». В то же время народный гнев обратился против тайных союзников интервентов — короля и его сообщников. Движение против монархии вылилось 10 авг. 1792 в мощное народное восстание в Париже, возглавленное соз¬данной в ночь с 9 на 10 августа Парижской комму¬ной (см. Парижская коммуна 1789—94). Победонос¬ное восстание свергло существовавшую около ты¬сячи лет монархию, сбросило стоявшую у власти
крупную буржуазию и её партию фельянов, сомкнув¬шихся с феодально-дворянской контрреволюцией. Это дало толчок дальнейшему развитию революции по восходящей линии.
Второй этап революции (10 авг. 1792—2 июня 1793) определялся развернувшейся острой борьбой между якобинцамп-.ионтеакья-рами (см.) и жирондистами. Жирондисты (вожди Ж. П. Бриссо, П. В. Верньо и др.) представляли торгово-промышленную и землевладельческую бур¬жуазию, успевшую извлечь нек-рые выгоды от ре¬волюции. Заместив в качестве правящей партии фельянов и переходя на консервативные позиции, жирондисты стремились остановить революцию, недопустить её дальнейшего развития. Монтаньяры же выражали интересы революционно-демократической буржуазии, шедшей в союзе с крестьянством и пле¬бейством, т. е. тех классовых групп, к-рые еще не получили удовлетворения своих требований в рево¬люции и стремились к её углублению и расширению.
Эта борьба, начавшаяся в форме конфликта ме¬жду Законодательным собранием, где главенствова¬ли жирондисты, и Парижской коммуной, где веду¬щую роль играли якобинцы, затем была перенесе¬на в Конвент (см.). Конвент, созванный 20 сент. 1792 вместо Законодательного собрания (первое публичное заседание Конвента открылось 21 сентяб¬ря), единодушно принял лишь решения об упразд¬нении королевской власти (21 сент. 1792) и уста¬новлении республики во Франции (22 сентября 1792). В дальнейшем Конвент стал ареной острой борьбы между жирондистами и якобинцами. Воп¬реки сопротивлению жирондистов, якобинцы на¬стояли на предании бывшего короля суду Конвента, а затем, после признания е^р виновности, на выне¬сении ему смертного приговора. 21 янв. 1793 Лю¬довик XVI был казнён.
После победоносного народного восстания 10 авг. 1792 наступил решающий перелом в ходе военных действий. 20 сент. 1792 в сражении при Вальми на¬ступление интервентов было остановлено. 6 ноября 1792 при Жемапе была одержана новая победа, и 14 ноября революционные войска вступили в Брюссель.
Резкое ухудшение вследствие войны экономиче¬ского, и в особенности продовольственного, поло¬жения привело к обострению классовой борьбы в стране. В 1793 вновь усилилось крестьянское движение. В ряде департаментов (Эр, Гар, Нор и др.) крестьяне самовольно осуществляли раздел общинных земель. Ещё более острые формы при¬нимали выступления голодающей бедноты в горо¬дах. Выразители интересов плебейства — «беше¬ные» (см.) (вожди Ж. Ру, Ж. Варле и др.), требо¬вали установления максимума (см.)— твёрдых цен на предметы потребления и обуздания спекулянтов. Считаясь с требованиями масс и учитывая сложив¬шуюся политич. обстановку, якобинцы пошли на союз с «бешеными». 4 мая Конвент, несмотря на сопротивление жирондистов, декретировал установ¬ление твёрдых цен на зерно. Упорное стремление жирондистов навязать стране свою антинародную политику, усиление репрессивных мер против народ¬ных движений, измена в марте 1793 ген. Ш. Ф. Дюмурье (см.), тесно связанного с жирондистскими лидерами, и почти одновременное предание суду Марата свидетельствовали о том, что жирондисты, как в своё время фельяны, стали превращаться из силы консервативной в контрреволюционную. По¬пытка жирондистов противопоставить руководя¬щему центру революции Парижу провинцию (где их позиции были сильны), сближение жирондистов с открыто контрреволюционными элементами сде¬лали неизбежным новое народное восстание 31 мая— 2 июня 1793. Оно завершилось изгнанием жиронди¬стов из Конвента и переходом власти к якобинцам.
Начавшийся третий этап революции (2 июня!793—27 июля 1794) был её высшим этапом — революционно-демократической якобинской дикта¬турой. Якобинцы пришли к власти в критич. момент в жизни республики. Войска интервен¬тов вторгались с севера, востока и юга. Контр¬революционные мятежи (см. Вандейские войны) охватили весь северо-запад страны, а также юг. Около двух третей территории страны оказалосв руках врагов революции. Лишь революционная решимость и смелость якобинцев, развязавших ини¬циативу народных масс и возглавивших их борьбу, спасла революцию и подготовила победу респуб¬лики. Аграрным законодательством (июнь — июль 1793)якобинскийКонвент передал крестьянам общин¬ные и эмигрантские земли для раздела и полностью уничтожил все феодальные права и привилегии, осуществив тем самым вековые стремления крестьян-:тва. Таким образом, главный вопрос революции — аграрный — был разрешён на демократической основе, бывшие феодально-зависимые крестьяне пре¬вратились в свободных собственников. Эта «действи¬тельно революционная расправа с отжившим феода¬лизмом» (Л е н и н В. И., Соч., 4изд., т. 25, стр. 335) предрешила переход на сторону якобинского пра¬вительства основных масс крестьянства и его актив¬ное участие в защите республики и её социальных завоеваний. 24 июня 1793 Конвент утвердил вместо цензовой конституции 1791 новую конституцию — самую демократическую из всех конституций Фран¬ции. Однако критическое положение республики вынудило якобинцев отсрочить введение в действие конституционного режима и заменить его режимом революционно-демократической диктатуры. Скла¬дывавшаяся в ходе напряжённой классовой борьбы система якобинской диктатуры сочетала сильную и твёрдую централизованную власть с идущей снизу широкой народной инициативой. Конвент и Коми¬тет общественного спасения (см.), ставший фактиче¬ски главным органом революциошюгоправительства, а также в известной мере и Комитет общественной безопасности (см.) располагали полнотой власти. Они опирались на разветвлённые по всей стране ре¬волюционные комитеты и «народные общества» (см.). Революционное творчество масс, их инициатива в период якобинской диктатуры проявились особенно ярко. Так, по требованию народа Конвент 23 авг. 1793 принял исторический декрет о мобилизации всей французской нации, вплоть до изгнания врагов шз пределов республики. Подготовленное «бешеными» выступление плебейских масс Парижа 4—5 сент. !793 заставило Конвент в ответ на террористич. ;ты контрреволюции (убийство Ж. П. Марата, вож¬дя лионских якобинцев Ж. Шалье и др.) поставить террор в порядок дня, расширив репрессивную по¬литику против врагов революции и против спеку¬лятивных элементов. Под давлением плебейских масс Конвент принял (29 сент. 1793) декрет о введе-
нии всеобщего максимума. Устанавливая максимум на продукты потребления,Конвент в то же время рас¬пространил его и на заработную плату рабочих. В этом особенно ярко проявилась буржуазная при¬рода якобинцев. Противоречивость их политики ска¬залась также в том, что, приняв ряд требований дви¬жения «бешеных», якобинцы к началу сентября
1793 разгромили это движение.
Подняв и мобилизовав весь французский народ на борьбу с внешней и внутренней контрреволюцией, смело используя достижения науки и творческую инициативу народа для снабжения и вооружения созданных в кратчайший срок многочисленных ар¬мий республики, выдвигая из народных низов новых талантливых полководцев и смело применяя новую тактику военных действий, якобинское правитель¬ство уже к октябрю 1793 добилось перелома в ходе военных операций. 26 июня 1794 войска республики нанесли интервентам решающее поражение при Флерюсе.
За один год якобинская диктатура разрешила главные задачи буржуазной революции. В то же время в самой якобинской диктатуре и в якобинском блоке, объединявшем классово-разнородные эле¬менты, были заложены глубокие противоречия. До тех пор, пока исход борьбы с контрреволюцией был не решён и оставалась реальной опасность феодаль-но-монархич. реставрации, эти внутренние противо¬речия оставались приглушёнными. Но уже с начала
1794 в рядах якобинского блока развернулась внут¬ренняя борьба. Руководящая революционным пра¬вительством группировка робеспьеристов в марте — апреле поочерёдно разгромила левых якобинцев (см.. Шометт, Эбертисты), стремившихся к дальнейше¬му углублению революции, и дантонистов, представ¬лявших новую, нажившуюся за годы революции, бур¬жуазию, стремившуюся ослабить революционную диктатуру. Принятые в феврале и марте 1794 т. н. вантозовские декреты (см.), в к-рых нашли выраже¬ние эгалитаристские устремления робеспьеристов, не были проведены в жизнь вследствие сопротивле¬ния крупнособственнических элементов в аппарате якобинской диктатуры. В то время как плебейство и сельская беднота, не удовлетворённые в ряде своих социальных требований, начали частично от¬ходить от якобинской диктатуры, большая часть буржуазии, не желавшая далее мириться с ограни¬чительным режимом и плебейскими методами якобин¬ской диктатуры, переходила на позиции контррево¬люции, увлекая за собой зажиточное крестьянство, недовольное политикой реквизиций, а также вслед за ним и среднее крестьянство. На этой почве летом 1794 возник заговор против возглавлявшегося Ро¬беспьером революционного правительства, привед¬ший к контрреволюционному перевороту 9 терми¬дора (27 июля 1794), свергнувшему якобинскую дик¬татуру и тем самым положившему конец револю¬ции (см; Термидорианский переворот).
Французская буржуазная революция конца 18 в. имела огромное историческое значение, она явля¬лась, как писал В. И. Ленин, великой революцией. Будучи по своему характеру народной, буржуазно-демократической, Ф. б. р. глубже, решительнее и основательнее, чем какая-либо из других ранних буржуазных революций, разделалась с феодально-абсолютистским строем и тем самым способствовала развитию прогрессивных для того времени капита-листич. отношений. Ф. б. р. заложила основу проч¬ных революционно-демократических традиций франц. народа, она оказала большое и длительное влияние на последующую историю не только Франции, но и на историю многих стран, их идеологию, искусство и литературу.