|
От
|
Михайлов А.
|
|
К
|
Пуденко Сергей
|
|
Дата
|
20.02.2014 20:00:09
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
Насчет лодок и авианосцев...
Планируя бюджет, в том числе и военный, надо помнить, что приоритетом всегда являются инвестиции в три типа инфраструктур — образовательные, промышленные и научные. Именно в таком порядке приоритетов - прирост научного знания хотя и является высшей ценностью, но без образованных кадров и промышленной базы его не обеспечить. Самое ценное это люди и их креативный потенциал, поэтому образование имеет безусловный приоритет, выше чем у прочих накладных расходов по воспроизводству человека, таких как здравоохранение с рекреация. Население тоже можно рассматривать как «производственный фонд», рано как и длительность полученного образования, вплоть до разбивки по направлениям и специальностям. Расширенно воспроизводящиеся в народном хозяйстве фонда производят некоторый национальный доход — собственно всё то, что не идет на простое воспроизводство самих фондов. Национальный доход распределяется между инвестициями в расширенное воспроизводство и чистое потребление. Заметим что из последнего затраты на прокорм, лечение и обучение населения уже вычтены. Норма инвестиций в долгосрочной перспективе определяется темпами естественного прироста и темпами НТП. С одной стороны, необходимо поддерживать неубывающую капиталовооруженность, а с другой , обеспечить обновление технологических поклонений, частота сменяемости которых зависит от затрат на НИОКР. Так возникает ограничение сверху на долгосрочные темпы роста, позволяющее располагать некоторым избытком национального дохода. Вот то, что не идет на обеспечение расширенного воспроизводства фондов воспроизводства ( это не опечатка), можно можно распределять между удовлетворением любопытства за государственный счет , культурой, и прочей олимпиадой, а также last but not least армией и флотом. Можно сформулировать следующий принцип двойного назначения — каждый проект должен приносить результат в двух из трех областей — научной (решение фундаментальных проблем), технологической (повышение производительности труда) или военной (оборона страны).
В строительстве вооруженных сил следует исходить из принципа оборонной достаточности. Во-первых, необходимо обладать возможностью гарантированного ответно-встречного удара, способного нанести неприемлемый ущерб любому противнику. Ядерный арсенал это «фонд уничтожения фондов». Его эффективность можно измерять в мегаваттах на мегатонну, т. е. в единицах обратного времени. Чем меньше характерное время выработки энергии достаточной для разрушения мощностей, в сравнении с характерным временем воспроизводства тем более эффективным средством сдерживания является ядерный арсенал. Если термоядерные реакторы можно будем печатать на трехмерном принтере ядерная война станет неизбежной - производственные мощности будут создаваться быстрее чем уничтожаться и так до тех пор пока океаны не будут переработаны в гелий, кислород и тепловое излучение. В конечном счете единственная альтернатива самоубийственной бойне это коммунизм. Пока же научно-технический прогресс ( точнее не он сам, способ его использования) в очередной раз не поставил человечество на грань уничтожения, для нанесения неприемлемого ущерба достаточно доставить на территорию противника сотни три зарядов по 0,1-1 Мт. Не рассматривая кто против кого воюет, это составляет по шесть целей на штат США, или по одной на округ КНР, или по 3 на каждый субъект федерации - вполне достаточно для уничтожения административного, промышленного, научно-образовательного и военного центра (все они могут и не совпадать) территории. «Неизвлекаемый запас» составит всего 4 «Борея» на боевом дежурстве подо льдами Северного Ледовитого океана. Конечно надо учесть потери при внезапном нападении и преодолении ПРО, однако наличие шахтных комплексов может их нивелировать. Более критичным может оказаться даже не число лодок и шахт, а надежность систем наведения и оповещения о внезапном нападении. Подорвать стратегию сдерживания сможет только очередная технологическая революция, которую надо бы не проспать, а то вдруг, к примеру, появиться возможность создать ненасыщаемую ПРО на основе передачи энергии по лазерному или плазменному каналу? Или миниатюрные лодки-«беспилотники» для выслеживания и уничтожения РПКСН? Также нельзя исключить переноса глобальных военных действий в неядерную плоскость — с помощью биологического оружия можно истребить как бы не больше людей, чем ЯО.
Помимо задачи недопущения глобальной войны требуется гарантировать доминирование на постсоветском пространстве и господство в Северном Ледовитом океане. Побережье Северного Ледовитого океана самая длинная морская граница России, а Северный морской путь — основная морская коммуникация. Кроме того, ледовый покров затрудняет действия ПЛО вероятного противника, что делает акваторию Северного ледовитого океана наиболее удобной для развертывания РПКСН — а уж дострелить от полюса до экватора дальность МБР позволяет — больше то и не нужно — в южном полушарии у нас врагов нет. Так что соотношение сил СФ/ТОФ должно быть не меньше чем 6:4 - Тихий океан конечно крупнейшая коммуникация планеты, но ставить русскому флоту задачу овладения океаном не зачем и не по карману. Прежде чем наращивать флот до уровня обороной достаточности, необходимо позаботиться о базировании и ремонтной базе, а также о технологическом перевооружении судостроительных мощностей. Возможности последних должны с избытком превосходить потребности в воспроизводстве военного флота и быть загруженными как военными (чтобы не разучиться строит лодки это тоже необходимо, хотя и накладно), так и гражданскими заказами. А то Финляндия и Южная Корея, со своими контейнеровозами и супертанкерами имеют больше шансов построить авианосец - у нас свыше 50 тыс. тонн водоизмещения почти ничего и не строили. Авианосец России нужен в последнюю очередь — только как завершение строительства флота, его последний этап. Его реальное применение возможно разве что в рамках концепции распределенного государства , если наделять гражданством как трудовых мигрантов, так и сотрудников российских предприятий за рубежом. Генеральных сражений основных сил флота в обозримой перспективе не будет — попадание боеголовки со спец БЧ топит корабль вне зависимости от водоизмещения. Москитный флот с ядерным оружием и ядерными ЭУ (многоцелевые и торпедные АПЛ это функционально разросшиеся «москиты») был бы эффективнее. Для этого надо облегчить и удешевить реакторы — настоящей революцией был бы самолет с ЯРД хотя бы обеспечения крейсерской трансзвуковой скорости (при сверхзвуке могут возникнуть проблемы с передачей энергии от реактора к воздушному потоку)- тогда никаких авианосцев не нужно.