От Михайлов А. Ответить на сообщение
К Дмитрий Кропотов Ответить по почте
Дата 12.03.2013 18:54:28 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

Re: Re:Насчет критериев...

>>Разбирался я с этим вопросом- http://vif2ne.ru/vstrecha/forum/5/co/15237.htm - по сути критерием выделения способа производства (того как общество воспроизводит себя) является форма общественного богатства., которое общество накапливает.
>Не понял, что под формой подразумевается? Если одно общество богатством считает свиней, а другое - ракушки - у них разные формы общественного богатства, следовательно, общества с разным способом производства?

Свиньи, ракушки, быки и прочие вещи, используемые первобытными обществами для дарообмена это конечно никакое не богатство, а только символическое выражение социального капитала. Точно также как золото, ассигнации и ценные бумаги являются символическим выражением капитала обычного. Вопрос , как я понимаю, был не в том что такое форма общественного богатства — они все перечислены — а что такой общественное богатство как категория. Ответить можно так — это предметное бытие способов производства в единстве с инвариантной мерой счетности. Критерий чисто методологический — по ссылке все было написано.

>>Для классовых обществ таких инвариантных характеристик всего три — численность работников, площадь пространства производства, и накопленный труд.
>А как же быть с интенсивностью использования труда работников? кроме численности, важно, как много работник трудится.

Увеличению продолжительности рабочего дня посвящено немало страниц в «Капитале», однако ни у кого не сомнений в том, что описывается один и тот же способ производства. То же самое справедливо и для раннеклассовых обществ, которые изучал, в частности, Семенов. Вообще,способ производства это довольно крупномасштабная категория, которая позволяет описывать на едином языке различные трансформации общества. Необратимые (концентрация капитала и углубление разделения труда) и циклические (циклы Маркса-Жугляра и волны Кондратьева) процессы, присущие капитализму изменили мир до неузнаваемости, однако они управляются одними и теми же механизмами. Напротив, динамика как до- так и посткапиталистических обществ обусловлена совсем другими типами процессов.