От Кактус Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 01.04.2014 15:37:16 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

Еще одна альтернативка

Мне кажется что достоверная, хотя и неполная, схема складывается если рассматривать пересечение взаимодействие социально-экономических укладов и центра с периферией мировой капиталистической системы.

Мы живем в эпоху господства финансового капитала. В современном мире представлены два главных взаимодействующих уклада: финансовый и индустриальный.

Господство финансового капитала означает что промышленный капитал действует в производственных отношениях финансового, а не просто живет по правилам установленным финансистами. Задача промышленного капиталиста вложить деньги назад в то же национальное производство из которого они получены, а задача финансового — вложить деньги куда угодно. У финансового капиталиста больше свободы в смысле географии и отрасли вложений.

Современные промышленные ТНК — финансовые корпорации, а не промышленные. Просто у них товар представлен в устаревшей форме вещи и это сковывает их. Промышленные ТНК не могут отказаться от производства товара как вещи, только потому что рынок денег занят, их туда не пускают. Периферия сегодня — не только страна, которая зависит от другой страны, что было и есть в промышленном укладе, а страна которая зависит от ТНК, является сферой действия ТНК, ее рынком в финансовом укладе.

Особенности финансового капитализма:
- расширение рынка до планеты,
- мгновенный оборот денег,
- превращение денег в абсолютный товар (чистая меновая стоимость),
- поглощение капитализмом всех сфер производства включая демографическое,
- создание фиктивной экономики - рынков оперирующих виртуальными товарами.

Особенности фиктивной экономики:
- широкое вовлечение женщин и вымывание их из демографического производства,
- создание компрадорского пролетариата финансового капиталистического уклада (в отличие от рабочего промышленности добывающей сырье и работающего на компрадорскую - буржуазию, он не может переориентироваться на национальную обрабатывающую промышленность и поэтому прочно связан с глобальным финансовым центром).

В финансовом укладе взаимодействуют глобальный корпоративный финансовый центр и национальная государственная периферия.

Государство здесь понимается как исполнительная власть действующая на определенной территории. Действия национального государства по привлечению инвесторов это действия по подчинению страны ТНК, подготовке рынка для ТНК. Национальное государство становится инструментом ТНК и меняет свои функции. Государство индустриальной эпохи поддерживало национального капиталиста и приспосабливало рынок для него. Произошла трансформация национального государства, оно из комитета по делам национальной буржуазии превратилось в комитет по делам ТНК.

Функция государства сменилась на обратную — от защиты своего рынка к его максимальному раскрытию перед глобальным капиталом. Противостояние национальных государств — ширма за которой идет противостояние государств и ТНК.

В индустриальном укладе взаимодействуют национальный центр и национальная периферия.
Государства индустриального центра работают на глобальный финансовый центр как его инструменты против слабых национальных государств. За это им позволяется сохранять функции национального государства, национальную промышленность и социальную сферу. Они проводят политику ТНК в первую очередь на территории государств индустриальной периферии. Государства индустриальной периферии работают на глобальный финансовый уклад как проводники его политики на собственной территории.

Господство финансового капитала может осуществляться опосредовано через национальное государство. Это мировая полупериферия. Перевод территории национального государства в зону интересов глобального капитала происходит через ликвидацию внутренних функций государства (оборона, социальная сфера, право и т.д.) и переход к внешним по отношению территории функциям по обеспечению господства глобального капитала. Одновременно силами национального государства ликвидируется национальный капитал.

Кейнсианские модели рынка, теория полезности и весь экономикс, предполагающие сотрудничество государства и капитала, в таком мире не работают. Демократия сведена к процедуре. Национальное государство периферии становится врагом финансового центра. Все его действия оцениваются отрицательно, а его противники поддерживаются финансовым центром.

На полной периферии осуществляется прямое господство финансового капитала без национального государства. Для этого должен пройти следующий этап — демонтаж национального государства через военное столкновение национальных государств центра и периферии. Такое столкновение проводится в виде внешней поддержки внутреннего мятежа. Обязательное условие — наличие прямого доступа войск государств центра на территорию страны периферии охваченную мятежом.

Включенная в индустриальную периферию часть территории выделяется в государства-корпорации, а остальная страна превращается в зону хаоса. Отсутствие расходов на содержание государства увеличивает прибыли ТНК до уровня позволяющего балансировать на гребне очередной волны экономического кризиса. Примеры: Ливия, Ирак.

Таким образом на планете существуют:
- глобальный финансовый наднациональный центр,
- локальные национальные государства индустриального центра,
- полупериферия национальные государства которой реализуют господство финансового капитала на территории своих стран,
- полная периферия разделенная на государства-корпорации и зоны хаоса.

Посмотрим на Украину. Украина как индустриальная полупериферия включена в зону интересов ЕС (экспорт сельхозпродукции и коксующегося угля), России (машиностроение) и США (поставки металла и удобрений в Индию — главные статьи экспорта).

Планировался перевод Украины в положение полной периферии:
- трансформация государства в прямое правление олигархии,
- ликвидация национального капитала (машиностроение работающее на Россию, шахты работающие на внутреннюю энергетику),
- ликвидация энергозатратной химической промышленности (жрет газа больше всех),
- ликвидация внутренней энергетики обеспечивающей национальный капитал и население,
- ликвидация унаследованной от СССР социальной сферы,
- выделение государства-корпорации на востоке и юге экспортирующего метал через порты черного моря,
- превращение зоны экспортного сельского хозяйства (запад и центр) в зону хаоса.

Все эти меры либо прямо описаны в рекомендациях МВФ, либо вытекают из них. Для нас интересна задача создать экономику независимую от поставок газа из России и тем самым сделать уязвимым транзит газа в Европу. Отчасти это необходимо для использования Украины как плацдарма против России, отчасти — для контроля за поставками энергоносителей из России в Европу.

Уничтожение национального государства на Украине планировалось через мятеж поддержанный силами НАТО. Мятеж был организован силами компрадорского пролетариата (мирная массовка майдана) и подготовленных СБУ отрядов националистов (боевики). «Украина — Россия без газа.» У нас все это тоже есть, даже «титушки» Кургиняна. Левые на Украине такие же как в России, либо прикормленные властью, либо слабые.

План не реализован и возможно не будет реализован в силу неправильного расчета на пассивность России. Вступлению в ЕС о котором заявило новое украинское руководство предшествует вступление в НАТО. Объясняется это отсутствием в ЕС собственного механизма коллективной безопасности, который создают еще с 50-х годов прошлого века и все никак не создадут.

Размещение войск НАТО на территории Украины делало Россию уязвимой, создавало возможность провести подобную операцию в России. Реакцией России стала аннексия Крыма. Оценивать империалистическую агрессию России в отношении Украины с точки зрения бытовой морали или принципов международного права невозможно. Это была объективная необходимость для России, которая пытается выжить в современном мире, и для ее руководства, которое не хочет терять власть.

Российский Крым сломал планы захватчиков, сделал континентальную территорию Украины не плацдармом, а охваченным с флангов мешком. Обеспечение силами НАТО операции по ликвидации Украины стало невозможно. НАТО на Украине теперь может действовать не как ударная группировка, а только как миротворческий контингент, что его хозяевам не нужно. Правительство майдана уже не получит от ЕС 13 млрд. дол. обещанных за предоставление под натовские войска территории Украины (для удержания экономики от краха нужно было 15, но 2 дала Россия).

Но объективные условия продолжают действовать, и планы разом не меняются. Гарантии МВФ (денег у него нет) обещаны под описанные выше обязательства по ликвидации национального капитала и социальной сферы. Исполнение этого плана вызовет хаос на Украине и следующую стадию борьбы, уже классовой. Если сейчас «свидомые украинцы» говорят что нужно уничтожать уже не москалей, а совков, то через пол-года забудут о языковых проблемах и перейдут на язык классовой ненависти. Убивать будут красных.

Спасти Украину может не Путин, а социалистическая революция. Дело за левыми. Без помощи из России украинские левые не справятся. Возможно мы еще попадем в ситуацию, которую знаем из книжек о гражданской войне в Испании. Похоже что Украина оказалась слабым звеном в цепи постсоветских капиталистических государств и с нее может начаться демонтаж капитализма на территории бывшего СССР.