|
От
|
Константин
|
|
К
|
Кудинoв Игорь
|
|
Дата
|
04.03.2013 19:52:58
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
Дебаты в парламенте Болгарии по АЭС Белене с участием Б. Нигматулина
Весьма интересное зрелище. Б. Нигматулин пошёл ва-банк. Выступил на заседании парламентской комиссии Болгарии с критикой проекта АЭС Белене.
протокол собрания
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4358
видеозапись
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=EDGF5johzW0
Председатель Диан Червенкондев: Я согласен, г-н Димитров. Г-н Нигматулин, во-первых, добро пожаловать в болгарский парламент. Добро пожаловать во Временную комиссию, которая занимается раскрытием всех фактов, данных и обстоятельств проекта АЭС «Белене», который, я думаю, Вам хорошо знаком. Попрошу Вас представиться сначала болгарскому народу, т.к. в настоящий момент работа данной комиссии транслируется по национальному телевидению и радио в прямом эфире, а кроме этого, на сегодняшнем заседании присутствуют представители всех национальных СМИ. Прошу Вас.
Господин Булат Нигматулин: Благодарю Вас. Буду говорить по-русски. Хотя я присутствую здесь не по приглашению парламента, но считаю для себя большой честью выступать перед Вами. В Болгарии я нахожусь по приглашению г-на Ильяна Василева, но вопрос о «Белене» – это тема, с которой я хорошо знаком.
Хочу отметить, что еще 12 лет назад я начал заниматься темой, связанной с болгарской атомной энергетикой, тогда я на посту заместителя министра по атомной энергии России сражался до последнего против закрытия 3-го и 4-го энергоблоков АЭС «Козлодуй».
Сам я руководил проектом продления эксплуатации 3-го и 4-го энергоблоков Нововоронежской атомной электростанции в России, а 3-й и 4-й блоки АЭС «Козлодуй» идентичны 3-му и 4-му блокам Нововоронежской атомной электростанции.
Тогда министр энергетики Болгарии обещал мне, что 3-й и 4-й блоки АЭС „Козлодуй” не будут закрыты, но что случилось, то случилось и незачем оглядываться назад. Правда эти два блока Нововоронежской электростанции будут работать еще минимум 5 лет, а начиная с 2001 года 18 лет, до 2018 г., а ваши блоки AЭС «Козлодуй» уже закрыты. Но вернемся к теме «Белене». Я изложу несколько теорем.
Первая. Я не против самой атомной электростанции как объекта. Исходим из презумпции, что наши российские атомные реакторы являются надежными, эффективными, а проект хорошо разработанным. Ставиться вопрос: для чего строится электростанция? Она строится для того, чтобы вырабатывать электроэнергию, которая будет затем потребляться. Теорема состоит в том, что сегодня и в последующие 20 лет, как минимум, Болгария будет обеспечена электроэнергией даже в излишке. На душу населения Болгарии сегодня вырабатывается в полтора или два раза больше электроэнергии, чем в соседних странах. Это первая теорема.
Вторую теорему начну с вопроса: может ли электроэнергия, вырабатываемая АЭС «Белене», экспортироваться за границу? Этот вопрос может быть решен в рамках отдельного проекта, который не был разработан вместе с проектом строительства АЭС «Белене», и пока еще не рассматривался в рамках настоящего проекта. Однако можно сказать однозначно, что в сегодняшних условиях, при которых проектируется АЭС «Белене», стоимость ее электроэнергии достигнет 10 евроцентов за кВт.ч. при ее закупке. Это необходимо для обеспечения рентабельности проекта. А если говорить о затратах на создание электрораспределительных сетей, то стоимость электроэнергии должна равняться 14 евроцентам за 1 кВт.ч. в последующие 20 лет после пуска АЭС. По такой цене электроэнергия, вырабатываемая АЭС «Белене», просто не сможет быть реализована.
Следующий вопрос: необходима ли электроэнергия вашим соседним странам? Чуть более месяца назад начал реализовываться проект «Южный поток». Это поставки газа в соседние с Болгарией страны. Этот газ будет транспортироваться в соседние с вами страны, чтобы удовлетворить потребности в топливе строящихся газовых электростанций в указанных странах. И эти страны, даже если и сейчас испытывают дефицит, то по завершению строительства достигнут энергетической независимости. Это даже уже не зависит от цены. Очевидно, что цена электроэнергии в газовых ТЭС будет ниже стоимости электричества, вырабатываемого АЭС «Белене», в тот период, о котором мы говорим, т.е. период, когда будет необходимо окупать инвестиции. Поставим вопрос и под другим углом. Найден инвестор, который готов вложить свои деньги в строительство АЭС «Белене». Половина инвестиций предоставляется этим инвестором, а другая половина – Болгарией. Но если окажется, что проект неэффективен на определенный период, например, 20 лет из 50-60 лет? Имейте в виду, что это не торговый объект – гостиница или магазин. Когда проект окажется неэффективным для одной из сторон, даже на какой-то определенный период времени, то такой проект, мы считаем, не может быть устойчивым.
В этом случае возможны различные сценарии. Станция не сможет быть продана, вырабатываемую ею электроэнергию нельзя будет продать, электростанция станет неэффективной, проект неэффективеным, что приведет к ухудшению наших отношений. Сегодня проект предлагает наличие определенных преимуществ, обеспечение рабочими местами 5 000-6 000 человек в течение 7-8 лет. А дальше что? Получается построили бесполезный объект - пирамиду Хеопса.
Я, как российский гражданин, как специалист и как эксперт, заинтересован в том, чтобы отношения между нашими странами не портились. Придут новые люди, а это случится через 5-7 лет, мы уже не будем занимать сегодняшние посты, и эти молодые люди спросят: «Почему нам была навязана эта электростанция? Почему этот неэффективный проект был осуществлен?», и тогда молодые специалисты, которые будут на наших местах и в России и в Болгарии, ответят: «Мы не знаем». То же самое было сказано по поводу 3-го и 4-го блоков АЭС «Козлодуй». Мы еще помним фамилии тех людей, которые 12 лет назад обещали мне, что 3-й и 4-й энергоблоки АЭС «Козлодуй» не будут закрыты, но ничего не сделали.
Тогда и в Болгарии нам обещали, а я лоббировал этот проект и в Болгарии, и в Европе, в европейских надзорных органах.
Четвертая теорема. Хочу отметить перед тем, как перейти к ответам на ваши вопросы следующее: сегодня болгарская электроэнергетика очень хорошо сбалансирована. 5-й и 6-й энергоблоки «Козлодуй» вырабатывают электроэнергию, себестоимость которой составляет 2,2 евроцента за киловатт час. Если сделать сравнение с энергией, производимой электростанциями соседних государств, то там стоимость электроэнергии на оптовом рынке обходится в 4,5-5 евроцентов за кВт.ч.
Следующая теорема связана с тем, что эксплуатация этих энергоблоков может быть продлена на следующие 15-20 лет. Это мы уже сделали с пятым энергоблоком Нововоронежской атомной станции. То же самое делается с атомными электростанциями в Украине и в России. Речь идет о других электростанциях, кроме Нововоронежской.
Последняя теорема. В следующие 20 лет потребление электроэнергии в вашей стране не увеличится. Но если даже, не дай Бог, когда-нибудь в Болгарии будут построены какие-либо производственные мощности с большим потреблением электроэнергии, то вы располагаете запасом электроэнергии, которую сейчас экспортируете. А это более чем 15%-ный запас. В крайнем случае, если в течение последующих 15-20 лет возникнет необходимость в дополнительных количествах электроэнергии, то вы, так или иначе, располагаете проходящим по вашей территории газопроводом «Южный поток». В будущем может быть осуществлена прокладка и других газопроводов, так что вы за 1-2 года сможете построить парогазовую электростанцию. Но тут речь идет о периоде по прошествии 20 лет. Тогда мы все еще, может быть, будем живы, и будем свидетелями того, что я сейчас изложил. Ваши вопросы, прошу.
Председатель Диан Червенкондев: Благодарю, г-н Нигматулин за изложенную Вами точку зрения, с которой Вы как эксперт, специалист-энергетик и участник в процессах, происходящих в ядерной энергетике Болгарии, поделились и с болгарской общественностью.
Позвольте мне предоставить слово коллегам и задать первый вопрос. Задам один вопрос. В настоящий момент работа нашей комиссии связана с раскрытием всех фактов и обстоятельств проекта АЭС «Белене». У нас с коллегами возник серьезный спор, который еще в начале нашей работы затронул наше общество. Какова была бы стоимость проекта АЭС «Белене»?
На последних наших заседаниях мы рассмотрели доклады независимого эксперта «Эйч Эс Би Си», в которых он прогнозирует, что стоимость проекта АЭС «Белене», составила бы более 10 млрд. евро, точнее 10 350 000 000 евро. В рассмотренной нами на последних заседаниях Комиссии «Белене» корреспонденции с нашим стратегическим инвестором, который должен был вложить 49% инвестиций в проект «Белене», в проектные работы, а это немецкий концерн «РВЕ», который также прогнозирует, что стоимость станции составила бы более 10,568 млрд евро. Договор состоит в подписанном соглашении о строительстве атомной станции российской стороной, и без уточнения эскалации проблемы записано, что строительство этой станции будет стоить около 4 млрд. евро, в чем и состоит наш основной спор с коллегами и что необходимо прояснить перед обществом. Прошу Вас, на основании Вашей экспертизы и Вашего опыта работы в аналогичных компаниях, и соответственно в настоящий момент на основании действительных рыночных условий, ответить на вопрос: каков Ваш прогноз стоимости проекта АЭС «Белене»? Прошу.
...
Господин Румен Овчаров: Да, да. Хочу задать ему несколько вопросов, и посмотрим действительно ли он готов подписаться сейчас, что допустил ошибку, бросив громкие цифры в эфир.
Отрицаете ли Вы, г-н профессор, что стоимость строительства станции согласно подписанному договору составляет 3 997 000 000 евро? Спокойно. Стоимость строительства станции согласно подписанному договору 3 997 000 000 евро?
Господин Иван Иванов: Плюс эскалация проблемы.
Господин Румен Овчаров: Подожди, Иван, спокойно. Итак. Это правда? Это правда или нет?
Господин Булат Нигматулин: Во-первых.
Господин Румен Овчаров: Нет, нет, нет, не нужно «во-первых». Я хочу задать вопрос.
Председатель Диан Червенкондев: Подождите немного, г-н Овчаров.
Господин Румен Овчаров: Если мы сейчас вызвали сюда артиста, которого хотим выслушать, и он нам будет рассказывать вымыслы, то это просто не серьезно.
Председатель Диан Червенкондев: Была провокация.
Господин Румен Овчаров: Раз такой смелый, то пусть меня и выслушает.
Господин Иван Иванов: Он и сейчас смелый, не то, что Вы.
Господин Румен Овчаров: Подождите, раз такой смелый, то пусть меня и выслушает.
Председатель Диан Червенкондев: Прошу, профессор Нигматулин.
Господин Румен Овчаров: Подожди, на что ему отвечать, если я не задал вопроса?
Председатель Диан Червенкондев: Вы задали вопрос.
Господин Румен Овчаров: Не задавал я никакого вопроса.
Господин Иван Иванов: Артистов лучше вас и нет.
Господин Булат Нигматулин: Можно мне ответить?
Господин Румен Овчаров: Так правда или нет? 4 млрд – это правда или нет?
Господин Булат Нигматулин: Первоначальная стоимость была 4 млрд. В публикациях в нашей и вашей прессе упоминалась сумма 4 млрд., но это была только первоначальная информация, а после появилась цифра 6 млрд. и более того.
Председатель Диан Червенкондев: Г-н Овчаров, прошу Вас.
Господин Румен Овчаров: Подождите, посмотрим, что будет дальше. Эта сумма должна быть проиндексирована в соответствии с индексом инфляциии Евростата в Болгарии и в Европейском союзе.
Председатель Диан Червенкондев: Г-н Овчаров.
Господин Румен Овчаров: Подождите, не кричите. Раз были таким смелым, почему сейчас хотите мне закрыть рот?
Председатель Диан Червенкондев: Именно, сейчас хочу Вас попросить.
Господин Румен Овчаров: Нет, и не проси.
Председатель Диан Червенкондев: Все народные представители задают по одному вопросу.
Господин Румен Овчаров: Подождите, я еще не задал своего вопроса.
Председатель Диан Червенкондев: Г-н Димитров. Что Вы делали до настоящего момента, сколько вопросов пропустили? Задайте свой очередной вопрос и примите вызов профессора Нигматулина.
Господин Румен Овчаров: Верно ли, что индекс инфляции в Болгарии согласно Евростату составил 34% за 6 лет с момента подписания контракта? Верно ли, что инфляция цен в Еврозоне составляет 13% за эти 6 лет?
Господин Булат Нигматулин: Вы абсолютно правы, но я все же продолжу.
Господин Румен Овчаров: Нет, спасибо. Сначала выскажусь я, а потом Вы.
Господин Булат Нигматулин: Но позвольте мне закончить. В самом начале было заложено 4 млрд. Это вопрос соглашения, как раньше, так и сейчас. Это соглашение между нами и вами. Вы согласились на 4 млрд., а когда «Росатом» озвучил 6,3 млрд., вы не согласились.
Господин Румен Овчаров: Не говорите мне про 6,3 млрд. Это была сумма, которую Бойко Борисов потребовал от госкорпорации «Росатом».
Председатель Диан Червенкондев: Г-н Овчаров, прошу Вас.