Главная проблема нового закона в том, что он переводит образование на коммерческие рельсы и сокращает количество государственных гарантий
Сегодня, 10 ноября, в Москве на площади Революции состоялся митинг профсоюзов учителей и левых организаций, критикующих законопроект «Об образовании», который в настоящее время рассматривается в Госдуме.
По словам лидера «Левого фронта» Сергея Удальцова, пакет поправок, подготовленных учительским сообществом, будет передан в Госдуму ко второму чтению через оппозиционных депутатов от КПРФ и «Справедливой России».
Основные требования, которые были выдвинуты на митинге: не допустить коммерциализации образования и массового сокращения небольших сельских школ и гарантировать учителям среднюю зарплату по региону, а учащимся - доступное и бесплатное образование.
В митинге против новой реформы участвовали учительские, родительские, студенческо-преподавательские организации: Межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель», Инициативная группа сотрудников и преподавателей МГУ, ассоциация «Свободный университет», движение «Российским детям — доступное дошкольное образование», Общероссийское общественное движение «Образование для всех», Научно-образовательная колонна и движение «Московские родители».
Система оплаты труда на местах осуществляется в «ручном режиме»
По мнению учителей, главная проблема нового закона в том, что он переводит образование на коммерческие рельсы и сокращает количество государственных гарантий.
Сам закон уходит от всяких финансовых обещаний, ограничиваясь набором деклараций, а вся финансовая конкретика переводится на уровень подзаконных актов.
«Закон — это гарантия того, что обязательства будут выполнены: если есть закон, его надо выполнять, — говорит Андрей Демидов, сопредседатель профсоюза «Учитель» — организатора акции протеста 10 ноября. — А подзаконный акт можно перебить любым другим законом».
Демидов приводит пример с распоряжением Путина перед выборами о повышении финансирования научных фондов. Но поскольку указ президента — подзаконный акт, а бюджет — это закон, то в нем президентские обещания не учитываются.
По словам сопредседателя профсоюза «Учитель», если в законе не прописана система оплаты труда, то управление происходит в «ручном режиме».
Повышение зарплат одной категории работников, например, учителей, вызывает возмущение у воспитателей детских садов, работников дополнительного образования, сотрудников профтехучилищ, вузовских преподавателей.
Что изменится в детсаду, школе, вузе
Согласно новому закону в детских садах разграничивается обучение и «присмотр и уход», который становится необязательным и за который муниципалитет может назначать плату по своему усмотрению.
Сейчас действует норма, по которой эта плата ограничена 20% ( для многодетных —10%) от стоимости услуг по присмотру и уходу, но новый законопроект от этой нормы отказывается.
Муниципалитеты получают право отказывать ребенку в поступлении в детский сад из-за отсутствия свободных мест. На сегодняшний день очередь в детские сады в России состоит из двух миллионов человек.
Один из координаторов родительского движения «Российским детям — доступное дошкольное образование» Кирилл Дружинин считает, что общедоступность дошкольного образования до сих пор была основана на двух положениях: щадящем размере платы за детсад и невозможности отказать в предоставлении места. Новый законопроект убирает оба положения.
Новый закон лишает многодетные, малоимущие, неполные семьи, семьи без собственного жилья возможности отдать детей в детский сад, а матерей— возможности выйти на работу.
В новом законе не выделяются никакие типы школ — предполагается, что в больших новых школах при подушевом финансировании можно будет выбрать любую образовательную траекторию.
Все это ставит под вопрос судьбу небольших авторских школ, спецшкол, гимназий, лицеев — всего, что отклоняется от стандарта большой массовой школы и не предполагает больших денег при подушевом финансировании.
Под угрозой также школы надомного обучения для детей с ограниченными возможностями и сельские школы. Раньше их можно было закрыть только по решению сельского схода, а теперь — по решению «представительного органа».
Новый закон не гарантирует преемственности образовательных программ после средней школы. Это означает, что в школе ребенка будут учить, но нет дадут гарантий, что этих знаний будет достаточно для поступления в вуз и обучения в нем.
Для вузов теперь не гарантируется бесплатность магистратуры и урезается количество бюджетных мест - их предполагается сократить на 180 тысяч.
http://mir24.tv/news/society/5929138
Согласно документу, появится новая система основных и дополнительных образовательных программ. По основным программам будут введены госстандарты, делящиеся на профессиональные и общеобразовательные. Также будет введена норма о педагогической экспертизе в отношении правовых актов, которые затрагивают вопросы обучения и воспитания, об инновационной и экспериментальной деятельности в системе образования. Учащиеся смогут выбирать различные учебные курсы в своем образовательном учреждении или вне его с использованием электронного обучения. Кроме того, документ предлагает передать полномочия по обеспечению госгарантий на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования с муниципального на региональный уровень.
Одним из нововведений законопроекта является введение понятийного аппарата, устанавливающего наиболее значимые определения: образование, воспитание, обучение, уровень образования, академическая степень, квалификация, образовательный стандарт, образовательная программа, общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование.
Напомним, сегодня в митинге участвовали учителя, представители учительских профсоюзов, студенческих коллективов из МГУ, Бауманского института, а также сторонники «Левого фронта», КПРФ и других левых организаций.
Пикеты и флеш-мобы прошли сегодня в Москве, Петербурге, Новосибирске, Ижевске, Перми, Самаре, Ставропольском крае, Воронеже, Владивостоке, Иркутске, Калининграде и Иванове.
10 ноября в Ижевске в 13.00 перед Домом Правительства состоялся митинг в защиту образования и науки
В Иркутске акция в защиту права на доступное и качественное образование и против урезания финансирования российской науки пройдёт в воскресенье 11 ноября в 13:00 в сквере им. Кирова
«Не хамите учителям, господа!», «За университетскую автономию, долой тиранию бюрократии!», «Нет полуфабрикатам, верните в детские сады поваров!», «Оставьте наши школы в покое!», «Остановить клерикализацию образования!» Под этими и другими лозунгами прошел в субботу митинг против правительственного законопроекта «Об образовании».
— Политика властей в области образования — лишь одна из составляющих общего курса, проводимого в интересах крупных собственников и чиновников, — подытожила студентка 1-го Медуниверситета Анна Павлова. — Оттого-то вместо социальных гарантий новый закон легализует отчисление студентов за административные нарушения. То есть за политическую активность. Выход один. Чтобы остановить ужасные реформы государства, нам надо создавать свои сетевые объединения. Сначала городские, а затем и по всей стране.
Впрочем, не все так просто, напомнил депутат муниципального образования Таганское Илья Свиридов: «Подавляющее большинство наших избирательных участков развернуто в школах. Подсчетом голосов там занимались учителя, а значит, именно они фактически и определили состав Госдумы. И тем самым — каким станет новый закон «Об образовании».
МЕЖДУ ТЕМ
В Государственной думе опровергают сообщение независимого профсоюза «Учитель» о том, что электронная приемная нижней палаты парламента блокирует электронные письма с поправками законопроекта «Об образовании» и протестами общественности. В пресс-службе Госдумы «МК» заверили, что, «по сообщению технической службы, в октябре сбоев системы не было и Государственная дума как принимала, так и принимает в обычном режиме сообщения в электронном виде».
материал: Марина Лемуткина
http://www.kommersant.ru/doc/2062297
Одним из самых скандальных событий в рамках реформы образования стало объединение школ. Несмотря на декларируемые чиновниками плюсы такого слияния, родители и педагоги все чаще сопротивляются такому процессу. В Москве протесты против укрупнения школ уже стали тенденцией, которая грозит распространиться и на вузы.
С приходом Сергея Собянина на пост мэра Москвы одной из первых подверглась реформе система столичного образования. Сложившаяся при Юрии Лужкове, она больше зависела от городской администрации, чем от Минобрнауки: в обмен на лояльность городские власти оттягивали переход на новую систему оплаты труда учителей, подушевое финансирование и другие непопулярные реформы. Когда департамент образования возглавил бывший заместитель главы Минобрнауки Исаак Калина, отрасль за короткое время претерпела ряд серьезных изменений.
Раньше финансирование учебных заведений во многом зависело от их статуса — лицей, гимназия или обычная школа. После введения подушевого финансирования деньги стали выделять исходя из количества учеников (стоит отметить, что стоимость такой "души" в каждом регионе разная). Из этого следует очевидный вывод: школа, в которой учится мало детей, получает мало денег. Для исправления ситуации чиновники предложили "непопулярным" школам объединяться с успешными. При такой схеме у школы остается один директор, зато появляется несколько зданий и больше средств на развитие.
При этом в департаменте образования Москвы высказывали вполне логичные аргументы — действительно, чаще всего недобирают детей откровенно плохие школы. Опять же удобнее, когда младшая школа располагается в отдельном здании, чтобы подростки не мешали малышам. "Кроме того, страна переходит на новые стандарты образования для старшей школы, которые предполагают профильность обучения в 10-11 классе,— напоминает директор лицея №1535 Михаил Мокринский.— Для этого школа должна иметь несколько старших классов в параллели, чтобы дети могли выбрать направление". В ситуации, когда в школе один-два старших класса, такое невозможно.
"Два года назад к нашей лингвистической гимназии №1527 присоединили соседнюю среднюю школу №839,— рассказала "Ъ" замдиректора Наталья Шаевская.— Сейчас мы понимаем, что это было правильным решением". В школе появились общеобразовательные и гимназические классы. Они базируются в одном здании, преподают там одни и те же педагоги. "Разница в программах — не проблема для преподавателей, ведь мы даем знания в рамках госпрограммы",— подчеркивает госпожа Шаевская. По ее словам, и у детей не возникает конфликтов — администрация разработала совместный план воспитательной работы, организовывала совместные концерты, походы, экскурсии. "Изначально родители, может, и были против, потому что не понимали, зачем это нужно,— признается замдиректора.— Но теперь все сгладилось".
В итоге чиновники решили распространить эту практику по всей столице — причем к школам начали присоединять и детские сады, чтобы создать "дошкольное отделение". По данным столичного департамента образования, 302 школы были объединены в 167 общеобразовательных учреждений только за 2012 год. Из разговоров с родителями и педагогами становится понятно — далеко не все из них пришли к такому решению добровольно.
"Наш центр образования 1454 специализируется на лингвистике, на очень высоком уровне преподается иностранный язык. Его решили объединить с обычной школой №216,— рассказала "Ъ" член родительского комитета Инна.— Уровень преподавания там кардинально отличается от нашего: их "пятерка" для нас максимум "тройка". Там и дети, и преподаватели не хотят напрягаться". По словам Инны, районные чиновники не смогли объяснить, как изменится школьная программа после объединения.
Кроме того, школы находятся в получасе ходьбы друг от друга. "Администрация объявила нам о слиянии нейтрально, ведь они люди подневольные. Но было понятно, что они этого не хотят,— рассказала Инна.— Родительский комитет отказался объединяться, и на этот год нас оставили в покое. Но за время борьбы от нас ушло много учителей и детей, в итоге школа стала получать меньше денег".
Минобрнауки еще при Андрее Фурсенко запустило процесс активного привлечения родителей к школьной жизни. По западному образцу в школах заработали управляющие советы, где у родителей появилась возможность влиять на администрацию школы — вплоть до премирования или увольнения педагогов. Важность мнения родителей зафиксирована и в новых образовательных стандартах, и в подготовленном министерством законе "Об образовании". Конечно, неизвестно, чего в этом больше: реальной попытки пробудить у граждан чувство ответственности за образование их детей или желания чиновников переложить часть проблем на чужие плечи. Факт остается фактом: Минобрнауки передало часть власти родителям, а те неожиданно стали сопротивляться ведомственным же реформам.
Заложниками противостояния чиновников и родителей стали директора школ. На образовательных форумах с возмущением комментируют видеозапись выступления начальника Северо-Западного окружного управления образования Алексея Анисина перед директорами. "Если директор не понимает, что происходит в школе, не находит общего языка с родителями и педагогами, зачем нам такой директор? — отчитывает присутствующих чиновник.— А когда директор вступает в открытый конфликт со своим работодателем... Если вы не согласны с госполитикой в области образования, вы должны сделать для себя необходимые выводы и принять соответствующее решение. Руководитель, который решил действовать таким образом, вычеркивает себя из всех списков".
Пока что массовое объединение остается скорее столичной особенностью: в Москве больше всего школ и самый большой разрыв в качестве учебных заведений. Однако переход страны на новые стандарты образования и изменения в схеме финансирования рано или поздно распространят эту тенденцию и на другие города. Скорее всего, следующим на очереди будет Санкт-Петербург, за ним последуют остальные города-миллионники. К этому моменту образовательным чиновникам стоит выработать систему укрупнения школ, в которой каждый случай будет рассматриваться отдельно. В конце концов, автоматическое соединение единственной в райцентре гимназии с несколькими "сложными" школами может обернуться катастрофическими последствиями для всего района.
Строительство "вертикали власти" активизировалось и в высшей школе. Одно из первых подобных решений, объединение Московского горного университета с НИТУ МИСиС (его ректором ранее был министр образования Дмитрий Ливанов), вызвало лишь острожную критику. Но уже следующая история о слиянии Тамбовского государственного техуниверситета с Тамбовским госуниверситетом привела к серьезному скандалу. Студенты и преподаватели заявили, что решение принималось без учета их мнения и даже устроили митинги в Тамбове и Москве. В итоге Дмитрий Ливанов отменил приказ о слиянии. Сейчас подобная история происходит уже с ГУУ и РАНХиГС. "Общая идея объединения у меня не вызвала сомнений. Но данное решение принималось келейно,— говорит проректор ГУУ Николай Лябах.— При этом четкие критерии не сформулированы, стратегии развития объединенного конгломерата нет, функции не распределены".
В конце октября Минобрнауки провело мониторинг вузов — по его результатам 136 учебных заведений были признаны "неэффективными". В ведомстве подчеркивают, что закрывать вузы будут в крайнем случае — большинство проблемных институтов планируется объединить с флагманскими. Если этот процесс не будет действительно индивидуальным, вузы столкнутся с той же проблемой, что и школы: эффективность реформы будет сведена на нет неумелым исполнением.
Александр Черных
http://www.kommersant.ru/doc/2061956
"Решения принимаются слишком быстро, все спешат отчитаться"
Когда эту практику решили активизировать, на первом этапе говорили, что это коснется школ, которые не набрали первоклассников. Их предполагалось присоединить к более успешным школам по соседству. В этом есть логика: если в учебное заведение не приводят детей, очевидно, что администрация делает что-то не так.
Потом появились и другие аргументы: в таком образовательном центре проще выполнить требование госстандартов о профильности в старших классах, когда дети сами выбирают направление обучения. Когда есть несколько зданий, можно разделить детей и подростков. Кроме того, у нас теперь нормативное финансирование, когда средства идут за учениками, поэтому объединенная школа может позволить себе больше маневров с деньгами.
Но сейчас вокруг этого процесса развернулась настоящая кампания — и решения принимаются слишком быстро, все спешат отчитаться. А ведь надо переходить к объединению постепенно, чтобы решение вызрело у самих школ. Вместо этого идет соревнование, кто быстрее.
— И чем это грозит?
— Даже если предложенная модель в принципе неплоха, она не может учесть все особенности образования. А образование в нашем мегаполисе — очень сложный и разнородный организм.
Цена вопроса
Андрей Демидов,
сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования "Учитель"
Среди преобразований в образовательном поле мало найдется столь раздражающих, как слияние школ. При этом никаких нормативных актов, регламентирующих этот процесс, нет и в законе "Об образовании" написано сухо: реорганизация возможна только после проведения экспертизы. Чиновники уверяют, что все делается добровольно. Итоги добровольного порыва впечатляют: согласно постоянно уточняющимся данным, стремление "слиться в экстазе" вдруг практически синхронно охватило несколько сот московских школ и детских садов. Слияние сопровождается скандалами. Департамент образования на все упреки отвечает: мы ни при чем, все происходит по инициативе снизу. Более того, столичный министр образования Исаак Калина заявляет, что решение о слиянии не принимается без предварительного согласия управляющего совета учреждений, а также родителей и педагогического коллектива. В ответ родители и педагоги (последние неофициально) заявляют о многочисленных случаях подтасовок в проведении голосования, оформлении протоколов, давлении и дезинформации со стороны директоров и представителей окружных управлений образования.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2061957
http://academ.info/news/22402
На пикет вышли представители движений «РЕформация» и «Российским детям – доступное дошкольное образование». Идея проведения акции принадлежит профсоюзу «Учитель» и вызвана новым законопроектом Госдумы «Об образовании», принятом 17 октября. Закон делает полностью платными такие формы обучения, как магистратура и экстернат, существенно сокращает количество бюджетных мест в вузах, а также позволяет отчислять студентов не только за академическую неуспеваемость, но еще и за дисциплинарные проступки (которые иногда носят и политический характер).
Подобные мероприятия в субботу и воскресенье прошли в нескольких городах России: Владивостоке, Ижевске, Самаре и Иркутске. Власти Санкт-Петербурга протестовать запретили, а вот митинг в Москве, по данным столичной прессы, собрал около 400 человек.