|
От
|
Вадим Рощин
|
|
К
|
Monco
|
|
Дата
|
21.10.2012 12:43:13
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
Есть, есть шпилька. Правильно чувствуете
Есть, есть шпилька. Правильно чувствуете. И думаю, что частично понимаете. Но на всякий случай растолкую.
Я ведь ничего не имею против тех, кто не участвует в протестном движении. Тем более что я и сам не могу похвастаться активным участием. Для этого надо иметь и силы и возможности. А мало ли какие у кого жизненные обстоятельства. Но мне не нравится когда к этому присовокупляют какие-то гнилые отмазки. И уж совсем ни в какие ворота не лезет, когда люди, следуя логике своих отмазок, встают на сторону душителей протестного движения. Последнее , однако, к вам то не относится. А вот отмазки ваши мне показались явно «с гнильцой». Слишком уж неубедительно они звучат: песни какие-то, ходорковский.
А психологические мотивы, которые прослеживаются за всем этим , видно, в общем то, невооруженным взглядом. Частично они сводятся к формуле «бытие определяет сознание», ну а частично тут видно влияние сталинизма.
Итак , вы пишете что прозрение для вас наступило на Сахарова. А я помню ту атмосферу. Тогда люди окончательно поняли , что добровольно жулики и воры власть не отдадут и плевать им на народ. А это означает, что одним, даже стотысячным митингом не отделаться, что придется выходить на митинги снова и снова, и придется заниматься и кучей другой рутинной работы. Ну и жулики тоже ведь сидеть сложа руки не будут , а значит возможны репрессии. А кому охота оказаться сосланными в сибирь декабристами, пусть даже и разбудившими герцена, все хотят быть победоносными и немного нагловатыми матросами железняками с его «караул устал».
Для марксистов, в отличие от наивных либералов, тут есть ещё одно обстоятельство , добавляющее скептицизма. Дело в том, что согласно марксизму, изменения в обществе возможны лишь когда создается соответствующая ситуация в базисе. Проще говоря, когда жрать становится нечего. А жрать сейчас, чтобы не говорили , есть что. Через год, два – не уверен, но сейчас есть. Поэтому рассчитывать, что на площадь поддержать протест выйдут аполитичные обыватели, было бы наивно. Они не выйдут до тех пор, пока им будет что жрать. Всё это марксист прекрасно понимает, и это не является аргументом за участие в сегодняшнем протесте. Есть конечно и масса аргументов «за» - для краткости не буду их перечислять, но главный из них – это собственная совесть. Баланс этих аргументов довольно неустойчивый. Аргументы за и против примерно уравновешивают друг друга.
Поэтому чтобы принять окончательное решение, а тем более если оно фактически идет вразрез с собственной совестью, приходится прибегать к сомнительным идеологическим подпоркам. Эти идеологические подпорки услужливо поставляют десятки идеологических кротов, давно окопавшихся в стане оппозиции. И человек, забыв о логике, здравом смысле и совести, с радостью принимает их «подарок». Отсюда и рождаются такие невразумительные истории: мол пришел на митинг против жуликов и воров, а там песня играет в защиту предпринимателей – ну и «ни стирпел».