|
От
|
Михайлов А.
|
|
К
|
Михайлов А.
|
|
Дата
|
25.10.2012 01:46:45
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
Re: Письма о богословии и науке. Дубль два.
Утверждая, что теология часть универсума культуры, митрополит Иларион, вводит нас в заблуждение, причем дважды. Во-первых, культура это не универсум, а несколько больше — движение материи отражается в формах человеческой деятельности многократно, но только наука гарантирует подлинность своего отражения. Поэтому наука является главной компонентой новоевропейской культуры, ценность же всех прочих (искусства, права, религии и т. д.) пропорционально их проекции на науку. Так вот, наука и религия почти ортогональны друг другу. Это во-вторых. Да, «Категория бесконечного в патристике»это вполне допустимая тема для диссертации по философии, но живой интерес она вызовет только у узких специалистов. Всё таки основной предмет философии это методология мышления и деятельности и её важнейший подраздел гносеология, далее следует в порядке убывания значимости онтология, аксиология, этика, эстетика и т. д. Естественно, преподавание философии, как это было введено Гегелем, осуществляется в форме изучения истории философии — мысль надо постигать не по готовым результатам, а по движению самой мысли. Философия играет в гуманитарных науках такую же роль, что и математика в естественных. А вот роль гуманитарной физики играет социология, поскольку к ней редуцируются все прочие дисциплины. Если к двум теоретическим дисциплинам добавить пару прикладных — педагогическую психологию и экономику/менеджмент, то получится всеобщий и необходимый набор гуманитарных дисциплин. Всё остальное это уже частности, но этот квадриум физики и математики, естественники и технари должны знать. А поскольку свою специальность они должны знать еще лучше, то времени на всякое литературоведение, будь то библеистика или поэзия серебряного века у них просто не останется.
Кстати, насчет литературоведения. Анализ текстов Ветхого и Нового заветов легко покажет что они состоят из нескольких временных пластов с совершенно разным идейным содержимым. Грубо говоря ряд ветхозаветных сюжетов легко впишется в контекст древнесемитской мифологии, а этика нового завета — в контексте эллинистической философии (конкретно неоплатонизма). По существу, рациональная часть христианства, которую я попытался кратко сформулировать в своем тексте, уже содержалась в позднеантичной философии, и ей только требовалось принять религиозную форму, чтобы стать массовой идеологией, потому как иных форм тогда не было и не будет их еще до самой эпохи просвещения. Позже это рациональное зерно античной мысли послужит основой средневековой философии, т.е. христианская религия сыграла роль своеобразного «передаточного контейнера». Сама же религиозная оболочка этого контейнера, которой несомненно является литургия окажется символической формой античной мистерии, рассматриваемой любым христианином как идолопоклонство. Таким образом, последовательное преподавание богословия как гуманитарной дисциплины сделает студентов еще большими атеистами, чем изучение физики и математики.