От Михайлов А. Ответить на сообщение
К Пуденко Сергей Ответить по почте
Дата 04.06.2012 00:11:43 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

Немного оптимизма:)

На прошедшей неделе по «Культуре» показали фильм «Ищу учителя» - http://www.tvkultura.ru/news.html?id=1006928 — обзор некоторых экспериментальных методик обучения (чьих имено там написано). Как и «Отдел» оставляет впечатление некоторой поверхностности, но зато загорский интернат показали.:) ШГК и др. разработки коллектива под руководством тов. Громыко не показали:( Упор делался не на методологию, а на гуманизм и нравственность. Но нравственности нельзя научить на уроке — нравственными должны быть отношения в коллективе.
Из всех вопросов, поднятых в фильме особенно запомнилась проблема нагрузок на детей. Действительно, объем знаний, который ребенок усваивает за 10 лет приблизительно эквивалентен одному курсу университета, т. е. «книжно-седалищная» (по выражению авторов фильма) методика далека от максимума эффективности. С другой стороны, когда сравнивают 186 против планируемых 240 учебных дней в США (260 в Китае и Японии наверняка обусловлено иероглифической письменностью) не учитывают то, что в эти 250 видимо включается предоставление всяких допкурсов о которых писал Алекс, то что у нас раньше было кружками и т. д., и что также должно предоставляться за счет госбюджета в той же школе и в подготовительном центре при университете. Вообще же ядро знаний, необходимых для продолжения обучения в университете, выпускающем исследовательские инженерные кадры, составляют пяток предметов — математика, физика, химия (отчасти биология — но молекулярная генетика по требуемым компетенциям к химии ближе), программирование (можно считать практикумом по метаматематике — кстати физ. и хим. практикума нынешней школе существенно недостает — труд детей должен быть именно лабораторный, а не воспроизводящий) и иностранный язык. Всё остальное это не сколько знания, сколько развитие способностей мышления — здесь можно смело экспериментировать. Шаталов (если не ошибаюсь) прав в том что всю школьную программу можно уложить в 9 классов — 12-летнее обучение имеет смысл только в том случае, если 2-3 старших класса используются только для целевой подготовки в ВУЗ (аналоги есть во французской системе ).в конце концов за всеми этими разговорами не следует упускать из виду конечную цель образования.