От Пуденко Сергей Ответить на сообщение
К Кактус Ответить по почте
Дата 16.09.2011 19:26:37 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

Re: "Раскол" ТВ...

>Посмотрел только первые две серии. Фильм не исторический а костюмный – современных людей переодели и постригли под старину. Не видно даже бульканья страстей которые тогда кипели. Перечитали бы жития Аввакума, как он на дыбе хотел от веры отказаться и не смог. Отсутствует главное действующее лицо истории – народ. Сюжет фильма начинается с реформы Никона. Выпала борьба начала 16 века между иосифлянами и нестяжателями. Одни хотели сделать клир собственником церковных земель и посадить на них крепостных, другие – сохранить общинное землевладение в монастырях по заветам Сергия Радонежского. Священники как класс отказывались от труда и превращались в духовное дворянство.

Это не научпоп, все "истор.фильмы" такие, других не бывает вообще.
Я по Панченко вижу канву основную. Вот оттуда сюжетец

Русская культура в канун петровских реформ


Глава вторая . История и вечность в системе
культурных ценностей
Глава третья . На пути к секуляризации культуры


...
Обе стороны выставили различные доводы, но огра­
ничили полемику узкими рамками. Она свелась к одному
вопросу: древен ли русский церковный обряд - двупер­
стие, осьмиконечный крест, богослужение на семи про­
сфорах, хождение «посолонь» и т. д. , или же искажен
невежественными переписчиками богослужебных книг?
Традиционалисты выглядели в этой полемике явно
сильнее. Иначе , впрочем, и быть не могло: еще
Н. Ф . Каптерев и Е. Е. Голубинский установили, притом
бесспорно, что русские вовсе не исказили обряд и что
в Киеве в конце X в. крестились двумя перстами - точно
так же , как крестились в Москве в начале XVI I в. Рус­
ские нерушимо сохранили это ранневизантийское установ­
ление, в то время как греки от него отошли.1

Верность исторической правде (скорее интуитивная, нежели рацио­
нальная) позволила старообрядческим начетчикам создать
монументальный и в своем роде образцовый труд -
«Поморские ответы». Что касается западников, то им
приходилось прибегать к прямым подлогам - таким, на­
пример, как пресловутое «Соборное деяние на еретика
Мартина».
Обрядовые споры традиционалистов и «новых учите­
лей» - любопытная и поучительная страница из истории
русской мысли. Оценивая их с позиций общей теории
конфликтов, мы увидим, что это была настоящая словес­
ная война, а во время войны часто забывают о логике и
благопристойности (тем более в эпоху, когда «слово»
отождествлялось с «делом» и когда были актуальны по­
словицы «Слов о не стрела, а пуще и стрелы» и «От
притчи и на коне не уйти») . В этих спорах мы найдем

Краткую, но квалифицированную и вполне достаточную сводку
сведений о происхождении обрядовых различий у русских и греков,
о разноречиях Иерусалимского и Студийского уставов см. в: [75].

75 Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. Духовные дви­
жения семнадцатого века. Мюнхен, 1970
.
http://mirknig.com/knigi/guman_nauki/1181172872-russkoe-staroobryadchestvo-duxovnye-dvizheniya.html
http://www.anti-raskol.ru/pages/697

http://www.anti-raskol.ru/pages/714
афонские монахи-греки, так же как и Паисий, совершенно забыли, что это был их же старый греческий православный обряд, который они переменили в XIII веке на трехперстное знамение и который сохранился только в более консервативной старой России. Не зная истории своего же православного греческого крестного знамения, они сочли двуперстное знамение за неправильное еретическое и решили сжечь эти книги[167]. Возмущенный поступком греческих афонских монахов, Суханов сделал запрос свите патриарха Паисия. Из ответа на запрос выяснилось враждебное отношение греков к обряду, который они называли русским. В результате запроса пришлось созвать четыре заседания, на которых 24 апреля, 9 мая, 3 и 6 июня 1650 года обсуждалась правильность греческого и русского обрядов. Не зная истории происхождения русского обряда, греки заявили, что он неправилен, так как, по их мнению, получив христианство от греков, русские должны были бы всегда следовать их примеру и не уклоняться от греческих обычаев. Суханов, со своей стороны, защищал "русское", а на самом деле старогреческое двуперстное знамение ссылками на древнегреческие источники и на многовековую русскую практику, ссылаясь на блаженного Феодорита и Максима Грека. По мнению Суханова, русская практика была более древней и лучше, чем новогреческая церковь, сохранила древнегреческий обряд[168]. Здесь следует отметить, что исследования современных историков всецело подтвердили мнение Суханова[169].
[169] См.: Голубинский Е.Е. К вопросу о сущности русского раскола старообрядчества // ЧОИДР. 1905. Т. III.


Авторы не диссиденты, они хотели попасть в струю "религиознаго обновления" и примирения, что-то такое. Не удалось, хотя перестраховывались. Разина скажем тоже нет.

Самосожжений нет из приницпа. Убоялись показывать
интервтю с сценаристом
http://www.cultradio.ru/doc.html?id=403876&cid=46

http://www.cultradio.ru/audio.html?id=403876&type=rnews

Выпячены (заполнение текста) бытовые, около семейные и этнографические линии, диалоги из худ прозы какого-то Бахревского. Оттуда же все эти картонки, доступный и человечный государь-батюшка. Глянул по диагонали, типичный историч.китч

Но все равно, подлинная история проступает, она близка, понятна, заслуживает раскодирования хотя бы по Бурдье и Фуко( все эти связи церковного, культурного и гос.полей). Она понятна, потому что "материальна", посконна и обыденно страшна. Это даже если заминусовать или совсем обнулить гари, пытки, умирающую Морозову и т.п. Все как всегда

>В чем-то аналог корпоративной приватизации которая происходила в Европе перед реформацией и в России 1990-х. Наша номенклатура больше похожа на попов-перерожденцев, чем на д’Артаньянов решивших разбогатеть. Никоновская реформа вытекала из победы иосифлян и подготавливала петровское рабство – перед тем как окончательно всех закрепостить, выбивали дух. Если бы у эффективных были мозги, то они по аналогии должны сейчас что-то похожее в России делать – насаждать абсурдную новую веру, а упертых жечь и голодом морить. Но они заняты – бабло пилят.


марксоидную ТЗ на корни раскола и всей "этой истории" в свете "производственных отношений" изложил Волков, фактуру взял хорошую
Русское православие - вехи истории 1989
http://www.netbook.perm.ru/book/antinauka/Antinauka178.html

Без Бурдье с Фуко, не говоря о Панченко, она уже не достаточна.

Восстановленая в целом, в том числе благодаря фильму, как фреске, " вся эта история" - прекрасный и цельный кейс. Никакого мистицизма и символизма , идеализма и тем более якобы самодостаточной собственно церковной мишуры в реал. концептуальной истории не требуется. В символы и ритуалы с обрядами (вовсе не из-за них была свара), разборка с книгами, текстами и пр др вложены в нее нужным моментом