|
От
|
Михайлов А.
|
|
К
|
Пуденко Сергей
|
|
Дата
|
25.03.2011 22:22:59
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
Еще вопросы к субботнему «круглому столу»
Два предыдущие также включу в общий список:
1.Проблема бюджета времени. Гипотетическая форма решения — метапредмет как форма организация предметного семинара, может быть скользящая с предмета на предмет.
2.Проблема подготовки педагогических кадров для новой программы. Гипотетическое решение — тиражирование ОДИ для смешанных коллективов педагогов и научно-технических специалистов
3.Вопрос вытекающий из первых двух — как обеспечить контроль усвоения техник мышления? Заученная информация верифицируется легко — теми же тестами, но это проверка памяти, а не мышления. При этом метапредметное образование необходимо защитить от имитации, ведь при резком уплотнении знаний уже нельзя гарантировать, что дети «хоть что то поймут» просто благодаря многократному повторению. Мышление тем и отличается от механически повторяемого навыка, что обеспечивает понимание практически с одного раза.
4.Организация лабораторного практикума. Это слабое место, распространяющееся также и на высшую школу, и в конечном счете коренящееся в разгроме приборно-экспериментальной базы отечественной науки. Здесь можно было бы усмотреть связь с «переоткрытием открытий» - я здесь уже писал о «лабораторном практикуме по истории» - http://vif2ne.ru/vstrecha/forum/5/co/12927.htm — которые мог бы вызвать интерес у учащихся, и в рамках модельной ситауции «попадания в прошлое », столь излюбленная в современной фантастике (чему есть социально-психологические основания, ведь велики свершения то остались в прошлом. А будущее под вопросом), задача «восстановления утраченных знаний», воспроизведение измерительных средств, синтез соединений и т. д. выглядит достаточно естественно.
5.Методология обучения языкам. Это не просто слабое, а провальное место советской школы, не смотря на блестящую лингвистику. Зарубежные методики, получившие широкое распространение, гораздо лучше, но они ориентированы на европейские языки, а массовое овладение китайским или арабским тоже может потребоваться. Что тут может сделать мыследеятельностная педагогика? Этот вызов может заставить пересмотреть философский багаж. Метапредметы основаны на понятийном мышлении, инвариантном относительно языка , здесь же важны чисто лингвистические феномены, абстрагированные от содержания. Не исключено, что придется задействовать линию Хайдеггера , а не Щедровицкого, и как-то её интегрировать, возможно через позитивистов Витгенштейна и Хомского, и в конечном счете через «Мышление и речь» Выготского, ведь язык подлежит материалистическому, а не феноменологическому объяснению