От Alex~1 Ответить на сообщение
К Администрация (Кудинoв Игорь) Ответить по почте
Дата 09.12.2010 17:24:36 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

Интересно, Семенов работает еще в МФТИ? :)

Список вопросов по истории философии для кандидатского экзамена
---------------------------------------------------------------

Возникновение философии. Ионийская школа (милетцы и Гераклит).
Пифагор и пифагорейцы.
Элейская школа. Учение Парменида о бытии и познании. Апории Зенона Элейского.
Античная атомистика. Атомистическая натурфилософия Левкиппа и Демокрита, их теория познания и концепция причинности и необходимости. Дальнейшая эволюция атомистики в трудах Эпикура и Лукреция Кара.
Софисты. Протагор и Горгий.
Философия Платона. Его учение о двух мирах: сущностном и идеальном и феноменальном, эмпирическом. Концепция познания. Учение об обществе и идеальном государстве.
Философия Аристотеля. Учение о бытии, теория познания и концепция общества и государства.
Развитие европейской философии в XII-XIV веках. Дискуссия между реалистами и номиналистами. Рост интереса к изучению природы.
Основные идеи теории познания Фрэнсиса Бэкона. Его учение о четырех «идолах». Разработка им проблемы научного метода.
Основные идеи теории познания Рене Декарта. «Методологическое сомнение» Декарта и его рационалистический метод познания.
Эмпиризм и рационализм в европейской философии XVII-XVIII веков. Крупнейшие их представители и основные идеи.
Философия Томаса Гоббса.
Философия Джона Локка. Сенсуалистическая теория познания Локка, учение о первичных и вторичных качествах.
Философия Джорджа Беркли.
Основные идеи теории познания Дэвида Юма. Крайний сенсуализм Юма и агностические и феноменалистические выводы из сенсуалистической теории познания.
Французский материализм XVIII века. Основные идеи и крупнейшие представители. Социальная и политическая направленность французского материализма. Воинствующий атеизм французских материалистов.
Критическая философия Иммануила Канта. Постановка Кантом теоретико-познавательных проблем и основные гносеологические идеи (понятия «вещи в себе» и «вещи для нас», априоризм). Его учение об антиномиях чистого разума.
Философия Георга Гегеля. Объективный идеализм и диалектический метод Гегеля.
Естественнонаучный материализм середины и второй половины XIX в. (Л. Бюхнер, Г. Гельмгольц, Э. Геккель, Л. Больцман).
Первый позитивизм (О. Конт, Дж.Ст. Милль, Г. Спенсер).
Второй позитивизм (Э. Мах, Р. Авенариус) и конвенциализм (А. Пуанкаре, П. Дюгем).
Иррационалистическая философия XIX в. (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Бергсон).
«Венский кружок» и логический позитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, Г. Рейхенбах).
Философские взгляды Б. Рассела и Л. Витгенштейна.
Постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).
Экзистенциализм (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).
---------------------------

3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ (два семестровых курса)

--------------------------------------------------------------------------------



К.ф.н. ЭРЕКАЕВ В.Д.



ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
2005–2006 уч.г.


1. Предмет философии науки. Философия и наука: особенности синтеза.

2. Допозитивистский период философии науки. Платоновская «геометризация» Космоса. «Физика» Аристотеля. Наукоучение Фихте. Философия как наука (Спиноза, Гегель и др.). Рационализм и методология Нового времени и др.

3. Первый позитивизм. Пять значений понятия «позитивное». «Закон трех стадий» интеллектуального развития человечества. Классификация наук О. Конта. Четыре метода опытного исследования Дж. Милля. Идея нарастающей структурности.

4. Второй позитивизм. «Очищение опыта» Р. Авенариуса. «Принципиальная координация». «Экономия мышления». Цель науки по Маху. Учение об элементах. А. Пуанкаре о кризисе физики. Конвенциализм. А. Пуанкаре о роли гипотезы.

5. Неопозитивизм. Аналитическая философия. Витгенштейн. Рассел. Венский кружок. Аналитические и синтетические суждения. Протокольные предложения. Принцип верификации. Интерсубъективный протокольный язык. «Пирамиды» знаний и их «энциклопедии».

6. Поппер. Эволюционная эпистемология. Суть критического рационализма. Принцип фальсифицируемости. Принцип фаллибилизма. Принцип демаркации. Три мира. Гипотетико-дедуктивная модель научного познания. Потенциальные фальсификаторы.

7. Кун. Парадигма, ее структура. Научное сообщество. Несоизмеримость теорий. Нормальная и аномальная науки. Научные революции.

8. Лакатос. Конкуренция и смена научно-исследовательских программ. "Жесткое ядро" и "защитный пояс" исследовательской программы. «Зрелая» и «незрелая» науки. Две стадии в развитии исследовательских программ. «Положительная» и «отрицательная» эвристики.

9. Фейерабенд. Анархистская эпистемология. Принцип пролиферации. Методологическая установка «anything goes».

10. Полани. Концепция личностного знания. Ложный идеал деперсонифицированного научного знания. Периферийное (неявное) знание. Три области соотношения мышления и речи.

11. Тулмин. Два значения эволюционной эпистемологии. Эволюционная теория познания и эволюционная теория науки. Интеллектуальная инициатива. «Научная элита» — носитель научной рациональности.

12. Холтон. Тематическая структура научной деятельности. Понятие тематической оппозиции.

13. Куайн. Онтологическая относительность. Принципиальные установки: бихевиоризм и номинализм. «Существовать значит быть значением квантифицированной переменной». О природе необходимых истин. Тезис о неопределенности перевода. Холизм. Проблема эквивалентных описаний. Тезис Дюгема-Куайна. Значение и референция.

14. Ван Фраассен. Эмпирический конструктивизм. Антиреалистическая позиция. «Структуралистская картина» теории.

15. Гуссерль и Хайдеггер. Феноменологическая и экзистенциальная философия науки.

16. Башляр. Современный научный рационализм. Поиск новой научной методологии. «Философское отрицание». «Иммобилизм мысли». «Функция надзора» философии науки. Полифилософичность научного мышления.

17. Принципы и тенденции неклассической и постнеклассической науки. Методологические установки классической науки. Основания неклассической и постнеклассической научной парадигмы. Плюсы и минусы постнеклассической гипотезы о плюрализме и релятивизме современной науки. Концепция эволюции физических законов. Концептуальные следствия физического реляционизма и структурализма.

18. Методология современной науки. Два уровня научного познания. Эмпирические методы познания. Значение и особенности современного мысленного эксперимента. Теоретические методы познания. Критерии научности. Основной критерий истины, три аспекта. «Вспомогательные» критерии истинности. Классическая рациональность и попытки ее модернизации.

19. Некоторые концептуальные проблемы философии физики. Экспериментальная метафизика. Парадигма неопределенности. Поиск новых онтологий: квантовые онтологии, кинематические онтологии СТО. О каузально-вероятностном дуализме. Проблема нелокальности и несепарабельности. Анализ тенденций построения единой физической теории. О сущности принципа относительности. Наблюдатель и физическая реальность.

20. Проблема границ науки. Сциентизм и антисциентизм. Проблема антропоцентричности науки и антропоморфности субъекта познания. Проблема онтологической ограниченности субъекта. О гипотезе эмпирического предела. «Феномен» принципиальной ненаблюдаемости. Проблема качественно новых уровней реальности. Проблема «слишком длинной цепочки опосредования». Наука и прогресс: вызовы глобализации. Более скромная гипотеза о безграничных возможностях науки. Гносеологический бинар: рационализм и интуиционизм.

21. Новые надежды. В чем же сущность науки? В ожидании принципиально нового этапа эволюции науки.

---------------------------------
Честно говоря, так оно и лучше. Философской культуры у русских никакой (как и в любой ), поэтому максимум на что они способны, тем более в МФТИ - это технокартия. А технократам, в общем, без разницы, что читать - ответом в любом случае будет высокомерное презрение. :)