|
От
|
Михайлов А.
|
|
К
|
Пуденко Сергей
|
|
Дата
|
23.02.2011 19:25:21
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
Re: Да, кейс...Проблематизируем?
Конспективно.
1.Астрономия. Палеоастрономия — наука прикладная., её функция — измерение больших промежутков времени, календарь. В противоположность древней современная астрономия является наиболее фундаментальной наукой, некогда удостоверившей основания механики, а теперь и физики высоких энергий. Это разные типы научной рациональности — древняя с мифологией совместима, современная — нет. Ускорители называли «пирамидами 20-го века», а были ли мегалитические сооружения «ускорителями каменного века» или имели культово-магическую природу? Мыслимо ли вообще получить ответ на этот вопрос?
2. Понятие рационального. В качестве рабочего определения примем что рациональную науку как особый тип познавательной деятельности отличают следующие свойства:
1.Интенция к интеллигибельности бытия, делание мира проницаемым для интеллекта — неизвестные естественные процессы, замещаются известными мыслительными конструкциями.
2.Стремление к подлинности деятельности — схема деятельности приводится к истине самого предмета деятельности с целью универсального преобразования деятельности.
3.Картезианское сомнение как основание подлинности — все теоретические конструкции подлежат целенаправленной эмпирической проверке.
3. Исторические формы рационального. Вышеизложенное понятие рационального окончательно сформировалось и стало господствующим в Новое время, но те или иные элементы рациональности можно найти гораздо раньше, чуть ли не в магических практиках. Что это — более ранние, неразвитые формы рациональности, отличающие от современных лишь объемом знаний, или существенно иные формы общественного сознания? В частности, античная философия и наука от Фалеса до Аристотеля казалось бы интеллигибельна, практикоориентирована и эмпирична, именно в ней нововременная рациональность находит свой исток, странным образом уживается с мифом, мистицизмом, религиозностью, причем в поздней античности они начинают преобладать — закономерен ли этот процесс и правильно ли мы его понимаем. Связь с классовой борьбой — мировые религии — самосознание угнетенных масс античности (эсхатология — жажда «разрушить старый мир»), с другой стороны социальный заказ на науку оплачивается правящим классом эксплуататорских обществ.
4. Иррациональное как противоположность рациональному. А что такое собственно иррациональное? Отжившие оболочки прошлых форм рациональности или нечто самостоятельное? Псевдонаука имитирует формы научности (вплоть до попперовской фальсифицируемости:-)) будучи лишенной подлинно научного содержания, с другой стороны существовали и открыто антинаучные учения, отвергавшие познание объективных детерминизмов в пользу чистого воления и других не когнитивных форм психического.