От Пуденко Сергей Ответить на сообщение
К Пуденко Сергей Ответить по почте
Дата 10.05.2010 14:34:27 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

"ОРКСЭ". Ну всё понятно!Это страшная драка за учебник "гражданской религии"

и колоссальный "просос года"(тм) отца Андрюшки(кураева), из-за которого (прососа) он и взбесился как собака. Отец Андрюха держал главный фронт против клятых атеистов! Уже архипастырские лычки себе привинчивал и дырки под них на рясе винтил, ан облом-с.
Просто как пёс о. Андрюха сейчас бросается на все фонарные столбы всех вчоных и министрофф, а те бегут от него как щенки. Последнюю погрыз Шахнович.

А вы все "медвед-привет,привет- медвед", "сталин-фигалин,сталин-фигалин". Отчество ж в опасности!атеисты оборзели!1

слава те господи, а то уж стал выскребать себе репу.
Тема дважды проходила тут и на нвз

ГРАЖДАНСКАЯ РЕЛИГИЯ
ключ -Родина

>это свежий грандиозный скандал по новому учебному предмету ОРКСЭ-насколько я понял
>авторы сняли свои имена, учебник выпущен анонимно от имени Минпроса -его глава Кондаков

> это дети 4-5 класса и новая дисциплина воообще.

>Скачать набор (там 100мег) можно по последней ссылке с файлообменника, в т.ч. там есть этот анонимный учебник
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2857443
>основы светской этики (СЭ)
>ОРК

потом пдф ремувером, шоб копипаста работала


>Контуры скандала
>
>"181 тысяча родителей выбрали общие курсы основ светской этики и основ мировых религиозных культур. За отдельные программы православия, ислама, буддизма и иудаизма - соответственно 83 тыс., 37 тыс., 14 тыс. и 12 тыс. семей, где есть школьники", - пишет "Российская газета".

итак пока "матч закинчився з рахунком на корысть атеистов"

55 - (25+12+4+3)


ОДНАКО!!накал битвы колоссален

http://www.gazeta.ru/social/2010/01/26/3316619.shtml

Духовное воспитание в школу не спешит

У разработчиков пособий по новому предмету «духовно-нравственное воспитание» возникли разногласия. Представители конфессий считают, что светские авторы мало говорят о религии и морали, те...

«Действительно, немного смешно, что в четвертом классе будут читать основы светской этики. Не про Канта же рассказывать», — сказал он. По мнению Фаликова, возможной причиной популярность светской этики за Уралом может быть то, что «протестантские церкви ведут там удачную деятельность». Кроме того, Фаликов напомнил, что с разработкой учебника по светской этике были проблемы, в частности, несколько раз у него менялись авторы.

К действиям Кураева, по словам Александра Кондакова, разработчики школьного курса отнеслись негативно
.

между светскими и клерикальными авторами слишком много разногласий, которые и тормозят работу над пособиями.

Так, первый автор курса «светской этики» отказался продолжать работу над пособием. Профессор кафедры этики МГУ Александр Разин рассказал «Газете.Ru», что ему было поставлено условие изменить один из разделов своего учебника «классические этические произведения», где профессор «на доступном уровне» объяснял этические взгляды Аристотеля, Канта и Милля. «Я работал над учебником и почти дописал его. Но мне предложили заменить раздел на «нравственные поучения в фольклоре». Примеры этики предлагали показать на совершенно элементарных вещах – сказках или поведении животных. Но это уже не основы этики, а основы нравственного воспитания», – пояснил Разин. Помимо раздела, посвященного этическим произведениям, в пособии московского профессора была главы о России, возникновении морали, а также «таких категориях, как долг, совесть, любовь». «В итоге мне сказали: уберите классические произведения этики, или мы будем искать нового автора. Я сказал, чтобы искали нового», – пояснил Разин.

После московского преподавателя за основы светской этики взялась петербургская профессура – заведующий кафедрой этики СПбГУ Вадим Перов. По его словам, работу над пособием ему передали только в декабре.

«Обратились 7–8 декабря и попросили окончательный текст предоставить уже к 15 декабря. Мы работали с соавтором, который не хочет называть сейчас своего имени», – рассказывает Перов. Подготовленный материал издателю не понравился. В «Просвещении» Перова, так же как и Разина, попросили отредактировать пособие. «Мой учебник показался им слишком космополитичным, говорили, что в нем мало написано о человеческих ценностях, что нельзя писать о том, что существует много моралей, много представлений о добре и зле», – говорит автор.

«Последней каплей», по словам Перова, стала публикация отрывков из его учебника в блоге диакона Андрея Кураева – автора учебника по основам православной культуры.

В своих постах Кураев назвал Перова «воинствующим атеистом» и раскритиковал всю концепцию пособия, оставив свои пометки под рядом абзацев.

В частности, диакон написал, что «из текста Перова следует, что, с его точки зрения, зло есть одна из норм и один из идеалов. Идеал содомский». «При этом в тексте есть ошибки, которые допустил не я, а издательство: выложены были лишь частично отредактированные отрывки», – пояснил Перов.

Завкафедрой СПбГУ считает, что учебник попал к Кураеву через издательство: предполагалось, что авторы пособий по шести модулям будут обмениваться материалами и рецензировать их. (Глава «Просвещения» подтвердил «Газете.Ru», что рукописи всех шести пособий «были переданы представителям всех рабочих групп и конфессий для кросскультурной экспертизы».) «Но лично мне, например, на рецензию ничего не дали. Хотя из-за коротких сроков мне бы пригодилось посмотреть на концепцию других учебников, наработки других авторов», – сказал Перов. В итоге автор отказался дальше продолжать работу над учебным пособием и, согласно договору, просто передал все уже подготовленные материалы издателю. «Вроде бы скоро действительно должен выйти тираж, но я уже этим не занимаюсь и отношения не имею. Мы с соавтором попросили, чтобы наши имена в пособии не упоминались», – отметил Перов.

В «Просвещении» считают, что «говорить о разрыве отношений издательства с Перовым преждевременно». «К нашему большому удивлению, комментарии к этим рабочим материалам появились в блоге одного автора, и черновые, еще не отработанные тексты будущих книг, подверглись критике со стороны авторов отдельных курсов. Это вызвало эмоциональную реакцию со стороны Вадима Перова», – описывают в издательстве сложившуюся ситуацию.

К действиям Кураева, по словам Александра Кондакова, разработчики школьного курса отнеслись негативно.

«Члены рабочей группы по подготовке пособий курса «основы религиозной культуры и светской этики», руководство Минобрнауки неоднократно обращали внимание авторов, в том числе и дьякона Андрея Кураева, на необходимость более корректного этичного поведения в данном проекте. С моей точки зрения, не только чисто по-человечески, но и учитывая действующее законодательство недопустимо выкладывание кусков чужих текстов в интернете, а тем более их нелицеприятных комментариев», – прокомментировал конфликт глава «Просвещения».

--------------
Краткий цимес курса!!

ОРК

Урок 1. Россия — наша Родина . . . . . . . . . . .
Урок 2. Культура и религия. . . . . . . . . . . . . .
Урок 3. Культура и религия. . . . . . . . . . . . . .
Урок 4. Возникновение религий. . . . . . . . . . .
Урок 5. Возникновение религий. Религии
мира и их основатели . . . . . . . . . . . .
Уроки 6—7. Священные книги религий мира . . .
Урок 8. Хранители предания в религиях ми
ра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Уроки 9—10. Добро и зло. Понятие греха, раская
ния и воздаяния. . . . . . . . . . . . . . . . .
Урок 11. Человек в религиозных традициях
мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Уроки 12—13. Священные сооружения. . . . . . . . . . .
Уроки 14—15. Искусство в религиозной культуре
Уроки 16—17. Творческие работы учащихся. . . . . .
Уроки 18—19. История религий в России . . . . . . . .
Уроки 20—21. Религиозные ритуалы. Обычаи и об
ряды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Урок 22. Паломничества и святыни . . . . . . . .
Уроки 23—24. Праздники и календари . . . . . . . . . .
Уроки 25—26. Религия и мораль. Нравственные за
поведи в религиях мира . . . . . . . . .
Урок 27. Милосердие, забота о слабых, взаи
мопомощь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Урок 28. Семья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Урок 29. Долг, свобода, ответственность, труд
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству . . .

Содержание

1 урок
Россия — наша Родина

-Что такое духовный мир человека.
-Что такое культурные традиции
для чего они существуют.

Мы живём в замечательной стране, имя
которой — Российская Федерация, или, ко
ротко, Россия. Произнесите это слово вслух,
и вы почувствуете в его звучании свет, раз
долье, простор, одухотворённость…
Мы уважительно называем нашу страну
ОТЕЧЕСТВОМ, потому что наши отцы, деды,
прадеды, прадеды наших прадедов и их
предки учились, работали и защищали свою
землю, чтобы сохранить Россию для следую
щих поколений. Мы любовно называем нашу
страну РОДИНОЙ, потому что родились и
живём в ней.
Мир, окружающий нас, бесконечен и мно
гообразен. Вещи, предметы, среди которых
живёт человек, явления природы — это ма
териальный мир. Но есть и другой мир —
духовный.
Духовный мир — это знания и
информация, содержащаяся в книгах, произ
ведениях искусства и кино, отношения меж
ду людьми и т. д. В школе вы знакомитесь с
этим миром, изучая русский, родной и
иностранный языки, математику и информа
тику, литературное чтение, изобразительное
искусство и многое другое. Этот мир ещё на
зывают миром культуры.
Не только человек находится в духовном
мире, но и этот мир отражается в человеке
и образует его внутренний мир, который поч
ти все религии мира определяют как душу
человека. В этом внутреннем мире человека
живут воспоминания, образы дорогих людей,
всё, во что он верит и к чему стремится.

В духовном мире есть свои дороги. Они на
зываются традициями. По ним шли наши
предки. Культурные традиции — это богат
ство нашей многонациональной страны. Осо
бое место среди них занимают религиозные
культуры и моральноэтические нормы. Все
они основаны на таких вечных ценностях,
как добро, честь, справедливость, милосердие.
Если человек следует им, он не заблудится в
сложном мире, сможет отличить хорошее от
плохого, узнает, как сделать свой внутренний
мир чистым, светлым и радостным.

урок2
Что такое религия.

Какие бывают религии.
Какое место в религиях занимает
ритуал.

Важнейшей частью большинства духов
ных традиций является религия.

----------
ото ж!

ФИЗИКИ против КЛИРИКОВ!!
хит сезона

отличный портал со сборкой
http://religion.sova-center.ru/events/13B7455/273A135/E664272
* 26.02.2010
http://www.vremya.ru/2010/31/51/248108.html
Физики и клирики
Школьники предпочли светскую этику основам религиозной культуры
версия для печати

Вопреки прогнозам педагогов и данным опросов общественного мнения большинство родителей, чьим детям начиная с апреля предстоит изучать «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), выбрали не основы православия или другой традиционной религии, а изучение светской этики или религиозных культур в целом. О светских предпочтениях родителей четвероклассников сообщает как директор профильного издательства «Просвещение», выпустившего учебники по новой дисциплине, так и руководство Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, где будут готовить преподавателей основ.

Учебники по новому, экспериментальному и комплексному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» должны поступить в школы не позднее 25 марта, т.е. за неделю до официального старта образовательного эксперимента, который начнется в 19 российских регионах и затронет около 300 тыс. четвероклассников. О готовности издательства «Просвещение» сообщил на днях его генеральный директор Александр Кондаков. «Мы планируем 10 марта выход тиража, после чего учебники будут разосланы в регионы, и мы надеемся, что до 20--25 марта они поступят во все регионы, где пройдет эксперимент», -- заявил гендиректор «Просвещения».

Предмет, как известно, будет составным: согласно условиям эксперимента школьники и их родители смогут выбрать один из модулей -- основы одной из религиозных культур, основы светской этики или основы мировых религиозных культур. Примечательно, что «Просвещение» выпустило больше всего учебников по модулю «светская этика» -- в школы поступит 125 тыс. экземпляров. На втором месте учебники по ОПК (основам православной культуры), выпущенные тиражом 80 тыс. Пособие по религиоведению для четвероклассников (основам мировых религиозных культур) издано в количестве 60 тыс. экземпляров. Для сравнения: исламскую культуру по учебникам «Просвещения» будут изучать 40 тыс. школьников, буддийскую -- 14 тыс. и иудейскую -- 12 тыс. детей.

По словам г-на Кондакова, все выпущенные «Просвещением» учебники уже прошли три необходимые экспертизы -- как конфессиональную, так и психолого-педагогическую и научную. На позапрошлой неделе книги были отправлены на сверку в Российскую академию наук. В среду было получено последнее экспертное заключение, и в настоящий момент учебники, исправленные и дополненные специалистами РАН, пошли в производство.

Как сообщили «Времени новостей» в Федеральном агентстве по образованию («Рособразование»), 8 февраля ведомство официально утвердило вуз, призванный подготовить преподавательские кадры для основ, -- им стала упомянутая выше Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Заметим, что ректор этого учебного заведения Эдуард Никитин неоднократно сообщал: по данным Академии, в крупных городах более 60% родителей школьников заявили о том, что предпочтут, чтобы их чада изучали светскую этику или основы мировых религий, то есть предметы, не связанные с какой-либо конкретной конфессией. 40% предпочли бы «Основы православной культуры».

В свою очередь, социологический опрос, проведенный в сентябре прошлого года Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), демонстрирует несколько иной расклад. Более половины (53%) респондентов высказались за преподавание в школах Закона Божьего (в опроснике ВЦИОМа фигурировал именно этот, существовавший в дореволюционной России предмет, а не «Основы православной культуры»). Для сравнения: в 2001 году сторонниками введения сугубо конфессиональной дисциплины назвали себя 48%. Одновременно снизилась доля тех, кто выступает против введения в школьную программу такого предмета (с 36 до 27%). Различие в данных ВЦИОМа и в сведениях, приведенных г-ном Никитиным, по всей видимости, объясняются разностью опрошенных аудиторий: в одном случае это заинтересованные лица -- родители учеников, в другом -- россияне в целом.

Академия повышения квалификации работников образования начала готовить тьюторов (педагогов-методистов) 15 января, за 2,5 месяца до начала образовательного эксперимента. По завершении обучения 1 тыс. тьюторов возвращаются в свои регионы и до 1 апреля должны будут экстренно подготовить 15,5 тыс. специалистов по основам. Заметим, что министр образования и науки Андрей Фурсенко, встречаясь в прошлую пятницу с преподавателями, прошедшими подготовку по курсу ОРКСЭ, сделал неожиданное заявление. По его словам, «Основы религиозной культуры и светской этики» могли бы с успехом преподавать не только педагоги-гуманитарии, но и преподаватели естественных наук. «Я считаю, что, например, учителя физики могли бы давать знания не менее успешно, чем учителя истории. У них есть свои знания, своя система видения, которая позволила бы им вести этот курс достаточно успешно, может быть, даже более успешно», -- заявил министр.

Самая крупная и влиятельная из «заинтересованных сил» -- Русская православная церковь не возражает против преподавания светской этики наряду с основами религиозной культуры, но к «учебникам о религиях в целом» относится скептически. В частности, глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, выступая 24 февраля, заявил, что в государственных школах России «в современных условиях плюрализма» должны быть представлены различные мировоззрения -- как атеистическое, так и религиозные. При этом о. Всеволод заметил, что, по его мнению, «общий учебник обо всех религиях» фактически «не состоялся» -- в числе прочего критику представителя патриархии вызвал учебник по истории мировых религий под редакцией ректора Института общей истории РАН академика Александра Чубарьяна. Зарубежный, в частности норвежский, опыт показал, что преподавание «некоего общего религиозно-философского курса» -- это «неработающая модель», подчеркнул о. Всеволод. Работающей же моделью, по его мнению, является преподавание определенных религий на добровольной основе, хорошо зарекомендовавшее себя в ряде европейских стран.
Михаил МОШКИН

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
*
Патриарх Кирилл призвал начинать православное образование с детского сада

Ясли Христовы
Патриарх Кирилл призвал начинать православное образование с детского сада
версия для печати
День покровительницы российских школяров святой Татьяны, который сами «господа студиозусы» вчера отметили традиционно -- медовухой и катанием на коньках, Русская православная церковь встретила в духе времени: высшее духовенство проявило особый интерес к проблемам высшей школы. В понедельник в Кремле Патриарх Московский и всея Руси Кирилл открыл Международные Рождественские образовательные чтения, темой которых на сей раз стали «Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области образования». А накануне глава РПЦ совершил торжественную литургию в домовой церкви Московского университета -- храме во имя святой мученицы Татианы. По завершении богослужения ректор МГУ Виктор Садовничий от имени возглавляемого им Российского союза ректоров заявил о намерении университетского сообщества заключить некий договор с Московской патриархией.

Университетская церковь явно не была рассчитана на большое количество паствы. Преподаватели, студенты, и верующие, не имеющие отношения к приходу церкви св. Татьяны, но пришедшие на литургию, которую вел патриарх, заполнили не только сам храм, но и ведущие к нему лестницы. Иерей Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московской патриархии и один из трех священников, постоянно служащих в храме св. Татьяны, пояснил, что 25 января 2010 года совпали две памятные даты: 15 лет со дня возобновления богослужений в домовой церкви МГУ и 255-летие самого университета. Вероятно, именно поэтому храм почтили вниманием высшие иерархи церкви. Патриарху сослужили глава Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион, ректор Московской духовной академии и глава учебного комитета Священного синода архиепископ Верейский Евгений и руководители высших духовных школ РПЦ.

В литургии участвовал и представитель Грузинской православной церкви. Приглашение на торжества митрополита Ахалкалакского Николая (Пачуашвили) многими было расценено как дипломатический шаг, учитывая, что после войны России с Грузией лишь церкви двух стран не разорвали отношений. Во время богослужения было произведено и служебное повышение -- патриарх объявил о возведении заместителя главы Отдела внешних церковных связей иеромонаха Филиппа (Рябых) в сан игумена.

Храм святой Татьяны, располагающийся в правом флигеле старого здания университета, на углу Большой Никитской и Моховой, один из семи десятков православных церквей, действующих в настоящее время при российских высших школах. Причем этот храм, имеющий статус патриаршего подворья, первый из подобного рода зданий, возвращенных РПЦ в 90-е годы. Богослужения здесь начали проводиться в 1991-м, а в 1995 году после долгого противостояния прихода и прежнего «жильца», Студенческого театра МГУ, флигель окончательно перешел под церковную юрисдикцию.

Первенство Московского университета в вопросе возвращения церковной недвижимости отметил и ректор МГУ. «Мы очень рады, что первым храмом, вновь открытым при университете, был храм святой мученицы Татианы», -- обращаясь к патриарху Кириллу, сказал г-н Садовничий. И добавил, что за год, прошедший с избрания нового предстоятеля церкви, «удалось сделать очень многое для сближения образования и церковной жизни». «Мы с вами находимся на одной площадке, -- подчеркнул глава Российского союза ректоров. -- Мы даем молодым людям образование, а церковь, соработничая, воспитывает их духовными и честными людьми».

Но, подчеркнул г-н Садовничий, необходимо сделать следующий шаг на пути «институализации системы духовно-академических связей с целью возрождения нравственных начал на ниве науки и образования». Этим шагом, судя по словам ректора, должен стать договор о сотрудничестве, который Союз ректоров намерен заключить с РПЦ и который «позволит вывести на новый уровень партнерство церкви и вузов в деле воспитания молодежи». Пока же ректор МГУ предложил создать совместную рабочую группу «для разработки конкретных направлений работы, которые определят контуры нашего будущего взаимодействия».

Патриарх Кирилл в ответном слове подчеркнул, что г-н Садовничий показал пример всему интеллектуальному сообществу нашей страны. «Мы выражаем вам глубочайшую признательность как выдающемуся российскому ученому, организатору высшей школы и как человеку, создавшему мост между высшей школой и Русской православной церковью, -- сказал предстоятель РПЦ, и, видимо, вспомнив хрестоматийное стихотворение декабриста Одоевского, добавил: -- Та искра, которую вы высекли в сфере церковно-государственных отношений, в сфере отношений церкви и образования, возгорится таким пламенем, которое будет согревать и поддерживать миллионы людей».

На российскую молодежь патриарх призвал смотреть с оптимизмом, «чтобы никакие страшные картины из жизни молодежи, которые, к сожалению, сегодня так поражают наше сознание и возмущают нравственное чувство, не производили впечатления того, что мы потеряли свою молодежь».

Ни школьников, ни студентов мы не потеряли, подчеркнул предстоятель РПЦ: «Я встречался с десятками тысяч молодых людей и никогда не забуду их горящие глаза, чистые сердца и горячее стремление обрести истину, их способность на подвиг. Этой молодежью и будет прирастать Россия. А за тех, кто в грехе, будем молиться». В подтверждение слов патриарха представительница активной молодежи и именинница Татьяна от имени студенчества попросила патриарха почаще встречаться с учащимися МГУ. Ректора девушка призвала поддержать инициативу об открытии еще одной университетской церкви, рядом с главным корпусом МГУ на Воробьевых горах.

В завершение церемонии г-н Садовничий и патриарх Кирилл обменялись подарками. Главе РПЦ преподнесли экзотическое дерево -- апельсиновое («пусть его плоды символизируют плодотворное сотрудничество церкви и университета», пояснил г-н Садовничий) и не менее экзотическую икону -- св. Татьяна на фоне домового храма МГУ и высотки на Воробьевых горах. Патриарх же подарил храму икону Владимирской Божьей Матери.

«Огромные ресурсы частных лиц в последнее время были привлечены к построению храмов и монастырей, теперь приоритетной целью становится образование», -- подчеркнул глава РПЦ, выступая часом позже в Государственном Кремлевском дворце, на открытии 18-х Международных Рождественских чтений. Развитие российского образования подразумевает не только подъем светских школ и вузов, но и увеличение количества православных учебных заведений в России -- на это, по мнению патриарха Кирилла, должны обратить внимание бизнесмены-благотворители. Сейчас в стране действует 113 церковных школ. Это, по словам патриарха, «капля в море» -- оптимально при каждой епархии должно действовать не менее пяти гимназий. «То, что у нас сейчас совсем небольшое количество православных детских садов, -- это небрежение к воспитанию детей», -- констатировал предстоятель церкви.

Рассказав участникам чтений о работе над учебником «Основы православной культуры для 4--5-х классов», которую проделала редколлегия под руководством профессора Московской духовной академии протодиакона Андрея Кураева, патриарх сообщил новость: перед синодальным отделом религиозного образования и катехизации уже поставлена задача разработать «целый блок высококачественных учебников, охватывающих все обучение в средней и высшей школе». При этом предстоятель церкви констатировал, что сегодня «еще приходится слышать крики» противников преподавания основ православной культуры -- сторонников агрессивного секуляризма, отождествляющих светскость с атеизмом. Эти нападки патриарх считает «попытками идеологизировать образование» и навязать школьникам материалистическую картину мира.
Михаил МОШКИН
-----
в 18 регионах России в экспериментальном порядке начнется преподавание основ православной (а также исламской, иудейской и буддийской) культуры и предмета, условно именуемого светской этикой. Об этом факте (ставшем следствием договоренности между президентом Дмитрием Медведевым и главами четырех традиционных конфессий России) вчера напомнил профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев, который по решению Патриархии возглавил рабочую группу по подготовке учебника «Основы православной культуры». В свою очередь лидеры Российского союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) -- протестантского объединения, не причисленного к традиционным для нашей страны религиям, но представленного в Общественной палате, считают решение о раздельном преподавании основ каждой религии «если не провокацией, то недоразумением», и опасаются, что педагогические новации приведут к всплеску межконфессиональной напряженности.
-----

19 февраля 2010 года, 15:19
Фурсенко считает, что учителя-физики годятся для преподавания основ религий не меньше, чем историки
http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=34311
Москва. 19 февраля. ИНТЕРФАКС - Преподавателями по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики" могут быть не только педагоги-гуманитарии, но и учителя физики, считает глава Минобрнауки Андрей Фурсенко.
"Я считаю, что, например, учителя физики могли бы преподавать этот курс не менее успешно, чем учителя истории", - сказал А.Фурсенко в пятницу на встрече с педагогами.
Он выразил сожаление, что преподаватели по естественнонаучным направлениям практически не принимают участия в подготовке курса.
А.Фурсенко уверен, что у них "есть свои знания, своя система видения, которые позволили бы им вести этот курс достаточно успешно, может быть, даже более успешно".
Министр считает неправильным, если "Основы религиозной культуры и светской этики" будут восприниматься исключительно как гуманитарный, привязанный к истории и обществознанию курс. Он подчеркнул, что это более широкий, общечеловеческий курс, который учит школьников, прежде всего, взаимопониманию.
Также министр напомнил, что "Основы религиозной культуры и светской этики" - это светский курс, который призван помочь детям осознать себя в мире и узнать о возможности сосуществования разных мировоззрений. "Мы не можем за руку вести ребенка к Богу, но мы можем ему показать, что такие пути есть, и дать ему возможность выбора", - сказал А.Фурсенко.
"Основы религиозной культуры и светской этики" начнут преподаваться в 19 субъектах РФ в качестве эксперимента с последней четверти текущего года в четвертых классах. Данный курс делится на шесть вариантов, любой из которых школьник может выбрать для изучения. Речь идет об основах культуры четырех религий (православие, ислам, буддизм, иудаизм), основах мировых религиозных культур и светской этике.
Подготовка учителей к преподаванию данного курса по каждой из его разновидностей начнется в марте.


http://www.gazeta.ru/social/2010/03/22/3341591.shtml
В школы России отправлены учебники по духовно-нравственному воспитанию. Теперь в исправленных пособиях по исламу нет татарского праздника Сабантуй, а для учебника диакона Кураева написали специальную методичку. Учителя должны изучить все материалы за неделю. Проводившие экспертизу пособий академики РАН назвали их «слишком миссионерскими», «сугубо религиозными» и не подходящими для школьников светского государства.

На прошлой неделе издательство «Просвещение» отправило в регионы первые партии учебников по новому курсу «Основы мировых религиозных культур и светской этики», в рамках которого школьники с 1 апреля начнут изучать основы православной, исламской, иудейской, буддийской культур, светской этики и истории мировых религий — один модуль на выбор. «Учебники отправлены в регионы в конце прошлой недели. Отправлены машинами. Только на Камчатку самолетом», — сказал «Газете.Ru» генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков. Из 300 тысяч экземпляров 125 тысяч — пособия по светской этике, 80 тысяч — по основам православной культуры, 60 тысяч — по истории мировых религий, 40 тысяч — по исламской, 14 тысяч — по буддийской и 12 тысяч — по иудейской культуре.


поехали
13.04.2010 13:43
В одном из поселков Ульяновской области родители обратились в РайОНО с просьбой ввести в школах преподавание "Основ исламской культуры"

13 апреля 2010 года стало известно о том, что мусульмане поселка Радищево Ульяновской области написали в РайОНО заявление с просьбой ввести в школах преподавание «Основ исламской культуры». Среди жителей поселка мусульмане составляют около 40%, однако в двух имеющихся там школах в рамках эксперимента началось преподавание «Основ православной культуры» и «Основ мировых религий». После подачи заявления ситуация существенно не изменилась.

Местный имам Дамир-хазрат Бекеров сообщил, что когда мусульмане в первый раз обратились в местный районный отдел народного образования и школы с просьбой ввести преподавание «Основ исламской культуры», им ответили, что для преподавания этого предмета нет учителей, учебников и программы, а также что не нашлось родителей и детей, изъявивших желание его изучать. После этого родители нашли педагогов, взяли учебный материал в Ульяновске и собрали подписи у родителей в поддержку исламского модуля.

Напомним, что известны данные о выборе четвероклассников в различных регионах в рамках этого курса.

Мусульманам в радищевских школах навязывают ОПК // IslamRF. 2010. 13 апреля.
Мусульманам в радищевских школах навязывают ОПК
13.04.2010 13:34
В рабочем поселке Радищево Ульяновской области проживает около 40% представителей мусульманской конфессии. В основном это – татары. Однако, несмотря на столь крупную общину, школьникам в этом населенном пункте не дают возможности изучать свою религию, сообщил местный имам Дамир-хазрат Бекеров.

В поселке Радищево действует две средних школы. И теперь с введением экспериментального курса в одной из них преподается модуль «Основы православной культуры», в другой – «Основы мировых религий». Учеников и их родителей фактически лишили выбора, считает имам. Когда же представители мусульманской общины обратились в местный районный отдел народного образования и школы с вопросами, ответы были разнообразными: то для преподавания основ ислама нет учителей, то нет учебников, то программы… В конце концов выяснилось, что ислам якобы просто некому преподавать, так как не нашлось родителей и детей, изъявивших желание его изучать.

По словам Бекерова, в результате верующие нашли педагогов, взяли учебный материал в столице региона, собрали подписи у родителей в поддержку исламского модуля. Написали заявление с просьбой ввести его в РайОНО. Однако ситуация существенно не изменилась.

Последние годы в радищевских школах, как рассказал Дамир-хазрат, преподавался факультатив по основам православной культуры. Как выяснилось, часть детей, мусульман по вероисповеданию, посещала эти уроки. И зачастую, как рассказывает Дамир Бекеров, родители об этом не знали: «Спохватились, только когда детей повели в церковь». Остальным родителям пытались навязать ОПК под предлогом того, что «ваши дети откалываются от коллектива».

Сейчас православная культура преподается в школах на правах полноценного предмета, а для ислама в религиозном курсе места не нашлось. Пока, как уверяют в школах. То есть, поясняет имам, до конца этого учебного года. Поскольку благодаря усилиям мусульман Радищева для преподавания основ ислама теперь есть и педагоги, и учебники, и главное - ученики, с сентября в школах, видимо, можно будет ввести и «Основы исламской культуры». Только вот, по мнению Дамир-хазрата, этот предмет будет, скорее, «кружком», нежели школьным предметом в привычном значении этого слова.

Так или иначе, мусульмане Радищева намерены отстаивать свои права в борьбе не только за образование, но и духовно-нравственное воспитание своих детей. На сегодня, по данным Бекерова, большая часть родителей просто не пускает детей на предметы нового курса.
http://www.islamrf.ru/news/russia/rusnews/12342/
Ансар.Ру


http://www.sclj.ru/news/detail.php?ID=2878
26 Апреля, 2010
Граждане не хотят доверять нравственное воспитание детей школе и поэтому отказываются выбирать «Основы православной культуры», заявили участники круглого стола
Родители не хотят доверять нравственное воспитание детей школе и поэтому отказываются выбирать «Основы православной культуры». Об этом было заявлено в ходе дискуссии на круглом столе «Свобода совести в России: проблема диалога между конфессиями и диалога конфессий с властью», прошедшем 22 апреля 2010 года в Москве в пресс-центре Славянского правового центра.
В частности, студент юридического факультета МГУ Андрей Волошин задал участникам круглого стола вопрос по поводу того, что означают данные статистики о том, сколько родителей учащихся выбрало ОПК. Всего в среднем лишь треть родителей выбрала ОПК, а в некоторых регионах, как например, в Пензенской области никто не выбрал ОПК. Как отметил Андрей Волошин, данные, полученные в ходе эксперимента, возможно, являются посылом о том, что учение, преподаваемое в рамках ОПК, несет в себе воспитательный момент, а поэтому родители часто выбирают светскую этику или историю мировых религий.

Владимир Абдрашитов заявил, что родители знают, что такое современная школа и не доверяют ей воспитание детей – люди сами хотят воспитать своего ребенка в рамках религиозной традиции. Абдрашитова поддержала юрист, научный сотрудник Института религии и права Инна Загребина, которая отметила, что доверия школе нет, и судя по тому, что происходит сейчас в школе, воспитание религии вызовет лишь отторжение.
При этом, руководитель управления по связям с регионами Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Максим Паршин заметил, что данные статистики очень сильно различаются, и по прошествии некоторого времени большинство родителей выбирают ОПК, если на них не оказывается давления.
Безусловно, существует определенная поддержка введения ОПК в школах, отметил директор Института религии и права Роман Лункин, и с этим надо считаться. В регионах уже сравнительно давно преподается православие, наработан богатый опыт обучения и созданы интересные учебные пособия, уже попробованные на протяжении многих лет. К примеру, красочные и объективные пособия по ОПК созданы в Смоленской, Белгородской и Курской областях. Проблемы вокруг ОПК возникали в Белгородской области, так как там этот предмет обязателен. Курская область, где ОПК стали преподаваться первыми в России с середины 1990-х годов, является одним из положительных примеров преподавания ОПК в светской школе на добровольной основе.
Напомним, что круглый стол был посвящен годовщине начала проведения Всероссийской бессрочной акции за свободу совести «Инквизиторам-нет!» (inkvisitoramnet.livejournal.com/) и проводился по инициативе Института религии и права. В ходе круглого стола обсуждался целый ряд насущных проблем: общение и сотрудничество христианских конфессий в России, эффективность дискуссии вокруг законопроектов, касающихся религиозных объединений, нужна ли государственная религиоведческая экспертиза в России, а также особенности и методы антисектантской деятельности в российских регионах. Среди участников круглого стола были представители различных религиозных объединений, общественные деятели, ученые и правозащитники.

http://religion.sova-center.ru/events/13B7455/273A135/EA6AC4F
9.04.2010 12:54
Правозащитники опубликовали результаты мониторинга соблюдения прав учащихся при преподавании религиозных дисциплин в школах


9 апреля стало известно, что Межрегиональная правозащитная группа опубликовала аналитический доклад "Преподавание религии в государственных и муниципальных школах России - материалы мониторинга и рекомендации".
http://irhrg.ru/files/book_OPK_monitoring.pdf
Доклад представляет собой "первую часть серии из трех изданий в рамках мониторинга соблюдения прав учащихся и их родителей в ходе проведения эксперимента 2009-2011 гг. по введению в государственных и муниципальных школах предметов духовно-нравственного содержания".
Результаты мониторинга 2009-2011 гг. планируется направлять Уполномоченному по правам человека в РФ, в Министерство образования и Президенту РФ как инициатору эксперимента.
Авторы доклада призывают гражданские организации в регионах участвовать в сборе информации о ходе эксперимента. Межрегиональная правозащитная группа готова организовать консультации для родителей, столкнувшихся с нарушением прав их и их детей в ходе преподавания религиозных дисциплин в школах.
См. также:
Патриарх недоумевает // Ежедневный журнал. 2010. 22 апреля.

Патриарх недоумевает
22 АПРЕЛЯ 2010, 00:49
http://www.ej.ru/?a=news&id=9653
Патриарх Кирилл, сообщает "Интерфакс-религия", был удивлен, узнав, что в Пензенской области 100% школьников выбрали светскую этику. Он подозревает, что на родителей учеников оказывают давление, возможно местные власти. Если брать Пензу, то там служит 200 священников. Неужели они тоже выбрали для своих детей светскую этику, выражает сомнение патриарх.

"Видимо, организаторы этой подтасовки не подумали, что хоть какой-то процент надо было оставить, чтобы убедить людей в добровольности. Не додумались", — сказал он на встрече с губернаторами и архиереями Уральского федерального округа в Челябинске.

"Очень важно, чтобы соблюдалась добровольность и не было бы перегибов, напоминающих советские выборы", — сказал патриарх и выразил надежду, что "перегибов, которые оскорбляют наше национальное достоинство, не будет".

22 АПРЕЛЯ 2010, 00:58 Марианна Шахнович, зав. кафедрой СПбГУ:
Думаю, что не следует обвинять управление образования в "подтасовке", так как, во-первых, жители Пензенской области более других были напуганы историей с местными "затворниками", которые ведь называли себя православными (а в затворе были маленькие дети). Тамощнее общество получило очень сильную "прививку", которая еще долго будет сказываться. А во-вторых, почему патриарх отказывает глубоко верующим родителям, матушкам и батюшкам, в выборе для своих детей "Истории мировых религий" или "Светской этики" как нейтральных светских курсов?! Вероятно, они считают, что православной культуре они научат детей сами, сам образ жизни их семей к этому приучает, кроме того, дети ходят в воскресную школу, где преподает известный родителям преподаватель или даже сам отец или мать. И такое преподавание православной культуры их явно больше устраивает, чем курс ОПК в исполнении учительницы, которая вполне может оказаться неверующей.
Марианна Шахнович — заведующая кафедрой философии религии и религиоведения СПбГУ

Правозащитники выпустили доклад о преподавании религии в школах // Славянский правовой центр. 2010. 9 апреля.
В Докладе "Преподавание религии в государственных и муниципальных школах России - материалы мониторинга и рекомендации", который можно загрузить по ссылке: http://irhrg.ru/files/book_OPK_monitoring.pdf, представлена история становления нового предмета, аргументы сторонников и противников преподавания, проанализированы проблемы подготовки учителей и учебных пособий, прослежены случаи давления на родителей в ходе выбора модулей, приведена таблица результатов выбора предметов, а также представлены рекомендации по улучшению ситуации.

В качестве приложений брошюра содержит текст Распоряжения Правительства, утвердившего календарный план мероприятий по введению предмета и разработанную Министерством образования примерную программу курса.
Одной из наиболее серьезных проблем авторы доклада видят отсутствие правового механизма, обеспечивающего свободу выбора родителями модуля, наиболее близкого к их семье. Эта проблема лежит в плоскости прав человека, поскольку Статья 2 Протокола No. 1 к Европейской Конвенции закрепляет, что родители имеют право обеспечивать такое образование и такое обучение для своих детей, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.

Генеральный директор издательства "Просвещение", которое проводило экспертизы учебных пособий, Александр Кондаков, в своем интервью журналу "Русский Newsweek" отметил, что: "Один из рисков, который существует при введении данного курса, - насаждение взглядов одной конфессии в отдельно взятом классе. А за этим скрывается риск конфессионального раскола в масштабах одной школы и нескольких сотен детей, а вернее семей. Поэтому такие вещи должны внимательно отслеживаться и оцениваться".

Межрегиональная правозащитная группа планирует проведение мониторинга хода эксперимента 2009-2011 годов, результаты которого будут направлены Уполномоченному по правам человека в РФ, в Министерство образования и Президенту РФ как инициатору эксперимента.

По словам автора-составителя доклада, координатора мониторинга Ольги Гнездиловой: "Мы хотим собрать воедино информацию о ситуации в регионах и в России в целом, представить различные точки зрения, выработать рекомендации по соблюдению прав учеников и их родителей, а также сохранению межконфессионального мира в России. Мы призываем гражданские организации в регионах принять участие в сборе такой информации. Также Межрегиональная правозащитная группа открывает консультации для родителей, столкнувшихся с нарушением их прав в ходе преподавания предметов духовно-нравственного содержания. Обратиться за бесплатной правовой помощью можно по электронной почте: cons-relig@hrworld.ru или по телефону 8-980-340-69-33".
-------
из доклада

Безусловно, введение нового предмета является результатом лоббирования
Русской Православной Церкви Московского Патриархата, которая однозначно и
последовательно поддерживает новый предмет.
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=29863
Так, представитель Русской Православной Старообрядческой Церкви: «Вос-
питание нравственности – это дело семьи, а не государственной школы; РПЦ на
самом деле преследует миссионерские, а не просветительские и воспитательные
цели; данный проект ущемляет права религиозных меньшинств; он не консоли-
дирует, а раскалывает общество по религиозному признаку».32

Президент Российской ассоциации буддистов Школы Карма Кагью Алек-
сандр Койбагаров высказывает опасение: «Слишком велика вероятность, что
ученики будут выбирать курс, который им вовсе не по душе, в силу высокого
уровня конформизма в детской среде. Уже имеется опыт преподавания основ
православной культуры в школах некоторых регионов России. Этот курс вы-
бирало большинство детей. Если в классе оказывался буддист или, скажем,
мусульманин, никто его не заставлял ходить на занятия. Но мне рассказыва-
ли, что если дети из буддистского меньшинства не посещали эти уроки, одно-
классники считали их «белыми воронами». Оказавшиеся в меньшинстве дети,
безусловно, страдали, но предпочитали слушать предмет, чтобы не выделять-
ся из общей массы… Даже добровольное разделение не сможет предотвратить
межрелигиозные конфликты в школьной среде. Напротив, оно будет их сти-
мулировать. Давайте вспомним мировую историю. Есть множество приме-
ров, показывающих, что религиозное разделение людей вызывало несчастья.
На протяжении веков религии помогали одним народам выживать среди дру-
гих народов: под религиозными знаменами шли воевать и защищать собствен-
ные земли. Религии учат добру и состраданию внутри группы своих привер-
женцев. Выбор курсов по отдельным религиям не стимулирует воспитание то-
лерантности».38
Кульминацией дискуссии РПЦ МП и мусульманских лидеров относительно
преподавания Основ православной культуры стала публичная перепалка ле-
том 2006 года тогдашнего зама главы ОВЦС РПЦ Всеволода Чаплина с главой
нижегородского ДУМ Умаром Идрисовым. Председатель областного ДУМ зая-
вил, что «нельзя в светском государстве на территории государственных учеб-
ных заведений строить часовни и вводить основы православной культуры в
школах как обязательный предмет, ломая хребты, не считаясь с мусульмана-
ми и иными». По словам же Чаплина, развитие РПЦ немыслимо без того, что-
бы она была центром идентитета России и ее народа, немыслимо без присут-
ствия в армии, в СМИ, в публичном пространстве, причем это должно быть
присутствие в степени, адекватной количеству крещеных в Православие лю-
дей в стране. При этом православные основы русской культуры должны быть
преподаваемы в школе, а если человек принципиально не хочет знать исто-
рию Русской церкви и ее искусство, ему вообще «лучше подыскать себе дру-
гую страну».39
39 Абдулла Ринат Мухаметов. Как оказалось так, что мусульмане солидаризировались не с «людьми Писания», а атеистами
// http://www.islam.ru/pressclub/smi/solida, см. также В Московском патриархате расценивают протест нижегородского
муфтия против свободного развития православия в России как вызов межрелигиозному миру // http://www.interfax-religion.
ru/?act=news&div=12112, 15 июня 2006 г.


рекомендации

7. Выйти с законодательной инициативой по конкретизации положений ча-
сти 5 статьи 1 Закона РФ «Об образовании», устанавливающей запрет деятельно-
сти религиозных организаций в образовательных учреждениях, в том числе уча-
стие священнослужителей в классных и внеклассных мероприятиях на террито-
рии школы.


РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫБОРА РОДИТЕЛЕЙ
В 2009 ГОДУ

ОПК

Краснояр-
ский край 26%
Ставрополь-
ский край 33%
Калинин-
градская
область
30%
Курганская
область 20%

Новоси-
бирская
область
18%

Еврейская
автономная
Н.д.


http://www.smolgazeta.ru/daylynews/1766-blagodarnaya-pastva-kirilla.html
Почти две трети смолян – около 60% опрошенных семей – высказались за преподавание их детям в школе основ православной культуры (ОПК). Такие данные прозвучали на первом совещании, посвящённом введению в школах страны нового предмета по основам религиозных культур и светской этике, которое состоялось 26 ноября в Паломническом центре Московского патриархата.
Согласно решению Президента РФ, новый курс в порядке эксперимента вводится в 19 регионах. Курс состоит из шести модулей: основы православной, исламской, иудейской, буддийской культур, история мировых религий и светская этика. Курс будет преподаваться два часа в неделю в последней четверти 4-го и первой четверти 5-го класса.
В Тамбовской области из 4600 семей 55% выбрали ОПК, 37% – светскую этику, 7% –мировые религии. В Калининградской области 60% – за светскую этику, 30% – за ОПК, остальные 10% привлекают мировые религии. В Карачаево-Черкесии расклад иной, – выбор родителей находится в прямой корреляции с национальным составом жителей республики: одна треть населения (русские) выбрала ОПК, остальные – основы исламской культуры. Как отметила министр образования Карачаево-Черкесии, в процессе подготовки к эксперименту выяснилось, что «неверующих учителей в школах нет, все верующие», сообщает «Благовест-инфо».
Опубликовано в "СГ" 1 декабря 2009 г. №116 (562)


http://www.gazeta.ru/social/2010/03/16/3339401.shtml
Доцент кафедры сравнительного изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Борис Фаликов считает, что сложившаяся ситуация «была предсказуемой». «В общем, с моей точки зрения, этого следовало ожидать. Дело в том, что, несмотря на социологические опросы, согласно которым у нас более 70% называют себя православными, по-настоящему православных людей в России мало. Положительно на вопросы о том, как часто вы ходите в церковь или причащаетесь, отвечают 5—6%. Это больше национально-культурная идентификация», — говорит независимый эксперт.

При этом Фаликов отметил, что до сих пор неясно, как будет преподаваться светская этика.