От Пуденко Сергей Ответить на сообщение
К Кудинoв Игорь Ответить по почте
Дата 23.03.2010 12:31:17 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

Православная синергетика и исихазм советского человека (guess who)

цитировал-цитировал записные книжки учителя, его слова и стихи, священное писание и св. Франциска, а потом пошел и удавился. Процитирует пять-шесть отрывков и воскликнет: "О, горе, горе мне окаянному!" или: "Не могу я больше терпеть!"
1
издано с благословения о.Андрея(Баранова),форум.мск

Исихазм советского человека - духовный процесс на антропологической границе
бл.Сергей Батчиков 21.01.2009
http://forum-msk.org/material/society/710815.html

катехизисно

Философ Сергей Хоружий описывает общий тип явления исихазма в целом как «духовный процесс на антропологической границе, носящий холистический характер (т.е. задействующий все уровни организации человека, физические, психические, интеллектуальные), осуществляемый сознательно и активно, и ставящий онтологически значимую цель». Именно в таком состоянии находились советские люди в 30-40-е годы двадцатого столетия.

Это Стаханов, у которого открылся «гениальный глаз», так что он увидел критические точки напряжений в угольном пласте (ни на каком энтузиазме не выполнить в забое 14 норм). Это Шолохов, который в 23 года написал роман-эпопею с такой проницательностью, как будто он прожил и продумал несколько жизней. Это защитники Брестской крепости, принявшие на себя удар в тысячи раз превосходивших сил противника и начертавших на ее стенах бессмертные слова «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина». Это атомная программа, которая велась в стенах монастыря, основанного Серафимом Саровским. Достаточно представить себе объем теоретической и экспериментальной работы, проведенной Харитоном и Таммом, Зельдовичем и Ландау

Нельзя не отметить, хотя это отдельная тема, что идея синергизма имеет мировоззренческий характер и сыграла плодотворную роль в развитии современных системных представлений. Синергические (кооперативные) эффекты, порождающие системное качество («целое больше суммы частей») имеют ключевое значение для понимания мира сложности. Поэтому большую новую область знания, исследующую процессы самоорганизации, назвали синергетикой. Эта область сегодня чрезвычайно актуальна: ведь переживаемый нами кризис это и есть система в процессе самоорганизации и череды фазовых переходов. В этом плане русская культурная традиция многое почерпнула у религиозной традиции Православия.
Философ Л.В. Лесков писал: «Нашего Бога не следует понимать как того Бога, которого имели в виду Эйнштейн и Спиноза и который символизирует жесткую определенность законов природы... Бог синергизма значительно ближе Богу русских философов: он также обладает даром свободы. Только этот дар он делегирует тем, кто обладает сознанием, т.е. разумным существам Вселенной.
С позиций синергизма речь должна идти о свободе выбора из альтернативных постбифуркационных вариантов и при жестком условии ответственности за этот выбор. Наш Бог, таким образом, дарует человеку не только свободу, но и скрижали завета с этическими правилами запрета тупиковых сценариев».

Но вернемся от синергетики к главной теме: что дает православная религиозная традиция, которую «держит» РПЦ, для мобилизации России в условиях нынешнего цивилизационного кризиса?


благочестивое добавление
тезисы С.Хоружего о личном и групповом опыте проникновения в инобытие было бы логично дополнить представлением о мультивидууме из близкой синергетике эвереттики. Именно это представление позволяет преодолеть детерминистскую пропасть между человеческим и Божественным...


2 укро вариант

книжка издана с благословения о. Лиодора (Киевско-печерская лавра)
Катакомбное изд-во "Трипольская цивилизация"

Бевзенко Л.Д.

Социальная самоорганизация. Синергетическая парадигма: возможности социальных интерпретаций.

К.: Институт социологии НАН Украины, 2002. - 437с.

ISBN 966-02-2590-3
http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/Bevzenko/Chater-2.html

катехизисно
Все нарастающая популярность синергетики в российской гуманитарной науке представляется не случайным, а вполне закономерным явлением, связанным еще и с этнокультурными параметрами, особенностями российской (возможно шире — славянской, православной) ментальности, что предоставляет благодатную почву для успешности адаптации синергетики к российской и украинской научной мыслительной практике.

К культурным корням синергетики в российской социогуманитарной мысли обращались уже не раз такие исследователи, как Е.Князева, Т.Григорьева, С.Хоружий. Истоки понятия “синер-
гия” в православии связаны с представлением о соединении двух энергий — божественной и человеческой, о совместном с Богом чувствовании, мышлении и действовании. Хоружий считает, что “синергия” — это “соработничество Божественной и человеческой энергии”, и это составляет основу богообщения, основу единения человека и Бога [135]. И хотя такое представление не находит прямого продолжения в конкретных социогуманитарных трактовках самоорганизационных процессов, присутствие в ментальных структурах российского сознания такого образа синергичного энергетического единения двух начал безусловно создает благоприятную почву для продвижения синергетических конструктов в российскую науку.

Отказ от линейности в пользу нелинейности, от асимметричности в пользу симметричности, от расчлененности и дифференцированности в пользу целостности и взаимосвязанности, от функциональной определенности в пользу функциональной гибкости в общей картине видения явлений и процессов в различных системах, которые предлагает синергетика, приводит к близким российскому сознанию эпистемологическим установкам, в осо-

146

бенности в гуманитарной науке. Отстаивая синергетические подходы в познавательных процессах (в частности, в области социологического знания), В.И.Шамшурин противопоставляет такие подходы тем, которые он называет тоталитарными, связывая эту традицию с именем Платона. “Истина, согласно такой традиции, идет только сверху и в одну сторону (от Бога, правителя, философа-исследователя, идеи-утопии, как своего рода творца и т. д.). Либеральная же, идущая от христианства, традиция, согласно которой познание — взаимонаправленный порыв совместных усилий, доброжелательное единомыслие познаваемого и познающего, творящего и творимого” [136]. Эту вторую традицию ав-тор связывает с именем Григория Нисского и его учения о синергии, что означает в христианстве, как мы уже сказали, соединение двух взаимосвязанных порывов — благодати и сво-
бодной человеческой воли. Для И.Пригожина синергетически ориентированная наука представляется подобной тому, что понималось под наукой в восточной традиции. “В Китае была развита впечатляющая наука, никогда, однако, не касавшаяся вопроса о том, как падает камень. Идея законов природы в том юридическом правовом смысле, в каком мы их понимаем, бы-
ла чужда китайской науке. Для китайца Вселенная представляла собой когерентное образование, где все события взаимосвязаны”[137]. Эти восточные представления во многом созвучны аутентичному восточно-христианскому мировидению.

По аналогии с тем, как Штомпка проводит анализ культурных оснований европейской и американской социологии, указывая на традиционную историчность европейцев и неисторичность американцев, можно утверждать значительно большую “синергетичность” восточного (в частности — славянского) сознания по сравнению с западной (берущей начало из античности) мыслительной традиции.

И еще один момент. Российская и украинская ментальность не могла не отрезонировать с присущим синергетике вниманием к случайности, приданием случаю зачастую судьбоносного значения. Задаваемая православием мистичность, доверие не-
ким мистическим силам, владеющим случайностью, глубоко укоренена в славянской культуре вплоть до повседневной поведенческой практики. Знаменитое российское “Авось” и украинское “Якось воно буде, бо ще ніколи не було, щоб ніяк не було” демонстрирует как высокую степень полагания на случай, так и высокое доверие собственному течению событий, направляемому этой случайностью, что тоже вносит свой вклад в создание благоприятного ментального фона для восприятия синергетических мыслительных конструктов.

Хотя, при более глубоком анализе, нетрудно заметить некоторые различия в том, что можно назвать “российской” и “украинской” синергетикой, но это может быть обнаружено при более детальном рассмотрении социокультурных влияний на те модификации социосинергетических моделей, которые возникают в этих культурных контекстах.


3 Научный симпозиум

с благословения отца Ю.Афанасьева(ректор РГГУ)

16.09.2009 - РГГУ.РУ
Институт всеобщей истории РАН. Круглый стол «Современная синергетика и православная синергия. Соотношение подходов, рассуждений и выводов».
http://vestnik.rsuh.ru/article.html?id=90434

4. Блаженный папахен Панарин .

Раз благословенный, то и труды отца сами по себе изданы благословенно
http://www.moskvam.ru/2001/10/panarin.htm
синергетика православия, связующая трансцендентную Божественную сущность с благодатными энергиями, явленными человеку...

http://www.rusvera.mrezha.ru/422/9.htm
православному богослову дорого, что новая наука о системных методах познания была обозначена в ХХ веке таким словом, как «синергетика».

Синергия – “совместное действие; взаимодействие различных потенций или видов энергий в целостном действии. В теологии – соучастие (по Лютеру, невозможное) человека в искупительных делах Божьих. В социологии – совместный труд во всех областях человеческой жизни как основа общности” (Философский энциклопедический словарь. –М.:ИНФРА-М, 1999).



5. ну и разумеется с благословения главного отца б\у кафедры научного атеизма дьяка А.Кураева

(этот обо всём уже написал)
http://www.ecsocman.edu.ru/ons/msg/175693.html

От истории синергетики к синергетике истории
Синергетика представляется автору путем от объяснения мира к личному преображению, т.е. от научного учения к православной синергии Бога и человека.

мы вновь попадаем в ситуацию «узнавания», «припоминания» синергетики. Ибо оказывается, что
многие ее основополагающие принципы были сформулированы задолго до естест-
венно-научных открытий середины XX века. Но касались они отношения челове-
ка, стремящегося стать личностью, с Богом. В этой связи обращает на себя
внимание опыт православного исихазма, в рамках которого понятие синергетики
(от греч. «synergia» — содействие, соучастие) нашло глубокую проработку 22. Современный богослов диакон Андрей Кураев указывает на то, что «плод встречи
(Бога и человека.— С. Г.) — синергия, сотрудничество Бога и человека в едином
усилии по исполнению человеческой души. Место встречи — Традиция. Традиция
и есть трансляция синергии» 23.22
См. X о р у ж и й С. С. Диптих безмолвия. М., 1991.
Диакон Андрей Кураев. Традиция. Церковь. Человек. «Путь», 1992, № 2, с. 191
...
Процитирует пять-шесть отрывков и воскликнет: "О, горе, горе мне окаянному!" или: "Не могу я больше терпеть!"