В чем революционность нынешней ситуации в сфере жилищного строительства? Исчерпала ли потенциал нынешняя модель рынка? В чем суть новой фазы его развития? Что надо сделать, чтобы строить 120–150 млн квадратных метров жилья в год? Как может выглядеть новая жилищная и градостроительная политика? Об этом мы поговорили с генеральным директором Национального градостроительного института Александром Кривовым.
В советские времена Александр Сергеевич участвовал в строительстве новосибирского Академгородка и города Шевченко, за который советские градостроители получили престижную английскую премию им. Аберкромби. В 80−е годы он был одним из главных идеологов малоэтажного строительства и выделения земли под дачное строительство. С 1986 года Кривов работал заместителем председателя Госкомитета по архитектуре и градостроительству СССР, а с 1990−го — первым заместителем министра строительства и архитектуры России. В последнее время участвовал в крупнейших градостроительных проектах современной России — олимпийского Сочи и в проекте подготовки Владивостока к саммиту АТЭС.
Жилищный вопрос — за два года
— Строительная сфера сегодня в очень тяжелом положении. Насколько сильно влияние мирового кризиса, а насколько это наш кризис?
— Влияние мирового кризиса невозможно отрицать. Но одновременно это наш системный кризис, лишь ждавший предлога развернуться. Сложившаяся система базируется на ложной структуре строительства и основана при этом на банальном проедании инфраструктурного задела Советского Союза. Новостройки, как правило, сажаются на старые коммуникации, и сегодня этот ресурс практически исчерпан. Порочна ставка на многоэтажное строительство по технологиям середины двадцатого века с огромным расходом бетона, металлоконструкций. Порочна ситуация, когда большая часть населения отрезана от рынка жилья и не имеет ресурсов улучшить свое положение. Добавим сюда абсолютно неадекватные цены на жилье, и станет ясно, что такое строительство — тупиковый путь.
Даже в докризисное время эта система оказалась неспособной обеспечить значительные объемы строительства. В пятидесятые-шестидесятые годы строили по 70–90 миллионов квадратных метров в год, а сейчас около 60 миллионов. А ведь начинается массовое выбытие жилья, построенного в те же пятидесятые-шестидесятые годы. Новостроя не хватает даже для простого воспроизводства жилфонда, то есть общее количество жилья в России будет сокращаться. О чем это говорит? Существующая система не отвечает интересам общества.