|
От
|
Кактус
|
|
К
|
Пуденко Сергей
|
|
Дата
|
04.06.2008 18:06:50
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
Про юрфак
Эти двоечники – однокашники моей дочери. Ситуацию вижу почти изнутри. Преподавательский коллектив был и остался одним из самых сильных. (ПМСМ – самый сильный в части уголовного права.) Среди студентов много балбесов, которые рассчитывают за счет внезапно разбогатевших родителей получить диплом без особых усилий. Но немало тех, кто учится на деньги с трудом собранные родителями или бесплатно, понимая что на платное отделение возможности семьи поступить не позволяют. Это не «золотая молодежь» - к учебе относятся добросовестно. Дело в кризисе системы образования в целом.
Отсутствует единая мировоззренческая база учебного материала. Без философской основы невозможно выстроить ни теорию, ни историю государства и права. Эти дисциплины формируют взгляды юриста, его правоприменительную практику. Складывается она в промежутке между фактом и законом, когда решение принимается «по своему внутреннему убеждению». Когда я учился на том же факультете философской базой был советский диамат. Сегодня никакой базы нет. Поэтому учебники в методическом плане представляют эклектику, рядящуюся в «объективность». Единого мировоззренческого скелета предмета нет. Студент не понимает общего направления, путается при ответах на семинаре, потом он станет чиновником и будет путаться при принятии решений по конкретным делам. Его сомнения разрешат либо указующий перст начальства, либо взятка.
При письменной форме сдачи экзаменов студенту предлагается не сформулировать ответ, как раньше, а угадать один из предложенных вариантов. Излагать свои мысли, думать, учат на семинарах. Но это не нужно для сдачи экзаменов, поэтому преподаватель творчески работающий со студентами оказывается в проигрыше – его питомцы хуже сдают экзамены, основанные на зубрежке. Рядом сосуществуют две системы обучения: классическая и тестовая. Они друг другу мешают и рано или поздно одна отомрет. Скорее всего останется та, которая выгодна нерадивому студенту, который не хочет ничего знать, а хочет сдавать экзамены – болонская.
Постановка вопросов в «угадайке» некорректна – многие вопросы не допускают однозначного ответа. С одной стороны это отражает отсутствие единой методической базы, с другой – субъективизм составителей. Чаще всего вопросы и ответы соответствуют взглядам и языку конкретного университетского начальника, пытающегося выдавать их за собственную «научную школу».
Тестовая система оценки знаний – единственно приемлемая для коммерческого предприятия, которым стал университет. Устный экзамен субъективен, он очень сложен для преподавателя. Нужно оценить способность студента ориентироваться в материале, находить связи, делать собственные выводы, принимать решения, излагать их в понятной форме. Чтобы его формализовать нужно проводить его не отдельным вопросам в билете, а по всему курсу с самостоятельным составлением студентом всех необходимых документов. Собрать комиссию, запереть ее со студентом на неделю в комнате где есть все необходимое и сдавать. Затраты труда преподавателей возрастут неимоверно. Формализация устного экзамена для большинства специальностей практически невозможна. Тестовая система позволяет предоставить покупателю – родителям студента – бумажку как «объективное» подтверждение того, что за их деньги им предоставили качественный товар, и виноват в низкой оценке сам студент. Большинство покупателей дипломов – новые русские. Они не в состоянии понять что рынок тестов – не рынок знаний. Рынка знаний вообще быть не может, потому что рынок предполагает абсолютное равенство субъектов.
Для тех, кто хочет чтобы их дети могли работать по специальности, остается одно – устраивать их на работу по знакомству к хорошим специалистам, постоянно контролировать их работу и доучивать на месте. Чем я сейчас и занимаюсь. Мы тут как-то спорили есть в стране интеллигенция или нет. Надо подождать немного и спорить будет не о чем – болонский процесс этот слой общества убьет.
С уважением Сергей