|
От
|
Пчелка
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
02.04.2008 20:36:56
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
КНР и Гонконг для чайников (может кому пригодится)
Вордовский файл находится в копилке.
Краткий курс по взаимоотношениям КНР и Гонконга или Гонконг для чайников
Афтар: Тов. Пчелка
Кансультант: Тов. Лом
Введение.............................................................................2
1. Цель работы.......................................................................2
2. Информация о провинции Гонконг....................................................2
3. Краткая историческая справка......................................................4
4. Личность Дэн Сяопина и его роль в приведении в жизнь принципа «одна страна - две системы».............................................................................7
Основная часть......................................................................10
1. Краткий обзор конституций КНР и Гонконга.........................................10
1.1 Основные положения и сравнительный анализ конституций КНР и Гонконга............................................................................10
1.2 Сравнительный анализ прав и обязанностей граждан КНР и Гонконга............................................................................12
2. Статья 31 конституции КНР........................................................17
3. Конституцинно правовые документы, регламентирующие взаимоотношения КНР и Гонконга............................................................................17
4. Международно-правовые документы регламентирующие взаимоотношения КНР и Гонконга............................................................................19
Заключение..........................................................................20
1. Заключение по конституционным аспектам правоотношений Китая иКонконга...........................................................................20
2. Заключение по внешним и международным аспектам правоотношений Китая и Конконга............................................................................21
3. Конституционные права и отношения граждан Китая и Гонконга.......................22
4. Внутренние отношения Китая и Гонконга............................................22
Использованная литература...........................................................24
Приложения..........................................................................25
Введение
1. Цель работы
Цель данной работы – на основе сравнительного анализа конституций КНР и САР Гонконг, а также других нормативных документов показать специфику взаимодействия региона ( в англоязычных документах- HKSAR) и основной территории Китая ( в англоязычных документах- mainland). Необходимо помнить, что правовые документы являются по сути инструментом закрепления и отражения текущего положения вещей в геополитике и экономике, поэтому данная работа требует также краткого введения в историю региона и некоторую дополнительную информацию поясняющую появление тех или иных статей в указанных конституциях
2. Информация о провинции Гонконг
ГОНКОНГ (кит. Сянган), Специальный Административный Район (САР), автономная территория в составе Китайской Народной Республики. Гонконг состоит из трех частей. Это собственно Гонконг, остров Цзюлун (Коулун) и так называемые «новые» территории.
Как мы видим на картах (рис. 1 и рис.2) САР Гонконг является одним из самых малых регионов Китая (меньше по территории только САР Макао). Из карт видно так-же, что это идеальное место для крупного торгового порта удобным выходом на международные маршруты
В таблице 1. приведенной ниже нами отобраны основные политэтономические данные и их соотношения по САР Гонконг и КНР которые помогут нам в анализе.
Табл.1
КНР Гонконг Соотношение
Площадь территории 9 596 960 км² 1104 км² 8693:1
Население 1 317 000 000 чел. 6 864 346 чел. 192:1
ВВП 10,21 трлн.$ 254,2 млрд. $ 40:1
ВВП на душу 7800 $ 38 127 $ 1:4.9
ВВП место в мире 2(?) 40 -
Промышленность 47.2% 9% -
Услуги 40.2% 88.6% -
Валютой Гонконга является гонконгский доллар. С 1983 года он привязан к доллару США. Курс валюты может колебаться в коридоре между 7,75 и 7,85 гонконгскими долларами за один американский.
В 2006 году по показателю ВВП на душу населения, равному 38 127 долларов США, Гонконг занимал 6-е место в мире, опережая такие страны, как Швейцария, Дания и Япония. По общему объёму ВВП, который составляет 253,1 млрд долларов США, Гонконг занимает 40-е место.
По данным Heritage Foundation и Wall Street Journal экономика Гонконга - самая либеральная экономика в мире. Это почетное место Гонконг занимает несколько лет.
Ее характерные особенности:
• Отсутствие ограничений на движение капитала
• Собственная стабильная валюта (Гонконгский Доллар)
• Отсутствие валютного контроля
• Незначительный уровень инфляции
• Малое вмешательство государства в бизнес
• Отсутствие препятствий для иностранных инвестиций
• Гонконг - третий крупнейший финансовый центр мира
• Крупнейший беспошлинный контейнерный порт мира
• Входит в число 12 стран с наиболее развитой торговой экономикой
• Здесь незначительные ограничения в банковской и финансовой деятельности и т.д.
3. Краткая историческая справка
Вплоть до XIX – XX вв. история Гонконга была неотъемлемой частью общей истории Китая. Это был удобный порт через который осуществлялась значительная часть торговли Китайской Империи. Как стыдливо гласит Wikipedia: «В 1842 году Китай передал Британии Гонконг по Нанкинскому договору... ». Примерно так.. На самом деле Гонконг стал центром серии вероятно наиболее грязных войн развязанных Великобританией, США и другими колониальными державами. К середине 19-го века после многочисленных войн в Европе и Колониях, а так же чувствуя выход из под контроля территории США, Великобритании срочно понадобились дополнительные финансы. Гонконг, уже по тем временам крупный порт, приносил династии Цин неплохую прибыль осуществляя торговлю как с регионом так и с Европой экспортируя чай, шелк, фарфор, хлопок и т.д. Товары же из Европы если и покупались, то за нормальную, соизмеримую цену, не позволявшей получить многократных прибылей на торговле бусами и безделушками. Выход был найдей Великобританией, действовавшей через Ост-Индийскую компанию и «частных торговцев» - опиум. Массовый ввоз опиума, открытие курилен, привлечение торговцами населения к употреблению наркотика позволила наконец за копеечное сырье производимое в Индии получить для торговли в Европе первокласный шелк, фарфор, чай, драгоценнные камни, меха и самих животных. В то же время благодаря оглуплению и ослаблению населения торговля опиумом позволила создать предпосылки для реальной цели – вскрытие огромного рынка Китая на колониальных условиях. Наркотизация и деградация населения крайне озаботила правителей Китая Император Даогуан оказался приверженцем решительных действий. Наибольшее впечатление на него произвел план генерал-губернатора Линь Цзесюя, который заслужил на родине славу «чистого чиновника» — ее удостаивались только честные и неравнодушные люди. В конце 1838 года император наделил его всеми правами для того, чтобы положить конец распространению наркотика. Результаты не заставили себя ждать. Уже через неделю китайским торговцам было приказано прекратить торговлю опиумом, а находившиеся у них партии были конфискованы. Кроме того, Линь Цзесюй обратился к иностранным купцам с требованием сдать все запасы наркотика китайским властям и дать письменное обещание не заниматься впредь этим видом коммерции. Почти два месяца длилась конфискация ядовитого зелья, более трех недель ушло на уничтожение изъятого. После нескольких провокаций и ультиматумов Великобритания начала военные действия. Пушки и винтовки, которым Китай ничего не мог противопоставить, сделали свое дело. В 1842 году Нанкинский договор был подписан. Но это было только начало военного и экономического разрушения страны ради основной цели - вторжения на рынок Китая. В 1860 году по Пекинскому договору , заключенному после Второй Опиумной войны, были переданы в аренду Южный Цзюлун и сопредельные территории. В 1898 году по договору о расширении территории Гонконга Китай вынудили передать Великобритании остальную часть Цзюлуна и так называемые «новые» территории. Срок аренды «новых»территорий был установлен в 99 лет, который истек 30 июня 1997 года
Колониальный флаг Гонконга Современный флаг гонконга
Гонконг был объявлен порто-франко, чтобы облегчить выполнение роли грузоперевалочной базы Британской империи в Юго-Восточной Азии. В 1910 году открылась Коулун-Кантонская железная дорога (територия континентального Китая), соединявшая Гуанчжоу и Коулун (территория Гонконгского административного района). Её конечная станция располагалась в районе Чимсачёй (територия континентального Китая). В колонии была введена британская система образования (разумеется не для всего населения).
На рубеже 19 и 20 вв. Гонконг становится одной из важнейших опорных баз Великобритании в регионе, через которую выкачивались ресурсы со всех близлежащих территорий и благодаря этому стремительно развивался несмотря на серьезный урон от эпидемий и стихийных бедствий. Гонконг стал одним из крупнейших портов мира, выполнявшим функции посредника в товарообороте между Китаем, Японией, Индокитаем, Сиамом, Нидерландской Индией, Индией, странами Европы и США. Через колонию проходило около 20% экспорта Китая и значительная часть китайской эмиграции. Строились дороги, крупные судовые доки, дороги и промышленные предприятия. Важнейшими отраслями производства стали судостроение, сахарная и табачная промышленность. Гонконг – Шанхайский банк (разумееется принадлежавший англичанам) являлся крупнейшим в Китае. Железная дорога соединила Гонконг с Гуанчжоу. В колонии располагалась значительная британская военно-морская база.
В 20 в. Гонконг стал центром общественного движения. С начала века в нем активно действовали организации и группы суньятсеновского Объединенного союза, а затем – Гоминдана. С 1920-х в Гонконге стали возникать организации коммунистов. В 1910-х в колонии появились первые профсоюзы, и уже в следующее десятилетие колония пережила серию крупных забастовок и рабочих выступлений: в Сянганской стачке моряков в январе-марте 1922 участвовали около 100 тыс. человек, в Сянган-Гуанчжоусской забастовке 1925–1926 приняли участие 250 тыс. трудящихся.
После захвата японскими войсками Гуанчжоу в 1938 в Гонконг хлынули сотни тысяч беженцев из Южного Китая, и в 1941 число жителей колонии выросло до 1,6 млн. Однако их убежище недолго оставалось надежным. 8 декабря 1941 Гонконг подвергся атаке японских вооруженных сил под командованием Сакаи Такаси. Размещенные на территории колонии британские, канадские и индийские части, а также силы добровольцев отбивали атаки более 2 недель, но 25 декабря Гонконг был захвачен превосходящими силами Японии. Стоит отметить, что несмотря на героизм отдельных солдат и соединений, военные действия велись британскими войсками весьма бездарно. Британские официальные лица, включая губернатора Марка Эйтчисона Янга, сдались. Но тем не менее жители Гонконга со времен войны стали относиться к британцам значительно лучше. В период японской оккупации (первым главой японской администрации стал Исогаи Ренсукэ) европейские жители были интернированы или подверглись иным преследованиям, а многие китайцы покинули Гонконг, в котором к лету 1945 оставалось лишь около 750 тыс. жителей.
30 августа 1945 Гонконг был занят силами Британского Тихоокеанского флота и вновь стал колонией Великобритании. 1 мая 1946 в нем было восстановлено гражданское управление. На этот раз британские власти пошли на предоставление Гонконгу элементов самоуправления. Новая конституция предусматривала создание муниципального совета, две трети членов которого избирались (половина членов должны были быть китайцами). Китайцы составили 4 из 8 «неофициальных» членов Законодательного и 3 из 6 «неофициальных» членов Исполнительного совета, португальцы – по одному. В Исполнительный совет входило теперь равное число чиновников и «неофициальных» членов.
В связи с гражданской войной в Китае и победы компартии Китая (КПК) во главе с Мао Цзэдуном в 1949 в Гонконг бежали сотни тысяч жителей Китая. В основном богатые и зажиточные жители Китая желавшие вывезти из страны как можно больше капитала. Многие иностранные фирмы перевели свои штаб-квартиры из Шанхая в Гонконг. Все это способствовало новому подъему экономики Гонконга и превращению его в крупный промышленный центр. Ведущее место занимало текстильное и швейное производство.
Благодаря росту численности населения и дешевизне рабочей силы текстильное производство и другие отрасли промышленности быстро росли. Вместе с индустриализацией основным двигателем экономики стал экспорт на внешние рынки. Благодаря росту промышленного производства стабильно повышался уровень жизни. Строительство жилого микрорайона Сэк Кип Мэй Эстейт ознаменовало начало программы строительства общественных жилых микрорайонов. В 1967 году Гонконг погрузился в хаос уличных беспорядков. Под влиянием лево и и прокитайски настроенных протестующих, вдохновлённых начавшейся на материке Культурной революцией, рабочая забастовка превратилась в жестокое восстание против колониального правительства, которое продолжалось до конца года.
В 1974 году была образована Независимая комиссия по предотвращению коррупции, которой удалось свести к минимум коррупцию в государственном аппарате. После начала реформ в Китае в 1978 году Гонконг стал основным источником иностранных инвестиций в Китай. Через год вплотную к северной границе с Гонконга на территории провинции Гунадун была образована первая в Китае специальная экономическая зона Шэньчжэнь. Текстильная и производственная составляющая в экономике Гонконга постепенно уменьшалась, отдавая первенство финансам и банковскому сектору. После окончания Вьетнамской войны в 1975 году властям Гонконга потребовалось ещё 25 лет для решения проблемы возвращения на родину вьетнамских беженцев.
В свете заканчивавшегося через 20 лет срока аренды Новых Территорий правительство Великобритании с начала 1980-х годов стало обсуждать в властями КНР проблему суверенитета Гонконга. В 1984 году две страны подписали Совместную китайско-бритнаскую декларацию, согласно которой в 1997 году должна была состояться передача суверенитета над всей территорией Гонконга в пользу КНР. К этому моменту, разговоривать с Китаем с позиции силы англичанам было явно противопоказано. Они пытались доказать, цепляясь за букву Нанкинского договора, что полуостров Коулун передан им навечно, но Китай был непреклонен. В подписанной декларации говорилось, что Гонконг должен обрести статус специального административного района в составе КНР, который позволит ему сохранять свои законы и высокую степень автономии в течении как минимум 50 лет после передачи. Часть жителей Гонконга не были уверены в том, что эти обещания будут выполнены и предпочли эмигрировать, особенно после жестокого подавления студенческой демонстрации в Пекине в 1989 году и массированной пропаганды пробританских и проамериканских СМИ.
В 1990 году был утверждён Основной закон Гонконга, который должен был исполнять роль конституции после передачи суверенитета. Несмотря на серьёзные возражения Пекина, губернатор Гонконга Крис Паттен провёл реформу процесса выбора Законодательного совета Гонконга, демократизировав его, с целью осложнить процесс передачи. Передача суверенитета над Гонконгом была совершена в полночь 1 июля 1997 года, её сопровождала торжественная церемония передачи Гонконга в Центре конгрессов и выставок Гонконга. Дун Цзяньхуа стал первым Главным министром Администрации САР Гонконг.
В 1997 году на экономику Гонконга серьёзное негативное влияние оказал азиатский финансовый кризис 1997 года, ударивший по многим восточноазиатским рынкам. В том же году в Гонконге было зафиксировано первое заражение человека вирусом птичьего гриппа H5N1. В 1998 году после шести лет строительства в рамках Центральной программы строительства аэропорта был открыт новый Международный аэропорт Гонконга. Этот проект был частью амбициозной Стратегии развития портов и аэропортов, составленной в начале 1980-х.
В первой половине 2003 года в Гонконге разразилась эпидемия вируса атипичной пневмонии.Дуна Цзяньхуа подвергся критике и обвинениям в ошибках в преодолении азиатского финансового кризиса 1997 и непринятии должных мер в борьбе с атипичной пневмонией. В том же 2003 году администрация Дуна Цзяньхуа пыталась провести принятие статьи 23 Основного закона Гонконга, которая давала возможность для нарушения прав и свобод гонконгцев. В результате полумилионных демонстраций протеста администрация была вынуждена отказаться от этих планов. В 2004 году в ходе таких же массовых демонстраций жители Гонконга требовали введения в 2007 году всеобщих выборов главы САР. В марте 2005 по просьбе китайского руководства Дун Цзяньхуа ушёл в отставку. Сразу после отставки Дуна Цзяньхуа это место занял его заместитель Дональд Цанг. 25 марта 2007 года Дональд Цанг был переизбран на второй срок.
4. Личность Дэн Сяопина и его роль в приведении в жизнь принципа «одна страна - две системы»
Провозглашение и введение в жизнь принципа «одна страна – две системы» неразрывным образом связано с именем Дэн Сяопина.
Дэн Сяопин родился 22 августа 1904 года в деревне Пайфан провинции Сычуань. Учился в домашней школе, школах первой и втрой ступени и в 1918 году поступил в среднюю школу в провинции Гуанъань. Учеником школы в 1919 году учавствовал в студенческих антиимпериалистических акциях. В октябре 1920 года прибыл во Францию, где поступил в среднюю школу. Дважды устраивался на металлургические заводы, но вскоре был уволен. в 1922 году вступил в Социалистический Союз Китайской Молодежи (ССКМ). С 1924 года редактировал печатный орган европейского отделения ССКМ «Чигуан». В июле был избран членом секретариата исполнительного комитета Европейского отделения ССКМ, вслед за тем стал членом Коммунистической партии Китая. Принимал участие в крупномасштабных манифестациях в поддержку «Движения 30 мая». В январе 1926 года был нарпавлен на обучение в СССР в университете им. Сунь Ятсена в Москве, откуда через несколько месяцев обучения выехал в Китай. По решению КПК занял пост начальника политотдела и секретаря партийной организации в военном институте им. Сунь Ятсена. 12 апреля 1927 года Чан Кайши совершил контрреволюционный переворот. Была произведена конфискация оружия рабочих пикетов, были убиты многие члены Компартии и прогрессивные деятели. Началась продолжительная и кровопролитная война между повстанцами КПК и войсками гоминьдана. В декабре 1929 года вместе с Чжан Юньи и Вэй Бацюнем поднял восстание в Босэ и образовал 7-й корпус Красной армии, был назначен комиссаром и секретарем фронтового комитета. В феврале 1930 года вместе с Ли Минжуем и Юй Цзоюем поднял восстание в Лунчжоу и образовал 8-й корпус Красной армии. Был назначен комиссаром 8-го корпуса, Ли Минжуй исполнял обязанности главнокомандующего 7 и 8 корпусами. С октября 1934 года по октябрь 1936 учавствовал в Великом Походе Красной Армии – 2ух летнем рейде по северным провинциям Китая, занимая высокие должности в ЦК КПК. С июля 1936 года началась национально-освободительная вонйна против японских захватчиков, в которой, несмотря на значительные разногласия удалось объединить армии под командованием КПК и армию гоминьдана. С августа по декабрь 1940 года руководил битвой «Ста полков» - первой масштабной стратегической наступательной операцией китайских ВС. Бои с Японией продолжались, при поддержке СССР, до ее капитуляции в 1945 году. В июне 1946 Чан Кайши, без предупреждения КПК, предпринял атаку на территории Центральной равнины Китая, что привело к гражданской войне. До осени 1948 года продолжались кровопролитные бои со сторонниками Чан Кайши, активно поддерживаемых Великобританией и США. С сентября 1948 года и до начала 1949 Народно-Освободительная Армия Китая (НОАК) провела последовательно три стратегические наступательные операции, в ходе которых основные силы Чан Кайши были уничтожены, взяты в плен или разбежались по домам. Численность потерпевших поражение войск Чан Кайши достигала одного миллиона человек.
30 сентября 1950 года на первой сессии Всекитайского Комитета Народно-политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК) был избран челном Центрального народного правительства и 1 октября присутствовал на торжественной церемонии провозглашения Китайской Народной Республики. 19 октября этого же года был избран членом Народно-революционного военного совета.
С момента оканчания гражданской войны занимал высокие и ответсвенные пости в ЦК КПК. В 1956 году на VIII Всекитайском съезде КПК был избран генеральным секретарем ЦК КПК. В ноябре 1957 года в составе делегации во главе с Мао Цзэдуном совершил визит в СССР, где принял участие во многих мероприятих и в часности на совещании представителей коммунистических и рабочих партий. Следующий визит в СССР он совершил уже во главе делегации в 1960 году.
В 1963 во главе делегации КПК совершает визит в СССР, где проводит сложные переговоры, отстаивая принцип самостоятельности Коммунистической партии Китая. На этих переговорах, абсолютно не понимая ситуации в Китае, Никита Хрущев допустил провальный разрыв в отношениях между КНР и СССР, последствия которого мы можем наблюдать и по сей день.
С 1961 по 1966 гг. занимается активным анализом идеологии и экономики Китая, призывает к правильному пониманию и трактовке идей Мао Цзэдуна, активно занимается налаживанием работы в области образования, промышленности и сельского хозяйства. В мае этого же года попытка демократизировать и ввести гласность в еще не окрепшее после гражданской войны общество Китая потерпела крах. Началсь идеологическая анархия, критиканство и очернение всего и вся в китайском обществе, включая самого инициатора Мао Цзэдуна. Началась «Культурная революция». Дэн Сяопин как один из основных идеологов КПК подвергся критике буквально со всех сторон и вскоре был лишен всех постов, был выслан в провинцию Цзянси и два года, как в свое время во Франции работал на тракторном заводе.
В 1972 году он направил письмо Мао Цзэдуну, в резюлюции к которому Мао дал высокую оценку заслуг Дэн Сяопина. 10 марта 1973 года Дэн Сяопин был восстановлен в партии, после чего ЦК КПК назначил его на пост вице-премьера Госсовета.
В январе 1975 года был утвержден в должности члена Политбюро ЦК КПК, избран заместителем председателя ЦК КПК, членом Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, назначен вице-премьером Госсовета, зампредседателя Центрального военного совета и начальником Генерального штаба НОАК. Приступил к работе по всестороннему упорядочению и исправлению ошибок «Культурной революции», которая к тому моменту еще не закончилась. В конце года Дэн Сяопин попал под острую критику «правых», а по сути контрреволюционной группировки в правительстве.
В апреле 1976 года снова был снят со всех постов, но однако в его защиту выступили щирокие слои населения. В апреле произошли «события на площади Тяньаньмэнь», при которых несколько десятков тысяч человек потребовали восстановления Дэн Сяопина на руководящих постах. Этот год был очень богат на события. Политбюро ЦК КПК направленное прямым волеизъявлением народа взяло под контроль многочисленные кланы и политические группировки и объявило об окончании «Культурной революции». Контрреволюционная группировка, снявшая Дэн Сяопина со всех постов, была разгромлена. В последующие годы Дэн Сяопин активно работал над негативными последствиями «Культурной революции» и наоборот пытался сохранить позитивные моменты.
Одно из ключевых событий в истории Китая и в жизни Дэн Сяопина произошло с 18 по 22 декабря 1978 года, когда он учавствовал в работе 3-его пленума ЦК КПК 11-го созыва. Пленум подтвердил линию партии на «реалистическую оценку фактов» и правильный подход к пониманию классовой борьбы, принял стратегическое решение о переносе центра тяжести на осуществление социалистической модернизации. Данный пленум стал переломной вехой, знаменующей вступления Китая в новую историческую эру проведения политики реформ и внешней открытости.
В августе 1979 года на расширенном совещании Политбюро ЦК КПК выступил с докладом «О реформе партийного и государственного руководства», в котором отметил необходимость проведения плановой поэтапной реформы с целью искоренения таких недостатков нынешней системы, как бюрократизм, патриархальные предрассудки, чрезмерная централизация, смешение функций партийных и государственных органов, феномен привилегий, пожизненное занятие руководящих должностей и т. д. Предложил создать пенсионную систему для поддержания пожилых кадровых работников и освобождения дороги для молодых кадров.
1 сентября 1982 года на XII Всекитайском съезде КПК произнес вступительную речь и выдвинул лозунг строительства социализма с китайской спецификой.
С 70–х годов правительство КНР неоднократно заявляло, что не признает колониальный статус Гонконга и рассматривает его как «оттргнутую территорию». В 1972 в письме председателю комитета ООН по деколонизации министр иностранных дел КНР Хуан Хуа заверил, что его страна намерена использовать исключительно мирные средства для восстановления китайского суверенитета над «оккупированными» Гонконгом и Макао. Генеральная ассамблея ООН своей резолюцией поддержала китайские требования.
В 1982 году правительство Великобритании и КНР приступили к переговорам о будующем Гонконга. Следует напомнить, что в начале 1982 года Великобритания при задействии значительных военно-морских сил совсем не легко выиграла фолклендскую войну у страны третьего мира – Аргентины. После этого о возможности давления на Китай с позиции силы не могло быть и речи. В результате 24 сентябра 1982 года встретился с премьер-министром Великобритании М. Тэтчер и изложил ей позицию Китая по сянганскому вопросу, обозначив тем самым основное направление дальнейших переговоров между правительствами Китая и Великобритании. М. Тэтчер ничего не оставалось, как согласиться. Во время этих переговоров уже обсуждался принцип «одно государство – две системы».
19 декабря 1984 года правительства обоих государств подписали Совместную декларацию по вопросу о Гонконге. Документ предусматривал возвращение Гонконга Китаю с 1 июля 1997 и его превращение в Специальный административный район КНР, пользующийся до 2047 автономией во всех областях, за исключением обороны и внешней политики.
Дэн Сяопин до последнего года жизни оставался активным общественным и политическим деятелем. Благодаря ему было создана группа третьего поколения руководителей, которые придут ему на смену и лидером котрых должен был стать Цзян Цзэминь. Несмотря на то, что массовые волнения и беспорядки должны были охватить Китай как раз в момент передачи власти, в отличии от Советского Союза, китайскому правительству удалось подавить беспорядки и предотвратить «оранжевую революцию» в Китае. Дэн Сяопин скончался 19 февраля 1994 года в возрасте 93-х лет, не дожив до передачи сувернитета Гонконга и реализации принципа «одна страна-две системы» 3 года.
Основная часть
1. Краткий обзор конституций КНР и Гонконга (различие в системах)
1.1 Сравнительный анализ основных положений конституций КНР и Гонконга
Действующая конституция Китайской Народной Республики была принята на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей пятого созыва 4 декабря 1982 года. Действующая конституция Гонконга вступила в силу 1 июля 1997 года, в день основания Специального Административного Региона Гонконг (Basic Law of the HKSAR) и в дальнейшем мы будем упоминать как конституция Гонконга или конституция САР Гонконг.
Рассмотрим кратко Основные Положения этих конституций (Глава 1). Основные положения регламентируются в Главе 1 соответствующих конституций. Уже с первой статьи видны принципиальные различия. Статья 1 конституции Китая гласит, что: «Китайская народная республика есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян.Социалистический строй есть основной строй Китайской Народной Республики.». Запрещается любым организациям или отдельным лицам подрывать социалистический строй. В то же время Статья 1 конституции Гонконга утверждает,что: «Гонконг является специальным административным регионом и является неотъемлемой частью Китайской Народной Республики.».
Из чего мы видим, что Китайская Народная Республика является суверенным государством, в то время, как Гонконг является только специальным административным регионом.
Тем не менее Статья 5 конституции Гонконга гласит, что: «Социалистическая система и политика не должны использоваться в специальном Административном Регионе Гонконг и предыдущая капиталистическая система и образ жизни должны оставаться неизменны в течении 50 лет.». В тексте статьи мы видим прямые указания на социальную систему, причем в КНР она социалистическая, а в Гонконге капиталистическая. Тоже самое мы видим и в Статье 1 конституции КНР (о КНР соответственно).
Очень интересно сравнение конституций в статьях, регламентирующих права собственности. Статья 6 конституции Гонконга указывает, что: «Гонконг должен защищать право частной собственности в соответствии с законом.». Тоесть акцент делается на частную собственность, а в конституции КНР прописано, что: «Основа социалистической экономической системы КНР - социалистическая общественная собственность на средства производства. Социалистическая общественная собственность ликвидирует систему эксплуатации человека человеком, осуществляет принцип "от каждого - по способностям, каждому - по труду".». Так же Статья 7 Конституции КНР закрепляет, что государство гарантирует укрепление и развитие сектора экономики, основанной на государственной собственности, а Статья 11, что: «Государство охраняет законные права индивидуальных и частных хозяйств и направляет их деятельность, осуществляет наблюдение и контроль в отношении индивидуальных и частных хозяйств». Конституция КНР кроме гсударственной собственности допускает так же коллективную и частную собтвенность, но в то время, как в Гонконге основу составляет частная собственность в КНР основу составляет государственная коллективная собственность.
Использование природных ресурсов в конституциях КНР и Гонконга описывается как будто КНР и Гонконг являются разными государствами и правительство Гонконга получает права на управление этими ресурсами. Статья 7 Конституции Гонконга закрепляет,что: «Земля и природные ресурсы в пределах гонконгского Специального Административного Региона должны быть государственной собственностью. Правительство Гонконга ответственно за их управление, использование и развитие и за их арендный договор или предоставление людям, юридическим лицам или организациям для использования или развития. Полученные доходы должны быть исключительно в распоряжении правительства САР.».Тем самым мы видим, что ресурсы,находящиеся на САР Гонконг управляются и используются в нуждах Региона. Соответствующая статья в конституции Китая (Статья 9) звучит по-другому: «Леса, горы, степи, целинные земли и отмели являются коллективной собственностью, а недра, воды, леса, горы, целинные земли, отмели и другие природные ресурсы являются государственной, т.е. общенародной, собственностью. Государство гарантирует рациональное использование природных ресурсов, берет под охрану ценные виды животных и растений.» В Статье 10 конституции КНР сказано, что: «Земля в городах принадлежит государству. Земля в деревнях и пригородах является коллективной собственностью, за исключением участков, принадлежащих по закону государству; земля под жилыми постройками, приусадебные земельные и горные участки также являются коллективной собственностью.»
Различия между конституциями видны так же и в области используемого языка. В КНР официальным языком считается китайский,а в Гонконге в дополнение к китайскому языку, английский язык может также использоваться как официальный язык исполнительными властями, законодательными органами и судебной властью (Статья 9 конституции САР Гонконг).
Статья, регулирующая использование регионального флага и региональной эмблемы САР Гонконг прописана в основных принципах Конституции в Статье 11. А в конституции КНР статьи, регулирующие государственную символику, вынесены в отдельный раздел конституции, состоящий из 3 статей – 136, 137 и 138.
1.2 Сравнительный анализ прав и обязанностей граждан КНР и Гонконга
Очень интересно сравнение прав и обязанностей граждан в конституциях КНР и Гонконга. В конституции Китая правам и обязанностям граждан посвящена Глава 3, а в конституции САР Гонконг Глава 3.
В Китайской конституции в Статье 33 прописано,что гражданами Китая являются все лица, принадлежащие к китайскому народу, а жители Гонконга согласно Статье 24 разделяются на постоянных и непостоянных жителей. Статья 24 устанавливает,что: «Постоянными жителями Гонконга могут быть: (1) китайские граждане, рожденные в Гонконге прежде или после учреждения САР Гонконг; (2)Китайские граждане, которые проживали в Гонконге непрерывного в течение периода не меньше 7 лет прежде или после учреждения САР Гонконг; (3) Лица китайской национальности, рожденные вне Гонконга и жители, перечисленные в категориях (1) и (2); (4) Лица не китайской национальности, которые въехали в Гонконг с действительными документами, и проживали в Гонконге в течение непрерывного периода не меньше чем 7 лет и выбрали Гонконг как их место постоянного жительства прежде или после учреждения САР Гонконг. (5) Лица до 21 года, родившиеся в Гонконге от резидентов обозначенных в категории (4); (6) Лица, не перечисленных в категориях (1) - (5), которые перед основанием САР Гонконг имели право на въезд и нахождение только в Гонконге.»
Как мы видим, очень краткое описание принадлежности к гражданству Китая и перечесление, стостоящее из 6 пунктов, описывающих правила резиденства Гонконга показывает типичную разницу между автаркичным Китаем и космополитичным Гонконгом.
Обе конституции устанавливают равенство граждан перед законом. (В Статье 33 и 25 конституции КНР и Гонконга соответсвенно).
Активное и пассивное избирательное право граждане Китая получают независимо от национальной и расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образования, имущественного положения и оседлости, и по достижению 18 летнего возраста. Это прописано в Статье 34 конституции Китая. В Статье 26 конституции Гонконга декларируется право резидентов Гонконга избираться и быть избранными. Избирательное право в Гонконге получают лица, достигшие 21 года.
Как граждане Китая, так и граждане Гонконга имеют право на свободу слова, печати, собраний, союзов, уличных шествий и демонстраций. Это закреплено в Статье 35 конституции КНР, и в Статье 27 конституции Гонконга. Следует отметить, что как в континентальном Китае, так и в колониальном Гонконге происходили подавления демонстраций и уличных шествий, при чем еще неизвестно кто действовал жестче. Однако за последние 10 лет, уже после вхождения Гонконга в юрисдикцию Китая там проводилось множество различных демонстраций и шествий, в том числе с провокациями, на которые ответ полиции всегда был чрезвычайно мягок. С помощью подобных демонстраций был отправлен в отставку первый председатель САР Гонконг Дун Цзяньхуа. Из этого можно заключить, что этим правом жители Гонконга пользуются вполне.
В обеих конституциях закреплена свобода вероисповедания. «Граждане Китайской Народной Республики пользуются свободой вероисповедания. Ни один государственный орган, общественная организация или частное лицо, не может воспрепятствовать гражданам исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; также с их стороны недопустима любая дискриминация по отношению к гражданам, исповедующим любую религию или не исповедующим никакой. Государство стоит на защите нормальной религиозной деятельности. Никто не имеет право использовать религию для совершения действий, нарушающих общественный порядок, угрожающих здоровью граждан или вмешивающихся в утвержденную государством систему образования. Религиозные организации и религиозные дела не должны управляться из-за рубежа.» - гласит Статья 36 Конституции Китая. «Резиденты Гонконга имеют право на свободу совести. Резиденты Гонконга имеют право на свободу вероисповедания, свободу распространения и участия в религиозной активности как частным образом, так и публичным.»-Статья 32 конституции САР Гонконг. Как видно из текста статей, китайская конституция оказывает гораздо больше внимания этой теме. В отличии от космополитичного Гонконга Китай является многонациональным и мультикультурным государством, в котором присутствуют множество конфессий: ислам, конфуцианство, буддизм, индуизм, практически все ветви христианства, хотя государство ведет светскую политику. Особое внимание стоит обратить на последнее предложение Статьи 36 конституции Китая, по стольку по скольку использование межнациональной розни всегда являлось излюбленным методом запада по ослаблению государств и развязыванию сепаратизма. Все это Китай видел на примере Индии и Пакистана. Гораздо позднее В Китае, России и некоторых других восточных странах были созданы многие подрывные секты, контролируемые из-за рубежа. Наиболее известными из них стали следующие: Фалангун, секта Муна и свидетели Иеговы. Наибольший успех на территории Китая имела секта Фалангун. И удачно попав на культурную почву Китая сеть секты Фалангун до сих пор отнимает огромные ресурсы у китайских правоохранительных органов. Все три секты подпитываются и частично снабжаются литературой и финансируются из-за рубежа.
Свобода личности жителей Китая и Гонконга неприкосновена.Статья 37 конституции КНР гласит: «Никто из граждан не может быть подвергнут аресту, иначе как органами общественной безопасности с санкции или по постановлению народной прокуратуры или по постановлению народного суда. Запрещается лишать или ограничивать свободу личности граждан незаконным заключением под стражу или другими незаконными действиями. Запрещается незаконный обыск граждан.» В Статье 28 конституции Гонконга мы видим практическу ту же самую формулировку, при чем в ней особенно отмечено,что пытки запрещены. Наиболее вероятно этот пункт был введенне без помощи английской стороны.
Честь и достоинство граждан КНР неприкосновенны.В Статье 38 китайской конституции: запрещается каким бы то ни было способом подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и травле. В этой статье конституции КНР кроме классических формулировок, присутствующих во многоих конституциях, слышится отзвук из времен «культурной революции», которая на ряду с позитивными моментами внесла в общество Китая клановость и внутреннюю борьбу, прикрывавшуюся демогогическими заявлениями.
Жилище граждан неприкосновенно. Запрещается незаконный обыск или незаконное вторжение в жилище граждан. Формулировки статй 29 и 39 конституций Гонконга и Китая соответсвенно примерно одинаковы. Тем не менее в Статье 29 конституции Гонконга помимо домов упоминаются прочая «недвижимость и окружающие территории» (other premises), эта норма более перекликается с конституциями капиталистических стран, где земля и прочая недвижимость могут находиться в частной собственности.
В обеих конституциях закрепляется свобода и тайна переписки. Статья 40 конституции КНР гласит, что: «Свобода и тайна переписки граждан охраняется законом. Никакие организации или отдельные лица ни под каким предлогом не могут препятствовать свободе и тайне переписки граждан, за исключением случаев, когда в интересах государственной безопасности или в целях расследования уголовного преступления органы общественной безопасности или органы прокуратуры в порядке, установленном законом, осуществляют проверку переписки.» Соответствующая Статья 30 конституции Гонконга имеет приблизительно похожую формулировку.
В конституции Гонконга имеется Статья 31, регламентирующая свободу передвижения и эмиграции в пределах САР Гонконг и свободу эмиграции в другие страны и области. Жители имеют право путешествовать, въезжать или покидать САР Гонконг. Если законом не предусмотрены ограничения, держатели действительных документов могут покинуть Регион без специального разрешения. В конституции же КНР таких норм не предусмотрено, это дает возможность административным органам Китая контролировать миграционные потоки внутри страны, что при населении Китая чрезвычайно важно. Так же контроль за внутренней миграцией позволяет осуществлять гораздо более качественное планирование ресурсов.
Очень интересно сравнение статей конституций в области права на труд. «Граждане КНР имеют право на труд и обязаны трудиться.» А граждане Гонконга имеют только свободу в выборе профессии (Статья 33). Право на труд в Гонконге не закреплено. Статья 42 конституции Китая гласит: «В Китае государство различными путями создает условия для трудоустройства, улучшает охрану и условия труда, а также на основе развития производства повышает оплату труда и материальное благосостояние трудящихся. Труд - почетная обязанность всех трудоспособных граждан. Трудящиеся предприятий государственной собственности и коллективных хозяйственных организаций города и деревни должны относиться к своему труду как хозяева страны. Государство поощряет социалистическое трудовое соревнование, награждает отличников труда и передовиков. Государство поощряет занятие граждан добровольным безвозмездным трудом. Государство осуществляет необходимое трудовое обучение граждан до устройства их на работу.». Это классическа разница между страной с социалистическим типом экономики и капиталистическим.
Помимо права на труд конституция Китая предусматривает право на отдых в Статье 43: «Государство улучшает условия для отдыха и укрепления здоровья трудящихся, устанавливает для рабочих и служащих рабочее время и систему отпусков.»
Как в конституции Китая, так и в Конституции Гонконга содержатся статьи, в соответствии с которыми государство устанавливает порядок ухода на пенсию рабочих и служащих. Государство и общество обеспечивают пенсионеров. Это регламентируется в Статьях 44 (Китай) и 36 (Гонконг). Статья 36 конституции Гонконга регламентирует, что: «Резиденты Гонконга имеют право на социальное обеспечение в соответствии с законом. Получение социального обеспечения и обеспечение «ухода от дел»( retirement) для рабочей силы защищены законом.». В этих статьях мы видим так же принципиальное различие в двух системах. Если в случае китайской конституции пенсия гарантируется государством и обществом, то в конституции Гонконга по сути даже не упоминается термин «пенсия». Вместо этого, упоминается термин «уход от дел»( retirement). А так же упоминатеся получение выплат социального обеспечения в контексте фразы «рабочая сила» (labour force). Использование контекста «рабочая сила» (labour force) и термина «социальное обеспечение» (social welfare) является «калькой» с английского и американского законодательства. Принципиальная разница между системами заключается в том, что в Китае по достижении пенсионного возраста человек начинает получать пенсию, которая гарантируется государством и обществом. В Гонконге вместо права на пенсионное обеспечение для бедных слоев существует социальная поддержка, которая не позволяет необеспеченному человеку в приклонном возрасте скатиться в полную бедность.В то же время человек сам ответственен за свои финансы после ухода от дел. Средний класс Гонконга использует частные пенсионные фонды и вложения в ценные бумаги.
В конституции Китая в Статье 45 указано так же, что: «Граждане Китайской Народной Республики в старости,в случае болезни или потери трудоспособности имеют право на получение от государства и общества материальной помощи. Государство развивает так же социальное страхование, общественное вспомоществование и медико-санитарное обслуживание, необходимое для реализации этого права граждан. Государство и общество обеспечивают инвалидов из числа военнослужащих, оказывают материальную помощь семьям павших героев, предоставляют льготы семьям военнослужащих. Государство и общество помогают слепым, глухим, немым и другим гражданам-инвалидам в устройстве на работу, получении средств на жизнь, получении образования.» Из сравнения нескольких статей, посвященных помощи пенсионерам в Китае и Гонконге видно, что в Китае пенсионерам предоставляется большая помощь, чем в Гонконге. Тема материальной помощи пенсионерам, инвалидам и военнослужащим в китайской конституции раскрыта шире,чем в гонконгской.
В конституции Китая есть статья, закрепляющая право граждан КНР на образование. «Граждане КНР имеют право на образование и обязаны получить его. Государство обеспечивает всестороннее нравственное, умственное и физическое развитие молодежи, подростков и детей.» Это закрепляется в Статье 46 конституции Китая. В Гонконгской конституции нет статей, закрепляющих за жителями Гонконга право и обязанность на образование. В капиталистической системе Гонконга образование детей в осном должно волновать родителей.
Однако обе конституции закрепляют право граждан и жителей пользоваться свободой научно-исследовательской деятельности, литературно-художественного творчества и деятельности в других областях культуры. «Государство поощряет и поддерживает творческую работу граждан в области образования, науки, техники, литературы, искусства и в других областях культуры, отвечающую интересам народа» гласит Статья 47 китайской конституции. Статья 34 конституции Гонконга имеет практически ту же формулировку, за исключением «интересов народа».
Достаточно серьезное разночтение мы видим в статьях конституции, касающихся брака и семьи. В конституции Гонконга свобода брака жителей и их права свободно заводить семью закрепляется в Статье 37
А в конституции КНР в Статье 49 – «брак, семья, материнство и младенчество находятся под охраной государства. Супруги - муж и жена - обязаны осуществлять планирование рождаемости. Родители обязаны содержать и воспитывать несовершеннолетних детей, совершеннолетние дети обязаны содержать и поддерживать родителей. Запрещается нарушение свободы брака и жестокое обращение со стариками, женщинами и детьми.» Опять же мы видим, что права семьи в китайской конституции прописана более детально, чем в конституции Гонконга.
В конституции КНР есть специальная статья, регулирующая положение женщин в китайском обществе. Статья 48 галасит: «Женщины в Китайской Народной Республике пользуются равными с мужчинами правами во всех областях политической, экономической, культурной, общественной и семейной жизни.
Государство охраняет права и интересы женщин, обеспечивает женщинам равную с мужчинами оплату за равный труд, воспитывает и выдвигает кадровых работников и числа женщин.». В конституции САР Гонконг соответствующей статьи нет.
В конституции Гонконга так же есть упоминание о прочих правах и свободах. Например, в Статье 38 Гонконгские «жители пользуются другими правами и свободами, гарантированными согласно законам САР Гонконг или в Статье 40 «законные традиционные права и интересы местных жителей "Новых Территорий" должны быть защищены САР Гонконг.» Так же в Статье 39 прописано, что: «Условия Международного Соглашения по Гражданским и Политическим Правам, Международное Соглашение по Экономическим, Социальным и Культурным Правам, и международным трудовым соглашениям в применении к Гонконгу должны остаться в силе и должны осуществляться через законы САР Гонконг. Права и свободы, которыми обладают гонконгские жители не должны быть ограничены согласно предписанию закона.»
Помимо уже перечисленных прав и свобод граждан в конституции Китая есть не менее важные и интересные статьи. Например,Статья 50 закрепляет, что: «КНР охраняет надлежащие права и интересы китайцев, проживающих за границей, законные права и интересы китайцев-репатриантов и членов семей китайцев, проживающих за границей.». Это означает,что граждане КНР имеют право гарантированную конституцией защиту своего государства находясь не только на территории Китая, но и за ее пределами.
Несколько статей конституции КНР посвящены обязанностям граждан, а именно Статьи 51-56. Из обязанностей граждан Китая и жителей Гонконга можно перечислить такие, как обязанность защищать единство государства и сплоченность всех национальностей страны, обязанность соблюдать Конституцию и законы, хранить государственную тайну, беречь общественную собственность, соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, уважать нормы общественной морали. Осуществляя свои свободы и права, граждане Китайской Народной Республики не должны наносить ущерб интересам государства, общества и коллектива, законным свободам и правам других граждан.
Граждане Китайской Народной Республики обязаны так же охранять безопасность, честь и интересы Родины, не должны совершать действия, наносящие вред безопасности, чести и интересам Родины. Защита отечества и отражение агрессии - священный долг каждого гражданина Китайской Народной Республики.
Воинская служба и участие в народном ополчении в соответствии с законом являются почетной обязанностью граждан Китайской Народной Республики.
В конституции Гонконга обязанностям посвящены всего 2 статьи. Это Статьи 23 и 42, причем Статья 23 направлена не к жителям САР Гонконг, а скорее к его руководству и обязывает Регион иметь собственные законы, которые должны обеспечить защиту государственных секретов и не позволить действия, направленные против государства. Статья 42 по сути единственная, указывающая на обязанности граждан Гонконга, требует от жителей исполнения законов дейсвующих в САР Гонконг.
В китайской конституции есть статья, обязывющая граждан КНР платить налоги в соответствии с законом. А в Гонконга таких обязанностей, закреплений на конституционном уровне нет. Это не значит, что в Гонконге нет налогов или их можно не платить. Там есть собственное налоговое законодательство.
2. Статья 31 конституции КНР)
Статья 31 конституции КНР – очень важный и полезный иструмент конституционного права в руках Китая. Согласно статьи 31 Конституции КНР – «Государство в случае необходимости создает особые административные районы. Режим особых административных районов устанавливается с учетом конкретной обстановки законами, принимаемыми Всекитайским собранием народных представителей.». По сути это универсальный инструмент включения в Китай новых территорий. На данный момент Статья 31 была задействована для создания САР Гонконг в 1997г. и САР Макао в 1999г. – бывших колоний Великобритании и Португалии соответственно. В случае с Гонконгом, Статье 31 конституции КНР напрямую соответствуют Статьи 1, 2 и 8 конституции САР Гонконг.
С дальнейшим ростом могущества Китая, судьба стать обектом Статьи 31 вероятно постигнет остров Тайвань.
В апреле 2005 года Россия передала Китаю 337 квадратных километров территории (а ведь это примерно треть территории САР Гонконг), в том числе часть острова Большой Уссурийский, на котором расположен укрепленный район и погранзастава, и остров Тарабаров, над которым проходят траектории взлетов военных самолетов и гражданских авиалайнеров из аэродрома Хабаровск. Россия, несмотря на повышающиеся цены на нефть все больше и больше теряет свой вес в регионе. Стремительно сокращается население Приморского, Хабаровского и Забайкальского краев и если существующие тенденции продолжатся, то вероятность появления САР Хабаровский край и САР Приморский край будет только повышаться.
3. Конституцинно правовые документы, регламентирующие взаимоотношения КНР и Гонконга
Вторая глава конституции Гонконга регламентирует отношения между Центральными Властями и САР Гонконг. Этот раздел начинается со Статьи 12 конституции Гонконга, которая гласит, что: «САР Гонконг является административным регионом Китайской Народной Республики, который обладает высокой степенью автономности, но находится в прямом подчинии Центральному Народному Правительству.».
В Статье 15 сказано, что: «Центральное Народное Правительство назначает Руководителя и основных чиновников исполнительных САР Гонконг в соответствии с условиями Главы IV конституции Гонконга.»
В соответствии со Статьями 16, 17 и 19 САР Гонконг наделяется исполнительной, законодательной и судебной властью.
Суды САР Гонконг имет юрисдикцию во всех делах региона, за исключением государственных актов таких как оборона и международные дела.
В Статья 21 конституции Гонконга формулируются общие избирательные права граждан. «Граждане Китая, которые являются жителями САР Гонконг имеют право участвовать в управлении государственными делами согласно закону. В соответствии с назначенным числом мест и методом избрания, определенного Национальным Народным Конгрессом, граждане Китая, а так же жителей САР Гонконг должны учавствовать в локальных выборах депутатов в Национальный Народный Конгресс.»
Согласно Статье 22: «Ни один из органов Центрального Правительства КНР, ни одно руководство центрального или автономного региона не имеет права воздействовать или влиять на дела, которые САР Гонконг имеет в собственной юрисдикции.»
В Статье 23 в конституции САР Гонконг вводится следующее требование: «САР Гонконг обязан ввести в действие собственные законы , чтобы не допустить любой акт измены, раскола, мятежа, подрывную деятельность против Центрального Народного Правительства, соблюдение государственных тайн, не позволять иностранным политическим или юридическим организациям проводить политические действия в Регионе, и не допускать политические или юридические организации Региона от установливать связи с иностранными политическими или юридическими организациями.» Такие законы были введены.
Соответствующие статьи, посвященные защите целостности государства, есть так же в конституции Китая. Но эти статьи в отличии от конституции Гонконга прописаны как обязанности граждан КНР. Статья 54 гласит, что: «Граждане КНР обязаны охранять безопасность, честь и интересы Родины, не должны совершать действия, наносящие вред безопасности, чести и интересам Родины.». А в Статье 55 указано, что: «Защита отечества и отражение агрессии является священным долгом каждого гражданина КНР. Воинская служба и участие в народном ополчении в соответствии с законом являются почетной обязанностью граждан КНР.».
В сфере нологообложения в Гонконге с 2007 года действует новое «соглашение об избежании двойного налогообложения между КНР и САР Гонконг». Оно вступило в силу в Гонконге 1 апреля 2007 г. Хотя Китай и Гонконг подписали документ еще в августе 2006 г., соглашение начало действовать после завершения процедур ратификации с нового налогового года в материковом Китае - с 1 января 2007 г. и в Гонконге - с 1 апреля 2007 г. Новое соглашение значительно расширяет рамки предыдущего аналогичного соглашения, подписанного в 1998 году. Если предыдущее соглашение затрагивало, в основном, доходы физических лиц, то теперь оно создает значительные налоговые льготы и для гонконгских компаний, работающих с континентальным Китаем. Главной задачей поставленной перед налоговыми чиновниками обеих стран было предотвратить двойное налогообложение международной деятельности гонконгских и китайских компаний.
В то же время с 1 января 2008 г. на территории КНР вступил в силу Закон КНР «О налоге на прибыль предприятий», в связи с чем появилась необходимость корректировки соответствующих положений Соглашения о налогах, в отношении которых действует Соглашение (ранее действовавшие в КНР отдельные налоги на прибыль для иностранных предприятий и предприятий с участием иностранного капитала и для предприятий национального капитала были объединены в единый налог на прибыль). Кроме того, изменения коснулись определения резидента в Соглашении. Для определения подлежит ли обложению налогом на прибыль предприятий гонконгская компания, являющаяся поставщиком услуг в КНР (включая консультационные услуги), стороны пришли к соглашению заменить в целях расчета «6 месяцев» на «183 дня».
Должностные лица, законодательная и судебная власть, торговля и экономика, включая внешнюю, руководствуются законодательством Гонконга.
Из сказанно в этой части можно сделать вывод, что Гонконг имеет достаточно высокую степень автономности, за исключением вопросов обороны и иностранных дел, что мы и рассмотрим в следующей части.
4. Международно-правовые документы регламентирующие взаимоотношения КНР и Гонконга
Войдя в состав КНР, Гонконг обладает значительной автономией, собственными законами, правовой, денежной, таможенной и эмиграционной системами, а также правом участия в международных организациях. В ведении Центрального Правительства КНР находятся оборона и область международных отношений, затрагивающая государство в целом и САР Гонконг в частности.
Ограничение автономности САР Гонконг мы можем видеть в Статье 13 конституции Гонконга. Она гласит, что: «Центральное Народное Правительство ответственно за иностранные дела, касающиеся САР Гонконг. Министерство иностранных дел Народной Республики Китая должно установить офис в Гонконге, чтобы иметь дело с иностранными делами. Центральное Народное Правительство уполномочивает САР Гонконг проводить внешнюю политику самостоятельно в соответствии с этим Законом.».
Дипломатическое представительство Гонконга за рубежом осуществляет Китай. Однако Гонконг участвует в таких международных организациях, как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Азиатский банк развития, Всемирная торговая организация, Всемирная организация по метеорологии, Всемирная организация здравоохранения.
Статья 14 конституции Гонконга устанавливает, что: «Центральное Народное Правительство ответственно за оборону САР Гонконг. Правительство САР Гонконг ответственно за обслуживание общественного порядка в Регионе.
Военные силы, размещенные Центральным Народным Правительством в САР Гонконг для защиты не должны вмешиваться в местные дела Региона. Правительство САР Гонконг может, когда необходимо, просить помощь у Центрального Народного Правительства от гарнизона в обслуживании общественного порядка и помощь в бедствии.
В дополнение к соблюдению национальных законов, члены гарнизона должны соблюдать законы САР Гонконг. Расходы для гарнизона будет нести Центральное Народное Правительство.» Иначе говоря, за оборону Гонконга отвечает КНР. Собственных вооруженных сил в САР Гонконг нет. Гарнизон Китайской народно-освободительной армии в Гонконге включает соединения сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил, находящиеся в непосредственном подчинении центральных властей КНР. В САР Гонконг имеются полицейские силы.
Заключение
1. Заключение по конституционным аспектам правоотношений Китая и Конконга
Анализируя постатейно конституции Китая и Гонконга мы можем заключить, что процесс возвращения Китаем отторгнутой во время I и II опиумных войн территории Гонконга вступил в свою завершающую фазу. Вследствии значительного роста мощи Китая и в то же время распада и ослабления Британской империи стало возможным окончательное конституционное закрепление перехода Гонконга под полное влияние Китая с плавным включением его в территорию КНР к 2047 году. Весь процесс перехода Гонконга из под контроля Великобритании под контроль Китая очень сложен и многогранен, поэтому лаконичнык конституции определяют только самые основные аспекты взаимлдействия Гонконга с Китаем и с внешним миром. Можно заключить, что все международные и оборонные вопросы контролируются или управляются Пекином, в то же время в вопросах местного самоуправления, вопросах собственности и других экономических вопросах приоритет отдается региону. Мы приведем заключения по этим двум темам отдельно.
2. Заключение по внешним и международным аспектам правоотношений Китая и Конконга
Провозглашая «мягкое» вхождение территории Гонконга как автономного региона в состав КНР, Китай при переговорах принял единственно возможную позицию – все международные и военные соглашения с САР Гонконг а также создание консульств и неправительственных организаций на территории САР осуществляются только через Пекин. Глядя на многочисленные попытки Великобритании и США подстрекательством и прямыми провокациями (особенно посредством подконтрольных СМИ и неправительственных организаций), дестабилизировать обстановку в регионе, подобное решение видится единственно возможным. Указанное положение дел конституционно закреплено в Главах II и IV Основного закона Гонконга.
В то же время , удерживая контроль, законодательство не подавляет инициативы САР. Представители Гонконга могут присутствовать на переговорах представителей КНР с третьими странами, когда переговоры затрагивают интересы САР Гонконг. Вообще представители Гонконга имеют в международных делах весьма широкую автономию – под контролем Пекина, САР может заключать самостоятельно экономические, торговые, финанстовые, культурные и многие другие соглашения, а в случае, если Центральное правительство становится третьей стороной то по предварительной договоренности с центром. Существует и даже поощряется возможность по вхождению в различные международные структуры и и организации, причем членом которых КНР может и не являться, но под контролем из Пекина. Отмена въездных виз на территорию САР для граждан третьих стран возможна, но тоже только с разрешения Центрально Правительства.
Стоит заметить, что все договоренности, переговоры, высказывание своих взглядов в международных организациях могут проводиться от САР используя наименование «Hong Kong, China», что непосредственно указывает на принадлежность региона. Эта норма указывается в Конституции САР неоднократно. Особо отмечается возможность создания Консульств и Официальных Миссий на территории САР. Кроме того, что решение возмоно только при утверждении его Пекином, существуют дополнительные нормативы, как например – непризнанные КНР государства могут создавать только представительства негосударственных организаций.
Как мы уже упоминали, все военные дела осуществляются только через Центральное Правительство КНР. САР Гонконг не имеет своих собственных вооруженных сил - только силы охраны правопорядка, тем не менее на территории САР Гонконг находится гонконгский гарнизон Народно-Освободительной Армии КНР, включающий в себя подразделения ВМС, ВВС и Сухопутных Войск. Все расходы по содержанию гарнизона берет на себя бюджет КНР, что также напрямую прописано в конституции. В конституции также указывается, что Гонконгский гарнизон не имеет права вмешиваться во внутренние дела региона (исключение, как явствует из других глав и документов – введение чрезвычайного положения.).
Понятно, что круг «друзей» у КНР и Гонконга до 1997 года был весьма различным, но как мы покажем в следующем пункте, сохранение старых Гонконгских «друзей» выгодно КНР ничуть не меньше.
3. Конституционные права и отношения граждан Китая и Гонконга
Конституционные права и обязанности граждан КНР и жителей Гонконга наиболее ярко выражают различия в социальных системах. Примерно две трети статей в обеих конституциях имеют прямое соответствие (См. Приложение 1.) Многие из статей имеют практически одинаковые формулировки. Но основные имеют принципиальные разночтения. Право на труд и отдельной статьей право на отдых закреплены только в конституции КНР. Право на образование и обязанность учиться также закреплены только конституцией Китая, конституция же Гонконга имеет в свою очередь только статью закрепляющюю право на выбор специальности. Пенсионное обеспечение гарантируется в КНР Государством и обществом, в то время как в Гонконге речь идет о социальной поддержке (welfare), кальке с законодательств западных стран, по сути переносящей заботу об обеспечении старости на плечи самих граждан. И последнее, что стоит особо отметить, в конституции Китая отдельной статьей закреплено равноправие женщин. Стоит отметить, что конституция КНР прописана гораздо детальнее чем конституция САР Гонконг.
Отношения между самими жителями Китая и САР Гонконг очень разные как и само общество Гонконга – от левацких студентов и левой интеллигенции (эмигрантов времен Культурной революции) до биржевых спекулянтов и торговцев оружием. Основная часть населения Гонконга к континентальному Китаю относится с легкой опаской и подозрением, но отношения эти заметно улучшились со временем. Стоит заметить, что очень многое в них зависит от работы экономики и СМИ, и что в отношениях людей происходит постоянная эволюция.
Очень интересно проследить эволюцию отношения Гонконга и Китая на примере паспортов. Большинство граждан Гонконга до 1997 года имели паспорта подданных Британии. Так как до момента перехода суверенитета медиапространство Гонконга полностью контролировалось Британскими и Американскими СМИ проводившими антикитайскую пропаганду, множество людей оказались крайне запуганными и в предвкушении 1997 года расчитывали покинуть Гонконг и свободно въехать на территорию Британии. Не тут то было. Несмотря на постоянные «заверения в любви» гражданам Гонконга (подданным Британии с британскими паспортами) въезд в Британию на продолжительный срок был разрешен только в порядке визовых процедур, как и гражданам иностранных государств. Жители Гонконга были «мягко говоря» обижены таким подходом после чего сленговый термин «колониальный паспорт Гонконга» стал использоваться намного чаще. Наступил 1997 год и как заметили жители Гонконга, жизнь к худшему не изменилась. Огромный поток товаров из Китая продолжает многократно усилился и продолжает раздувать финансовую и транспортную стороны экономики Гонконга. В то же время выдаваемый уже после передачи суверенитета паспорт (HKSAR) приобретает все большую популярность позволяя с гораздо меньшими формальностями передвигаться по Китаю. В настоящее время в САР проживает около 3 млн. Держателей «колониальных Британских пасспортов» и их число сокращается. Боязни «огромного тоталитарного Китая» особенно после успешнышных массовых демонстраций 2003-2004 годов уже давно нет. Несмотря на разницу систем и конституционных прав жители Гонконга и Китая стремительно сближаются как в смысле мировоззрений так и в смысле прямых контактов, стирая границу региона.
4. Внутренние отношения Китая и Гонконга
Коституция Гонконга определяет основной минимум правил, которым подчиняется территория САР. Основные из них таковы:
Правительство КНР, в соответствии с конституцией, назначает Председателя и руководство САР Гонконг, хотя здесь скорее будет уместно слово «утверждает», так как должности все равно выборные. Степень демократичности выборов – это другой вопрос, который зависит от текущего международного положения, но можно однозначно сказать, что упускать контроль над регионом центральное правительство не собирается. С продолжающимся ростом мощи Китая можно ожидать, что степень демократичности выборов будет повышаться.
САР Гонконг наделяется законодательной властью. При принятии какого-либо законодательного акта, он должен быть направлен в Центральное правительство, которое проверит его на соответствие обеим конституциям и внесет в реестр. Официальный Пекин может вернуть закон случае несоответствия, но если такового не усмотрено, то он должен сделать запись (record) о законе для внесения закона в законодательные базы, после чего он вступит в силу. Центральное правительство не может изменять законы САР.
На территории САР действуют только те законы КНР, которые оговорены в конституции САР Гонконг. Исключениями могут быть ситуации когда вводится Чрезвычайное положение или вступление в состояние войны.
САР Гонконг наделяется судебной властью. Вся судебная система сохраняется в той форме в которой она работала до передачи САР Гонконг Китаю (за исключением сертификации высших судейских инстанций). Суды САР Гонконг не имеют юрисдикции относительно государственных актов в области внешних сношений и обороны.
Никто не имеет права вмешательства в те вопросы, которые в соответствии с конституцией должны решаться регионом самостоятельно.
Мир постоянно меняется и за последние десятилетия изменился очень сильно. С 90-х и до настоящего момента на процессы в регионе оказывают влияние следующие факторы:
1. Значительный дрейф Китая в сторону капиталистических отношений. Конституцией допускаются различные формы собственности, с приоритетом государственной. Также определены и другие формы собственности на землю (т.н. коллективная) и природные ресурсы.
2. Незначительный дрейф САР Гонконг в сторону методов более централизованного управления экономикой особенно после глобальных потрясений дальневосточных фондовых рынков в 1997 году.
3. Падение и необеспеченность курса доллара США. Напомним, что Гонконгский доллар напрямую привязан к доллару США и в этом регионе находится под постоянным давлением юаня и йены.
4. Значительное и продолжающееся снижение доли промышленности в валовом продукте САР Гонконг. В настоящее время доля промышленности составляет по разным оценкам 7-9% и снижение ее доли продолжается из за невозможности конкуренции с континентальным Китаем.
5. Возрастание роли Китая в регионе и роли всего азиатско-тихоокеанского региона в мире.
Существующий статус и положение САР Гонконг в составе Китая и вправду может быть описан фразой «Одна страна – две системы», хотя сейчас Дэн Сяопин вероятно выразился по-другому. Высокая степень интеграции экономики Китая в экономики развитых капиталистических стран, особенно США и Великобритании требует некоего переходного шлюза, которым и стал САР Гонконг. Никакого «Азиатского Тигра» разрекламмированного западными СМИ нет уже лет 30. Оставшиеся от промышленности 9% это прекрасно подтверждают. И в то же время валовой продукт на душу превышает показатели в Шведции и Дании и почти в 5 раз превышает этот показатель в Китае. За десять лет в составе Китая, жители Гонконга успели не только испугаться, но и начали ценить свое положение. Три направления приносят Гонконгу его основной доход – Финансовые услуги, Транспортные услуги и туризм. Будучи на протяжении многих лет самой «либеральной» экономикой мира, Гонконг используется для заключения многих сомнительных сделок, торговли оружием, пунктом распространениея контрофактной продукции и «серых» схем в налогообложении. Гонконгская биржа вследствии либеральности законодательства позволяет проводить такие операции, которые вряд-ли могли бы быть проведены на Нью-Йоркской или Лондонской бирже. Огромная же промышленность Китая использует Гонконг как экспортные ворота. Все вышеперечисленное позволяет заключить, что не все так просто в принятии решения двигаться курсом «одна страна – две системы» и уж тем более не в слабости Китая растянувшего процесс присоединения Гонконга на 50 лет. Такой статус САР Гнконг выгоден Китаю ничуть не меньше, а в случае экспансии (экономической и политической) даже больше чем Западным странам чтобы быть использованным в качестве плацдарма. Принятие курса «одна страна – две системы» и закрепление его в конституциях КНР и Гонконга вероятнее всего было результатом долговременного анализа и планирования и является одним из успешных ходов Китая на мировой шахматной доске.
Использованная литература:
1. Основной Закон (Конституция) Гонконга
http://www.uznal.org/constitution.php?text=Hongkong&language=e
2. Конституция Китайской Народной Республики http://www.uznal.org/constitution.php?text=China&language=r
3. http://www.chinapro.ru/law/13/
4. Нанкинский договор: http://www.hrono.info/dokum/1800dok/1842nankin.html
5. Пекинский договор: http://www.hronos.km.ru/dokum/1860pekin.html
6. http://209.85.135.104/translate_c?hl=
7. http://russian.china.org.cn/china/archive/dxp/txt/2004-08/13/content_2126243.htm
8. http://russian.china.org.cn/china/archive/dxp/txt/2004-08/10/content_2126279.htm
9. http://www.krugosvet.ru/articles/120/1012057/1012057a1.htm
10. http://russian.people.com.cn/
11. http://ru.wikipedia.org/wiki
12. http://www.info.gov.hk/basic_law/fulltext/index.htm
13. http://www.gsl.ru/offshore/hongkong.shtml
14. http://www.gov.hk/en/
15. http://www.gov.hk/en/about/govdirectory/govstructure.htm
16. http://www.fmprc.gov.cn/eng/default.htm
17. http://www.fmprc.gov.cn/eng/ljzg/zgjk/3579/default.htm
18. http://www.info.gov.hk/basic_law/fulltext/index.htm
19. http://2buh.ru/articles/uprav/detail.php?ID=181562
20. http://www.gzt.ru/world/2004/09/13/082343.html
21. http://www.doj.gov.hk/eng/legal/index.htm
22. http://www.2devochki.ru/32/5877/1.html
23. British Trade and Cultural Office http://www.britishembassy.gov.uk/servlet/Front?pagename
24. http://www.chinawindow.hk/?/about_hongkong/custom
25. http://www.mirdisaina.ru/articles/2007/09/10/article9478/
26. http://russian.china.org.cn/china/archive/dxp/txt/
27. http://www.nationalcard.ru/guide_country205.html
28. http://magazines.russ.ru/nz/2002/4/lapt.html
29. http://abirus.ru/o/sg10.htm
30. http://www.washlaw.edu/forint/asia/hongkong.html
Приложения:(см.в вордовском файле в копилке)