|
От
|
Пуденко Сергей
|
|
К
|
Potato
|
|
Дата
|
18.02.2008 14:19:35
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
тяж.проблемы с экономикой плюс "алфавит по букве"
>Недавняя речь Медведева вызывает много вопросов.
>
>"Сегодня мировая экономика переживает непростые времена. Особенностью является то, что, в
отличие от предыдущих финансовых кризисов, проблемы пришли с тех рынков, которые еще вчера считались самыми стабильными — рынков Европы и США."
>Интересно, какие предыдущие финансовые кризисы имел в виду Медведев? Не вдаваясь в финансовые детали, ясно, что экономика Европы и США - значинетельная, если не большая часть мировой экономики. Экономика остального мира (после падения СССР) во многом зависит от Европы и США. Следовательно большая часть кризисов начинается именно там.
насколько я понял от комментов ВоВиктора с ворлдкризиса. проблема сачс в том чтоб бАПКИ БЫСТРО ВЗЯТЬ.прошу пардона за бедность речи я не экономист.
Кризис 9который мировой,то есть навсегда)убивает перекредитование "оттуда", здесь "дефицит ликвидности" (банки будут укрупнять).И в частности поэтому вытрясают баппки с населения, в том числе через слухи про "деноминацию". Срочно вложись в ж-б коробку по 4000бакс за метр. Или в гречку.
деньги убегают (отток составил рекорд в январе), поэтому "снизим налоги""снизим налоги"(в учебниках ведь так)
Короче речь раскодируют не через стратегии(это все алфавит по буквам для ПиАра), а ситуативно
Ведомости и Коммерсант
Он не Путин, он другой
Февральские тезисы Дмитрия Медведева: налоги снизить, чиновников из бизнеса гнать
о
Двухдневная комбинация вряд ли была случайной. В четверг Владимир Путин рассказал о «личной химии» в отношениях с Дмитрием Медведевым, а в пятницу сам будущий президент начал презентацию своей программы со ссылки на речь Путина о стратегии до 2020 г. Программа преемника действительно не противоречит целям, заявленным предшественником, если говорить о среднем классе в 60% населения или поощрении частной инициативы. Но все же о преимуществе свободы «во всех ее проявлениях», о независимых СМИ и неприкосновенности частной собственности Медведев говорил больше Путина. Гармония между свободой и правопорядком — вот к чему нужно стремиться в ближайшие четыре, а может, и восемь лет. Проблемы, признал Медведев, есть и с тем и с другим. Экономику нужно меньше регулировать — слишком велика в ней роль правительственных директив и госкомпаний. С правопорядком тоже не все ладно: кандидат предложил принять национальный план по борьбе с коррупцией.
увеличить
Это уже было — и антикоррупционная комиссия во главе с премьером, созданная Путиным в 2003 г. и благополучно забытая. И обещание создать единый госорган для борьбы с вечным злом, данное Виктором Зубковым при утверждении его премьером. Воспоминания навевали и другие красноярские тезисы. Будущий президент почти цитировал программу Грефа образца 2000 г., когда заявил, что «многомесячные согласования, необходимые для начала бизнеса и строительства, должны уйти в прошлое».
Были и совсем конкретные предложения. Например, создание специальной госкомпании по строительству дорог: почему-то изначально предполагается, что она будет распределять бюджетные деньги лучше, чем нынешнее ведомство — Росавтодор. Или организация специального фонда для выплаты гражданам компенсации за несправедливые решения и волокиту в судах. Любопытно, сколько положат в этот фонд? По одной только сумме можно будет понять, во сколько государство оценивает качество судебной системы.
Почти революционно прозвучала идея, что «большинству государственных чиновников в советах директоров компаний не место» и «на их смену должны прийти по-настоящему независимые директора». Сейчас едва ли не все высшие чиновники, начиная с премьера, входят в советы директоров, а то и возглавляют их. И собираются там остаться — судя по кандидатурам, внесенным на собрания акционеров. Впрочем, если дело дойдет до выбора, место в руководстве госкомпании может оказаться дороже. Что мешает Игорю Сечину, который вряд ли останется в администрации президента после выборов, стать независимым председателем совета директоров «Роснефти»?
Гораздо более системным оказался налоговый блок программной речи. «Государство должно собирать ровно столько налогов, чтобы национальный бизнес не разбежался по другим странам» — какой либерал не подпишется под этой фразой? Медведев фактически реабилитировал использование офшоров: компании, прибегающие к их услугам, не изменяют Родине, а реагируют на высокие налоги. А чтобы вернуть хотя бы часть операций с российскими ценными бумагами на родной рынок, Медведев предложил освободить от налогов доход от их реализации.
Медведев подтвердил и углубил объявленный Путиным курс на снижение и унификацию ставки НДС (подробнее см. с. 58). Смысл этого, как и других обещанных послаблений, — поощрение инноваций и вложений в человеческий капитал. Поэтому от ЕСН и подоходного налога предложено освободить суммы, которые граждане и компании тратят на медицину, образование и пенсионные накопления. НДПИ и экспортные пошлины — реформировать так, чтобы производить высокооктановый бензин было выгоднее, чем мазут. Если речь идет о налоге на прибыль, то нужно освободить от него расходы на научные исследования и разработки. В общем, президенту Медведеву и премьеру Путину будет чем обрадовать бизнес и огорчить Минфин. В то, что они займутся налогами, верится больше, чем в ожидающие нас независимость судов и честность чиновников. Исправить Налоговый кодекс проще, чем мозги, как однажды высказался главный кремлевский эксперт Аркадий Дворкович: в российских условиях низкие налоги могут служить хоть какой-то компенсацией неспособности государства довести до конца другие реформы.
SM 5 (95) 18 февраля 2008
Ведомости
Либеральный лад
На Красноярском форуме Дмитрий Медведев выступил с либеральной программой. Но она неконкретна, а слова и дела могут разойтись
Борис Грозовский
Кира Латухина
Ведомости
18.02.2008, №29 (2051)
Медведев впервые высказался почти по всем вопросам экономической повестки дня. Бизнесмены, участвовавшие в форуме, довольны: каждый услышал в речи Медведева что-то приятное. Рады и экономисты: он выступил с либеральной программой.
Каждому свое
Очень важно, что Медведев сказал о развитии высоких технологий в энергетике, отметил предправления «ГидроОГК» Вячеслав Синюгин.
Президент МТС Леонид Меламед одобряет тезис, что телекоммуникации должны развиваться опережающими темпами и стать драйвером для роста всей экономики.
Президенту «Роснефти» Сергею Богданчикову нравится мысль о стимулировании переработки природных ресурсов внутри страны. Еще Богданчиков обратил внимание на тезис о развитии самостоятельной банковской системы. В 2007 г. «Роснефть» заплатила иностранным банкам около $1 млрд процентов по кредитам, а если бы отечественные банки предлагали выгодные условия кредитования, на займах «Роснефти» зарабатывали бы российские банки, сказал Богданчиков.
Гендиректора СУЭК Владимира Рашевского порадовали снижение НДС и тезис об увеличении производительности труда как основе экономического роста.
Предправления Оргрэсбанка Игорю Когану кажется важным заявление о перспективах рубля как региональной резервной валюты и курс на национальную банковскую систему, сильную и открытую одновременно.
«Свобода лучше»
Начал Медведев с приятных всем слов: «Свобода лучше, чем несвобода». Это относится, продолжил кандидат, к свободе во всех ее проявлениях: личной, экономической, свободе самовыражения. Затем Медведев выступил диалектически: свобода неотделима от признания власти закона, нарушение которого надо «исключить из числа наших национальных привычек». Нужно достичь гармонии между свободой и правопорядком, объявил он: уйти от ситуации, когда жестокость законов компенсируется необязательностью их исполнения.
Добиться этого Медведев предложил за счет публичного обсуждения и общественной экспертизы законов: «Возложение новых обязанностей и издержек должно иметь обоснование, с которым в принципе должна соглашаться значительная часть общества».
Общество Медведев призвал к уважению частной собственности, а пример должно показать государство.
Тезисы прекрасны, верховенство закона декларировано по полной программе, но есть же и «басманное правосудие», и коррупция, вздыхает адвокат Платона Лебедева Евгений Бару. Общественная экспертиза — прекрасное пожелание, но непонятно, где именно законы будут обсуждаться, подобные тезисы обычно произносят исключительно в предвыборную кампанию — и это либо декларации, либо абстракции, заключает Бару.
Правоприменение
Пока все знают, что прав всегда тот, у кого зубы острее, а не тот, кто соблюдает закон, говорить об обществе равных возможностей бессмысленно, сетовал Медведев.
Медведев говорит как западный либерал, констатирует гендиректор Международного института политэкспертизы Евгений Минченко. А председатель совета директоров «Евросети» Евгений Чичваркин отметил в его словах «мощный антропоцентрический крен».
Судебной системе Медведев пообещал «подлинную независимость» от власти, а гражданам — доступность правосудия, даже если нарушитель закона — чиновник.
Для этого планируется искоренить практику решений по звонку или за деньги, создать фонд, который будет возмещать гражданам и организациям потери от неправосудных решений и волокиты, смягчить меры пресечения до вынесения приговора, улучшить условия содержания осужденных, проверять необоснованно возбужденные, а затем прекращенные дела.
Профессиональному юристу Медведеву, как никому, видны пробелы в законе и правоприменительной практике, верит председатель профильной комиссии Общественной палаты Анатолий Кучерена. Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев неоднократно возмущался, что за компенсацией гражданам приходится обращаться в Страсбургский суд, Верховный суд подготовил законопроект о компенсациях, в Думу он не внесен.
Боясь оправдательных приговоров, суды прекращают дела без вынесения решения, но гражданину важно, чтобы суд признавал свои ошибки, говорит Кучерена. Судьи боятся последствий, поэтому важнее отстаивать их независимость, чем ограничивать, считает руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович.
В январе в статье в журнале «Коммерсантъ-власть» бывший советник президента Андрей Илларионов сформулировал «закон бессапожности (сапожника без сапог)»: «Сфера общественной жизни, в которой правитель получил образование и профессиональную подготовку, во время политической эпохи, ассоциирующейся с его именем, подвергается наибольшему разрушению».
Против чиновников
Не забыл Медведев и об административной реформе — значительная часть функций, исполняемых госорганами, должна быть передана в негосударственный сектор.
Это очередная попытка отнять функции у МВД (техосмотр) и прочих надзорных служб, например пожарных, предполагает Михаил Виноградов, гендиректор Центра политических технологий.
Административные процедуры должны быть закреплены в регламентах и стать максимально удобными для людей, уверял Медведев. Он предложил большинство разрешительных процедур заменить на уведомительные и сократить «явно излишнюю численность госслужащих».
При Владимире Путине все было не так: по данным Росстата, за 2002-2007 гг. число чиновников выросло с 1,25 млн до 1,7 млн.
Устранение избыточных функций чиновников — ключевая задача административной реформы, говорит Владимир Южаков из Центра стратегических разработок, один из механизмов — передача части функций на конкурсных условиях тем, кто гарантирует их добросовестное выполнение.
Большинству чиновников нечего делать в советах директоров госкомпаний, считает Медведев, им на смену должны прийти нанятые государством независимые директора. Очень важно, что эта идея прозвучала из уст председателя совета директоров «Газпрома», отмечает Южаков. Медведев дает понять, что госкорпорации — этап, а не цель в создании эффективной экономики, заключает Южаков.
Впрочем, именно в красноярской речи Медведев предложил создать дорожную госкомпанию (см. статью на стр. А1).
Большой либерал
Либеральный тон медведевской программы совершенно не похож на путинский, думает Александр Морозов из HSBC Bank. В выступлении Медведева было «много приятных моментов», говорит Евгений Надоршин из банка «Траст»: например, замена «ручного управления экономикой» созданием стимулов для частной инициативы. Силовые структуры вряд ли будут в восторге от этой программы, полагает Виноградов.
Медведев корректно идентифицировал большинство областей, нуждающихся в реформе, считает экономист Goldman Sachs Рори Макфаркхар, но реализацией этих реформ будет заниматься правительство во главе с Путиным, а от него никто не ждет радикального отхода от нынешней политики. «Главный вопрос, который у нас остался: как подобные взгляды будут уживаться с системой, сложившейся за последние годы?» — интересуется Надоршин.
Выступил Медведев и за быстрое снижение НДС, и за то, чтобы думать о его замене налогом с продаж, и за стимулирование исследований и разработок за счет коррекции налога на прибыль. Но Медведев ничего не сказал о снижении госрасходов, обращает внимание Виноградов. Такой подход оставит слишком мало денег фонду благосостояния, тревожится Макфаркхар.
Медведев делает акцент на четырех «И»: институты, инфраструктура, инновации, инвестиции. Выступивший позже Дворкович заметил: для успеха реформ нужны три «Т» — технологическая модернизация, таланты и творческий подход. Четыре нацпроекта в Красноярском крае переформулировали в программу четырех «Д» — дом, деревня, демография, дети. «У них в крае где-то алфавит закопан, достают по букве для госнужд», — пошутил участник форума.
В подготовке статьи участвовали Елена Медведева, Анастасия Корня, Ольга Кувшинова, Василий Кудинов
Налоговая реформа попала под выборы
// Дмитрий Медведев -- лучший друг налогоплательщиков
Газета «Коммерсантъ» № 26(3843) от 18.02.2008
Первый вице-премьер Дмитрий Медведев намерен снизить налоги и поставить главе МЭРТа Эльвире Набиуллиной новую задачу — борьбу с перегревом экономики
Кандидат в президенты Дмитрий Медведев в выступлении на форуме в Красноярске развил налоговые идеи своего будущего подчиненного Владимира Путина. Предложение действующего президента о снижении НДС дополнено ранее считавшейся фантастической идеей о замене этого платежа налогом с продаж, а общее намерение создавать налоговые стимулы для инноваций и трат на образование, медицинское страхование и финансирование пенсионных накоплений -- обещанием конкретных льгот компаниям и гражданам.
Раздел предвыборного доклада первого вице-премьера и кандидата в президенты Дмитрия Медведева, посвященный налогам, по количеству приятных уху налогоплательщика обещаний с легкостью обошел объемные "Основные направления налоговой политики на 2009-2011 годы", их Минфин сейчас пытается провести через правительство (рассмотрение этого документа отложено на март 2008 года). Ведомство Алексея Кудрина считает период снижения ставок и выдачи льгот законченным, Владимир Путин и, как выяснилось, Дмитрий Медведев -- нет.
Прежде всего первый вице-премьер в своем докладе конкретизировал поручение президента: не просто "стремиться к установлению единой и максимально низкой ставки НДС" (так выразился на заседании Госсовета президент), а как "можно быстрее принять закон" по этому поводу. По всей видимости, это уточнение адресовано не столько избирателям, сколько Алексею Кудрину, уже попытавшемуся представить перспективу снижения ставки НДС делом отдаленного будущего. А глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович в Красноярске рассказывал "Ъ", что соответствующие расчеты уже ведутся, остался лишь "самый острый вопрос" -- будет ли НДС снижен в ближайшей фазе бюджетного цикла или позже.
Более неожиданное предложение господина Медведева -- "продолжить анализ целесообразности" замены НДС на налог с продаж. В последнее время оно всерьез не обсуждалось. Владимир Путин о нем не высказывался, Алексей Кудрин и его заместитель по налоговой реформе Сергей Шаталов не раз говорили, что не рассматривают это предложение в практическом плане и не собираются его просчитывать. От этой идеи отказались даже объединения предпринимателей при формулировании своей общей платформы по налоговым вопросам (см. "Ъ" от 14 февраля).
Второй блок налоговых предложений -- послабления для компаний, вкладывающих деньги в инновации и перевооружение производства. По налогу на прибыль обещаны более гибкая система амортизации (сокращение платежей в казну за счет отнесения на затраты стоимости основных средств), а также введение механизма стимулирования НИОКР через более интенсивное списание на затраты расходов на исследования и разработки. "В течение 15 лет мы убивали мотивацию к НИОКР у частных инвесторов. Сегодня мы просто обязаны вернуть им долги",-- заявил Дмитрий Медведев.
Новинкой же стал пока внятно не сформулированный кандидатом в президенты принцип уменьшения экспортных пошлин "таким образом, чтобы они стимулировали строительство новых производств с высокой глубиной переработки природных ресурсов". В частности, речь идет о стимулировании инвестиций в нефтепереработку. Иными словами, предложено уменьшать вывозные пошлины для тех экспортеров нефти, которые будут модернизировать свои нефтеперерабатывающие заводы.
Наконец, третий налоговый блок Дмитрия Медведева -- социальный. Расходы на образование, здравоохранение и пенсионное страхование должны освобождаться от налогов на доходы физлиц, на прибыль и от ЕСН. Это не революция, до определенных пределов эти льготы действуют и сейчас. В частности, согласно Налоговому кодексу, физлица могут вернуть часть расходов на лечение, обучение и накопление пенсий посредством вычета из уплаченного подоходного налога (до 13 тыс. руб.). Так как из-за возможных злоупотреблений полностью освободить эти средства от налогов нельзя, господин Медведев предложил лишь сделать это "в социально разумной и максимально возможной степени". Действительной же новацией "соцпакета" можно назвать лишь предложение освободить от налогов выплату компаниями процентов по ипотечным кредитам своих сотрудников.
Реакция Алексея Кудрина на либеральный порыв кандидата в президенты оказалась предсказуемой. Там же, в Красноярске, он заявил, что идея снижения налогового бремени "абсолютно правильная, но требует постепенной реализации". По его словам, при нынешнем фискальном режиме "в ближайшие пять лет мы могли бы обеспечить двух-трехкратный рост строительства инфраструктуры". "Если же снижать налоги, то таких возможностей не будет. Бизнес должен определиться, что для него важнее -- быстрое подключение к сетям, получение более дешевой электроэнергии или свободные средства, которые он может потратить по своему усмотрению",-- сказал Кудрин.
Реакция экономистов смешанная. С одной стороны, многие из них оценили речь Дмитрия Медведева как позитив и программу либеральных реформ (см. "Ъ" от 16 февраля), с другой стороны, есть риск перегрева экономики, констатирует, например, Рори Макфаркуар из Goldman Sachs. Игорь Николаев из ФЩБК не видит необходимости в снижении НДС, это, по его мнению, затруднит планирование инвестиций. Евсей Гурвич из Экономической экспертной группы указывает, что снижение НДС или переход к налогу с продаж привели бы к существенному уменьшению доходов бюджета: "Надежды на то, что снижение ставок выведет бизнес из тени и тем самым компенсирует потери, неоправданны". По его словам, НДС -- налог на потребление, при его снижении произойдет рост спроса, а экономика и так перегрета
рограмма для всех
Борис Грозовский, Елена Медведева; Фото: Д.Гришкин
Ведомости 14:57 15.02.2008
Кандидат в президенты, первый вице-премьер Дмитрий Медведев впервые разом высказался практически по всем вопросам экономической «повестки дня», обозначив свои цели и приоритеты как будущего президента. Это произошло сегодня на красноярском форуме «Россия 2008-2020. Управление ростом», к которому Медведев подготовил свою экономическую программу.
Программа Медведева приятна во всех отношениях и очень понравилось всем участникам форума.
Кандидат намерен сократить количество чиновников; заменить на уведомительные большинство разрешительных процедур; всемерно способствовать всеобщему уважению к закону и к частной собственности; дать жестокий бой коррупции; компенсировать гражданам и организациям потери от неправосудных решений и волокиты судов; построить самостоятельную, мощную и открытую финансовую систему, которая не даст обесцениваться накоплениям граждан; сделать социальную политику адресной; снизить налоги; модернизировать инфраструктуру; повысить доходы от управления валютными и бюджетными резервами, отдав часть их банкам; облегчить нормативы деятельности банков; создать благоприятный режим для проведения IPO в стране; ускорить строительство современных энергомощностей и линий энергопередач; «создавать мегапроекты на прорывных направлениях развития технологий»; снизить НДС и продолжить думать о его замене налогом с продаж; стимулировать инвестиции в инвестиции и исследования за счет налога на прибыль; стимулировать переработку природных ресурсов в стране; ускорить темпы и качество жилищного строительства.
В большой программе каждый услышал свое. Очень важно, что Медведев сказал о развитии высоких технологий в энергетике, отметил предправления «Гидро-ОГК» Вячеслав Синюгин, его компания как раз обновляет агрегаты на своих ГЭС и развивает возобновляемые источники энергии. Президент МТС Леонид Меламед одобряет тезис Медведева, что телекоммуникации должны развиваться опережающими темпами и стать драйвером для роста всей экономики. А президент «Роснефти» Сергей Богданчиков поддерживает идею Медведева о стимулировании переработки природных ресурсов внутри страны.
Чтобы стимулировать качественную переработку нефти, нужно изменить налогообложение, в том числе в части экспортных пошлин, говорит Богданчиков, а то мазут экспортировать выгоднее, чем высокооктановый бензин. Еще Богданчиков обратил внимание на тезис Медведева о развитии самостоятельной банковской системы.
В 2007 г. «Роснефть» заплатила иностранным банкам около $1 млрд процентов по кредитам, а если бы отечественные банки предлагали бы выгодные условия кредитования, госкомпания занимала бы в России, и зарабатывали бы на этом российские банки, сказал Богданчиков.
http://www.vedomosti.ru/newsline/index.shtml?2008/02/15/548488
митрий Медведев расставил точки над "и"
// Преемник Владимира Путина остался верен его обещаниям
Газета «Коммерсантъ» № 26(3843) от 16.02.2008
Фото: 1 из 5
открыть галерею ...открыть галерею ...открыть галерею ...открыть галерею ...
Вчера на Красноярском экономическом форуме первый вице-премьер, кандидат в президенты России Дмитрий Медведев выступил с программной речью. Его политическая программа основана на принципе "свобода лучше, чем несвобода", но подразумевает верховенство закона. А экономическая -- на развитии четырех "и": институтов, инфраструктуры, инноваций и инвестиций, причем в отчетливо либеральном варианте. Если они будут реализованы, преемник Владимира Путина оставит в России гораздо меньше государства, чем сам Владимир Путин. Правда, многое из того, о чем говорил вчера господин Медведев, уже декларировалось ранее -- Владимиром Путиным (см. таблицу на стр. 2).
Дмитрий Медведев начал свое программное выступление с гимна свободе. По его словам, в основе российской политики должен лежать принцип "свобода лучше, чем несвобода". Он специально подчеркнул, что "речь идет о свободе во всех ее проявлениях: о личной свободе, об экономической свободе, наконец, о свободе самовыражения". Впрочем, Дмитрий Медведев юрист, а значит, он не мог не вспомнить о том, что "свобода неотделима от фактического признания гражданами власти закона и подразумевает не хаос, а уважение к принятому в стране порядку".
И если эти слова могли прозвучать в речи любого политика в мире, от крайне жесткого по отношению к любой оппозиции министра-наставника Сингапура Ли Кван Ю до любого из лидеров нынешней президентской гонки в США, то дальнейшие 40 минут выступления Дмитрия Медведева были речью либерала. По сути, представители элиты российского бизнеса выслушивали именно либеральную экономическую программу. Сокращение роли государства в экономике, снижение налоговой нагрузки на бизнес, совершенствование законодательства, с тем чтобы оно стало "адекватным состоянию российского общества", доведение институтов рыночной экономики и инфраструктуры до уровня, при котором станет возможна самореализация миллионов россиян, лишь некоторые из ее элементов.
Большую часть этих тезисов не раз за последние восемь лет повторял и нынешний президент. Свое преемничество Дмитрий Медведев вчера подчеркивал неоднократно: на слова Владимира Путина он в явном виде сослался шесть раз, а на Екатерину Великую и Дмитрия Лихачева -- по одному. Впрочем, несмотря на несомненный настрой на победу на выборах 2 марта, по-настоящему президентской уверенности господин Медведев пока не демонстрирует. Говоря о политической воле и гражданском мужестве, необходимых для радикальных изменений в правоприменении, он почему-то дистанцировался от нынешней власти: "И такая политическая воля и у меня, и у руководства страны есть".
Сам Дмитрий Медведев, очень по-западному резюмируя в конце своего выступления его основные тезисы, очередной раз подчеркнул преемственность курсу Владимира Путина: он намерен продолжить "реализацию тех проектов, которые были инициированы два-три года назад". Крайне выигрышно, практически как рекламный слоган, смотрелись и основные направления, на которых он призвал сконцентрироваться. Кандидат в президенты России назвал их "своеобразные четыре "и": институты, инфраструктура, инновации, инвестиции". А основных задач, которые должны быть решены в этих сферах, оказалось семь: преодоление правового нигилизма, радикальное снижение административных барьеров, снижение налогового бремени, построение мощной и самостоятельной финансовой системы, модернизация инфраструктуры, формирование основ национальной инновационной системы, социальное развитие.
Содержательные меры, которыми кандидат в президенты предложил наполнить обозначенные им направления и задачи, также оказались пронумерованы и классифицированы. Дмитрий Медведев все же из поколения политиков, для которых бизнес-план не абстрактное понятие. Почти каждый раз, говоря о том, что он намерен делать в последующие четыре года, он начинал с перечисления "ряда шагов", пунктуально их нумеруя. Так, говоря об "обеспечении подлинной независимости судебной системы", он предложил, во-первых, искоренить практику неправосудных решений "по звонку" или "за деньги", во-вторых, компенсировать гражданам и организациям потери от "неправосудных решений и волокиты в судах" из специально созданного фонда, в-третьих, гуманизировать правосудие за счет смягчения мер пресечения до вынесения приговора и улучшения условий содержания в местах лишения свободы.
Впрочем, это далеко не все, что господин Медведев предложил относительно первого "и" -- институтов. Административная реформа должна быть доведена до конца, на место разрешительных процедур должны прийти уведомительные, чиновников должно стать меньше, значительная часть госфункций должна быть передана негосударственному сектору, а коррупции должен быть дан "настоящий бой". Должно быть улучшено и качество управления госкомпаниями, в частности, чиновников в их советах директоров предложено заменить на независимых директоров.
Второе "и" -- инфраструктура. Дмитрий Медведев говорил не только о привычной энергетике и транспорте, но и о развитии интернета, фундаментальной науки, образования. Впрочем, "чтобы одной известной проблемой в России стало меньше", было предложено создать очередную госкорпорацию -- акционерное общество, основной функцией которого будет координация строительства и эксплуатации дорог.
Третье и четвертое "и" -- инновации и инвестиции. Основной акцент Дмитрий Медведев сделал на снижении налоговой нагрузки. Причем не в отдаленной перспективе, а в ближайшее время. "Как можно быстрее нужно принять закон, определяющий сроки перехода на единую пониженную ставку НДС",-- заявил вчера господин Медведев, добавив, что "можно было бы продолжить анализ целесообразности" замены НДС на налог с продаж. Стимулировать переработку нефти он намерен за счет дифференциации не только налогов, но и экспортных пошлин. Обещаны налогоплательщикам и более щедрые нормы амортизационных отчислений -- это один из самых эффективных рычагов стимулирования инвестиций. Малому бизнесу предписано радикальное упрощение налоговой отчетности. "Базовые налоговые декларации должны помещаться на одной странице",-- заявил Дмитрий Медведев.
Наконец, Дмитрий Медведев не прошел мимо мирового финансового кризиса: "Последние события, фактически революция в финансовом мире, четко поставили перед нами задачу построения самостоятельной, мощной, но открытой финансовой системы". Комплекс предложенных им мер в основном состоит из уже обсуждавшихся идей, от перехода на рубли при экспорте сырья до использования средств пенсионных накоплений и фонда национального благосостояния для формирования долгосрочных финансовых ресурсов. Перечислил он и более комфортное регулирование финансового рынка, и отмену налога на продажу ценных бумаг, и создание агентства по страхованию пенсионных накоплений, и создание набора инструментов экстренной поддержки банковской системы на случай кризиса, и даже придание рублю статуса резервной валюты. Возможно, самое неожиданное из сказанного вчера в том, что касалось четвертого "и" (инвестиций),-- идея "максимально облегчить нормативы деятельности коммерческих банков и требования к банковской отчетности".
Большинство инвестбанков вчера разослали своим клиентам блицанализ выступления Дмитрия Медведева в Красноярске, в котором единогласно признали его речь либеральной экономической программой. Редкий случай, когда выводы, например, Deutsche Bank, "Тройки Диалог" и "Ренессанс Капитала" совпали почти дословно: их аналитики считают, что это позитивное для рынка событие. Однако РТС вчера закрылась понижением на 1,77%.
http://kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=853673
Максим Ъ-Шишкин
Кремлевская фишка
Президент Владимир Путин объяснил, зачем одна за другой создаются госкорпорации. В будущем их приватизируют, возможно, продадут на бирже
Андрей Панов
Борис Грозовский
Ведомости
15.02.2008, №28 (2050)
Фото: М.Стулов
Кремлевская фишка
добавить отзыв 115 блоггерам письмо только текст
В прошлом году государство создало шесть госкорпораций и выделило им 550 млрд руб. наличными и десятки миллиардов долларов активами.
В новой форме
2004 г.
На месте АРКО создано Агентство по страхованию вкладов.
2007 г.
Приняты шесть законов, на основании которых созданы Банк развития (Внешэкономбанк, получил 180 млрд руб. из бюджета), Фонд содействия реформированию ЖКХ (240 млрд руб. на ремонт ветхого и расселение из аварийного жилья), «Роснанотех» (130 млрд руб.), «Олимпстрой» (предположительно потратит 314 млрд руб.), «Ростехнологии» и «Росатом». Фонду ЖКХ и «Олимпстрою» может потребоваться больше, говорят их представители.
Претенденты
Их число постоянно растет. Среди них ФГУП «Почта России», «Росспиртпром». Обсуждаются госкорпорации по строительству дорог, улучшению имиджа России за рубежом и др.
Вчера Путин, отвечая на вопрос «Ведомостей» в ходе ежегодной пресс-конференции, рассказал, как он видит будущее госкорпораций.
Они должны стать публичными. «Мы будем стремиться к тому, чтобы в течение нескольких лет после осуществленных капиталовложений со стороны государства, после поднятия технологического уровня и капитализации этих компаний постепенно выводить эти компании на IPO и делать их частью рыночного хозяйства, — заверил президент. — Вплоть до полной продажи отдельных их частей, когда они будут восстановлены, конкурентоспособны не только в стране, но и на международных рынках. Вплоть до полной приватизации».
«Было видно, что частный бизнес не способен консолидировать активы и добиваться успеха в таких важных отраслях, как авиа-, авто-, корабле- и станкостроение, — напоминает главный экономист “Тройки диалог” Евгений Гавриленков. — Как только у государства появились деньги, оно, вполне естественно, решило профинансировать эти отрасли и заняться их развитием». Он напомнил, что послевоенный рост европейских экономик во многом был построен на инвестициях государства, а потом большинство компаний были приватизированы.
У него такой путь не вызывает отторжения, чего не скажешь о госкорпорациях. Все они уверены, что Путин говорил не про них.
Для АСВ IPO невозможно, говорит первый заместитель гендиректора Валерий Мирошников: «Наша цель — не получение прибыли, мы поддерживаем стабильность системы страхования вкладов».
«Какой тогда был смысл создавать Банк развития, если через несколько лет его приватизировать, — спрашивает представитель ВЭБа Александр Беккер. — Банк развития создан в виде госкорпорации потому, что для коммерческого банка, чья цель — извлечение прибыли, инфраструктурные проекты неинтересны».
По словам Беккера, вопрос об IPO ВЭБа не обсуждался, закон не предусматривает преобразование Банка развития в АО, а только ликвидацию.
Отремонтированные дома не будут переданы в собственность жилищного госфонда, а сам он по закону должен быть ликвидирован до 2012 г., говорит представитель фонда ЖКХ Ростислав Мурзагулов.
Представитель «Росатома» Сергей Новиков сообщил, что, по его сведениям, IPO госкорпорации не обсуждалось. Источник в «Ростехнологиях» допускает приватизацию отдельных активов корпорации, но не ее самой. Путин мог иметь в виду промышленные госкорпорации — судо- и авиастроительную, рассуждает он.
Похоже трактует слова президента член наблюдательного совета «Роснанотеха» Евгений Федоров: по его мнению, приватизироваться могут промышленные госкорпорации («Ростехнологии», «Росатом»).
Цель «Олимпстроя» — не заработать, а правильно потратить деньги, подчеркивает член правления Сергей Григорьев. В собственности корпорации будет около половины олимпийских объектов, после Олимпиады она будет их эксплуатировать и может быть привлечена к другим проектам, полагает он.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/02/15/141811
>И так далее...