От Овсов
К All
Дата 21.09.2003 20:42:09
Рубрики Россия-СССР; История; Образы будущего;

Новости с клуба Кургиняна 18.09.2003

18 сентября после летнего перерыва вновь заработал клуб у Кургиняна.
Ниже - то немногое, что удалось успеть зафиксировать.

Пока правительство болтает о каком-то там росте экономики (видимо, имея в виду
исключительно газпромы и юкосы), в стране идет разрушение инфраструктуры. Она
распадается на локальные, а также и частные ячейки, теряя свою роль связывания
страны в единое целое.
Далее речь пошла о "деле оборотней в погонах", наезде на Ходорковского и
схожих процессах. Было сказано, что в жизни бывает два варианта - общество, как
Система, которая деформирована (криминализирована), и "общество", где
преступление во власти уже стало нормой - Система криминальная, которая у нас и
имеет место. В такой системе кого сажают? Либо тех, кто не ворует вместе со
всеми, либо тех, кто не тем отстегивает от наворованного (у нас, естественно, это
второе весьма распространено).
Далее - раскрутка Глазьева Кремлем. К-н честно признался, что не понимает,
зачем это Кремлю, если тот в здравом уме. В том секторе электората, куда
нацелен Глазьев, уже и без него пасется целое стадо партий. Оплачивает Глазьева
в основном Дерипаска. В партийном поле картина такова, что Райков копает под
Грызлова, Глазьев - под Райкова, а кто-то еще - под Глазьева. Полная шиза, такая
"система" недееспособна.
Глазьев+Рогозин - это партия Фонда Никсона, американских республиканцев. Те в
свое время имели "Рашн проджект" - установление в России русской
националистической диктатуры, с которой они будут взаимодействовать в своих
интересах. Даже кандидатов с Москвою утрясли. Это весьма одобрял
Буш-старший. Но пришел Клинтон, за которым стоял другой Проект - глобализация,
и начался разгул приватизации России. А теперь у власти снова Буши, которым
хочется возродить старый проект, для чего надо пересажать
олигархов-приватизаторов, после чего их собственность, после короткого периода
национализации, разумеется, достанется новым приватизаторам. Т.е. передел
собственности в пользу старых протеже Фонда Никсона. Именно в этом русле
лежал удар по Ходорковскому. Его спасло от ареста то, что в его компании
крутится порядка 10 млрд. долларов зарубежного капитала, который сумел
Ходорковского отстоять
Глазьева в этом плане выдвигают на роль национализатора, а потом последует
приватизация этого национализированного, но уже "русскими".
Чиновные и спецслужбистские кланы - ядро имеющейся у нас системы, тогда как
олигархи - переферия ее, которая носит чемоданы с деньгами в это ядро. Сегодня
эта система под угрозой.
Раньше была "великая борьба" Ельцина и Зюганова. Теперь Зюганова намерены
заменить на Купцова, который вполне совместим с Глазьевым. Такая связка -
подкоп под Путина. Купив Купцова и Глазьева во власти, для чего их спонсор
Дерипаска станет отстегивать в старое ядро? Под угрозой - сама политическая
система производства денег!
Пока идут все эти игрища, продолжают падать самолеты, а министр обороны,
отвечая, против кого направлены учения с участием носителей ядерного оружия на
Дальнем Востоке, говорит: против браконьеров и контрабандистов! А потом
сообщает, что вертолет сахалинского губернатора рухнул с высоты 13500 м. Как
говорится в таких случаях, "Шиза косила наши ряды".
Все это кончится коллапсом страны. Предотвратить его может только новая
контрэлита. Но где она? КПРФ прогнила не меньше, чем Кремль.
Затем докладчик коснулся проблемы суицидного терроризма, приобретающего все
больший размах в мире. Если раньше в спецслужбах сидели люди типа
Судоплатова, Скорцени, Боргезе, для которых подрывная деятельность была
оправдана Служением их странам, то сейчас все больше становится тех, для кого
терроризм, пропитанный волей к смерти - уже просто образ жазни, новая культура.
Это - один из итогов крушения проекта Модерн, передовым отрядом которого был
Коммунизм (разумеется, не хрущевско-брежневский). В результате мы вполне
сможем однажды увидеть, что вошли-таки в мировую цивилизацию - только
цивилизация эта уже будет террористической - в результате краха национальных
государств и отутствия четких наднациональных структур сдерживания, того
единственного, что может терроризм обуздывать.
Нужен новый Проект масштаба Коммунистического, всемирное Противодействие
этой террористической мутации цивилизации. В падении в эту мутацию мы сегодня
снова впереди планеты всей, потому что именно в эту пропасть увлекает нас шиза
нашей "элиты".

Д. Овсов

От Овсов
К Овсов (21.09.2003 20:42:09)
Дата 15.10.2003 17:40:33

Новости с клуба Кургиняна 09.10.2003

9 октября состоялось очередное заседание Клуба Кургиняна оп теме "Динамика политического процесса".
Динамика эта, естественно, не может радовать нормального человека. Снова был задан риторический вопрос - в
каком обществе мы живем. Это деформированная норма (криминализованное общество) или патология, ставшая нормой
(общество криминальное)? Ясно, что имеет место второе.
В таком патологическом обществе реактивность (реакция населения на происходящее) вовсе не всегда коррелирует
процессы. При криминальной патологии реактивность затруднена, у нас нет нормальных классов и потому нет
классической классовой борьбы. РФ скатывается в социальную деструкцию во всех слоях, сверху и снизу, причем
снизу - быстрее. "Тут все - зэки, различается лишь качество нар".
Нет правящего класса, есть скопище грызущихся за власть и деньги банд. А банды могут только жрать, создавать
они не могут.
Внизу же "ответом" на происходящее является пьянка и воровство всего, что плохо лежит. Но пьянка - это не
ответ на катастрофу!
Происходящий в стране по всем линиям регресс и реакцию на происходящее дает регрессивную. Требуются уже не
столько политические, сколько контррегрессивные меры - создание жизнеспособных социальных структур вместо
разложившихся. Этим может заниматься и партия - создавать социальные структуры.
Далее речь пошла о выборных процессах.
В Ленинграде взамен "боярина" Яковлева воздвигли Матвиенко, как фигуру, вызвавшую наименьшее неприятие у
тамошних групп "элиты". Она пообещала всем этим группам все, что можно, но ведь дать все всем она не сможет,
так что через некоторое время, когда выяснится, кого именно "кинули", в Питере снова начнется стрельба по
маневичам.
Как было сказано кем-то на одном из обсуждений результата выборов в Ленинграде, налицо эрозия электората
Путина и эрозия административной системы - из-за низкой явки и административного развала не смогли пропихнуть
Матвиенко в первом туре, мало ей набросали.
Предвыборные и выборные коллизии высвечивают нам картину безъязыкой власти - она не высказывается
членораздельно ни по одному сущностному вопросу, что в предвыборных компаниях было бы более чем естественно и
необходимо.
"У нас - рост!" - заявляет власть. Но если у нас патология - то рост чего? Раковой опухоли?
В дебатах Явлинского с советником президента Илларионовым безъязыкость власти тоже ярко проявилась. Явлинския
заявил, что в России - периферийный капитализм и его надо демонтировать (а это, между прочим, задача
национально-освободительной революции!). Это уже определенный язык. Илларионов же в ответ на это ничего
членораздельного, кроме мычания, сказать не смог.
С точки зрения Кургиняна, в стране уже не периферийный капитализм, а вторичный феодализм - страна поделена
между шайками разбойников-баронов, которые живут грабежом населения и разбоем на большой дороге. а в
перспективе возможно даже появление вторичных форм рабства (на каком-то "элитном" междусобойчике на слова
Путина "надо же и о людях подумать" Дерипаска отозвался с усмешкой: "Да, душ по 300 не помешает!").
Власть же по всем сущностным вопросам либо отмалчивается, либо мычит нечто нечленораздельное. Отсюда идет
нарастающее отчуждение ее от народа, результатом чего является делигитимация власти.
Что мы слышим в ходе предвыборной кампании от "власти"? Грызлов говорит, что "у нас нет идеологии", а на
встрече Путина с Росселем мы слышим, что "у нас нет конфликта интересов".
Но если нет конфликта идеологий или интересов - то в чем сущность выборов? То есть уничтожен социальный
контекст, без которого нет нормальных выборов. Итогом таких выборов может быть только полный провал власти.
Про 1993 год в дни юбилея Черного Октября высказались все, кроме Власти. Она так и не удосужилась высказаться
на тему того, что же это было и какова нынешняя оценка.
Безъязыкая Власть - это Пустота. И, к сожалению, руководство КПРФ - вторая половина этой Пустоты...
Д. Овсов

От Семен
К Овсов (21.09.2003 20:42:09)
Дата 07.10.2003 18:32:06

"Спектакль" Кургиняна "...изнь" - мистерия и заклятие.

Описать это действо почти невозможно – нужны тома, а а когда их писать…
Поэтому как раньше о клубе писал – первые впечатления, и те грубыми мазками.

"...изнь" - это "жизнь" с отрубленной буквой "ж". В ходе постановки постоянно идет такая игра с буквами (рай -край, поиск-происк), тест часто белым стихом не только белым, игра с цветом (черное, белое, красное).
Черная сцена с нарисованным белым контуром рыбы (вместо хвоста стоит станина со струнами, вынутая из рояля - символ скелета). Актеры в черном и белом. Две черные куклы в размер человека с белыми головами и кистями рук, с которыми манипулируют актеры. Немного красного добавлено: красные перчатки, красный нос клоуна, красный колпачок от баллончика с пеной для бритья, которой рисуют на стенах и на лицах, красные колокола и красная чаша (все они сделаны из распиленных углекислотных огнетушителей). Игра с символами. Символ христианства - рыба - появляется в самом начале, потом ее рисуют на стене то мелом, то пеной для бритья, а в конце стирают. Игра с изображениями на заднике сцены - кадры из фильма "Весна", картин Дали. Игра с музыкой: и ностальгический вальс "Хоть я с вами совсем не знаком", и "Аве Мария", и "Лунная соната", и Болеро Равеля, и песня "Кавалергарда век не долог" и песня Высоцкого. Актеров - шесть, персонажей тоже - мать, сын, невеста, друг, архонт Ваня, архонт Маня, Маэстро. Стиль под древнегреческие трагедии, цитаты из многих произведений, но особенно много отсылов к прошлому спектаклю творческого центра Кургиняна по повести Стругацких "Обитаемый остров" и его герою Максиму-Маку и его группе свободного поиска (ГСП), но Мак оказывается палачом, а ГСП - готовностью служить преступлению, "странники" - преступниками, коллективным фанатиком. ОЛЕГ - Особая Ложа Единого Гиперсмысла - в эксперименте не смог сдержать процесс и начался коллапс. Референдум с "Да-да-нет-да" и расстрел Дома Советов, "врежь им Боря".
Далее много всего интересного и особенно запомнилась фраза "Пусть твой сын проводит операцию и без всяких лож, а ты самоликвидируйся." - уж не к Богу ли слова?
А в начале ставился вопрос "Гуманизм был нашей основой, но теперь от него остался только скелет, кто же съел мясо, как это произошло?".

Перед спектаклем несколько слов сказал автор и режиссер С.Е.Кургинян. Это не театр, а пара-театр. В отличие от театра его действо имеет смысл и без зрителя, оно воздействует на мир непосредственно, а через зрителя воздействие только усиливается. Кургинян привел пример считающегося фольклорным коллектива бабушек из деревни, к которым обращаются, чтобы они спели и сплясали во время засухи, и после их пения и пляски действительно идет дождь. Их пение и пляска лишь форма заклятия.
На кого направлено заклятие Кургиняна и его творческого коллектива? На народ России.
Народ проклинают и жалеют за то, что захотел в РАЙ, а попал на КРАЙ, захотел в добрую сказку, а попал в бардак и живодерню. "Здесь рядом райский секс, а рядом - сдирают шкуры".
Подробно анализируется с помощью фрагментов мифов, сказок, фантастики и фрагментов из фильма "Весна", что происходило в последние десятилетия, как народ заколдовали, как кодировали на голосование "Да-да-нет-да", под музыку "журчат ручьи". Один актер говорит "Весна красна", "Черная весна" - отвечает другой.
На экране возникают кадры из фильма "Весна", на их фоне актеры играют, даже перемещаются по стене-экрану, как бы внутри фильма, или картин Дали, тоже составляющих фон действа, взаимодействуют с ними.
Символический кадр из "Весны" - герой Черкасова говорит: "Наше время кончилось. Начинается другая съемка" и звучит: "кто был никем тот станет всем".
Но в конце под песню Высоцкого "Тот, который во мне сидит и думает - это он истребитель" совершается странная свадьба героини с железным самолетом и рождается железный ребенок. Может он спасет?
На экране Железный памятник Алеше - советскому воину освободителю в Трептов - парке в Берлине. Но со стены стираются символы рыбы и человека, а актеры говорят: "сеть вот-вот отключат, хрен вам, а не "Звездные врата", как время коротать без Джеймса Бонда и без Хрюши (без телевизора), тогда валяй про жил-да-был (архаизация ?- возврат к сказкам, но новым). Он жил да был без прикола, чисто конкретно.
Вроде действительно Алеша - спаситель, но фоном памятника вдруг становится не парк, а лицо старухи с сеткой, которое уже появлялось . Что бы это значило?
Актеры в темноте выстраиваются в ряд, гаснет экран, свет зажигается, аплодисменты.

Это было не только заклятием внешнего мира, но и мистерией - посвящением зрителя в новое вИдение мира через обряд инициации - болезненного испытания. Зритель проходил через тяжелые удары по психике, по болевым точкам, задевались архетипы. Ему показывали и убийство, и пытки, и роды, все это с криками и надрывной речью актеров, играющих с полной отдачей. На зрителя обрушивались такие массивы намеков, аллегорий, подтекстов, символов, что рациональное сознание не справлялось и организм автоматически подключал подсознание, и некоторые вещи идут минуя сознание прямо в подсознание. К этому надо быть готовым.

Спектакль многомерен и каждый увидел в нем свое, как и обещал вначале режиссер. Я только прочертил пару линий и пятен, а их сотни. Конечно, понять из моего рассказа можно немного, но можно, узнать, что усилия и в этом направлении прилагаются и можно стать их соучастником, придя на действо, которое будет показано в нескольких городах России (больших и малых) и за рубежом.


От Антонов
К Семен (07.10.2003 18:32:06)
Дата 08.10.2003 16:34:12

Типичная иллюстрация эстетики и нравов постмодернизма - ничего своего, настоящег (-)


От Семен
К Антонов (08.10.2003 16:34:12)
Дата 19.10.2003 10:19:08

Постмодернизм жизни исследуется методами постмодернизма (-)


От Овсов
К Овсов (21.09.2003 20:42:09)
Дата 22.09.2003 19:28:27

Новая книга: сказка про перестройку и реформу (продолжение "Города мастеров")

ИСТОРИЯ ПРО НАС
На днях вышла из печати «Плутишкина Сказка» Владимира Озерова – десять частей в двух книгах.
На прошедшей недавно в Москве Книжной выставке-ярмарке книга была представлена так:
Книга для юных и взрослых читателей!

«ПЛУТИШКИНА СКАЗКА» - это размышления:

- о событиях и действующих лицах новейшей истории России, представленной в приключениях сказочных персонажей в сказочных землях;

- о нравственности «демократических» реформ, проводимых во вред Демосу с использованием методов насилия и манипуляции сознанием;

- о долготерпении народа и неизбежности печального финала для властителей, злоупотребляющих народным доверием;

- о «маленьких людях», делающих Историю своим трудом и своими поступками;

- о Смысле Жизни, Достоинстве, Долге и Любви в условии свободы выбора Человеком своих жизненных целей и средств их достижения.

Для всех, «обдумывающих житьё».

Название книги обманчиво – слишком явственно проступают сквозь маску сказки знакомые события новейшей истории России с ее подлинными и мнимыми героями.
Да, у книги типично сказочное начало – «Жила-была Плутишка…» А дальше - история для детей и взрослых о том, как двое, творя добро, собирают вместе все семь цветов радуги. Дело происходит на Сказочной Территории, где живут герои многих уже известных сказок, а Карлсоны там просто летают тучами в поисках плюшек и шоколада. Первую часть можно было бы назвать идиллической – если бы не тревожный рокот барабана в финале, где приходится отражать врага, напавшего под прикрытием ночной темноты…
Во второй части идиллия начинает быстро рассеиваться, потому что известный всем нам Город Мастеров оказывается вторично захвачен герцогом Де Маликорном-младшим. Оружие врага – ложь и растление молодых городских подмастерьев, которым объясняют, что «умеют жить» те, кто таскает рыбку из пруда без труда. Это писалось после «победы демократии» в августе 1991-го, и описанные в книге методы той «победы» вполне узнаваемы даже в сказке.
А потом… В третьей части изменники герцоги расчленяют Соединенное Сказочное Королевство и герои книги должны, сменив рыцарский меч на пулемет, отправиться в залитый кровью Нисланд, где героине на практике приходится решать вопрос о том, надо ли противиться Злу силой. Нисланд – это от Нистру, второго имени Днестра, история Нисланда – невымышленная история Приднестровья. И совсем не сложно узнать первого российского «гаранта демократии» под маской герцога Гросландского.
Узнаваем и его тбилисский коллега «герцог Сурский» в четвертой части книги, которая начинается войной в Абхазии, а заканчивается на залитой кровью расстрелянных улице в столице «герцогства Гросланд», где заморский советник «герцога Гросландского» с удовольствием цитирует над телами убитых известный меморандум Даллеса о том, как надо уничтожать Советский Союз.
В пятой части, посвященной тем, кто пал в октябре 1993, новое восстание против герцога Гроссландского побеждает – но лишь на Сказочной Территории. А в жизни героям приходится в шестой части Сказки отправиться в охваченную войной Техаду, история которой повторяет события в Таджикистане, и продолжать сражаться.
В седьмой части Дом Де Маликорнов, сильно напоминающий филиал Бильдербергского клуба, решает разделаться с досаждающими ему героями Сказки, но все происходит не по намеченному плану и в итоге наследник этого Дома, семилетний сэр Ричард, отправляется в гости на Сказочную Территорию. И там – в восьмой части книги – ему, мальчишке, приходится задуматься над вопросами, от которых отмахивается большинство взрослых. И он с новыми друзьями отправляется путешествовать в поисках ответов…
Девятая же и десятая части книги, почти начисто лишенные сказочной маски – хроника последних лет российской «демократии» и «реформ» с размышлениями о том, как все это могло произойти, почему народ это допустил и терпит, и чем все это долготерпение неизбежно закончится, если так и сидеть в ожидании того, что все нужное для спасения сделает Кто-то Другой.
Да, в основу этой Сказки в основном положены реальные события, у большинства ее героев есть конкретные прототипы, многие их слова и поступки – все это действительно было. И если кто-то вдруг узнает себя в отрицательном герое и возмутится, – стоит ли обижаться на зеркало? Не лучше ли – на себя самого?
Однако было бы ошибкой думать, что эта книга – о политике. Да, это в ней есть, но в гораздо большей степени эта Сказка – о людях. О нас с вами. О дружбе и любви, о счастье и достоинстве, долге и верности, мире и войне, жизни и смерти. О том, что значит быть Человеком.
Написана книга так, что первые части могут читать даже дети, а потом, взрослея, идти вслед за ее героями дальше. И этим героям есть что сказать в ответ многим нынешним школьным «учебникам истории».
У этой Сказки нет счастливого конца. У нее вообще нет конца, – потому что не закончена Жизнь. Да, финал книги можно было бы назвать трагичным, – если бы не заключительные слова одного из ее главных героев:
«- Предопределения нет.
До тех пор, пока человек жив и остается Человеком, никто не может лишить его не только свободы Мысли, но и свободы Воли. И если есть Воля – ничто не предопределено».

Книгу можно будет приобрести в приемной «Советской России» (ул. Правды, 24), магазине «Фаланстер» (Б. Козихинский пер., 10), в Московском Обществе Испытателей Природы (МОИП, Зоологический музей) у С.В. Багоцкого, а также приобрести или заказать наложенным платежом по адресу 105062 Москва Б. Харитоньевский пер. 10, ком. 5, Иванова Т.Б.

От Овсов
К Овсов (22.09.2003 19:28:27)
Дата 22.09.2003 19:37:04

Отрывки из книги

Владимира Озеров
«Плутишкина Сказка» (десять частей в двух книгах).

Из Части 1 «Радуга»:
Жила-была Плутишка. Страшно вредная и ужасно хорошая, самая лучшая Плутишка на свете.
Вы, конечно, спросите: что же может быть хорошего во вредной Плутишке? Да что угодно! Вот вы сами, например - посмотрите в зеркало и спросите у себя: ну что во мне хорошего? Вроде бы ничего... А приглядишься - и видишь: все же что-то есть - и ресницы вроде бы ничего себе, и конопушки у носа - просто лучше не бывает. А еще вы вчера могли в соседского кота из рогатки пульнуть - но не пульнули. Тоже неплохо! Или, скажем, в лужу перед домом кирпичей накидали и к дому теперь можно не только вплавь подобраться - так это уже и вовсе даже замечательно!
Так что и во вредной Плутишке тоже можно найти много чего хорошего. Например, уши. Таких замечательных ушей нет ни у кого, даже у вашей бабушки не было. Вот разве что у плутишкиной собаки Роны уши лучше, да и то вряд ли - ведь больше вовсе не всегда означает лучше, если только речь, конечно, не идет о шоколадном торте с орехами, который всегда чем больше, тем лучше, особенно если вам дарят его на день рождения.

Из Части 2 «Нашествие»:
- У вас в Городе считают врагами герцогов Де Маликорнов. Да, когда-то один из них захватил ваш Город, якобы - как утверждают старые Мастера - с целью грабежа. Но разве герцоги Де Маликорны - не уважаемые люди? Умение жить принесло им богатство. И как знать - не лучше ли было бы Городу под управлением уважаемого, умеющего жить человека?
Этот хитрый лис помалкивал о том, что Де Маликорны сколотили свое богатство грабежом захваченных стран. Правда, всякий желающий мог узнать об этом из старинных летописей, хранящихся в Библиотеке Города Мастеров, но подмастерья были уверены, что им незачем знать историю, ведь все это было давно, а живут они сегодня и надо уметь жить... И они стали "уметь жить" на все лады...

Из Части 3 «Нисланд»:
- Неужели вы в третий раз пойдете на этот мост, капитан?! Посмотрите, сколько там уже полегло! Вода под мостом, должно быть, красная от их крови! И вы говорите о новой атаке! Ведь у вас не осталось уже ни одного танка!...
- Я пойду на этот мост, даже если останусь последним солдатом в Нисланде, - тихо, но твердо сказал Капитан Альтерэго. - Да, мы умираем на этом мосту. Мы солдаты и это наш горький хлеб. И это наш долг. Потому что сейчас там, в Торне, гибнут люди, и будут гибнуть - старики, женщины, дети - ты слышишь, дети! - до тех пор, пока мы не прорвемся и не отбросим врага.
Ты говорила: если зло сильнее - надо отступать перед ним. Да, оно сильнее сегодня, но если мы снова отступим, люди в Торне будут продолжать гибнуть. Люди, каждого из которых кто-то любит.
Ты говорила: разве любовь - это оружие? Здесь, сейчас - да! Потому что сейчас гибнут те, кого мы любим, и величайшая ненависть к убийцам рождается из нашей любви! И эта любовь, эта ненависть, переплавленная в ярость, ведет нас в бой! Мы идем умирать, чтобы жили те, кого мы любим!

Из Части 4 “Капитан Тигр”:
- Разъединить и лишить воли! Старик Директор знал об этом древнем завете и воспользовался им.
Эти люди были отважны в боях, но в жизни - часто наивны, как дети. Как дети! Вспомните, как часто дети завидуют другим детям - у него красивая маленькая машинка, у нее замечательная кукла с кучей нарядов - и я тоже хочу такую! Хочу, хочу, хочу!
Зависть! Мы сумели внушить ее многим и многим. И они завидовали нашим домам и машинам, нарядам и развлечениям, не задумываясь при этом, что пол-мира работают от зари до зари и ложатся спать голодными ради нашего богатства.
А потом мы внушили им: все зависит от вас! И они выходили на улицы сотнями тысяч, и выбирали своими вождями тех, кто давно уже продал нам свою душу и обещал им, что и они будут жить так же, как в стране Де Маликорнов. Да, они сами избрали тех, кто, придя к власти, открыл нам ворота, мой мальчик!
И тогда уже мы стали внушать им иное - что от них ничего не зависит, что все то, что произошло с их страной и народом - неизбежно и нет смысла бороться с этим, ибо так было и так будет всегда. О, эта ложь - волшебнейшая из всех волшебных палочек! "Так было и будет всегда!" - значит, от тебя в самом деле ничего не зависит, занимайся собой и не ломай голову над тем, что происходит вокруг. Для чего беспокоить себя понапрасну? Покой! Слишком многие любят Покой, Лейтенант!
Чтобы действовать - надо понять. Чтобы понять - надо знать. Значит, Знание чревато действием, беспокойством. Поэтому многие просто не хотят Знать.
Поэтому тех, кто успел понять, что происходит, оказалось слишком мало. Вот они лежат, посмотрите. Они кричали, но их не хотели слушать. Они вышли на эту улицу, но окна и двери домов остались закрыты.
Посмотрите на эти окна - за ними те, кто надеется выкрутиться в одиночку. "Каждый сам за себя!" - мы сумели внушить им это - и победили их!

Из Части 5 «Звонница»:
Герцог Гросландский, корчась от боли, метался по залам и переходам Белого Замка.
Проклятье! Куда все вдруг подевались? Почему он один? Где все те, кого он осыпал своими милостями? Те, кто славил его и льстил, и гнул спину, целуя ему руку? Почему он один - когда ему так плохо и так страшно?
- ПРОДАЖНЫЕ ШКУРЫ!...
Бункер! Да, да - бункер! Там есть запасы, там такая прочная дверь! Он запрется там и никто никогда не доберется до него, величайшего из герцогов!
Он скатился вниз по множеству лестниц - туда, туда, где так безопасно и прохладно, где не достанет никакой Свет...
Тяжелая дверь бесшумно закрылась за ним. Герцог торопливо запер ее на все замки и прижался лбом к ее холодной стали.
Стало вроде бы легче. Волоча ноги, он прошел через слабо освещенный зал к установленному в дальнем его конце небольшому трону и тяжело опустился на него, глядя на бронированную дверь. Стены вокруг трепетали - там, наверху, над Городом продолжал звучать Колокол...
Боже мой, сколько времени и сил он потратил ради Трона, скольких пришлось предать, сколько было пролито крови - и что же в итоге? Что положит он ныне на Последние Весы?...

Из Части 6 “Техада”:
- Всем охота ходить по воде, но слишком мало готовых шагнуть для этого к Кресту.
Бог? Однажды, когда мы у Белого Замка ждали штурма, глядя, как выстраиваются против нас солдаты герцога Гросландского, нас пришел благословить священник. Все мы были закоренелые атеисты, но стояли перед ним по стойке "смирно", сняв каски, и никто не сказал ему "Уходи!" Потому что каждый в тот миг вспомнил слова "Не в силе Бог, а в Правде" - и, значит, все было правильно. Он погиб, тот священник, и многие из тех, кто стоял рядом со мною в тот день - тоже. И тот Крест, что стоит на Заставе у Замка - это их Крест.
Видишь: там, на горе,
возвышается Крест,
под ним - десяток солдат.
Повиси-ка на нем,
а когда надоест -
возвращайся назад
гулять по воде,
гулять по воде,
гулять по воде со Мной!...
Каспар замолчал, глядя в пламя, отблески которого играли на стволе карабина, лежащего у него на коленях.
Плутишка тоже замолчала, размышляя о Кресте Заставы, который однажды видела, и о тех, кто к нему шагнул…

Из Части 7 «Похищение»:
- Вообще-то я ученый, но за эту работу, видите ли, почти совсем перестали платить, да... Говорят, что герцогская казна пуста. Но наш добрый герцог раздал нам эту землю, чтобы мы могли растить для себя картошку.
- И более того! - ученый вдруг воодушевился. - Это моя собственность, а собственность делает человека свободным! Я знаю это точно, поскольку об этом ежедневно пишет любимая газета нашего герцога!
Малыш, услыхав это, рассмеялся.
- А можете вы оставить ее и уйти? - спросил он.
- Как это - оставить? - вскинул брови ученый-огородник. - Как же я ее оставлю, если это - моя собственность? Да и с голоду я без нее умру - за работу ведь мне не платят.
- Но тогда в чем же заключается ваша свобода? - поинтересовался сэр Солис.
- Э-э-э... Свобода? Ну... Я могу сколько угодно ругать герцога! И потом - у нас свобода мысли! Ее дал герцог.
- Да что вы говорите? - расхохотался Капитан Альтерэго. - Разве может кто бы то ни было дать или отнять свободу мысли? Только сам человек может от нее отказаться - заменив, скажем, любимой герцогской газетой. Многие, увы, так и поступают, поскольку мыслить, по их мнению, слишком обременительное занятие. Но винить в этом они должны лишь самих себя.
И где, скажите, ваша свобода в том, что вы, будучи ученым, должны копать эту картошку, чтобы не умереть с голоду?
- Ах, как это у вас все просто, - поморщился ученый. - Видите ли, с философской точки зрения, э-э-э... Категория свободы...
- Ну разумеется, - усмехнулся Капитан Альтерэго. - Как говаривал один мой приятель, "с точки зрения логических градаций мы не можем игнорировать тенденцию парадоксальных иллюзий, являющуюся псевдо-адекватным отражением объективной реальности".
- Вот это завернул! - мысленно восхитилась Плутишка.
Ученый смутился и начал краснеть.
- Еще немного такой свободы, - сказал Черный Рыцарь, - и жить вам в землянке, поскольку из дома вас выгонят за неуплату, а питаться будете кореньями и орехами.
- Но ведь и так тоже можно жить... - вздохнул ученый.
- Можно. Но для чего вы в таком случае кончали университет, а человек, памятник которому стоит во дворе того университета, прошел тысячу верст пешком, чтобы основать его? Вы же просто-напросто предали все его труды, и не только его.
Ученый-огородник открыл было рот, но то ли он не смог подобрать слова, то ли они застряли на полпути.
Черный Рыцарь печально усмехнулся и тронул коня.

Из части 8 «Сэр Ричард»:
Они проехали на печи около километра, как вдруг Емеля вскочил, уставясь куда-то вперед.
- Вот они, охальники!
Плутишка присмотрелась и увидела, что впереди за кустами крадется джип “чероки”, на каких в ее Городе любили ездить всякие бандюги.
- Гони, залетная! - крикнул Емеля и свистнул в четыре пальца.
И печь, густо задымив, помчалась, как на ралли Париж-Дакар.
С джипа их, видимо, заметили, потому что “чероки” пустился наутек.
Печь неслась следом, прыгая с ухаба на ухаб. Поскольку она была отнюдь не на резиновом ходу, то Дик и Плутишка почувствовали себя на ее кирпичах так, словно их посадили на “грохот” - устройство для сортировки гравия методом непрерывной тряски.
Впереди показался холм. Джип, истошно воя мотором, полез вверх по его склону.
- А ну-ка, печка! - крикнул Емеля, бросаясь к “максиму”.
Печь молодецки развернулась, словно лихая тачанка, и Емеля нажал на гашетку.
Раздалась длинная очередь. Видимо, она ударила в бензобак, потому что джип со страшным грохотом взорвался и... исчез.
- А... куда они делись? - изумлено спросил Дик.
- Это их из Сказки в Явь выкинуло, - пояснил Емеля. - Там, значится, догорать будут.
Подъехал Каспар с лошадьми.
- Весело живете, Емельян Иванович, - сказал он.
- У меня это веселье уже вот где сидит, - Емеля постучал себя ребром ладони по шее. - Век бы их не видеть! Устроили тут, понимаешь, “первичное накопление капитала”!
- А вы откуда такие слова знаете? - изумилась Плутишка.
- Век бы их не знать! Так ведь жизнь нынче такая, что и в Сказке от нее не укроешься. Тут еще и не такие слова выучишь, милая барышня. Ну да ладно, наше дело мужицкое, стало быть - солдатское...
Едем дальше?
- Нет, - сказала Плутишка. - Спасибо большое, только мы уж лучше верхом.
Емеля усмехнулся.
- Вы уж извиняйте, ежели что не так! Мы люди простые, печь у нас не на рессорном ходу.
- А вы поставили бы себе рессоры, - предложила Плутишка. - По щучьему велению!
- Это нам без надобности, - покачал головой Емеля. - Ездить-то на них оно, конечно, мягко, да при стрельбе рассеивание большое выходит!...

Из Части 9 «Орден»:
Да, тут есть над чем поразмыслить. Орден…
Капитул, безусловно, должен состоять из людей, которым не нужны ни богатство, ни власть, ни слава, для кого Страна и ее Будущее важнее и дороже всего, в том числе и собственной жизни. Нет нужды чуждаться земного, человеческого, но низкому и суетному в их душах места быть не должно. Не монахи, а Творцы и Воины, не мудрствующие лукаво, а Мудрецы. Их не должно и не может быть много, но каждый должен быть достойным и доказавшим Делом, чего стоит. И только смерть может быть карой тому, кто использует Орден ради низкого.
И никто не должен знать, что они – члены капитула. Не только потому, что, как правильно говорят самураи, высший подвиг – безымянный, не ради личной славы. Они должны жить не в башне из слоновой кости, а среди людей, и люди не должны оборачиваться им вслед или же как-то по-особому принимать их там, куда они будут приходить. Чтобы дороги чинили, а стены красили потому, что все должно быть ухожено, а не потому, что ожидается приезд члена капитула.
Ну а Рыцари Ордена… Это должны быть Солдаты. Не «военные», а Солдаты, даже если они не носят военный мундир. Солдаты, чья обязанность – Служение. Не себе и «своим», а стране и народу. Солдаты, чье единственное право – быть впереди там, где трудно, и вести за собою других. Никаких других дополнительных прав у них быть не должно. Впрочем, нет. Еще одно право они должны иметь. Право вмешиваться и принимать меры при виде любого нарушения закона и прав людей, а также в чрезвычайных ситуациях. Но горе тому из них, кто употребит это право во зло.
Они должны быть такими людьми, чтобы все мальчишки мечтали о том, чтобы их посвятили в такие Рыцари. И девчонки тоже. Многие любят смеяться и говорят, что Большое, Чистое и Настоящее – это хорошо вымытый слон. Но они лгут сами себе. Потому что в глубине души каждый человек – если только он не стал скотом с погасшим разумом – стремится к этому Большому, Чистому и Настоящему, и тоскует, если этого нет. Если как следует разобраться – люди тоскуют только об этом.

Из Части 10 «Поезд. Предупреждение»:
Капитан Альтерэго молча извлек из ножен свой Меч и положил его на ладони.
Каспар взглянул на клинок, и ему почудилось, что и здесь, не в сказке, а в реальном мире, Меч рыцаря излучает Свет.
- При любых условиях мы будем сражаться, - сказал он. – Помнишь слова Комбата?
- Да. «Возможно, все мы погибнем. Но если мы задержим их хотя бы на полчаса, значит, мы родились и жили не зря!»
- Именно так, капитан. И лучше пасть в бою, чем жить в ярме, променяв Право на Историю на чечевичную похлебку.
Главное различие между Черным Орденом и нами – не в том, что мы говорим на разных языках. Оно в другом. Мы любим Жизнь, а их девиз «Да здравствует смерть!» Мы считаем, что все люди на Земле рождаются равными – не одинаковыми, но равными, а Черный Орден говорит, что от рождения все делятся на господ и рабов. Но мы никогда не станем рабами сами, и не будем превращать в рабов других, чтобы стать господами. И потому мир между нами и Черным Орденом невозможен.
- Да, война продолжается, - промолвил Альтерэго. - И не смирившийся – не побежден.
Предопределения – нет.
До тех пор, пока человек жив и остается Человеком, никто не может лишить его не только свободы Мысли, но и свободы Воли. И если есть Воля – ничто не предопределено.