От Георгий
К Администрация (И.Т.)
Дата 31.07.2003 00:10:00
Рубрики Прочее; Россия-СССР;

"СПб Ведомости". ЖКХ (+)

29 июля 2003 г.

Управленцев поменять, сантехников перевоспитать, или Питерский вариант
реформы ЖКХ

Эмма БЕЛЕНКОВА

Разговоры о необходимости перевода жилкомхоза на новые рельсы уж оскомину
набили. Кто спорит, что реформа нужна? Но все ждут реальных перемен, а не
только повышения тарифов.
Федеральная концепция реформы ЖКХ в общем и целом понятна. Чтобы улучшить
качество услуг по оптимально разумным ценам, надо создать конкурентную
среду, внедряя в эту сферу частный бизнес. В регионах с учетом местной
специфики концепция должна обрастать конкретными программами. На одной из
встреч с журналистами председатель Комитета Госдумы по экономической
политике и предпринимательству Григорий Томчин представил открытый для
обсуждения проект реформирования ЖКХ для северной столицы.
Особенности питерского варианта, по мнению выступавшего, диктуют два
обстоятельства. Высокий уровень плотности населения из-за большого числа
коммуналок и обилие изношенных до критического состояния домов и
коммуникаций. Поэтому никаких средств не хватит, если проблема не будет
решаться методом комплексного подхода. В коммунальной сфере надо менять
принцип управления и параллельно
концентрировать усилия на модернизации ветхого и строительстве нового жилья,
создавая оптимально выгодные условия для инвесторов-строителей. Только при
таких условиях, по мнению председателя комитета, за несколько лет можно
сделать качественный рывок.
...Сегодня в Петербурге 240 тысяч коммунальных квартир. Из них в центре
города осталось около 50 тысяч. Остальные в домах постройки 1957 - 1970
годов, <хрущобах> и <кораблях> <спальных> районов, которые практически не
расселяются. Наивно надеяться, что основная масса обитателей коммуналок в
обозримом будущем способна решить жилищные проблемы самостоятельно.
Как выйти из тупика? В центральной части города наступает предел по пятнам,
привлекательным для строительных компаний. С помощью частного капитала такие
пятна предлагается создавать как раз в обжитых спальных районах, отдавая в
распоряжение инвесторов не отдельные дома и участки, а целые кварталы. Тогда
наряду с элитными домами инвесторы будут вынуждены строить жилье попроще для
расселения коммуналок и менять в кварталах социально-бытовую инфраструктуру.
Кстати, принцип поквартальной реконструкции сейчас широко обсуждается и в
Москве.
...Почему коммунальная сфера в цивилизованных странах притягательна для
частного бизнеса?
Предприниматель, по мнению создателей проекта, всегда смотрит на соотношение
прибыли и рисков в бизнесе. В ЖКХ это соотношение самое оптимальное. Пускай
небольшая, но постоянная прибыль и минимальные риски, потому что монопольный
заказчик - население - никуда не денется.
В сентябре-октябре будет принят федеральный закон о концессиях (передаче в
доверительное управление), в котором есть отдельная глава о концессиях в
ЖКХ. Это реальный инструмент внедрения в жилкомхоз частных компаний и
создания конкурентной среды.
Какие приводятся доводы, что при управлении частными компаниями тарифы не
будут безудержно ползти вверх? Сейчас доходы коммунальных работников почти
не зависят от сбора квартплаты. Предприниматель же может рассчитывать на
стабильную прибыль, если тарифы будут такими, которые потребитель может
реально оплачивать. Даже предполагается, что управленец сам сделает
персонализацию тарифов. С богатых будет брать больше, а с бедных меньше. С
монопольным заказчиком лучше научиться взаимодействовать, чем конфликтовать.
Как в эту схему впишутся действующие коммунальные службы? Никого не надо
разгонять. Будет внедряться только новый менеджмент. Рядовым работникам,
правда, придется соответствовать новым требованиям. Впрочем, проработка
деталей с привлечением городских специалистов еще впереди.
...Проект, конечно, интересный. Хочется верить, что лед в конце концов
тронется. Но что-то мешает. Главный вопрос: откуда возьмутся знающие
коммунальное хозяйство управленцы? Не из нынешних ли начальников ГУЖА, ЖЭКов
и управдомов, которых как-то иначе назовут? Но мы это уже проходили в
середине 1990-х годов, когда коммунальные службы делились на заказчиков и
подрядчиков. Потом, правда, опять слились.
Другая проблема. Частный капитал не идет в жилкомхоз, потому что за
предприятиями ЖКХ числятся огромные долги. А во время недавнего визита в
Старую Ладогу Владимир Путин однозначно высказался против списания долгов,
констатируя при этом, что в сфере ЖКХ <полный затор, будем смотреть, как
можно расчистить балансы этих предприятий>.
Но пока будут <расчищать> и рассуждать о возможных льготах по налогам для
предпринимателей, желающих попробовать себя на новом поприще, может еще
пройти не один год. А реформа на старте и так безнадежно задержалась.