Гость <Санкт-Петербургских ведомостей> - вице-губернатор Петербурга -
председатель комитета экономического развития, промышленной политики и
торговли Сергей ВЕТЛУГИН
Если перед Россией в обозримом будущем стоит именно такая задача, то у
Петербурга есть все возможности взять более высокую планку
На вопрос, за что отвечает комитет, возглавляемый Сергеем Ветлугиным, можно
ответить одной фразой: за все, что происходит в городе. В первую очередь,
конечно, за экономику - от оборонного заказа до уличной торговли. За
финансовое благополучие бюджета и горожан - понятно, что оно связано с
экономической ситуацией. За градостроительную концепцию, ведь она строится
на существующей и перспективной схемах размещения промышленных и бизнес-зон,
жилых массивов, транспортных потоков между ними. За городской заказ, за
взаимодействие с профсоюзами и работодателями, развитие малого бизнеса и так
далее. Конечно, в составе администрации города действует десяток профильных
комитетов - по транспорту, жилищный, по инженерному обеспечению и так далее.
Но они тратят бюджетные деньги. А комитет экономического развития
(сокращенно КЭРППиТ) помогает городу их зарабатывать, поэтому все вопросы,
вплоть до того, какую зарплату будут в этом году получать библиотекари и
сколько новых автобусов город закупит, завязаны на него. Уверены, нашим
читателям, как и нам самим, интересно получить информацию, как говорится, из
первых рук.
- Сергей Юрьевич, губернатор не раз заявлял, что через три года бюджет
Петербурга, который сейчас составляет 75,6 миллиарда рублей, должен вырасти
до 100 миллиардов. Многие воспринимают это просто как красивое заявление в
последний год полномочий...
- Тогда я скажу еще <красивее>: в принципе на этот уровень можно было бы
выйти не в 2005-м, а уже в будущем году. Но это очень жесткий экономический
вариант, избран более компромиссный путь.
- Так почему бы не проявить жесткость? 100 миллиардов того стоят.
- Если считать, что цель оправдывает средства, то да. Чтобы поднять доходы,
можно приватизировать или обанкротить пару сотен ГУПов (ГУП -
государственное унитарное предприятие. - Ред.), которые не приносят прибыли,
хотя и выполняют социальные задачи. Можно обанкротить хотя бы половину из
тех 25 процентов предприятий, акционерных обществ, которые из года в год
показывают в отчетах убытки. Их помещения будут переданы малому бизнесу,
который за такой подарок увеличит свою долю в налоговых поступлениях с
нынешних 30 до примерно 40 процентов. Можно пригласить в город мощные
иностранные компании, которые вышибут с рынка слабых местных производителей,
но зато создадут <дорогие> рабочие места и дадут нам высокие налоги.
Вообще чем жестче конкуренция, тем больше денег. Но, скажите честно, у нас
все к этому готовы? Мы до сих пор боимся вступления в ВТО, в которой состоят
в десятки раз более слабые, чем Россия, страны. Если бы руководство города
выбрало жесткий вариант, думаю, нас не поддержали бы партнеры по
трехстороннему соглашению - Федерация профсоюзов и Союз промышленников.
- Возможно, но сейчас тот же Союз промышленников очень высоко оценивает
работу вашего комитета. Даже самые <рыночные> директора предприятий говорят,
что заявление о промышленной политике города, принятое в начале нынешнего
года, - это первый внятный, четкий и устраивающий их документ на эту тему за
весь период с начала реформ.
- Тем самым союз и себя хвалит, ведь мы вместе эти 14 принципов промышленной
политики разрабатывали.
- На днях опубликованы данные опроса ведущих экономистов и хозяйственников
страны как раз на эту тему: есть ли в России промышленная политика? Две
трети ответили, что нет. Одна треть сказала, что есть - она заключается в
лоббировании сырьевых отраслей: продадим больше нефти и газа в Европу,
Турцию и Китай. Можно, за неимением лучшего, и это считать политикой, но
популярностью она явно не пользуется. Может, федеральный центр
заинтересуется петербургским опытом? В чем заключается наша политика? И как
вам удалось обойти главный рыночный постулат о невмешательстве государства в
экономику так, что в результате все довольны?
- Мы его не обходили. Государство действительно не должно командовать
экономикой, ни к чему хорошему это не приводит. В то же время отсутствие
политики - худшая политика из всех возможных. Чтобы выйти из логического
тупика, нужно просто правильно использовать термины. Считается, что
проводить политику - значит командовать. Мы подошли с другой стороны. Наши
14 принципов - это правила для нас, для госаппарата. Мы принимаем на себя
обязательства делать то, то и то. Мы работаем на экономику, а не она на нас.
Перечислять все разделы нового документа здесь, наверное, нецелесообразно.
Главное, что мы, госаппарат, устанавливаем общие правила игры и смотрим,
чтобы они соблюдались.
Конечно, когда мы свели все это в единый документ, он вызвал интерес в
Москве. Его взяли в Госдуму, в Совет Федерации. Останется ли на нем после
всех рассмотрений пометка <сделано в Петербурге>, я не тревожусь. У нас как
в <оборонке>: новую разработку отдаем рынку, но в портфеле имеем что-то еще
более современное. Пока в столице будут переваривать принципы промышленной
политики, у нас будет готов новый, еще более значимый, документ - программа
социально-экономического развития Петербурга с перспективой до 2020 года.
Если в стране все будет благополучно, она позволит именно Петербургу выйти
на европейские стандарты жизни.
- Большинство экономистов считают, что в 2025 году Россия в лучшем случае
догонит по уровню жизни Португалию.
- У Петербурга перспектива лучше и более близкая.
- У вас в запасе какое-то экономическое <ноу-хау>?
- Для России наша стратегия развития действительно новинка. Привлекая
инвесторов, развивая промышленность, мы в то же время исподволь создаем
условия для перехода к постиндустриальной экономике.
- Это очень интересно, но не будем затрагивать такие темы вскользь. У нас
еще много вопросов, как говорится, на злобу дня. К примеру, вы сказали, что
сейчас в городе для всех будут одни правила игры. Но ведь законы всегда были
для всех одинаковы.
- На бумаге - да. На самом деле в конкурентной борьбе любая компания
пытается использовать все мыслимые приемы: лоббизм, родственные и дружеские
связи, поддержку из Москвы, свою социальную специфику, оплаченный в
предвыборных кампаниях политический ресурс. Недавно имел разговор с
руководством одной крупной торговой сети. Ребята молодые, считают, что если
сумели заработать много денег, у них какой-то особый статус: никто их не
должен проверять, помещения, контракты им на блюдечке подадут. Сначала я
распорядился их проверить - и много чего контролеры нашли, потом объяснил,
что им же выгодней играть по общим правилам. Да, они не будут иметь льгот,
но зато льгот не будет и у конкурентов.
- Как увязывается промышленная политика города с политикой выселения
предприятий на городские окраины? И к чему это приведет, ведь уже сейчас
создается впечатление, что половина города не работает, а <добирается> с
работы и на работу.
- Предприятия не солдаты, строем не ходят. К каждому подходим индивидуально.
Есть, к примеру, <Красный треугольник>, который нужно было закрыть, и его
закрыли. Калоши можно делать и за пределами центра Петербурга. Теперь можно
будет привести в порядок соседние улицы, которые завод отравлял. Обуховский
завод, занимающий огромную территорию на берегу Невы, мы, напротив, сумели
спасти от банкротства. Сейчас распутываем клубок проблем, завязанных на
теплоснабжении самого предприятия и отоплении соседних микрорайонов.
Разберемся - можно будет высвободить часть территории, а остальное заставим
привести в порядок, чтобы не было ни грязных корпусов, ни покосившихся
заборов. Был на днях на старом предприятии на Петроградской стороне. Они
сами отказались от излишков территории и в освободившемся корпусе
оборудовали бизнес-центр.
Никто не посягает на экологически и финансово благополучные предприятия, но
будем добиваться как сокращения их территорий - избыток есть у всех, так и
благоустройства. Но с устаревшим станочным парком, которому нужны огромные
цехи и тысячи работающих, все равно нужно расставаться. А современные
технологии по определению малолюдны. И по финансовым показателям
предприятиям выгодней будет размещать свои новые роботизированные комплексы
в компактных новых цехах в промзонах, а не на городских площадках.
- Это учитывается в новом генеральном плане города, работа над которым
сейчас идет?
- Разумеется. Генплан должен строиться на основе программы
социально-экономического развития, все параметры архитектурным и
градостроительным службам мы выдали. В городе - и в старых, и в новых
районах - должно быть больше свободных, открытых пространств. Нужна
благоустроенная и приспособленная для отдыха береговая черта Финского залива
и рукавов Невы. Должны быть новые районы малоэтажной и смешанной застройки,
такие, чтобы люди охотно переезжали в них из перегруженного центра. Нужна
новая инженерная инфраструктура, преимущественно локальная, чтобы не тащить
через весь город трубы от ТЭЦ и очистных. Будут новые мосты и даже тоннели
под Невой - на размыве мы набрались опыта проходки, скоростной диаметр и
новая схема движения транспорта.
- Раз уж мы заговорили об исторической части города, которая находится в
довольно плачевном состоянии, - как вы оцениваете введение платы за
капитальный ремонт? Разве она решит проблему?
- Расцениваю как проявление ведомственного интереса жилищников. Провели
аппаратную игру, сделали рекламу своему новшеству. У нас был серьезный
разговор. Я спросил: господа, когда дойдет очередь до ремонта среднего
петербургского дома? Через 25 лет? Давайте заглянем в свои паспорта и
прикинем, по сколько будет нам, сегодняшним чиновникам, через этот срок?
Ответить за свои обещания мы уже не сможем. Значит, не имеем права их и
давать. Плата за капремонт, наверное, нужна. Но сначала дайте расчеты по
каждому дому: куда пойдут деньги, кто и когда их использует.
К тому же жилищники <продавили> это в обход трехсторонней комиссии, хотя мы
должны согласовывать повышение квартирных платежей с профсоюзами.
Неудивительно, что сейчас в ЗакСе начался процесс отмены этой скороспелой
новации.
- Так и обязательное введение смарт-карт для проезда на городском транспорте
тоже ни с кем не согласовывали.
- Это еще один пример торопливой инициативы и ведомственного интереса. Да,
есть программа <Электронная Россия>. Примерно к 2006 году горожане должны
получить универсальные смарт-карты - при массовом тираже они будут стоить
копейки, а не 155 рублей. На эти карты будет идти бюджетная дотация на
коммунальные платежи, будут поступать детские пособия, зачисляться
<льготные> деньги и, в том числе, этой картой можно оплачивать проезд на
всех видах транспорта. Никакого навязывания карт для пользования городским
транспортом быть не должно.
Откуда такие вещи берутся? У многих комитетов, ГУПов есть собственные
интересы. Зная, что наш комитет таких интересов не имеет (мы отвечаем за
город в целом), они пытаются пронести какие-то документы мимо нас.
От редакции. К сожалению, рамки газетной публикации не позволяют полностью
изложить беседу с нашим гостем. Говорили мы о том, почему в городе так много
аптек, в которых мало лекарств, каким будет городской пассажирский
транспорт, как и на чем будут ездить льготники, куда направится щит
<Виктория> после проходки размыва. Если у читателей газеты будут еще вопросы
к вице-губернатору С. Ветлугину, мы пригласим его на новую встречу. А пока -
последний вопрос.
- Сергей Юрьевич, не помешает ли политическая ситуация, предстоящие выборы
достижению озвученных вами достаточно амбициозных целей развития города?
- Может, только в каком-то краткосрочном плане. Мы два года работали над
анализом, а потом и планированием развития города. У нас сейчас, может быть,
одна из лучших в стране команд экономистов, мы не гадаем, а точно знаем -
каким будет город через год, три, десять лет при тех или иных условиях. Даже
с учетом возможных негативных моментов прогноз развития благоприятный. При
стабильных условиях вероятность того, что Петербург выйдет на европейский
уровень еще до того, как мы выйдем на пенсию, почти сто процентов.
Россия стремится соответствовать высоким стандартам, которые предъявляются
сегодня к системе образования в мире. Это подчеркнул вчера президент России
Владимир Путин, выступая на Всемирном форуме иностранных выпускников
российских (советских) вузов.
<О высоком уровне нашего образования говорят победы российских школьников и
студентов на международных олимпиадах и растущий спрос на наших специалистов
в крупнейших научных центрах мира>, - сказал президент.
Владимир Путин отметил, что <наша система образования постоянно
совершенствуется и учитывает запросы и интересы иностранных студентов>. Он
сообщил, что правительство РФ разработало концепцию государственной политики
в области подготовки национальных кадров для зарубежных государств.
Предусматривается, в частности, увеличение приема иностранных граждан. В
2004 году почти вдвое возрастет бюджетное финансирование стипендий для
иностранцев.
Глава государства выразил удовлетворение тем, что иностранные студенты
<по-прежнему останавливают свой выбор на российских вузах>. <Они делают это,
в том числе, потому, что видят ваш пример, ваш профессиональный успех>, -
сказал Путин, обращаясь к участникам форума.
По словам президента, сегодня двери российских вузов ежегодно открываются
для более чем 10 тысяч иностранцев, повышают квалификацию почти 90 тысяч
иностранных граждан из более чем 150 стран.
Владимир Путин также подчеркнул, что среди выпускников российских вузов есть
и главы государств, и авторитетные политики, и представители творческой и
деловой интеллигенции. <Разумеется, этот успех пришел к вам не только
благодаря хорошему образованию, полученному в СССР, в России, но и своим
личным качествам, а также жизненному опыту, который вы обрели в студенческой
семье>, - подчеркнул глава государства. Российский президент отметил, что
студенческую братию <во все времена отмечал дух товарищества, взаимопомощи и
уважения к культуре других народов, и сегодня его добрые традиции служат
хорошей основой для новых контактов, для культурных и деловых инициатив,
сближающих наши народы>.
Президент России выразил убеждение, что <форум послужит дальнейшему развитию
прочных, проверенных временем контактов, которые укрепляют палитру
межгосударственных отношений, а главное - укрепляют дружбу и доверие между
нашими народами>.