От Дмитрий Лебедев
К Yuriy
Дата 28.02.2003 01:39:16
Рубрики Россия-СССР; Манипуляция; Культура;

Чушь

Не знаю, что двигало Юрием, когда он затеял эту дискуссию. Думаю, что он попытался защитить книгу, которая пользуется успехом у многих наших "интеллигентов" и считается их настольным произведением.

Является ли эта книга вредной? Да, однозначно является. И вредной, и опасной. Я думаю, что, очасти и благодаря её влиянию, дискуссии на форуме носят порой столь странный характер.

1. В книге создан и поробно рассмотрен образ абсолютного зла, что по сути является косвенной рекламой. Человек состоит из того, что он ест (физиологически) и того, что он потребляет (духовно). Иными словами, потребив книгу, он неминуемо запечатляет в подкорке образы, которые в ней есть (даже если он их не принимает). Об этом тоже есть в "Манипуляции" - удосужтесь прочитать (про сербов). Причем в отличие от жизненных ситуаций, которые человек осмысливает, иррациональное зло, представленное его символами - нечистью, он критически осмысливать не в состоянии - поэтому мы по сей день не можем понять фашистов. В отличие от гоголевского "Вия" и других сказаний, где нечистая сила наваждение и что-то внешнее, чуждое героям, он ввел её в канву романа, то есть сделал героями повествования. Булгаков занимался пропагандой нечитой силы, зная, что это сильнейшее культурологическое облучение, сходное с Чернобылем в духовном аспекте. Не думаю, что он делал это неосознанно.
2. Смещены акценты - вместо ужаса и отвращения автор явно стремится пробудить иные чувства по отношению к нечистой силе, давая по меньшей мере её еретическое или даже сектантское понимание (уж не знаю, массонское или сатанистское). Силы добра и зла в определённой культурной общности должны носить однозначное толкование - иначе размываются культурные и психологические устои людей. Если на востоке добро и зло представляют собой взаимосвязанные категории, в христианстве они чётко и однозначно разграничиваются и любое их смешение приводит к хаосу внутри личности. Причём это будет нести сильную социальную или, точнее ассоциальную компоненту. От терпимости к нечистой силе до признания бандита филантропом и бизнесменом дистанция невелика, точнее отсуствует. Об этом тоже, кстати, говорится в "Манипуляции". Скорее всего, в этой книге Булгаков совершил сознательную диверсию против России, пользуясь официально объявленным атеизмом. Он не мог открыто ударить по идеологии - нанёс удар по культурному ядру. Подсознательно интеллигенты той поры (как и сейчас) его ненавидят так же, как и производную от него Советскую идеологию. мастер и маргарита - это репортаж из штаба гитлера, но его называют воланд, фигурально выражаясь. Если первое было невозможно (хотя "интеллигенты" той поры тоже пытались), то второе прошло.
3. Сказочка о влюблённых - не более, чем ширма в данной истории. Без неё повествование выглядело бы откровенно антисоветским и антихристианским. Это те специи, которые добавляет Булаков, чтобы скрыть одиозное и очевидное содержание. Если бы не было этого содержания, т.е. мастер и маргарита не якшались бы с нечистой сиой, а пошли бы в горком партиии и, вступив в КПСС, отправились строить коммунизм, стали бы рукоплескать этой "love story" наши интеллигенты? Но почему эта книга пользуется их любовью и, как и фильмы Тарковского, стала их манифестом? Думаю, ответ очевиден. Они стреляют и по коммунизму и по России, причём их воздействие превосходит Хиросиму. Символизм, который их пропитывает, чужд культуре и нормам России и понятен лишь малому народу, творческому меньшинству, которое ненавидит эту землю и, в какой-то мере, свое естество и объявило войну обществу. Эта война уже унесла много миллионов жизней наших соотечественников, а ещё больше сделало маргиналами, инвалидами, духовными и физическими, порушило братство народов. Книга булгакова один из важнейших в ней инструментов.

4. Данная дискуссия, как лакмусовая бумажка, показала, кто что собой представляет, рекомендую её прочитать всем новичкам. Аргументы защитников данного произведения иррациональны, как и сама книга. Самый внятный из них, что "студентам нравилось". Примечательно, что кое-кто из участников сбросил маску. Видать, проняло. Поздравляю, Сергей Георгиевич - Вы опять попали в цель!

От Almar
К Дмитрий Лебедев (28.02.2003 01:39:16)
Дата 28.02.2003 13:24:35

Правильно, надо выдавливать из себя интеля по капле

Что до меня, то Булгакова терпеть не могу, но не потому что он мне не нравится (мне он безразличен) , а именно потому что из него пытались сделать культ.
Сама по себе МиМ не несет никакой смысловой либо идейной нагрузки, так - бульварное чтиво. Антихристианские или сатанинские мотивы вряд ли там так уж велики. Это вещь просто заурядна. В том что у интеллигенция эта вещь стала культовой есть определенный смысл, в этом был подсознательный протест против соцреализма, против идейности и пр. Тяга к элитарности в этом проявлялась. Но я то в принципе не против элитарности как таковой, я против элитарности ради самой элитарности. Возьмите например «Сталкер» (Стругацкие и Тарковский) – вещь с некоторой натяжкой можно записать в элитарные, но там под элитарностью есть идея, а у Булгакова – нет. Поэтому поклонники Булгакова это в душе массоны ради массонства, а не массоны ради идеи. Именно эта безидейность их и привлекала, ведь это проще для собственной совести. Удовлетворение потребности причастности к элитарности тут достигается намного безопасным и спокойным путем, чем например путем создания тайных обществ или даже путем чтения самиздата.
К тому же, Булгаков был антисоветчиком и расистом, а создавать себе такого кумира – просто некрасиво.

От Виктор
К Дмитрий Лебедев (28.02.2003 01:39:16)
Дата 28.02.2003 11:48:20

Согласен полностью. А вот добавочка.

Цитирую "Домострой" - основу русской жизни. Напишите перечень пунктов по которым кто будет не согласен.

.......................

4. КАК ВСЕЮ ДУШОЮ ГОСПОДА ВОЗЛЮБИТЬ И БЛИЗКОГО СВОЕГО, СТРАХ БОЖИЙ ИМЕТЬ И ПОМНИТЬ О СМЕРТНОМ ЧАСЕ

Так возлюби же Господа Бога твоего всею душою своей и со всею твердостью духа своего, и стремись делами своими всеми, привычками, нравом угодить Богу. При том возлюби всех близких твоих, по образу божию созданных, то есть всякого христианина. Страх божий всегда носи в своем сердце и любовь нелицемерную, и помни о смерти. Всегда соблюдай волю божию и живи по заповедям его. Сказал Господь: "На чем тебя застану, по тому и сужу", - так что всякому христианину следует быть готовым к встрече с Господом - жить добрыми делами, в покаянии и чистоте, всегда исповедовавшись, постоянно ожидая смертного часа.

Еще о том же. Возлюбишь Господа от всей души - страх его да будет в сердце твоем. Будь и праведен, и справедлив, и живи в смирении; очи долу опуская, ум к небесам простирай, в молитве к Богу и в слове к людям приветлив будь; опечаленного утешь, в бедах будь терпелив, со всяким будь обходителен, щедр и милостив, нищелюбив и странноприимен, скорби о грехах и радуйся в Боге, не будь алчен к пьянству и жаден к обжорству, будь кроток, тих, молчалив, друзей возлюби, а не злато, будь неспесив, боязлив пред царем, готовым исполнить волю его, в ответах вежлив; и чаще молись, благоразумный старатель Бога, не осуждай никого, защитник обездоленных, нелицемерен,- чадо евангелия, сына воскресения, наследник вечной жизни во Христе Иисусе, Господе нашем, ему же слава во веки.

...........................

28. О НЕПРАВЕДНОЙ ЖИЗНИ

А кто живет не по-божески, не по-христиански, страха божия не имеет и отческого предания не хранит, и о церкви божьей не радеет, и святого Писания не требует, и отца духовного не слуает, совету добрых людей и наставлениям не вникает по-божески, чинит неправды всякие и насилие, и чрезмерную наносит обиду и, в долг взяв, его не вернет, истомит волокитой, а незнатного человека во всем изобидит; и если кто по-соседски не отзывчив, или в селе на своих крестьян, или в приказе сидя, на людей, в силу власти своей накладывает тяжкие дани и всякие незаконные налоги, или чужую ниву распашет, или лес посек и землю перепахал, луг скосил, и рыбную ловлю присвоил, и борти, и перевеси, и места охоты, и другие угодья неправдами и насилием заберет или ограбит и выкрадет, нападет по дороге и на стоянке ограбит, и побьет, и опозорит, опустошит луга и пашню вытопчет, и всячески изобидит; или кого оболжет в чем и что-то подкинет, оклевещет и с поличным придет, или насильно в рабство продаст, безвинно хитростью и понуждением похолопив; или неправедно судит и неверно расследует дело, или лжесвидетельствует, кающихся не прощая; или лошадь и иную скотинку и любое добро: сады и села, варницы и мельницы, амбары и лавки, дворы и другие угодья силой отнимет, а не то так и по дешевке вопреки согласию купит или сутяжничеством отберет, или корчемным доходом и иным хитроумьем или процентами в деньгах и натуре, и от прочих неправедных поборов разбогатеет; или многие непотребные дела совершит: блуд и распутство, и сквернословие, и срамные речи, клятвопреступление, гнев и ярость и злопамятство, с женщиной живет не в законе или на стороне блудит, в содомский впадает грех или держит корчму, ест и пьет безудержно, до обжорства и опьянения, праздников и поста не соблюдает, всегда пребывает в разгуле; или колдовством занимается и волхвует и зелье варит; или на охоту ходит с собаками и птицами и с медведями; и творит все, угодное дьяволу, скоморохов с их ремеслом, пляски и игры, песни бесовские любит, и костями, и шахматами увлекается,- так вот, если сам господин и дети его и слуги его, и его домочадцы все такое творят, а господин им в том не препятствует и не спасает их души, уклонивимся не помогая,- прямиком все вместе в ад попадут, да и здесь уже прокляты всеми. Во всех тех запретных делах не помилует Бог, люди же проклянут, а обиженные вопиют к Богу: и своей душе погибель, и дому разорение. Проклято все такое добро, нет на нем благословения: одеваться, есть или пить все, что добыто и получено не по-божески, но бесовски - да низвергаются в ад все живые души поступающих так. От подобного изобилия, от плодов таковых неугодна Богу и милостыня - ни при жизни, ни после смерти. Если хотите вы избегнуть вечной муки, верните неправедно нажитое ограбленным. впредь обещая не поступать так с ними, ибо сказано: "Скор Господь на милость свою(96): истинно кающихся принимает и даже в великих грехах прощает".

29. О ПРАВЕДНОМ ЖИТИИ

А если кто по-божески живет по заповедям господним, по отеческому преданию и по христианскому закону, то есть если владыка судит справедливо и нелицемерно и одинаково всех, богатого и бедного, ближнего и дальнего, известного и неизвестного,- такие, конечно, будут вознаграждены за свои справедливые решения. И слугам своим пусть велит поступать точно так же.

Если же в селах иль в городах кто хорош по-соседски, тот у христиан, у властей и в приказе, справедливых решений в нужное время добьется не силой, не грабежом, не пыткой. Если же не уродилось что и расплатиться нечем, так он не торопит. А не то так и у соседа или иного христианина не хватило зерна - на семена ли, на пищу, да лошади или коровы нет, или налога в казну уплатить нечем,- так нужно помочь ему и ссудить, а мало у самого, так у людей подзанять, но другому по просьбе дать. И помогать им от всей души, от всяких обидчиков оберегая по правде их. Самому господину, и слугам его ни дома, ни на селе, ни на службе, ни в жалованье - ни в каких делах и отнюдь не обделять никого ни в чем: ни пашней, ни землей, ни домашним каким припасом, ни скотиной неправедного стяжания избегая.

Благословенным трудом и средствами праведными жить подобает всякому человеку. И видя добрые ваши дела и милосердие и любовь сердечную ко всем и таковую праведность, обратит на вас Бог свои милости и преумножит урожай плодам и всякое изобилие. Вот такая - от праведных трудов и благих плодов - милостыня приятна Богу, и молитву их Бог услышит, и грехи отпусит, и вечной жизнью наградит.

Люди торговые и мастеровые, и земледельцы тоже пусть праведным только и благословенным торгуют, и производят, и пашут - без покражи, разбоя и грабежа, без поклепов и лжи, клеветы и обманов; пусть торгуют и промышляют нажитым праведными трудами, не ростовщичеством, но благодаря приплоду, труду и всякому урожаю, исполняют дела свои добрые по христианскому закону и по заповедям господним: угодит в сем мире - вечную жизнь заслужит.

================================================


От Almar
К Виктор (28.02.2003 11:48:20)
Дата 28.02.2003 18:16:12

я например не согласен с пунктом 5, который вы почему то не привели

5. КАК ЦАРЯ ИЛИ КНЯЗЯ ЧТИТЬ И ВО ВСЕМ ИМ ПОВИНОВАТЬСЯ, И ВСЯКОЙ ВЛАСТИ ПОКОРЯТЬСЯ, И ПРАВДОЙ СЛУЖИТЬ ИМ ВО ВСЕМ, В БОЛЬШОМ И В МАЛОМ, А ТАКЖЕ БОЛЬНЫМ И НЕМОЩНЫМ - ЛЮБОМУ ЧЕЛОВЕКУ, КТО БЫ ОН НИ БЫЛ; И САМОМУ ВСЕ ЭТО ОБДУМАТЬ
Бойся царя и служи ему верно, всегда о нем Бога моли. И лживо никогда не говори с ним, но с почтением правду ему отвечай, как самому Богу, во всем ему повинуясь. Если земному царю с правдою служишь и боишься его, научишься и небесного царя страшиться: этот - временен, а небесный вечен, он - судья нелицемерный, каждому воздаст по делам его. Также и князьям покоряйтесь, воздавая им должную почесть, ибо посланы Богом карать злодеев и награждать добродетельных. Князя своего прими и власти свои, не помысли на них зла. Ибо говорит апостол Павел: "Вся власть от Бога"(14), - так что кто противится власти, тот божью повелению противится. А царю и князю и любому вельможе не думай служить обманом, погубит Господь изрекающих ложь, а сплетники и клеветники прокляты и людьми. Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних почитай как братьев, немощных и скорбных любовно утешь, а младших как чад возлюби - ни одному созданию божью не будь лиходеем(15). Славы земной ни в чем не желай, проси у Бога вечного блаженства, всякую скорбь и тягость благодарно претерпи: если обидят - не мсти, если хулят - молись, не воздавай злом за зло, за клевету - клеветой; согрешающих не осуждай, припомни свои грехи, позаботься прежде всего о них; злых людей отвергни советы, ревнуй живущим по правде, деяния их занеси в свое сердце, и сам поступай так же.

От Леонид
К Виктор (28.02.2003 11:48:20)
Дата 28.02.2003 17:07:00

Так это для христиан

А мы вне церквоной ограды. И ни духовный отец, ни все святые отцы нам не указ.

От Фриц
К Виктор (28.02.2003 11:48:20)
Дата 28.02.2003 16:55:46

А полный текст домостроя?

Об этом много говорят, но мало кто читал. Нет ли у Вас ссылки?

От VVV-Iva
К Фриц (28.02.2003 16:55:46)
Дата 28.02.2003 17:44:03

Re: А полный...

Привет

например -
http://www.hrono.ru/dokum/domostroi.html

Владимир

От Виктор
К Фриц (28.02.2003 16:55:46)
Дата 28.02.2003 17:22:43

Полный текст "Домостроя" лежит в копилке.

http://vif2ne.ru/nvz/forum/files/Vs/domostroy.zip


От Фриц
К Виктор (28.02.2003 17:22:43)
Дата 28.02.2003 18:03:58

Спасибо.

Но насчёт того, что в Великий пост следует есть "икру осетровую свежую, тешку осетровую, стерлядь бочечную, языки сыры" и прочую рыбу - это они явно загибают. Это только на благовещенье да в вербное воскресенье можно.

От Буслаев
К Дмитрий Лебедев (28.02.2003 01:39:16)
Дата 28.02.2003 11:08:53

Чушь ?

>Булгаков занимался пропагандой нечитой силы, зная, что это сильнейшее культурологическое облучение, >сходное с Чернобылем в духовном аспекте. Не думаю, что он делал это неосознанно.
Дмитрий, нельзя заниматься пропагандой, создавая роман в течение 11-ти лет и не будучи уверенным, что он будет опубликован. Булгаков писал этот роман "в стол". А вы С.Г. Кара-Мурзу плохо читали, он ясно свою мысль изложил: творение изверившегося и больного душой писателя использовали в своих целях манипуляторы. Вы так дойдёте до того, что и Пушкина причислите к сознательным вредителям, вспомнив "Гавриилиаду".

>От терпимости к нечистой силе до признания бандита филантропом
Признание бандита филантропом с нечистой силой никак не связано. И характерно для разных народов - и англичан (Робин Гуд), и для русских (тот же Василий Буслаев : )

>3. Сказочка о влюблённых - не более, чем ширма в данной истории. Без неё повествование выглядело бы >откровенно антисоветским и антихристианским.
Дмитрий, не заговаривайтесь - без неё этого романа бы просто не было : )

От JesCid
К Дмитрий Лебедев (28.02.2003 01:39:16)
Дата 28.02.2003 11:04:37

Жечь не предлагаете?

интеллегент - уже ругательное слово...

"Литература была предметом особого попечения Геббельса – в конце концов он сам был писателем. В докладе “Умственный работник в борьбе за судьбу державы”, произнесенном в актовом зале Гейдельбергского университета в июле 1943 года (и включенном в сборник “Крутой подъем”), Геббельс рассуждает о вреде интеллектуализма – излюбленная тема нацистской публицистики, где слово “интеллигент” было бранным."

(из биографии Геббельса, Б. Хазанов)


От Рустем
К Дмитрий Лебедев (28.02.2003 01:39:16)
Дата 28.02.2003 09:57:13

А Тарковского Вы тоже запишите в диверсанты?

Да, культурные символы иной раз у творцов чуждые. Так что, всех во враги запишем? Полагаю, что мир образов Борхеса тоже не слишком аргентинский. Ни Гарделя там нет, ни фольклора Гаучо. И о диктатурах одобрительно говорил. Но аргентинцы признают его величие и с Гальтиери и Виделой после падения хунты суду не предали.
Есть какая-то фундаметальная слабость в левых идеократиях. При советской власти , скажем, Че Гевара был не слишком почитаемой фигурой: профессора от научного коммунизма числили его троцкистом и экспортёром революции. Как коммуниста его признавали, но как-то сквозь зубы, оставляя для третьего мира, а у нас - для журнала "Ровесник".
Побаивались. Помню в годы застоя разговор с одним умудрённым жизнью человеком, он сказал мне , что людей тепмепемента Че или Фиделя партийно-бюрократическая система удавила бы, не пропустила бы наверх ( удавила в переносном смысле) уже на уровне райкома партии.
А Вот ныне образ Че, столь известный всему миру и малоизвестный в СССР расклеен фирмой сотовой связи по всей Москве: не боятся. Представить, что кто-то, например Комитет Молодежных организаций при ЦК ВЛКСМ оклеил бы в годы застоя всю Москву портретами Че- немыслимо. Это было бы неверятной крамолой- соверменных революционеров боялись.
Есть тут какая-то фундаментальная слабость левых идеократий.

От Леонид
К Рустем (28.02.2003 09:57:13)
Дата 28.02.2003 17:01:57

Добрые и праведные

"От кого же исходит наибольшая опасность всему человеческому грядущему? Не от добрых ли и праведных? - как от людей которые говорят и сердцем чувствуют"Мы уже знаем, что хорошо и что праведно, мы и обладаем этим; горе тем, кто здесь еще ищет!"
И какой бы вред не нанесли злые, вред от добрых наивреднейший вред!.....
Но вот истина: добрые должны быть фарисеями - у них нет выбора! Добрые должны распинать того, кто создает себе свою собственную добродетель! Вот она, истина!
Вторым же, кто открыл их страну - страну, сердце и земное царство добрых и праведных, - был тот, кто некогда спросил"Кого ненавидят они сильнее всего?"
Созидающего ненавидят они сильнее всего: того, кто разбивает скрижали и старые ценности, крушителя - его называют они нарушителем. Ибо добрые - они не могут созидать: они всегда начало конца:- они распинают того, кто пишет новые ценности на новых скрижалях, они себе в жертву приносят грядущее, - они распинают все человеческое грядущее!-
Добрые - они всегда были началом конца"
Фридрих Ницше. "Так говорил Заратустра"
И отсюда заповедь: "Сокрушите, сокрушите добрых и праведных!"
Нет ничего более смешного чем страх пред дьяволом!

От Ф. Александер
К Леонид (28.02.2003 17:01:57)
Дата 28.02.2003 17:12:45

Нет, есть : )

>Нет ничего более смешного чем страх пред дьяволом!

Смелость перед Богом гораздо смешнее : )

От Леонид
К Ф. Александер (28.02.2003 17:12:45)
Дата 28.02.2003 18:33:18

Re: Нет, есть...

Сатана - всего лишь верный слуга Творца, не подлежащий оскорблению. Сказано в библейском апокрифе "Кто проклинает сатану, тот проклинает свою душу" Это книга Иисуса сына Сирахова.

От Леонид
К Дмитрий Лебедев (28.02.2003 01:39:16)
Дата 28.02.2003 09:26:18

Вот чего у меня никогда не было

Так это ужаса и отвращения по отношнию к нечистой силе. Напротив, она мне всегда была любопытна, интересна и привлекательна. И Булгаков тут не при чем. Сам иногда рассказы про чертей пишу, и все черти у меня симпатичные.