От mmm
К mmm
Дата 10.02.2003 20:42:10
Рубрики История; Образы будущего; Глобализация;

Перевод книги Маурицио Блонде об антиглобалистах (11 Тони Негри, глобалист)

11. ТОНИ НЕГРИ, ГЛОБАЛИСТ

«Ничто так не раскрывает огромную историческую позитивность самоопределения трудящихся, как та деятельность главного бомбардира, саботажника, абсентеиста, с криминальным сдвигом, которой я живу». Так отстаивает свою позицию не один из маргиналов Пятого Сословия, описанных ранее, – как можно было бы подумать. Эти строки написал Тони Негри в те ужасные годы, когда профессор был руководителем Рабочей Автономии, после того как руководил Властью Рабочих (венето-эмилианская группа), и преподавал эти вещи с кафедры в качестве ректора Факультета политических наук в университете Падуи.
Затем последовали менее хорошие времена. Признанный плохим преподавателем, он был приговорен к 17 годам за вооруженное восстание против Государства, плюс 3 с половиной за моральную ответственность в стычках между «автономистами» и полицией в 1973-77. Сегодня, в то время как теоретически продолжает отбывать наказание в Реббибия (с большой мягкостью, выходами и полу-свободой), он вновь находится на авансцене известности, и даже международной. Неожиданно аккредитованный в качестве философа «народа Сиэтла» известными американскими газетами, которые не раз с почтением брали у него интервью, возрождая его славу.
После инцидентов в Генуе по случаю Г8 его интервьюирует в передовице «Нью-Йорк Таймс» (НЙТ)- авторитетная ежедневная газета. Газета американских банковских семейств , прямая эманация супер-капитализма, если он есть, официозный рупор идеологии глобализации Трехсторонней Комиссии, предоставляет свое драгоценное пространство криминальному философу, чтобы тот изложил видение мира подрывными антагонистами.
Он сардонически капает: «Генуя, город, известный во времена Возрождения открытой и хитрой политической фальсификацией,… более всего походила на средневековую крепость… У лидеров Г8 не было другого выбора, кроме попытки инсценировать спектакль политической хитрости. Они старались казаться прозрачными в своих целях, обещали помочь беднякам мира. На деле они казались некоторым образом вырванными из изменений, которые происходят вокруг них. Их групповое фото вовсе не казалось образом будущего, оно походило на фото из архива до 1914, королей, уже вышедших из моды».
Эти строки набраны, отпечатаны и распространены «ИГТ», «Эль Паис» (испанский аналог «Репубблики»: орган новых левых, богатых и нео-буржуазных), и «Коррьере делла Сэра». Многие недели наиболее авторитетные СМИ по обе стороны Атлантики распространяют мысли Профессора. Его обновленный престиж основан, как сообщает «НЙТ», на том, что он написал интересный политологический шедевр, в четыре руки со своим молодым американским учеником, Микаэлем Хардтом, итальянистом в Университете Дюк: заголовок – «Империя». Том в 560 страниц тут же опубликован Оксфорд Юниверсити Пресс, не простым издательством: классика уже с первого издания. «НЙТ» поспешила объявить его бестселлером (в недельной шкале книг, «советуемых» газетой) и потому книга тут же переиздана в бумажной обложке Гарвардским Университетом, тем местом, где дети Капитала постигают финансовую экономику. После столь громкого барабанного боя стоит ли удивляться, что успех стал глобальным? Том Негри и Хардта вышел сначала во Франции, затем в Корее, Турции, Бразилии, Саудовской Аравии, Хорватии, Японии и Китае; в Италии пока еще нет, потому что в свое время Эйнауди (которое оспаривало его у Фелтринелли) хотело опубликовать его с сокращениями, которые не понравились Профессору. И наконец его берет Риццоли, которое объявило его на январь 2002. Тем временем к «НЙТ» добавляется фанфара «Тайм», самого престижного в мире еженедельника, который в конце 2001 упоминает Тони Негри в годовой классификации семи самых важных «новаторов».
Можно было бы удивляться, что супер-капиталисты так продвигают подрывного красного, что они так стараются, чтобы пристроить змею на груди, глашатая последней Революции, самой экстремальной. Удивление уменьшается, когда читаешь существенные пассажи из тома Тони Негри и сличаешь их с утверждениями американских теоретиков глобализации.
Прежде всего, разъясняет Тони Негри, ««антиглобальный» не есть адекватная характеристика протеста в Генуе или Гетеборге, Квебеке, Праге, Сиэтле. Демонстранты, профсоюзники вместе с экологистами, священниками и коммунистами, едины против действующей формы капиталистической глобализации, но подавляющее большинство на деле не против течений глобализации… Сами демонстранты – часть глобальных движений… Это не должно называться антиглобальным движением; это альтернативное движение за глобализацию». И поясняет: «Многочисленные протесты в Генуе базировались на признании того факта, что никакая национальная власть не имеет контроля над нынешним глобальным порядком. Как следствие, протесты должны быть направлены против международных и наднациональных организаций типа Г8, ВТО, ВБ и МВФ».
Дальнейшее разъяснение появляется в интервью, которое Негри дал 21 июля 2001 своему «старому другу» Габриэлю Альбиаку (который в обмен называет его «выдающимся философом») в «Эль Мундо»: «Национальное Государство более не является субъектом мирового капиталистического развития. Тотальный рынок – это реальность, в котором нация исчезает. Мы не говорим, что Национальное государство более не существует, но идет существенная передача его суверенитета».
Это банальность. Но банальность, приятная сильным мира сего, которые продвигают и навязывают эту передачу суверенитета. То, что кажется Негри открытием, написано в Докладе Трехсторонней («К обновленной международной системе»), датированном 1977: «Публика и лидеры большинства стран продолжают жить в ментальном универсуме, который более не существует: мир отдельных наций. Им очень трудно думать в терминах перспективы и глобальной взаимозависимости» . Подобие между двумя пассажами таково, что кажется, что Негри копировал текст Сеньоров.
Рождение Глобального Рынка, поясняет Негри в своей «Империи», это новая форма Империи. И она хороша, именно потому, что ликвидирует Национальное государство. «Мы настаиваем», пишет Профессор, « что строительство Империи является шагом вперед, который надо сделать, покончив со всякой ностальгией по предшествующим структурам власти и отказавшись от любой политической стратегии, которая предполагает возврат к старому порядку в качестве попытки возрождения Национального государства против капитализма». Революционное мышление, головокружительно футуристическое? Но предложение «покончить с Национальным государством» уже высказывалось ранее (в 1967) Джорджем Боллом, тогдашним директором банка Леман Бразерс Кун энд Лойб и замминистра экономики при президенте Кеннеди:
«За эти 20 послевоенных лет», говорил Болл, «мы дошли до принятия на деле, даже если и не всегда на словах, что политические границы национальных государств слишком малы и удушающи для широкой деятельности современного бизнеса… До вчерашнего дня американские предприятия более всего сконцентрированы на производстве для национального рынка, экспортируя только излишки. Многие еще так поступают. Но это более не адекватно… Чтобы выжить, человек должен использовать мировые ресурсы наиболее эффективным способом. И это может реализоваться лишь когда все факторы, необходимые для производства и использования продукции (капитал, труд, сырье, оборудование и средства распределения), являются свободно перемещаемыми и применяемыми с максимальной эффективностью. Это станет возможным лишь тогда, когда национальные границы не будут играть никакой роли в определении Горизонтов экономики» .
Болл говорил, и не скрывал этого, в пользу ТНК (он называл их «Космокорпорации»):
«Те компании, которые достигли глобального видения своей деятельности, желают мира, в котором не только товары, но и все производственные факторы (капитал, труд и оборудование) могут перемещаться с максимальной свободой».
35 лет спустя к тому же приходит Тони Негри. «Создается новая система суверенитета», пишет он, «от государств-наций, которые все более теряют качество, к чему-то, что не имеет своего места, что трудно определить, что не имеет ни центра, ни периферии, к совокупности институтов в движении, которые командуют деньгами, трудом и военными делами». Его воодушевляет именно тот мир, которого «желали» уже в 1967 Космо-корпорации, и который Сеньоры реализуют.
Негри поясняет, почему: уличные «не-глобальные», сапатисты с сигаретами с «травкой» и скваттеры из Социальных Центров не хотят Национального государства. Следовательно, ТНК и бунтовщики Сиэтла имеют общего врага: Государство, именуемое «национальным», потому что возникло на основе этничности, но которое лучше было бы называть его именем Государство права. Единственное пространство, где потребители-трудящиеся являются гражданами и имеют права, прежде всего - политические, чтобы ими пользоваться.
ТНК и международные финансы против этого пространства, «закрытого», «протекционистского», потому что оно мешает прибыли; не-глобальные (теперь определимые как «да-глобальные») и их пророк Тони Негри против потому, что в Едином Мировом Рынке видят лучшие возможности для беспорядка.
Тони Негри привлекает в отношении этого не-государственного пространства, которое он называет Империей, «концепция… характеризующаяся отсутствием границ: правительство Империи не имеет пределов… это порядок, который эффективно прерывает ход истории, режим без временных границ». Так сказано в предисловии. Джордж Болл, в свою очередь, объяснял: «Либеральная предпосылка разделения между политической и экономической сферами устарела: экономические вопросы находятся в сердце современной политики». Подчинение американской политики требованиям экономики: конец истории, предвиденный Фрэнсисом Фукуямой, другим мыслителем Трехсторонней.
Также и «Монд Дипломатик» в январе 2001 предоставляет много места Тони Негри, чтобы тот излагал свои идеи, которые ежемесячник гошекавьяра (gauchecaviar) определяет во вступлении как «оригинальные и очень провоцирующие», а также «достойные того, чтобы их знали». Вот что пишет профессор:
«Мы хотим подчеркнуть биополитическое качество имперской власти, указывая на событие, которое дало ей разрешение на взлет: переход от фордовской организации труда к пост-фордовской, или, лучше сказать, от промышленного способа производства к более широким формам увеличения стоимости (и эксплуатации): социальным, нематериальным, но особенно тем, которые затрагивают жизнь, ее интеллектуальные и эмоциональные связи, сроки воспроизводства, миграции бедных по континентам. Империя строит биополитический порядок, потому что производство стало биополитическим. Можно сказать, что в то время, как государство-нация пользуется «дисциплинарными» средствами в организации исполнения власти и динамике консенсуса, создавая, таким образом, определенную продуктивную социальную интеграцию и адекватные модели гражданства, Империя развивает средства контроля, которые затрагивают все аспекты жизни и перестраивают ее в схемы производства и гражданства, пригодные для тотальной манипуляции деятельностью, средой, социальными и культурными отношениями и т.д. Если производственная детерриториализация требует социальной мобильности и гибкости, то растет в огромном масштабе также и пирамидальная структура власти и глобального контроля деятельности детерриториализированного общества. Этот процесс уже необратим, идет ли речь о переходе от нации к империи, или о перемещении производственного увеличения ценности, т.е. производства богатства, с фабрики в общество, от труда к коммуникации, или об эволюции дисциплинарных методов правления к процедурам контроля».
И ясно, что Тони Негри здесь не критикует Империю, а толкует ее. И ясно также супер-капиталистам, что волонтеры тем самым являются их рупором. Для Тони Негри Империя «необратима», именно так, как желает Трехсторонняя. Он повторяет: «Государство-нация всегда является врагом». Государство, как место политики, где толпа становится гражданами, осуществляющими политические права и обязанности; это есть враг, а не Империя. Тони Негри говорит с восторгом о социальной инволюции, вызванной рассыпанием национального государства, и прославляет появление мятежных толп из-за обеднения рабочих слоев, которые он в 4-й части книги называет «массами». И в «Коррьере» он поясняет, что «масса есть соединение одиночеств. Народ – это концепция, созданная капиталистическим Государством, концепция, которую мы подвергаем жестокой критике: это масса, укрощенная для участия в этом Государстве. И имя нация – его расширение, грязное и мерзкое. Поэтому в нашей книге мы пренебрегаем отечеством… чтобы приветствовать (глобальную) Империю».
Яснее нельзя быть: тотальная сеть коммерции сводит граждан («народ») к политической единице «массы» (толпы). Которая есть ничто иное, как Пятое Сословие: не класс, а «объединение одиночеств», дивергентных (расходящихся), маниакальных, безумных, маргинальных, без социальных функций и, следовательно, без политического достоинства.
Вернемся к «Монд Дипломатик». Негри там идентифицирует «два ключевых события, которые устанавливают границы рождения Империи. Первый тезис таков, что нет глобального рынка (как говорится после падения Стены, о нем стоит говорить как о категории политической, а не только как макроэкономической парадигме) без какой-либо формы юридического упорядочивания, и что это юридическое упорядочивание не может существовать без власти , гарантирующей ему эффективность. Второй тезис в том, что юридический порядок глобального рынка (который мы называем имперским) не только проектирует напрямую и организует тенденционно новую фигуру высшей власти, но регистрирует также новые силы жизни и неповиновения, производства и классовой борьбы. Международный политический опыт лет, прошедших после падения Берлинской Стены до наших дней, дает много доводов для этой гипотезы. Следовательно, настал момент открыть дискуссию и провести экспериментальную проверку концепций (вернее, общих имен), которые мы предлагаем для обновления политических и юридических наук по поводу новой организации глобальной власти. Это глобальное измерение рынка, более чем неформальной организации, является новым порядком. Мировой рынок на деле политически унифицирован вокруг того, что всегда считалось признаками суверенитета: военная власть, финансовая и, наконец, коммуникативная, культурная и лингвистическая. Военная власть выражается в обладании единой мощью всего арсенала вооружений, включая ядерное. Финансовая власть состоит в чеканке монеты-гегемона, которой полностью подчинен плюралистический мир финансов. Коммуникативная власть выражается в триумфе единой культурной модели и тенденции к одному универсальному языку. Этот порядок, следовательно, наднациональный, мировой, тотальный: мы называем его «Империя». Но когда мы называем «имперским» это определение отношений власти, тут же возникает проблема различения его с тем, что в прошлых веках называлось «империализмом». Под этим термином мы понимаем экспансию государства-нации за пределы его границ, создание колониальных отношений (часто камуфлируемых под модернизацию) в ущерб народам, бывшим вне евроцентрического процесса капиталистической цивилизации; мы понимаем под этим, наконец, государственную, военную, экономическую и культурную, даже расистскую, агрессивность сильных наций в конфронтации с бедными нациями.
Сегодня, в имперской фазе нашей цивилизации, нет более империализма – или, если он есть, то как преходящее явление, этап ассимиляции по направлению к имперской циркуляции ценностей и властей – как нет больше Государства-нации. От него уже утекают три существенные характеристики суверенитета – военная, политическая и культурная – абсорбируемые или, возможно, замещенные центральными властями Империи. Вследствие этого становится меньше подчинение бывших колониальных стран империалистическим Государствам-нациям, так что исчезают империалистические иерархии между нациями и континентами: все реорганизуется в функцию нового унитарного горизонта Империи».
В новой глобальной империи классовая борьба становится невозможной. Но появляются неожиданные возможности для мятежа, который Негри называет «неповиновением».
«Создание Империи… открывает новую фазу борьбы против власти капитала. Национальное государство, которое допускает классовую борьбу, агонизирует», пишет он. Именно поэтому становится возможной «массовая гражданская война» Пятого Сословия.
«Как может массовая гражданская война против капитализма вспыхнуть внутри Империи? Первые опыты столкновений, названные андеграунд, на новой территории власти… дают точные указания».
Это не может не нравиться супер-капитализму, «интернационалисту» и «либеральному», который издает «НЙТ». Очевидно, что Суверен-администратор без политической легитимности предпочел бы иметь антагонистом «массу», которая не требует больше политических прав , а лишь «удовлетворения потребностей», своего участия в Обществе Спектакля путем осуществления на сцене постоянного восстания. Вне его арго можно сказать, что Негри организует режим «хлеба и зрелищ» внутри глобальной Империи.
Это не может не нравиться и «Монд Дипломатик», которая уделила Негри множество страниц. Директор журнала – Бернар Кассе, англо-француз, который также является основателем и председателем АТТАК (Ассоциация за налогообложение финансовых трансакций для помощи гражданам), «базовой» организации, которая требует введения Налога Тобина на спекулятивные финансовые трансакции, но при этом она является союзником финансового спекулянта Джорджа Сороса и пропагандирует либерализацию наркотиков (смотри следующую главу) в странной «антиглобальной сети», которая сформирована в Порту Алегри в Бразилии 25-30 января 2001: там, на встрече, названной Всемирный Социальный Форум - семя, из которого вырос Генуэзский Социальный Форум и все другие «социальные форумы», которые растут как грибы в Италии и в мире, - были почти все наши актеры. Там был Аньолетто. Там были представители псевдомарксистского южноамериканского терроризма, например Хавьер Куифиентес из ФАРК, вместе с миссионерами и монахинями, сторонниками теологии освобождения. Там был миллиардер-экологист Тедди Голдсмит, великий спекулянт золотом и другими драгоценными металлами, о котором мы еще поговорим. Там был Бернар Кассен, представитель парижской гошекавьяр.
Вдохновителем этих роскошных левых является Даниэль Миттеран, вдова французского президента-социалиста. Мадам Миттеран – великий международный покровитель субкоманданте Маркоса, поощряет (и финансирует) мятеж в Чьяпасе, который часто посещает, как и Фаусто Бертинотти. Будет полезно вспомнить, что два итальянских прокурора, Росарио Приоре и Фердинандо Импозимато, вместе с бывшим главой военной контрразведки Фульвио Мартини, указали на «клан Миттеран», как на круги, которые защищают Тони Негри и других 150 итальянских террористов из Красных Бригад и родственных им групп. Негри, будучи в розыске, бежал во Францию в сентябре 1983: и не в лес, отчаявшимся бродягой. Он получает посты в Министерстве труда и Министерстве урбанистики Франции, в Парижском университете VIII, в Международном колледже философии. Сеть Миттеран, очевидно, гарантировала ему посты и протекцию.
Сеть, как мы увидим, идет за пределы Франции и старается представить себя историческим продолжением якобинского феномена. Вероятно, резонируют беседы, услышанные в парижских салонах, которые посещал привилегированный беглец от правосудия, когда Негри так заканчивает свое интервью «Коррьере»: «Даже если мы находимся в положении до 1789, возможно, что 1789 близок». Вместо этого прибыл, не предусмотренный кружком Миттеран, не одомашненный исламский мегатерроризм.


От mmm
К mmm (10.02.2003 20:42:10)
Дата 10.02.2003 20:43:36

Перевод книги Маурицио Блонде об антиглобалистах (12 Кто им платит и почему)

12. КТО ИМ ПЛАТИТ И ПОЧЕМУ

Следующая ниже статья появилась в «Уолл-стрит Джорнал» 13 августа 2001. Подписана она Кендрой Оконски, исследовательницей из сети Интерпола в Лондоне.
Заголовок:
«Бизнес протеста. Кто оплатил бунт, который опустошил Геную? Также и вы».

«Антиглобальные протесты стали делом на миллионы долларов. Это не странно. Также и Гринпис, глобальная организация, которая имеет офисы в Лондоне, Буэнос-Айресе, Вашингтоне и Токио, имеет финансового директора. Фактически само антиглобальное движение очень похоже на многонациональное предприятие, полное рискованных капиталов, менеджмента, кампаний маркетинга.
Начнем с холдинга. Генуэзский Социальный Форум, который включает галактику бесприбыльных организаций, получил 3,5 млрд. лир (1,3 млн. долларов) от итальянского правительства для транспортной службы и ремонтных работ. Но в свою очередь этот конгломерат «контролируется» Международным Глобальным Форумом (МГФ), который в свою очередь состоит из многих антиглобальных групп по всей планете. Одна из участниц Форума, Сьюзен Джордж, была в Генуе; Сьюзен также является вице-президентом АТТАК. Другие члены Международного Форума, присоединившиеся в Генуе к мадам Сьюзен Джордж: Кевин Денехер (Глобальное Изменение, с базов в Сан-Франциско), Вандана Шива (Исследовательский фонд по науке, технологии и экологии, Дели), Уолден Белло (Фокус на глобальный Юг, Бангкок); а также Жозе Бовэ от французского агро-синдиката Конфедерация Пейзанн, член МГФ; он также был в Генуе в дни беспорядков.
МГФ обширно финансируется Фондом для Глубокой Экологии, «фабрикой мыслей» из Сан-Франциско, унаследовавшим состояние магната Дугласа Томпкинса, хозяина Эсприт Клозинг Компани, известной ТНК готового платья. Этот «Фонд для Глубокой Экологии» в 2000 декларировал активы в 150 млн. долларов: благодаря этим средствам он функционирует как финансовое общество, которое предоставляет начальные капиталы для основания антиглобальных групп по всей планете. Фонд Томпкинса, через МГФ, запустил, среди прочих групп, ту же АТТАК, которая была протагонистом в Генуе. АТТАК сама по себе – разновидность холдинга ОНГ (неправительственных организаций), групп волонтеров и профсоюзов, объединенных убеждением, что глобализация «отражает лишь интересы мировых финансовых рынков». В качестве собственной деятельности АТТАК концентрируется на продвижении Налога Тобина; но многие из ее операций заключаются в объединении и координации групп интересов, концентрирующихся на отдельных темах (как СПИД, окружающая среда, права человека, органическая агрокультура), в формирования «борьбы» с глобализацией на всех фронтах. Эти оппортунистические организации составляют движение. Аспект искреннего восстания снизу, и число их растет. Это стратегия альянсов, которую порой применяют фирмы, чтобы проникнуть на новые рынки и доминировать там.
Как все крупные компании в Европе, антиглобальное движение работает в тесном контакте с профсоюзами. В Генуе присутствовали представители двух итальянских профсоюзов, ВИКТ и ИКПТ: объединенные под покровительством МКСП, всемирной сети профсоюзных органов со штабом в Брюсселе.
Профсоюзы тоже вкладывают немало денег в антиглобальные инициативы. Один «международный фонд солидарности» создан по инициативе голландской профсоюзной федерации и других профсоюзов для финансирования антиглобальных групп. Это гарантирует наплыв больших масс и постоянное производство информационной прессы.
Фонд солидарности в свою очередь финансируется европейскими государствами. Как гласит доклад Лэйбор энд Сосайети Интернэшнл, Отдел международной кооперации голландских профсоюзов получил в 1997 от голландского правительства 6,75 млн. долларов. В том же году германское государство внесло 50 млн. долларов в Фонд Фридриха Эберта, который лоббирует против глобализации в профсоюзах и партиях. В Швеции и Норвегии правительства дают 80% капиталов местных фондов солидарности, которые частично идут на финансирование антиглобальных манифестаций. Канадские фонды солидарности функционируют таким же образом. Канадское агентство по международному развитию, государственное учреждение, вносит в фонд 3 доллара против 1, вносимого профсоюзами. В целом деньги, которые питают протесты против межправительственных встреч, по большей части предоставлены теми же ругаемыми правительствами.
Таким образом, антиглобалистский бизнес является коалицией по расчету между фондами, профсоюзами и правительствами, объединенными общими интересами: ставить препятствия свободе международного рынка. Причина – в принципиальной идеологической линии. Левые (в правительствах Европы) враждебны свободному рынку: для них «правительство» означает скрупулезное регулирование всей экономической жизни – от вредных выбросов до рабочих часов. Поскольку все эти регламентации не одинаковы в разных странах, есть Государства, где предприниматели несут меньшие фискальные и регламентационные расходы. Предприниматели в Государствах левых реагируют или переводя производство за границу, или давя на свои правительства, чтобы те снизили расходы, связанные с чрезмерным регулированием. В обоих случаях в Европе растет политическое сопротивление избытку регулирования. Таким образом, правительства, которые хотят продолжать оставаться у власти, ищут естественных союзников в рабочих профсоюзах, которым нужны протекционистские барьеры, чтобы сохранять рабочие места в устаревшей промышленности.
В общем, если вы содействующий или член одного из профсоюзов Европы, вы тем самым являетесь пассивным инвестором в предприятиях кочевников, которые разоряли Гетеборг, Геную, Сиэтл и т.д. Манифестанты ждут, что вы будете наслаждаться спектаклем, но в то же время желают, чтобы вы вернулись работать, чтобы платить ваши налоги: их ждут новые встречи в верхах и активистам нужны новые капиталы, чтобы им противостоять».

Поучительная статья. Она сообщает, как бы между прочим, что один из крупнейших спонсоров антиглобального антагонизма – хозяин «Эсприт», ТНК готового платья, нечто вроде глобального Бенеттон, фанатичный экологист: Дуглас Томпкинс. Верный своей либеристской идеологии, Уолл-стрит Джорнэл» («УСД») указывает пальцем на государственное и полу-государственное (профсоюзное) финансирование, которое «антагонисты» регулярно получают от европейских правительств.
И все же надо указать некоторые другие имена, которые не появляются в статье. Начиная с уже упомянутых в этой книге кругов мадам Миттеран, покровительницы сецессионистких и сепаратистских движений, таких как сапатисты Чьяпаса и баскская ЭТА; кругов, идеологию которых отражается в «Монд Дипломатик» Бернара Кассена, не случайно публикуемая в Италии «Манифесто». Это сеть, способная мобилизовать изрядное количество миллиардов для своих дел.
Если идти дальше по этой тропе, «УСД» следовало бы объяснить также, что эти «роскошные левые» антикапиталисты имеют не один канал коммуникаций с определенным англосаксонским гипер-капитализмом.
В этой другой ветви финансистов не-глобальных, обходимой молчанием, выделяется имя: Теодор «Тедди» Голдсмит. Англо-француз (как многие высокие покровители левых ультра), Тедди – младший брат покойного сэра Джеймса Голдсмита, мирового спекулянта сырьем, одного из 12 богатейших людей мира, кузена Ротшильдов. Годами Джеймс Голдсмит был оригинальным бриллиантом на публичной лондонской сцене, на коммунофильских позициях. В 1988 он дошел до предвещания Европы под советским протекторатом: Москва гарантировала бы военную защиту, европейцы – производственное богатство, на которое не была способна советская империя. После обрушения СССР Джеймс Голдсмит претерпевает новую метаморфозу: он становится националистом-антиевропеистом, даже основывает партию, которая сочетает голлизм с тетчеризмом, «Европа отечеств» и т.д.; его смерть от рака помешала новому развитию этого переменчивого персонажа.
Брат Тедди Голдсмит более постоянен. Он всегда являлся представителем и финансистом крайних экологических движений. Он – один из членов Экоропа, группы давления миллиардеров, которые борются за изменение сельскохозяйственной политики ЕС в смысле «органической агрокультуры». Он основал «Экологист», периодическое издание-руководство тех «глубоких» экологистов, которые исповедуют веру в Гайю, Мать Землю (понимаемую как живое существо), божество, способное мстить тем, кто нарушает ее равновесие. Сегодня директор «Экологиста» – его сын Зак, который является лидером группы анархистов «Поднять улицу» (Реклайм зе Стрит), смежной с Черным Блоком (или скорее даже стоящей выше), не лишенной контактов с испано-американскими «революционными» движениями (от нарко-террористов колумбийских ФАРК до сапатистов САНО), также представленной в Генуэзском Социальном Форуме.
Впрочем, папа Голдсмит тоже активен. В 2000, во время встреченной протестами встречи МВФ и ВБ в Вашингтоне, он обратился с подиума с речью к толпе протестующих. В различных интервью он рассказал, что провел месяцы, предшествовавшие встрече Г8, помогая планировать уличный протест; во время встречи и последовавших при ней беспорядков Тедди был в Италии: наблюдал за событиями со своей роскошной виллы в Сиене.
Через журнал «Экологист» он возглавляет настоящую сеть «зеленых» организаций, которые этот миллиардер, возможно, финансирует. Уже в редколлегии фигурирует Джон Пэйдж, представитель Международного Общества за Экологию и Культуру, а среди компаньонов появляются Международное Движение Тропических Лесов (представленное Маркусом Колчестером) и Кантрисайд Ресторэйшн Траст (Робин Пэйдж) - британские группы, которые, во имя защиты тропических лесов и сельских пейзажей, проталкивают радикальную деиндустриализацию целых зон планеты. Но на сайте журнала в Интернете (www.theecologist.org) появляются в качестве членов и другие интересные организации.
Там фигурирует британская секция Друзей Земли, которые определяют себя как «самую обширную международную сеть экологистов, представляющую 61 страну». Есть британская секция Гринпис. Есть Зеленая Партия, британская секция: родившаяся в 70-х под другим именем, скорее красным, чем зеленым (Народная Партия), одна из креатур, наиболее дорогих Тедди Голдсмиту. Миллиардер писал для Зеленой Партии брошюры и трактаты по окружающей среде, излагавшиеся в «Экологисте». Есть, естественно, британская секция Фонда Защиты Дикой Природы: знаменитая «спонтанная» организация, появление и деятельность которой отсылают к принцам Бернарду Голландскому и Филиппу Эдинбургскому. В общем, внутри этих любителей природы и покровителей не-глобальных нетрудно увидеть историческую, аристократическую группу олигархов, которая продвигает «нулевой рост» экономики с его мальтузианским следствием: насильственным ограничением рождаемости «слаборазвитых» народов, которые своей скандальной демографией строят козни против консолидированных равновесий.
Очевидно, что упомянутые движения и ассоциации объявляют себя в Интернете противниками использования насилия при антиглобальныхх манифестациях, преданными формам «созидательного ненасилия», которые мы наблюдали в Генуе, с разноцветными воздушными шариками, большими куклами, несомыми в кортеже, и другими схожими инфантилизмами.
Но от этих тел отделяются более беспокоящие ребра. Например: координатор «творческой» деятельности Гринпис, некий Майк Роселле, покинул организацию; и вместе с другими ушедшими основал Общество Ракус (www.ruckus.org), обосновавшееся при Университете Беркли в Калифорнии. Ракус специализируется на «тренировочных лагерях» в США и Канаде, где антиглобальных манифестантов учат технике конфронтации с полицией: от метания стальных шариков (чтобы скользили конные полицейские) до использования пропитанных керосином тряпок для защиты от слезоточивого газа, использования шифрованных посланий SMS для координации действий на улице, использования велосипедистов для разведки во время стычек (присутствие таких многочисленных «разведчиков» отмечено мною лично при столкновениях в Генуе). Общество Ракус публикует также учебники по такой тактике, учебники для добрых активистов Народа Сиэтла. Есть канадский филиал КоМоушн Экшн, который отличился в стычках в Сиэтле, встревожив полицию Канады.
Есть, наконец, другое издание, при «Экологисте», которое ведет прямо к насильственному нео-анархизму Черного Блока. Это «Луддит Ридер», чья заявленная цель – воскресить движение луддитов, банд английских текстильщиков, которые в 1811-1816 ломали новые ткацкие станки с паровым приводом, боясь, что машины снизят занятость. Это обскурантистское движение имело аналог во Франции, саботеров (саботажников), названных так потому, что они совали свои деревянные башмаки, сабо, в шестерни машин; те и другие – из ушедших времен, поскольку рабочий класс примкнул к прогрессизму и «научной» производственности марксизма.
Лишь недавно появляется вновь, в новых формах, эта тенденция ретроградных левых, антитехнологическая, регрессивная: и мы обнаруживаем, что она подпитывается и поддерживается теми же группами, хорошим представителем которых является Тедди Голдсмит, и которые противятся техническому прогрессу во имя уважения к Матери Земле.
Тут не удивительно будет узнать, что Голдсмит, через свой Фонд Голдсмита, протягивает руку и Международному Форуму по Глобализации , уже упомянутому «УСД» в качестве обильно финансируемого хозяином ТНК Эсприт, а также модели для Генуэзского Социального Форума.
Председатель и директор организации – Джереми Мэндет, который писал в четыре руки с Голдсмитом различные эссе против глобализма. Главным успехом Форума было вовлечение в свою орбиту американского профсоюза AFLCIO, мощного и резко антикоммунистического, законно несогласного с эксцессами глобализации. Три докладчика от Форума Голдсмита участвовали во Всемирном Социальном Форуме в Порту Алегри (25-30 января 2001), первой столице всемирного собрания всех антагонистов, где корпускулярная галактика коагулировала.
Нельзя не упомянуть функцию, которую осуществляет в этой сети другой известный миллиардер, Джордж Сорос. Венгерский еврей, натурализовавшийся в Америке, Сорос стал весьма богат и известен через международные спекуляции с лирой в 90-х годах, и это тип операций, возможный на глобальном рынке. Несколько лет назад он начал громко критиковать глобализацию, которой стольким обязан. Как и Голдсмиты, Сорос строит из себя мыслителя (всегда упоминает, что является учеником Карла Поппера в Оксфорде) и политического реформатора. Для распространения своих теорий он основал в 1993 Институт Открытого Общества (с базой в Нью-Йорке). Не удивительно будет узнать, что распространяемые теории Открытого Общества совпадают с теориями Тони Негри: врагом является Национальное государство. Сорос там исходит из индивидуализма Поппера. Человек для него – существо жалкое и несчастное, которому должно быть предоставлено право свободно пользоваться земными удовольствиями, как их каждый индивидуально понимает. Правительство (т.е. Государство) есть препятствие к достижению индивидуального счастья, поскольку применяет регулирование для общего блага.
С этой целью Сорос также финансирует другой «культурный» фонд, Линдсмитовский Центр Политики по Наркотикам, который вкладывает огромные средства, лоббируя в пользу политики тотальной либерализации наркотиков, а также эвтаназии, естественно, на мировом уровне.
Речь идет не о простых учебных центрах, а о «моторах», созданных с целью формировать и мобилизовать активистов; ребрами фондов Сороса являются Европейский Университет в Будапеште (институт, созданный для «борьбы с возрождением национализма на Востоке», крайне враждебный к Государствам, появившимся после разрушения советского блока) и Хьюман Райтс Уотч, которая имеет статус неправительственной организации (ОНГ). Прекрасный пример, как некоторые «базовые» ОНГ, рожденные «спонтанно снизу», на деле являются креатурами интересов крупнейших финансистов.
В начале 2001 Субкоманданте Маркос и его сапатисты предприняли «мирный» марш из Чьяпаса в Мехико, весьма разрекламированный европейскими левыми журналами. 11 марта, когда Маркос вошел в столицу, его триумфально встретили 100.000 манифестантов. Там были, естественно, друзья госпожи Миттеран, итальянские возродители коммунизма, представители экологической и антагонистической галактики. Всемирный Социальный Форум (финансируемый хозяином «Эсприт») пригласил Маркоса на свою встречу в следующем году. Линдсмитовский Центр Сороса распространил в прессе послание с одобрением марша сапатистов, представив его как важное событие «в защиту прав человека». Сообщение, в частности, защищало индейских крестьян из слаборазвитого Чьяпаса, которые, чтобы избавиться от нищеты, выращивают коку и занимаются ее контрабандой под блестящим руководством сапатистской армии, САНО.
Канадская разведка (CSIS) составила доклад об этом «спонтанном» событии. Она отмечает, что телохранители Маркоса были не крестьяне из Чьяпаса, а «французские и итальянские анархисты»: те же компоненты, что позднее отличились в антиглобальных беспорядках в Генуе. CSIS опасается, что во время марша в Чьяпасе были созданы альянсы и солидарность «антагонистов» особо опасного типа: не-глобальных групп и прототеррористических организаций, мексиканских сапатистов, колумбийских ФАРС (бывшая «революционная» коммунистическая армия, которая сегодня финансируется торговлей наркотиками), и особенно баскской ЭТА, которая располагает профессиональными убийцами и оружием для совершения покушений и политических убийств. Многие из итальянских Социальных Центров рассматривают ЭТА в качестве модели, и в Генуе развевалось много знамен ЭТА. Там же видна была техника массового вандализма, свойственная террористам-баскам, кале боррока (уличная война). Глобализация мятежа реализуется с покровительством (и деньгами) глобальных супер-капиталистов и радикалов из парижских салонов, где Тони Негри – уважаемый гость.
Можно спросить, почему богатые финансовые спекулянты уделяют столько времени и денег на создание и мобилизацию новой глобальной анархии, которая может вылиться в международный неотерроризм. Это не может быть только дорогостоящим хобби. Возможно, помогут кое-что понять теории, выработанные братьями Голдсмит в их роли утопистов и социальных реформаторов. А 1994 Тедди и Джеймс запустили проект, который назвали «Евротопия»: он рассматривал (можете себе представить?) отмену исторических европейских государств и замену их 75-ю «макрорегионами». В общем, балканизация старого континента.
Согласен: вопрос регионализма много сложнее, чем это, и, обсуждая геополитику, следовало бы быть серьезнейшим образом аргументированным также и в противопоставлении «генетики» тем искусственным конгломератам, каковыми являются некоторые Национальные государства, появившиеся в 19 веке: достаточно подумать об Италии и вопросе Рисорджименто, постоянно подвешенном в плане культурного анализа апостериори. Но мы здесь не говорим о законных требованиях народов и краев, мы говорим об искусственном и инструментальном использовании этих требований для деструктивных действий в конфронтации с существующими законными государственными устройствами.
С какой целью? Посмотрим на примере Колумбии. Там счастливая утопия Голдсмитов находится в фазе мрачной реализации. Там различные группы наркотеррористов, среди коих выделяются уже упомянутые ФАРК, приглашенные в Порту Алегри, выкроили свои «макрорегионы», в которых уже не действует власть законного центрального правительства Боготы. Это «автономные зоны», где царит закон вооруженных групп, буйствуют похищения людей ради выкупа, убийства, хаос и бизнес коки, который оплачивает «автономную власть» и ее преступления.
Отметим, что ЭТА претендует именно на это в Испании: формирование мини-государства верхом на Пиренеях, управляемого их террористами, палеоанархического, полностью выведенного из-под власти Мадрида. Но утопия еще более амбициозна. Тедди Голдсмит, давая интервью в Вашингтоне во время беспорядков против МВФ, пророчил: «Я думаю, что в конце концов США должны развалиться. Америка – не одна нация, это один континент, и она развалится». Также и США, в итоге, приговорены к развалу на суб-государственные, и потому суб-юридические, «макрорегионы». Субполитические пространства, где незаконные интересы капиталистов могут реализоваться без препятствий и контроля?
Отметим один факт: те же группы и сильные власти, которые выражают открытую враждебность к Лиге Норд Босси, сецессионистской Хорватии Турджмана и каринтийскому автономизму Хайдера, культивируют и поддерживают куда более тревожные сецессионизмы. Дело в том, что сецессионизмы «правых» угрожают воссоздать Государство и его власть внутри новых и более узких границ. В фаворе поэтому сецессионизмы «левые», метафизически враждебные любому типу юридического порядка, в котором они видят угнетение.
Надо вспомнить афоризм Освальда Шпенглера:
«Левые всегда делают игру Большого Капитала, иногда даже не зная этого». Иногда.
Если проект Голдсмитов и кажется безумным и нереализуемым, считается, однако, что он уже на деле реализован – с послевоенных времен – в стратегически наиболее важной для глобального бизнеса зоне – нефтяной. 75% мировых запасов нефти находятся в пределах мусульманских стран. Этот именно тот сектор, где, согласно предписаниям Джорджа Болла, «политика подчинена экономике», т.е. интересам ТНК. Правительство США слепо следовало политике, диктуемой ТНК, качающими нефть в арабском мире. Каким образом, я упоминал в начале этой книги: последовательно ликвидируя в исламских странах все режимы, в какой-либо мере «модернизирующие», в которых современные диктаторы – от Насера до Шаха, от Каддафи первых времен до Саддама Хусейна – стремились трансформироваться в нации; светские государства, имеющие материальные и юридические инфраструктуры для современной коллективной жизни.
Но светские и современные государства, сознающие свои права в международных рамках, не являются самыми удобными собеседниками для Шелл и Экссон, потому что твердо отстаивают цены на нефть, деньги, на которые они развивают свои народы. Поэтому нефтяные ТНК (и, следовательно, Вашингтон) позитивно содействовали насаждению обскурантистских режимов, в Саудовской Аравии (где у власти секта ваххабитов), в Иране (где США запретили шаху противодействовать аятоллам), в Пакистане и Афганистане (где Талибан был до вчерашнего дня привилегированным собеседником Белого Дома). Обскурантисты гарантируют постоянную слаборазвитость, лицемерие и коррупцию власти: с политиками такого рода легче заключать соглашения.
Пока, разумеется, этот грандиозный эксперимент не сходит с ума. И рождается Бен Ладен. Так что сегодня супер-капитал предпочитает иметь глобальными собеседниками «антагонистов», полагая, что в состоянии править ими и вести их. Ученики чародея.