От Pout
К константин
Дата 25.01.2003 12:18:05
Рубрики Крах СССР;

Взгляд и нечто.1949."Физики Не шутят"

-2

Еще мысль прокинуть хочется, что даже ЗЛОЙ смех не всегда и не
обязательно _злобный_.
Тут на Форуме была инициирована битва против( извините - так уж
наехавшие заорали. И ведь продолжают орать, ничего не берет) "жидовской
физики" и всвязи с ней вдвигалась история с поэмой Герцена Копылова. Как
аргумент в идейной битве с гадостью и кривляньем, историки прибегли к
разбору этой поэмы. Как оружия - против паскудников.
Ветка в Архиве,"Лаврентий Павлович Берия как спаситель советской
физики", мы обсуждали. В форуме было уже несколько веток
мухинистов с этим с.жетом про "жидовскую физику" "ландавшицев" (цеховое
от Ландау+Лифшиц),
про"физический идеализм",там и цитировались эти строфы.
То есть тема-таки жива и бередит даже нынешние неокрепшие умы и души

Сколько не кажется камерьой это позма. по ее строфам - и только по
ним- удалось восстановить некоторый контекст борьбы двух враждовавших
школ 40х - "академической" знаменитых ядерщиков
и"физфаковской"-мохнорылой .
(Отсюда и горечь автора-физфаковца при обращении к своей Альма
Матер)Персоналии, упомянутые кличками и аббревиатурами, и их повадки,
подверлись тщательному расшифровыванию. А недавняя книга
про историю этой битвы,по размаху - как в генетике- называется"Физики
НЕ шутят". В ней есть и разбор значительного куска поэмы.

Заодно- гимн Альма Матер, немножко корпоративного снобизма и раздача
слонов "мехматянам","экономистам" ,"философам", в меньшей степени
социально-близким"химикам", обнимания с родственными по духу геологами.
Как положено по цеховым правилам. Но и горький упрек - тоже. И
сатира на "сына памятника" иже с ними. А.К.Тимирязев (сын
К.А.Тимирязева),галва физфаковской команды, и вся та команда,
отрицатели новой физики,самопальные открыватели "альтернативной физики"
и идеологические бойцы. Другие те просто ковали бомбу,эти изобретали
"велосипеды" и с теми - насмерть боролись.

Речь идет об отрывке поэмы конца 40х годов Копылова"Евгений Стромынкин".
Герцен Копылов - ядерный физик из Дубны. Стрмынкин -эпический герой,
поэму называют цеховым эпосом. Есть и гимн, который все физфаковцы
разных городов поют - стоя. "Дубинушка". Есть "Архимед", праздник
инициации первачей, на котором побывал сам Нильс Бор . И оценнил
Праздник инициации стал цеховым ритуальным действом(потом его переняли и
другие - химики, мы, астрономы, например).Много еще чего есть у цеха.


====цитата комментария======
Автору "Стромынкина" почти нигде не изменяет природный вкус и
жизнелюбие. ..как у Высоцкого: "До нашей эры знали чувство меры..."
Оттого и оптимизм его не покидает, оттого и юмор его иногда зол, но
никогда - злобен. Молодость, пусть не безоблачная, сквозит из каждой
строки и изгоняет безнадежность из самых грустных мест. Именно это
роднит "Стромынкина" с прототипом и продлевает его, во многом
капустническую (эпитет вовсе не обидный!) жизнь в качестве энциклопедии
университетского быта тех лет. Финал поэмы Копылова, правда, не лишен
горечи, - но кто знает, какие найдет слова, если решится доверить бумаге
собственные итоговые размышления...



.....
.....
С учёным, произвольно взятым,
Себя держал он панибратом;
Был запросто к Ландау вхож,
Д.Д. не ставил ни во грош -
Был с миром на ноге семейной
(Такой подход отнюдь не нов.
Я был при том, когда Леднёв
Льва одряхлевшего - Эйнштейна,
Собрав профессоров кагал,
Ногой бестрепетной лягал).
.

_28
.
Упомянул я о мехмате.
И будет, верно, в самый раз
Сказать сейчас о той печати,
Что факультет кладёт на нас.
Из средних школ вначале вроде
Мы все похожими приходим,
А кончишь университет -
И никакого сходства нет.
Юрист в мечтах - давно Вышинский
И только ждёт команды: "Взы!"
Филолог выучил азы
Ума натугой исполинской.
Экономиста мозг разбух
С цитат да с цифр, как гроссбух.
.
___________29
.
Кто там склоняется к ретортам?
То рекордсмен-легкоатлет!
Стал калачом историк тёртым
По улучшенью давних лет.
Концертных залов завсегдатай
Давно уж стал студент мехмата,
Академичен и лохмат,
Кончает он родной мехмат.
Географ встал в ряды туристов;
И спайкой дружною берёт
Геологический народ;
Философ ходит, словно пристав:
Всё инспектирует умы...
Но каковы же сами мы?
.
___________30
.
- А ну-ка, автор, нас порадуй!
...И кинул я на тех свой взгляд,
Чьё сердце - ёмкостью с фараду,
В ком - индуктивный мысли склад,
И сразу - к оде разогнался,
Подстёгнут мощью резонанса,
Который в наших контурах
Звучит, невежеству во страх!
Мы и работаем с азартом,
И любим смех, и бурный спорт,
О микромире буйный спор.
Гуно не путаем с Моцартом,
Явь отличаем от химер -
Иным коллегам не в пример.
.
___________31
.
Друзья! Позволю я признанье:
Как свет, как смех, как дом родной,
Люблю угрюмое созданье
Столетова на Моховой.
И мне сравнить его охота
С орлом, присевшим перед взлетом,
Который взмахом мощных крыл
Своих орлят от бурь прикрыл.
И башней - гордою главою -
Обозревает небосвод:
Куда б направить свой полет,
Куда б воспрянуть над Москвою.
И кручи Воробьевых гор
Орлиный привлекают взор.
.
___________32*
.
Физфак! Как много в этом слове
Для сердца нашего слилось,
С какою нежною любовью
Оно в душе отозвалось.
Побудешь с ним денек в разлуке -
И подыхаешь ты от скуки,
И, нацепив дырявый плед,
Спешишь быстрей на факультет:
У расписанья друга встретить,
Прослушать свежий анекдот,
Поток рискованных острот
Услышав, в унисон ответить,
У стенгазеты сообща
Ругать редактора сплеча:
.
___________33*
.
В передовых-де мало проку,
Их гладкий ход от мыслей чист.
Де-шутки скучны, как Широков,
И плоски, как газетный лист.
Де и заметки в ней не метки,
Де и ошибки в ней не редки...
Но все ж с другими не сравнить:
Есть что хвалить, есть что бранить;
Не то что младшие собратья -
Сплошное серое пятно.
Будь я деканом, их давно
Распорядился бы содрать я,
На всю бездарную печать
Наклав молчания печать...


___________34*
.
- Нет, без газет все ж было б скучно...
- К тому ж ты, друг, не Соколов!...
- Тсс! Вот он сам, собственноручно,
Прошел, шагая тяжело,
Как забеременевший страус...
И рядом, не отстать стараясь,
Приняв подобострастный вид,
Какой-то аспирант юлит...
Промчал Самарский метеором...
Прошел веселый Гвоздодер...
Вот Фридман, старый мухомор,
Идейных битв боец матерый...
Проходит Ржевкин, худ и тих...
- Куда их гонят? Сколько их?
.
___________35*
.
- Ах, да! Ведь семинар сегодня
По философии! - Вперед!
- Постой, а пустят? - Вход свободный!
- Вперед!... Народ за нами прет:
Как гномы, сгорбленны, мохнаты,
Идут научные магнаты,
Творя приветствий ритуал.
Подобно стынущим планетам,
Сияя отражённым светом,
Идёт толпою их вассал.
Гербами в ромбиках сверкая,
Специалистов юных рать
Идёт скандала поджидать.
Идёт и поросль молодая,
Наш брат студент. Мы смотрим вниз,
Где все светила собрались:
.
___________36*
.
Акулов, тензора создатель,
Делец, а с виду Арлекин;
Леднёв, столпов ниспровергатель,
Тридцатилетний вундеркинд;
Д. Д. - знаток интерпретаций
Явлений с помощью трёх пальцев;
Вот Власов, факультетский лев,
Слепой фанатик буквы f;
С ним рядом Саввич, спорщик ярый;
Дурак Н.....в; седой Ильин;
А вот и памятника сын,
Встав пред затихшим семинаром,
Взметает вороха старья
Академически остря...
.
___________37*
.
В те дни, когда на бюст у двери
Садился первый пыли слой,
Науки нашей Гулливеры
Сюда являлись. Здесь порой
Столетов выступал блестящий,
И Тимирязев - настоящий! -
Его послушать приходил.
Вавилов кванты здесь ловил.
И здесь встречали дружбой жаркой
Ленгмюра, Бора, Жолио,
Из наших тоже кой-кого:
Здесь выступал отважный Марков,
Здесь Хайкин курс махистский свой
Прочёл. Здесь и сейчас порой
.
___________38*
.
Сечёт рукою воздух Власов,
Семенченко нам уши рвёт,
И, речь перемежая плясом,
Свой Млодзеевский курс ведёт.
Жуя мочалу, лепет детский
Здесь издаёт Я. П. Терлецкий;
И Соколов ввергает в сон
Тьмой формул; и добряк Самсон
Киём колотит по экрану;
И Тихонов, учёный кот,
Мурлычет; жизни всем даёт
Здесь Рабинович неустанный;
И Иваненко - эрудит
По часу кряду ерундит...
.
___________39*
.
Бывает, здесь идёт экзамен -
И так легко ответ слизать,
Глядя невинными глазами
Экзаменатору в глаза.
Панурги наши, впрочем, бойки,
Неутомимо ставят тройки,
И я - со вздохом сознаюсь -
За лучшим баллом не гонюсь.
Мне мой покой и мил, и дорог,
Я не прельщаюсь суетой,
Как ты, отличник рядовой,
Ты, жалкий раб своих пятёрок!
Пять лет страдай, учи, зубри,
А в госэкзамен схватишь "три"...
.
___________40*
.
Мы отвлеклись в своей прогулке,
А в это время семинар
Не клал на свой язык охулки,
Грозя махизма семенам,
Идеализма пни корчуя...
А впрочем, хватит! Не хочу я
Касаться этих скользких тем...
Скажу лишь вот что: тьму проблем
Гоняли в жарких словопреньях:
Что глуп Эйнштейн, что сволочь Бор,
Что физик - не макроприбор,
А социальное явленье;
И, осветив, пошли домой.
А тьма так и осталась тьмой!
.
____________32**
.
Прощаюсь я с пятью годами,
И мне придётся улететь.
Но что ж я так неблагодарен?
Ведь это ты, мой факультет,
Мне указал дорогу к звёздам.
Ты как отец. Меня ты создал,
Дал мир идей, дал слов металл,
Дал мне друзей, врагов мне дал,
К науке утвердил доверье,
К сплетенью счастья и тревог, -
А я в ответ коплю плевок,
А я готовлюсь хлопнуть дверью.
Откуда ж горечь-то во мне,
Что так и просится вовне?
.
___________33**
.
Чем больше ждёшь, чем веришь крепче,
Тем ярче вскрывшийся обман;
Тем горше с истиною встреча,
Чем гуще был любви туман;
Кто жить не хочет травоядно,
Тот не прощает Солнцу пятна,
Кто сам не изолгался сплошь,
Простить не смеет другу ложь.
Прощу ль тебе я, Alma mater,
Позор паденья твоего,
Имён бездарных торжество,
Идейной стирки ароматы
И улюлюканье расправ
Над тем, кто честен, смел и прав?
. ..
======
Литература

А.В.Андреев Физики НЕ шутят. Станицы социальной истории НИИ физики при
МГУ(1922-1954). М.Прогресс-Традиция. 2000

А.С.Сонин. "Физический идеализм". История одной идеологической кампании/
М.: Физматлит, 1994

К.А.Томилин. Несостоявшийся погром в теоретической физике (1949 г.) //
Философские исследования, 1993, 4, с.335-371.
Всесоюзное совещание физиков 1949 г. Проект решения. Публикация
А.С.Сонина

Источники в сети

http://russcience.euro.ru/phys.htm

http://russcience.euro.ru/papers/son90vr.htm

А.С.Сонин

РАЗГРОМ "ФИЗИЧЕСКОГО ИДЕАЛИЗМА"

http://russcience.euro.ru/papers/and97ph.htm
А. В Андреев (часть книги"Физики не шутят")

Источник: предоставлен автором;
печ. вариант: Физика XIX-XX вв. в общенаучном и социокультурном
контекстах: Физика XX в., М.: "Янус-К", 1997, с.241-263.


приложение


ДУБИНУШКА
(мотив "Дубинушки")
...

На физфак кто попал -
Тот грустить перестал,
На физфаке - не жизнь, а малина.
Только физика - соль,
Остальное все - ноль !!
А юрист и биолог - дубина

Припев:

Эй, дубинушка, ухнем.
Может физика сама пойдет,
Подучим, подучим,
Да скинем.

На физфаке живем,
Интегралы жуем
И квантуем моменты и спины.
А как станет невмочь -
Все учебники - прочь
И затянем родную дубину.

Припев.

Месяц в окна глядит,
А студент все не спит,
Над конспектом согнул свою спину.
Сто экзаменов сдал,
Сто зачетов столкал,
А остался дубина - дубиной!

Припев.

Деканат нам грозит,
Сам декан говорит,-
Неприглядна ученья картина !
Но при этом, при всем,
Забывает о том,
Что и сам он - большая ... !!!

Припев:

Эй, дубинушка, ухнем.
Может физика сама пойдет,
Подучим, подучим,
Да скинем.


Я до сих пор толком не знаю слов гимна, да это и не важно - можно петь
просто
народную "Дубинушку" - в этом мощном хоре кто услышит? Полинял наш
снобизм, исчезла претензия на исключительность - но остались
симпатия, приязнь к однокурсникам. Неожиданно для самого себя я
обнаружил в
ячейках ловчей сети, которая была вынута из моря времени через двадцать
лет
пустоту. Ничего, ничего важного, кроме самой сети - вервия ее, связи
между нами не
прохудились, не разорвались, напротив, окрепли - это уже не просто
привязанность:
это любовь. Сердце сжалось - не так уж и мало...

==========
Мемуары Сойфера

Саша Кессених, Степан Солуян и еще несколько энтузиастов сочинили первую
<физическую оперу> - <Дубинушка>, затем <Серый камень>. Многие студенты
с упоением участвовали в подготовке спектаклей и их представлениях.
Арии, дуэты, трио, хоры из обеих опер были на слуху у всех студентов, и
их часто распевали просто на вечеринках. На наши представления
собиралась вся театральная Москва, и достать билеты на спектакли было
совсем не просто. Помню, как то ли Бендриков, то ли даже всесильный
Ольховский спрашивал Степана Солуяна: <Степа! А мне можно прийти на
спектакль с женой? Там ничего такого против меня лично не будет?>

Во время одного из представлений Миша Коренченко, Володя Труш, я и еще
кто-то орали с самого края рампы гимн физфака <Тот, кто физиком стал,
тот грустить перестал, на физфаке не жизнь, а малина, только физики -
соль, остальные все - моль, и биолог и химик - дубина...>36. В первом
ряду под нами сидел наш любимый лектор Лев Давидович Ландау, а рядом с
ним с непроницаемым угрюмым лицом декан Фурсов. Когда мы дошли до
куплета о деканате, который <весь кричит, и декан говорит: <Неприглядна
ученья картина>>, я увидел, как Ландау весь напрягся, вытянул свою и без
того не маленькую шею, а потом, после слов, что мы <плюем на декана>,
потому как <и сам он - большая дубина>, Дау хлопнул Фурсова звонко
ладонью по колену и закричал ему: <Фурсов! Вы слышите! Это народ
говорит!>

<Нильс Бор с Оге Бором прочтут лекцию хором>

Весной 1961 года в Москве в среде физиков царило необычайное
возбуждение: в столицу СССР приезжал великий Нильс Бор с женой Маргарет,
сыном Оге и невесткой37. Ответственным за встречу Бора в Москве, как
вспоминает Б. М. Болотовский, был утвержден именно Игорь Евгеньевич.
Нобелевский лауреат Тамм и еще не-нобелевский лауреат Ландау отлично
знали датского физика-теоретика, бывали у него в гостях и, конечно, им
хотелось и в этот приезд Бора в Москву доставить своему знаменитому
коллеге побольше удовольствий разного рода. Договорились и о том, что
они привезут Бора на физфак, где студенты могли его встретить
по-особому, чтобы такая встреча навсегда Бору запомнилась. Я был в тот
год председателем культмассовой комиссии физфака, и как раз на
воскресенье 7 мая мы планировали провести на физфаке второй раз
празднование Дня физика, который мы сами и придумали годом раньше,
назвав этот праздник по предложению тогдашнего студента физфака Валеры
Канера<Днем Архимеда>. Годом раньше (в 1960 году) такое празднование уже
состоялось, два Валеры - Канер и Миляев написали текст новой физической
оперы <Архимед>, поставленной на сцене Дома Культуры МГУ. Теперь мы
хотели повторить праздник Дня Архимеда, начав его массовкой на гранитных
ступеньках перед входом в здание физфака, а вечером в Доме Культуры МГУ
должно было состояться представление оперы <Архимед>. План был дополнен
новой волнующей идеей, которую Игорь Евгеньевич сразу же оценил и
одобрил. Было решено, что он уговорит Бора с семьей приехать на физфак
утром и с их участием начать День Архимеда. Договорились, что Бора
встретит на гранитных ступеньках толпа студентов физфака, один из них
будет исполнять роль Архимеда, другие ему подыграют, прозвучат слова
приветствия, потом хор студентов исполнит гимн физфака МГУ <Тот, кто
физиком стал...>, Бора попросят также сказать несколько слов, потом Бор
прочтет лекцию в Большой Физической аудитории, потом Тамм, Ландау и
другие гости пройдут в кабинет к ректору Ивану Георгиевичу Петровскому,
а потом к вечеру все пройдут в Дом Культуры МГУ, где теперь уже главным
образом для Бора будет исполнена опера <Архимед> и отрывки из физических
опер - лучшее из богатого арсенала физических песен. Позже план
несколько изменился, так как сначала Бор не хотел читать никакой лекции
на физфаке, все-таки ему шел 82-й год, график визитов также был изменен,
но то, как Бора встретили студенты физфака, изменило его первоначальные
намерения.

Со своей тягой к написанию плакатов я раздобыл большой рулон ватманской
бумаги, толстую кисть, ребята помогли мне раскатать ватман на верхней
площадке перед входом на физфак, и я постарался огромными буквами
ровными рядами написать объявление, что сегодня на физфаке <Нильс Бор с
Оге Бором прочтут лекцию хором>. Полосы ватмана предварительно склеили
между собой, я рассчитал так, чтобы плакат тянулся по стене между окнами
физфака над входом от третьего до первого этажа. С каким-то неимоверным
количеством силикатного клея мы ухитрились укрепить эту афишу на стене.
Я очень опасался, что под собственным весом моя стряпня рухнет, но, к
счастью, все обошлось, плакат прилип почти намертво (позже его не так
просто оказалось от стенки оторвать и стенку зачистить).

Перед физфаком собралась огромная толпа, тянувшаяся почти до памятника
Ломоносова и до клубной части МГУ - наверное, более тысячи человек.
Когда кортеж машин пробрался к ступеням физфака, все замерли. Игорь
Евгеньевич и Лев Давидович с другими гостями выбрались из ЗИЛов, задрали
головы, содержание плаката было переведено Бору, он заулыбался, сделал
несколько шагов навстречу ступеням, и тогда сверху раздался усиленный
динамиками голос Архимеда. Торжественная встреча началась.

Отвлекаясь на минуту, хочу заметить, что в годы моего учения между
физфаком и химфаком шло нескрываемое соревнование по всем видам,
подлежащим сравнению - и в учебе, и в спорте, и в самодеятельности.
Здания физфака и химфака были построены параллельно друг другу и
тянулись от дороги перед клубной частью МГУ в сторону Ломоносовского
проспекта, а между ними стоял памятник Ломоносову. Статуя этого
превозносившегося в годы Сталина самородка смотрела на Главное здание
МГУ. Отголоски традиционной конкуренции между двумя важнейшими
факультетами МГУ просочились и в студенческий фольклор. Бытовала,
например, такая поговорка: <Надо повернуть Ломоносова лицом к физфаку>.
Подразумевалось, что при этом великий ученый (и физик, и химик, и
математик, и поэт, и реформатор русского языка, и художник, и инженер -
каждый может дописать от себя еще много определений, которые вполне
укладывались в тогдашний портрет Ломоносова), повернувшись лицом к
физфаку, как к факультету самому главному, окажется задом к химфаку, что
и требовалось доказать. Шутка эта повторялась нередко, и в тот день
приобрела воплощение в словах Архимеда. В какой-то момент своего
приветствия <более молодому коллеге - Бору>, Архимед торжественно
протянул свою длань перед грудью, сделал надлежащую паузу, толпа
замерла, и прозвучали слова: <Поглядите, в этот знаменательный день даже
Ломоносов повернулся лицом к физфаку>. Вся толпа немедленно оглянулась
назад, конечно, памятник стоял, как и раньше, но эффект был
оглушительный, визг и аплодисменты, наверное, заставили содрогнуться
даже чугунного Ломоноса.

А вечером в Клубной части МГУ творилось что-то невообразимое, набилось
так много желающих попасть в зал, что и фойе клубной части, и лестницы,
и все балконы, и амфитеатр, не говоря уж о партере, были забиты
неимоверно. С огромным трудом нам удалось проложить путь для Тамма,
Ландау и группы академиков, окруживших семью Боров, чтобы провести их на
первый ряд. Мы с несколькими друзьями уселись позади Тамма, Боров и
Ландау, разложили по коленям листочки с текстами отрывков из опер и
песен, которые предстояло исполнить, и в нужный момент передавали
соответствующий листочек или Игорю Евгеньевичу, или Льву Давидовичу, а
те по очереди старались перевести содержание песен своему датскому
коллеге.

Я видел, что Бор все более и более разогревался и веселел. Он уже
буквально покрикивал на Тамма и Ландау, если они задерживались с
переводом или мямлили что-то несуразное. Перед окончанием концерта, даже
не сговариваясь, а чисто спонтанно, человек пять или семь выскочили из
нашего ряда на сцену и спели Бору две любимые физические песни,
написанные Кессенихом: <Электрон вокруг протона обращается, эта штука
атом Бора называется> и <Жил-был на свете электрон, он в атом Бора был
включен>.

Время было позднее, но Бор так воодушевился, что поднялся на сцену и
произнес своим глуховатым и басовитым голосом короткую речь, в которой
сказал, что он сегодня узнал много нового о физике и физиках, благодарил
за столь памятный день. Много лет спустя от одного своего приятеля,
часто встречавшегося с Бором, я слышал, что тот день действительно
врезался в память великого физика.

На следующий день Бор, изменив свои планы, снова появился в
Университете, сначала он посетил И. Г. Петровского, затем решил все-таки
прочесть лекцию студентам и в самом начале сказал, что его вдохновила
вчерашняя опера, а также <официально> признал в Архимеде великого
предшественника современных физиков. Из-за дефекта зубов, стоящих не
вертикально, а под углом и слегка выпирающих изо рта, он шепелявил и
проглатывал некоторые звуки. Переводить его на русский было непросто.
Говорил Бор о том, как трудно исследовать процессы на атомарном и
субатомарном уровнях, как используемые для измерений приборы могут
коренным образом менять картину физических процессов, почему собственно
получаемые результаты нередко становятся результатами, наведенными
процессом измерения. Тема была и теоретической и философской
одновременно.
...
==============





От Фриц
К Pout (25.01.2003 12:18:05)
Дата 27.01.2003 17:02:47

Я брожу средь не наших ребят

По чужим коридорам физфака
И теперь мне повсюду твердят
Что я бездарь, лентяй и гуляка.

Здесь теорию свято блюдут
А науки живой сторонятся
Здесь по старым законам живут
Только зданием новым кичатся.

Алиханов давно здесь забыт
О Ландау не скажут ни слова
Но зато Иванов здесь царит
И Иваненко с Соколовым.

Я страдаю от этих потерь
На душе у меня нелегко.
Долгопрудная где ты теперь?
Далеко, далеко.

От Pout
К Фриц (27.01.2003 17:02:47)
Дата 28.01.2003 10:18:15

Re: Я брожу...

Кошкин хорошо пишет.

Физтеховская школа . Иван свой талант развил благодаря здоровой традиции
и опираясь на нее
http://vif2ne.ru/nvz/forum/0/co/84606.htm







От Anthony
К Pout (25.01.2003 12:18:05)
Дата 27.01.2003 02:27:34

Re: Взгляд и...

Здравствуйте!

Самое интересное - "вражда" физиков и химиков в МГУ продолжается до сих пор примерно в той же форме. Даже самодеятельность пока еще живая.



>Отвлекаясь на минуту, хочу заметить, что в годы моего учения между
>физфаком и химфаком шло нескрываемое соревнование по всем видам,
>подлежащим сравнению - и в учебе, и в спорте, и в самодеятельности.
>Здания физфака и химфака были построены параллельно друг другу и
>тянулись от дороги перед клубной частью МГУ в сторону Ломоносовского
>проспекта, а между ними стоял памятник Ломоносову. Статуя этого
>превозносившегося в годы Сталина самородка смотрела на Главное здание
>МГУ. Отголоски традиционной конкуренции между двумя важнейшими
>факультетами МГУ просочились и в студенческий фольклор. Бытовала,
>например, такая поговорка: <Надо повернуть Ломоносова лицом к физфаку>.
>Подразумевалось, что при этом великий ученый (и физик, и химик, и
>математик, и поэт, и реформатор русского языка, и художник, и инженер -
>каждый может дописать от себя еще много определений, которые вполне
>укладывались в тогдашний портрет Ломоносова), повернувшись лицом к
>физфаку, как к факультету самому главному, окажется задом к химфаку, что
>и требовалось доказать. Шутка эта повторялась нередко, и в тот день
>приобрела воплощение в словах Архимеда. В какой-то момент своего
>приветствия <более молодому коллеге - Бору>, Архимед торжественно
>протянул свою длань перед грудью, сделал надлежащую паузу, толпа
>замерла, и прозвучали слова: <Поглядите, в этот знаменательный день даже
>Ломоносов повернулся лицом к физфаку>. Вся толпа немедленно оглянулась
>назад, конечно, памятник стоял, как и раньше, но эффект был
>оглушительный, визг и аплодисменты, наверное, заставили содрогнуться
>даже чугунного Ломоноса.


От Ольга
К Anthony (27.01.2003 02:27:34)
Дата 28.01.2003 03:00:15

Re: Взгляд и...

Привет.

>Самое интересное - "вражда" физиков и химиков в МГУ продолжается до сих пор примерно в той же форме. Даже самодеятельность пока еще живая.

Об этой вражде даже гуманитарии знают.
Но вот филологов физики всегда привечали, хоть мы и "лирики". Интересно почему. А как сейчас?

>>Отвлекаясь на минуту, хочу заметить, что в годы моего учения между
>>физфаком и химфаком шло нескрываемое соревнование по всем видам,
>>подлежащим сравнению - и в учебе, и в спорте, и в самодеятельности.


От Pout
К Anthony (27.01.2003 02:27:34)
Дата 27.01.2003 11:29:43

Re: Взгляд и...


Anthony сообщил в новостях
следующее:84975@kmf...
> Здравствуйте!
>
> Самое интересное - "вражда" физиков и химиков в МГУ продолжается до
сих пор примерно в той же форме. Даже самодеятельность пока еще живая.
>
Интересно, в каких формах. Я вот тут нашел описание нынешнего КВНА
между командами факов МГУ из назеты"Московский университет" и сравниваю
с тем типом КВН, что было раньше...очень большие различия

В "Архимеде"описана ситуация начала 60х, которая уже требует
реконструкции,настолько это было в другой эпохе. "Идите девки в
ДОСААФ"...
даже мне неясно.

там в тексте есть члова про дух соревнования,
"контеста"(конкурса,состязания, типа спортивного и наиболле явно
проявляющегося в эстафетах и т.п. -вот их и вспомнили).
А при мне, на первом курсе, выход соревновательным наклонностям
давали битвы стенка на стенку. Тогда уже существоал ФДС (новые общаги
близ к-та "Литва"). И студенты не"по 7 в блоке"жили, как поется в
опере,а по 4(стандарт). Или 5 - я одно время ютился на рскладушке
посередине комнаты. Мест не хватало уже и в новых общагах. А корпуса
общаг химфака и физфака 1ый и 2ой - тоже стоят параллельно, и близко.
Так вот на 1 курсе были битвы, нчинавшиеся с потока
оскорблений("Перебранка мужей", опять же вспоминая древних). Разуммется.
"из области телесного низа". Помню что наши кричали химикам "Эй вы, дж
по дп!"(смысл нечсен, пародируется произношение производной,
совпадающего с названием тыловой части коропуса. Это считалось очень
обидным, наверно как то задевало).
После"дружеского"обмена"любезностями",несмотря на вахетров и охрану,
пару раз потом доходило до выорда толпынесколько десятков человек
стенка на стенку и членовредительства. Потом, кончено, за эти художества
комитеты наказывали, страшно - выселяли из общаг,для тех кто приехал
издалека, это было почти равносильно отчислению . Не помню, отчисляли ли
кого-то, что выселяли , в том числе за эти драки - точно.

>
>
> >Отвлекаясь на минуту, хочу заметить, что в годы моего учения между
> >физфаком и химфаком шло нескрываемое соревнование по всем видам,
> >подлежащим сравнению - и в учебе, и в спорте, и в самодеятельности.
> >Здания физфака и химфака были построены параллельно друг другу и
> >тянулись от дороги перед клубной частью МГУ в сторону Ломоносовского
> >проспекта, а между ними стоял памятник Ломоносову. Статуя этого
> >превозносившегося в годы Сталина самородка смотрела на Главное здание
> >МГУ. Отголоски традиционной конкуренции между двумя важнейшими
> >факультетами МГУ просочились и в студенческий фольклор. Бытовала,
> >например, такая поговорка: <Надо повернуть Ломоносова лицом к
физфаку>.
> >Подразумевалось, что при этом великий ученый (и физик, и химик, и
> >математик, и поэт, и реформатор русского языка, и художник, и
инженер -
> >каждый может дописать от себя еще много определений, которые вполне
> >укладывались в тогдашний портрет Ломоносова), повернувшись лицом к
> >физфаку, как к факультету самому главному, окажется задом к химфаку,
что
> >и требовалось доказать. Шутка эта повторялась нередко, и в тот день
> >приобрела воплощение в словах Архимеда. В какой-то момент своего
> >приветствия <более молодому коллеге - Бору>, Архимед торжественно
> >протянул свою длань перед грудью, сделал надлежащую паузу, толпа
> >замерла, и прозвучали слова: <Поглядите, в этот знаменательный день
даже
> >Ломоносов повернулся лицом к физфаку>. Вся толпа немедленно
оглянулась
> >назад, конечно, памятник стоял, как и раньше, но эффект был
> >оглушительный, визг и аплодисменты, наверное, заставили содрогнуться
> >даже чугунного Ломоноса.
>
"эффект был оглушительный.." Эффект от первоклассной, одноразвой ,
овеществеленной(визуальный эффект) карнавальной остроты. Классической -
в том смысле,что она подразумевает использование фольклорной поговорки,
которую знают все,и втом смыле, что отнесена она (также подсознательно
в коллективе)к "телесному низу"(там акцентировано -"что и требовалось
доказать")

Еще обратите внимание "после оперы все были полностью измочалены".
"Люди после оперы изнемогали и слабели".
Как после настоящей античной постановки, достигнувшей запланированного
"правильного эффекта" - коллективного катарсиса,изживания напряжения
чувств благодаря "взрывам", канализированным в разряды чувтсв. Таких,
что люди"изнемогали". Точный критерий эффекта данногог жанра искусства.
=====
"Вершиной праздника, - вспоминает наш бывший преподаватель математики на
физфаке Н.Н.Константинов, - всегда была опера. Здесь энергия достигала
максимума. После оперы люди изнемогали и слабели, и никакие праздничные
мероприятия после оперы не могли произойти. Как же мог жить человек,
который не пошел на оперу! Для всех, кто знал, что к чему, попасть на
оперу было необходимо" и т.д. -описание растущего
напряжения,обстановки,разрядки вплоть до меры "эффекта" -количества
сломанных стульев
========

Еще обратите внимание на то, что речь идет о "произведении
искусства",пусть народного. Достигающего"эффекта"как настоящее
искусстово. А не просто о наборе стандартных плоских острот и шуточек на
тему"зачетка","общага","студенческая пьянка" и пр. "Это что-то
необыковенное", резюмировал впечатление великий Бор.

======
Поскольку Бору переводили с естественным запозданием, то была ситуация,
когда зал уже заканчивал смеяться, а потом раздавался одинокий хохот
Нильса Христиановича, и по залу снова проходила волна смеха...

После окончания оперы взволнованный Бор поднялся на сцену, поздравил
авторов с успехом и второй раз за день произнес речь перед студентами
(первый - на ступеньках физфака). "Это остроумно, это замечательно, это
что-то необыкновенное... Если студенты работают так же, как веселятся, я
спокоен за завтрашнюю науку..."
=======



От константин
К Pout (25.01.2003 12:18:05)
Дата 26.01.2003 14:35:27

Почему шутят менно физики (+ анекдот про МГУ)

ИМХО юмор физиков это как раз по ольгиному положению - смешное образует пару с серьезным. Много серьезной работы и немного шуток , в основном над самими собой, над собственной серьезностью.
В целом , "делу - время потехе -час", время затраченное физиками на юморение заметно меньше проведенного за письменным столом , компьютером и т.д. На книгу "Физики шутят " ушло бумаги много меньше , чем на печатание серьезной физ-мат литературы. Но без этой книжки наш цех был бы гораздо серей и занудней.

Интересно, что в то время резонанс имел в основном юмор физиков. Вероятно потому, что в определенный момент деятельность физиков стала очень серьезной , от нее стали зависеть судьбы государств и народов. В принципе есть и юмор других цехов, напрмер был серьезный и одновременно веселый журнал "Химия и жизнь". Или помню веселую песенку мехматян на мотив "А волны бегут от винта за кормой". Впрочем она слегка черноюморная. По песне студент умирал от испуга на экзамене и "Три дня в деканате покойник лежал в штаны Пифагора одетый". Но химики и математики были в то время не столь интересны народу и их юмор за пределы цеха не вышел.

Сейчас юмор идущий от "компьютерщиков" стал одним из символов эпохи. А скажем шутки физики мало кого интересуют.



=========
В ответ на поэму , анекдот про МГУ

В МГУ проходит конкурс по распитию горячительных напитков . Объвляют итоги конкурса:
По пиву первое место занял Физфак
По сухому -Химфак.
По водке - мехмат.

Из толпы возмущенный голос.
- А как же геологи?
- Да не допустили геологов. Конкурс то любительский


Я этот анекдот рассказывал нескольким геологам. Реакция разная от хохота , до возмущенногой реакции "не правда , мы только в экспедициях"



От Pout
К константин (26.01.2003 14:35:27)
Дата 26.01.2003 21:01:25

это был образчик Корпорации, зародыш ее ритуалов


константин сообщил в новостях следующее:84944@kmf...
> ИМХО юмор физиков это как раз по ольгиному положению - смешное
образует пару с серьезным. Много серьезной работы и немного шуток , в
основном над самими собой, над собственной серьезностью.

Тут вот какое дело. Это была полномасштабная (суб)культура
периода"Растеряннности"(с)Зиновьев. Культура Корпорации. корпоративная
культура, просто несколько крупней прочих. В Универе это было заметно по
ряду признаков. Лидирующая, но не единичная. Не только досуговая.
Это прообраз цеха,то есть структурирования возникавшего нового
поля(усложненной социальной системы). Ничего кроме констатации.


------
Есть такой фильм - "Гвоздики нужны влюбленным" - с кинопоэмой о
традициях студентов всего мира. Тут и "похоронная процессия" через всю
Вену (хоронят конспекты после сессии), и парижские студенты, сжигающие
карету с разным хламом во дворе Сорбонского университета, и многое
другое. А из студенческих традиций нашей страны выбрана одна - День
рождения Архимеда...
-------

Атрибутов у нее больше, чем только цеховой стиль общения и вошедший в
расхожее употребление "шутят". Сра-азу все клюнули. Помнют.
Не только"юмор"и "сатира". Эпос. Ритуалы(инициации). Гимн(общий для всех
физфаков всей страны)

это тебе средневековая корпорация на новом витке. Это идея Чернышева,
которую он пытается теперь реализовать через ЦКП,вся теория там в общем
правильная

> В целом , "делу - время потехе -час", время затраченное физиками на
юморение заметно меньше проведенного за письменным столом , компьютером
и т.д. На книгу "Физики шутят " ушло бумаги много меньше , чем на
печатание серьезной физ-мат литературы. Но без этой книжки наш цех был
бы гораздо серей и занудней.
>
Так конечно. Просто из-за течения времени остались осколки, какие-то
ошметки словосочетаний, которые все еще работоспособны на уровне _всего
общества_. Память колбеза сохранила даже после сорвавшегогося потока
словопомола словосочетание"ф.шутят". На него клюет , стоит высунуть
червячка. В фольклоре словоформы еще плодятся по типовому образцу,
архетипу,блин ."Шизики футят".

Все помнят, все. Не только старики. Даже гуманитарные социологи
(постинг"Смех и слезы") вон прошлись, такая рефлекторная реакция. А
дальше начинается изгаление кто во что горазд.

Но это ведь был только первообраз. Благодаря долгой цеховой традиции и
преемственности в поколениях - вот еще почемук "физики" развернулись.
Был пример "Стромынкина" (еще с конца 40х). Не надо вестись только на
"шутки". "Стромынкин" об очень серьезных вещах, там и пафос, и гимн
Альма Матер, и клятва в верности. И идейная борьба против мохнорылых
"санов памятников". Эти, что ли, олицетворение "ситемной корневой
основы". Мягко еще их покрыл Копылов,эти отжившие "камни",ступоры
движения.

> Интересно, что в то время резонанс имел в основном юмор физиков.
Вероятно потому, что в определенный момент деятельность физиков стала
очень серьезной , от нее стали зависеть судьбы государств и народов. В
принципе есть и юмор других цехов, напрмер был серьезный и одновременно
веселый журнал "Химия и жизнь". >

Просто передовой цех был, по ритуалам тож. Химики потом заимствовали
ритуал посвящения в студенты. И другие. Расползлось тоже "само", как и
родилось.

И только ТЕПЕРЬ очень многие"дозрели". И огромная мода всех на
(внешнюю)атрибутику, вроде гербов"братств"и "цехов", на ритуалы. Это уже
пестрей, чем прсто намозоливший глаза ююмор. "Физики" те только шутили.

Еще раз, это было рождение "идеи", цехового ритуала и (суб)культуры
"братства по профессии". Типовой образец. Дата - 1960. Снизу, само
родилось, ну там комитет комосмола как заказчик поучаствовал, а
созвездие талантов родило праздник ( Это спонтанное низовое творчество
первого такого обряда. Да, раньше родился театр, и оперы, и
"Дубинушка" - гимн)
Недаром рождение (суб)кульутры привязано к "Празднику Архимеда".
Содержание оперы -это на самом деле введение студента во врата цкха,
посвящение в особенности жизни и даже приоткрытие "цеховых тайн",
картинка будущего. Ху из первокурсник -несчастное существо. Его
инициируют, принимают в ряды братства.
Открывают глаза на жизнь и ее тайны,иногда проделывают небольшие
экзекуции
Инициация(посвящение первокурсников в студенты, пусть это выгляжит как
капустинк -на самом деле не так) -это уходящий в глубь веков ритуал.
Основа , канва жизни, для студента.

Еще ярче это выглядело у цеха астрономов, он мельче,и "теснее".
Кстати -важно . Застывший на уровне начала 60х "Архимед" уже в 70х
казался нам старомодной громоздкой античной фигней. (А это была
постоянно возобновлявшаяся каждый год физфаком опера-буфф, ездила по
странам и континентам,300 представлений). У нас в ГАИШ -отделеение
физфака - был уже куда более продвинутый и развернутый ритуальный
комплекс. Не только специально готовившиеся артисты из студентов, как в
"Архимеде"(это само собой - любительский Студенческий Театр, подобие
труппы Архимеда и СтудТеатра МГУ, там был всегда), а ВСЕ курсы готовили
свои выступления на Празднике посвящения. И участвовали почти все,
кроме зануд и зажатых. Это давало ... ну,.. тонус. Артистической такой
подковки, многим. Мы например по инициативе одного нашего знатока
классики на 5м курсе ставили изврат на основе пьесы Шекспира"Генрих
номер 8". Башку королю-неудачнику рубил я.


Так, кроме юмора еще и театр прошел, стало легче. Но не намного. "Шутят"
и все дела.

> Сейчас юмор идущий от "компьютерщиков" стал одним из символов эпохи.
А скажем шутки физики мало кого интересуют.
>
Так конечно, в диссипацией науки распалось все по крупному, остался
только внешний слой цехового стиля и языка, да и тот часто вырожденный.
Будущее ,ели оно будет,все равно будет в новых корпорациях. Чернышев
с Павловским, а раньше ГБ и Андропов это поняли и действовали верно, а
оппозиционеры по сб пору давятся на уровне одной общей струкутры ,
народ.народ, и боле ни шага вниз по струкутрированию . Андропов готовил
проект Корпорация СССР, в этом направлении им были сделаны разные - но
ПОЗДНО(не в 60е - замарозили ...дождались гайдарят-чубайсят) шаги, а
эти все не врубятся в пролетевшую под носом полу-реализованную идею
социального института, крупной ячейки, безотносительно к идеологии. И
конечно сворачивают на один существенный. но не исчерпывающий признак.
Язык,юмор,шутят....хохмы...слона то ты и не приметил. Задавался шаблон.
На высоком доброкачественном уровне,подхваьывающий и ведущий молодежь

Разумаеется, и у других профессий -вовсе не только интеллигентских - все
это было частичками, иногда были такие заповедники , вроде морского
братства. Эта традиция у них живей других. Юмором начинают, но не
ограничивается. Морские байки тоже порой выдают за суть всего дела.
Травят,шутят. Колбасьева почитайте. Или Соболева. Теперь вот
живое -Покровский. "Расстрелять"

Это и к другому постингу -"что есть живое"(на примере юмора, конечно)
как зародыш будущей структуризации..

>

=========

Немного об"Архимеде". Как это начиналось
Мемуарная часть

=======
..
Старик Державин нас заметил... "Будешь писать оперу!" - в присущем ему
лапидарном стиле заявил Сережа Литвиненко, командир первого ССО физфака,
тогдашний секретарь комс.бюро. Заготовки фольклорного характера уже
были: "Мы не филоны-сенокосники, мы не пижоны, не скоты, как ты...",
"Мы, студенты, в трактор сели сдуру и помчались в степь во весь опор" -
каков стиль! (к счастью, в основной текст оперы "Архимед" не вошло).
"Мой друг Киса***, - продолжал благословлять отец родной Сережа, -
написал "Дубинушку" и "Серый камень" со товарищи, ты же напишешь третью.
И праздник сделаем - День физика!" Ну, насчет праздника я не знал, а
оперу - пожалуйста...

Сереже палец в рот не клади. Осенью комс.конференция физфака принимает
решение - провести весной 1960 года "День Архимеда".
-----------

I-А. АРХИМЕД
7 мая 1960 года серебряные звуки фанфар впервые возвестили о появлении
Архимеда на ступенях физфака. Он вышел из огромного, величиной с
парадную дверь факультета, тома "Основ физики". Окинув взглядом огромную
толпу, мудрый старик (ныне зам.декана физфака, а тогда студент третьего
курса Саша Логтинов) спросил: "Так чего же достигли вы, потомки?"

Один за другим подходили к Архимеду Галлилей, Ньютон, Рентген, Попов,
Эйнштейн... "Эврика!" - трижды провозгласил великий физик, и тысячи
студентов откликнулись на этот призыв. Началось торжественное шествие,
которое возглавили ненастоящие Архимед, Ломоносов и настоящий академик
Ландау. А вечером в университетском Доме культуры состоялось первое
представление комической оперы "Архимед". Так родилась традиция.

С тех пор не раз ступеньки физического факультета превращались в дни
праздника в фантастическую сцену. Отмечался на этих ступеньках и юбилей
великого грека, когда вход физфака украшал огромный плакат "Старику
стукнуло 2250 лет! Привет юбиляру!", и когда сотни студентов в античных
костюмах рапортовали Архимеду о жизни своего курса и вручали
соответствующие времени и месту хитрофизические подарки. (Легко
сосчитать, когда это было, ибо комсомольская конференция физфака приняла
предложение Наташи Кабаевой: "Постановить, что Архимед родился 7 мая 287
года до нашей эры.")

Бывало и так, что дымовая завеса, организованная с помощью пиротехников
из подшефной воинской части, окутывала памятник Ломоносову - и он
оживал: из клубов дыма выезжал традиционный электрокар, а на нем -
Михаиле Васильевич Ломоносов (светлой памяти Игорь Алексеев, тогда -
аспирант физфака, потом - доктор философских наук).

Случалась и экскурсия на обратную сторону Луны, где в связи с нехваткой
места для лабораторий учреждался филиал физфака. Фасад факультета был
закрыт грандиозным занавесом небесного цвета с блестками звезд, а когда
занавес падал, открывалась огромная ракета - от первого этажа до крыши.
Из люка этой ракеты на втором этаже появлялся Архимед, неуверенно
спускался по трапу спиной к публике, а приглашенный на праздник
космонавт Герман Титов говорил очень тепло о том, что рад возможности
побывать на обратной стороне Луны, и, не касаясь руками лестницы, лицом
к зрителям, спускался к рукоплещущей многотысячной толпе...

Сотни участников, многие тысячи зрителей, множество известных физиков на
ступеньках физфака - все это создавало атмосферу настоящего праздника.
"Вершиной праздника, - вспоминает наш бывший преподаватель математики на
физфаке Н.Н.Константинов, - всегда была опера. Здесь энергия достигала
максимума. После оперы люди изнемогали и слабели, и никакие праздничные
мероприятия после оперы не могли произойти. Как же мог жить человек,
который не пошел на оперу! Для всех, кто знал, что к чему, попасть на
оперу было необходимо. Но главное, что всегда это было трудно. Один раз
я придумал, как всех перехитрить. Днем, когда бдительность клубных
работников еще дремала, я решил залезть в оркестр и спрятаться, с тем,
чтобы перед началом представления выйти в зал и занять место. Но я
оказался не первым - оркестр был уже полным. Все мы уже не могли
оставаться незамеченными... Затем переполненный зал, где заняты все
сидячие и стоячие места, ждет. Начинать нельзя, так как в дверях
творится что-то невообразимое и тщетные попытки закрыть двери
безнадежны. Наконец, несмотря ни на что, выходит ведущий и начинает
читать знакомое до единого слова либретто. Началось!"
Ходит шутка, что успех оперы определялся по числу сломанных в зале
кресел, и что в тот день, когда в зале Ландау переводил Бору
происходящее на сцене, это число перевалило десяток. Когда на сцене
появился Архимед, кто-то запереживал: "Не знаешь, куда смотреть: то ли
на сцену, то ли в зал - три великих физика сразу".

Поскольку Бору переводили с естественным запозданием, то была ситуация,
когда зал уже заканчивал смеяться, а потом раздавался одинокий хохот
Нильса Христиановича, и по залу снова проходила волна смеха...

После окончания оперы взволнованный Бор поднялся на сцену, поздравил
авторов с успехом и второй раз за день произнес речь перед студентами
(первый - на ступеньках физфака). "Это остроумно, это замечательно, это
что-то необыкновенное... Если студенты работают так же, как веселятся, я
спокоен за завтрашнюю науку..."

А на следующий день Бор по своей инициативе прочел лекцию для тех, кто
ставил "Архимеда". Большая физическая аудитория (теперь аудитория имени
Р.В.Хохлова) была полна. Набилось около тысячи человек. И Бор читал
лекцию три часа, несмотря на усталость, несмотря на годы. А в конце
лекции оперативный Леша Бажулин вручил Бору снимки его вчерашнего
участия в празднике и опере (часть снимков Вы видите на страницах этих
воспоминаний).

Прошло, как не трудно догадаться, немало лет. Опера выдержала, благодаря
стараниям неутомимого энтузиаста "физического искусства" Юры Гапонова,
свыше трехсот представлений. Оперу много возили: в Краковский
университет, в Ленинград, Таллин, Дубну, на Сахалин, на Воронежскую АЭС,
в Ригу, Обнинск, Пущино. Приглашали в Париж... Оперу показывали почти во
всех крупных вузах столицы, в концертном зале института им. Гнесиных, в
Центральном Доме литераторов. После просмотра за банкетным столом за
сценой Константин Симонов поставил нам ящик водки и оставил автограф на
либретто "Архимеда": "Это единственная опера, которую я люблю..."

Есть такой фильм - "Гвоздики нужны влюбленным" - с кинопоэмой о
традициях студентов всего мира. Тут и "похоронная процессия" через всю
Вену (хоронят конспекты после сессии), и парижские студенты, сжигающие
карету с разным хламом во дворе Сорбонского университета, и многое
другое. А из студенческих традиций нашей страны выбрана одна - День
рождения Архимеда...
Сменялись поколения студентов-физиков, но опера оставалась жить. Многие
участники ее первых представлений - ныне известные физики, для некоторых
опера стала шагом в большое искусство... Юру Гапонова, работавшего в
Копенгагене в Институте Бора, сын Нильса, лауреат Нобелевской премии Оге
Бор, иногда приветствовал так: "Хэл-лоу, Архимед!"



АРХИМЕД

Опера в четырех действиях, пяти картинах
(отрывки)

Действующие лица

АРХИМЕД, древнегреческий ученый.

БОГИ: Марс, Венера, Аполлон, Бахус (бывший бог).

БОЖИЙ ОТПРЫСК.

Жители Сиракуз, певцы, танцоры, халтурщики, филоны -студенты факультета.


Перед началом оперы и каждой картины каждого действия на авансцену
выходил ведущий с пояснительным текстом.
ВЕДУЩИЙ: Предлагаемая Вашему вниманию героико-патетиче-ская трагедия
"Архимед" принадлежит как бы ко второму периоду развития оперного
творчества на физическом факультете. Молодые авторы внесли в либретто
внутреннюю символику, несвойственную операм "Дубинушка" и "Серый
камень". Под видом героической истории Архимеда, его борьбы с коварными
олимпийцами авторы сумели в динамических сценах с рельефно развивающимся
действием передать бурю страстей, мятущихся в душе молодого физика.

Архимед - благородный ученый, олицетворяющий юношеское романтическое
увлечение наукой. Коварные боги-олимпийцы есть ни что иное, как присущие
герою обычные человеческие слабости: МАРС - честолюбие, АПОЛЛОН -
страсть к развлечениям, ВЕНЕРА же выступает в своей обычной роли. В
образе БАХУСА мы видим безволие, лень и невежество. Помыслы героя
воплощены в лице студентов - учеников Архимеда, которые то колеблются,
увлекаемые порывами страстей, то выпрямляются, и наконец, сливаются
воедино во имя науки.

Опера "Архимед" - скорее символическое, нежели реалистическое
произведение искусства. Умело пользуясь жанром гротеска, авторы обличают
то, что есть, а также то, чего нет и вообще быть не может, но с чем надо
бороться. Первое произведение молодых авторов не свободно, к сожалению,
от некоторых недостатков: например, все греческие боги выступают под
латинскими псевдонимами. Совершенно не соблюдается хронология, а пустыня
Сахара по ошибке отождествлена с Аппенинским полуостровом.

Однако это ни в коей мере не снижает того захватывающего чувства,
которое буквально не покидает слушателей от первого до четвертого
действия и от первой до пятой картины.
Первое действие происходит на блистающих высотах Олимпа. Перед
зрителем - привычная картина из будничной жизни богов периода упадка
античной религии... Пред сонмом богов предстает Архимед. Он уже избрал в
душе жизненный путь физика, но требуется соблюсти традиционную
формальность и утвердить зачисление Архимеда на Олимпийском совете.
Архимед появляется в кругу своих единомышленников, которые не так сильно
убеждены в своем предназначении, как гений, но слово Архимеда для них -
закон. Один за другим боги пытаются совратить Архимеда. Марс, Венера и
Аполлон хотят, чтобы физика была отвергнута, но Архимед непоколебим. А
воинственного Марса он буквально пригвождает на месте при помощи
постоянного магнита с напряженностью поля 3500 Эрстед.

Боги затаили злобу и жаждут уничтожить Архимеда, который, закладывая
краеугольный камень физики, грозит не оставить камня на камне от власти
богов. Победная, жизнеутверждающая мелодия хора провожает Архимеда на
бой за истину.

Увертюра

......


ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ
ВЕДУЩИЙ: Перед нами - Архимед в период своего творческого расцвета. Уже
открыт закон Архимеда и уже основан физфак. Идут приемные экзамены. Но
Архимед спешит на заседание семинара в Институт академических проблем,
где прославленный Аристотель делает доклад на тему "О точном подсчете
количества ног у мухи". Как быть?

Появляется Бахус - наш старый знакомый. Как всегда, он навеселе.
Коварные боги сумели "подложить свинью" Архимеду, снабдив Бахуса
отличной характеристикой, которая позволила ему попасть в штаты.

Бедный Бахус и сам не подозревает, какой вред он наносит делу, принимая
на факультет, следуя внушениям богов, всех без разбора: певцов,
танцоров, халтурщков по протекции и просто халтурщиков. На фоне их
жалкого лепета гордо и убедительно звучит полный понимания физической
сущности явлений хор добросовестных абитуриентов: "Архимед в воде
лежал..." Боги не смогли преградить им путь в науку.
...


Свет приглушается, появляются боги.

БОГИ (нашептывая Бахусу):
Помрешь от скуки на физфаке,
Коль будешь принимать ученых.
Бери девиц с большой косою,
Танцоров ты бери точеных,
И физкультурников туда ж...

Видение исчезает. Свет восстанавливается.

БАХУС: Эй, кто из вас самодеятельность? Выходи!

АБИТУРИЕНТКА С ГАРМОШКОЙ (Тамара Сезнева, для нее специально эта песенка
писалась, на мелодию "Была бы только тройка..."):
Мне страшно, страшно, ой как -
Здесь физику сдавать!
Была бы только тройка -
А там на все плевать!
Ты мне, гармошка, спой-ка,
Чтоб стало веселей.
Была бы только тройка,
Да тройка поскорей!
На все отвечу бойко,
Не зная про фотон -
Была бы только тройка,
А все придет потом!

Вместе с хором.

Материя первична,
Земля на трех китах,
Сознание вторично ,
И Пифагор в штанах...

Снова приглушается свет, снова появляются боги с теми же напутствиями.

БОГИ: ...И физкультурников туда ж!



Свет восстанавливается, четверо абитуриентов-спортсменов выбрасывают
плакаты.

БАХУС: (читает) "Бей...химика...одной...левой..." А, понял - вы
спортсмены! Ну идите на химфак - там таких принимают вне конкурса!

(Отголоски поражений физфака в традиционных эстафетах, - спортсмены
заменяют на плакате "химика" на "физика" и уходят). Телефонный звонок.
Бахус снимает трубку.

БАХУС: Эврика! Матерь? Какая матерь? Ах, божья матерь... Дети? Какие
дети? Ах, божьи дети! Ну пусть приходят, зачислим!

Тут же появляется божий отпрыск - как уже говорилось, Юра Косичкин.
(Мелодия песни "Капитан, капитан, улыбнитесь..."):

БОЖИЙ ОТПРЫСК:
Вы меня не ждали тут -
И меня нигде не ждут.
Я не раз уже менял институт.
На экзаменах тонул
И такое раз загнул! -
Но ни разу даже глазом не моргнул!
И в МЭИ и в МАИ
Напевал я всюду песенки свои:

Деканат, деканат, улыбнитесь!
Хоть улыбка ваша, может быть, горька.
Деканат, деканат, подтянитесь!
Ведь у папы есть могучая рука!

БАХУС: Ну-с, расскажите, кто открыл закон Архимеда?

ОТПРЫСК: Э-э, Вы, почтенный Бахус!

БАХУС: Есть такие мнения... Ну-с, расскажите, как это произошло?

ОТПРЫСК: Архи...Архи...

ХОР (подхватывая, на мотив пластиночной песни "Девушка играет на
мандолине", более известной как "На длпеком Севере эскимосы бегали..."):
Архимеду Гиерон приказал открыть закон -
Чтоб исследовать состав корон.
Ювелиры Сиракуз, к золоту имея вкус,
Из казны немалый груз увели.
Архимеду хоть бы хны - он поехал в Сандуны.
Снял рубашку, снял штаны, в ванну - плюх!
Архимед в воде лежал и открытие искал,
И пузырики пускал в забытьи...
Тут случилась бы беда, но спасла его вода!
Не дала ему вода утонуть.
Осенило старика - заплясал он трепака
И из бани сиганул - Эврика!

Занавес.



ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ

Первая картина третьего действия.
ВЕДУЩИЙ: Между тем физфак начал свою работу. Увлеченный научной и
административной деятельностью, Архимед забыл о студентах. Этим ловко
пользуются его враги. Богам удалось занять места на пьедесталах статуй
перед входом на факультет. С этих выгодных позиций они проводят свою
разлагающую работу среди студентов...

Как бы очнувшись ото сна, Архимед видит картину развала учебной работы
на вверенном ему факультете. Наивный Бахус, не предполагая, какое горе
он причиняет Архимеду, выбалтывает правду о жизни студентов. "Зашел я в
общежитье..." - поет он. Архимед потрясен. Простая печальная мелодия
ударной установки раскрывает тоскливое душевное состояние героя. "Декан
я или не декан?!" - восклицает Архимед и решается на отчаянный шаг -
самому пойти в общежитие.

На сцене - ступеньки хора, они же - ступеньки физфака, на пьедесталах
памятников Лебедеву и Столетову - Венера и Марс, соответственно.

ХОР ДЕВУШЕК (из "Аскольдовой могилы" Верстовского):
Ах, подруженьки, как грустно нам
На физпрактикум идти,
Из-за стен лишь любоваться
На широкие поля.
Нам задачки - не веселие,
От тоски мы там уснем.
Мы к наукам непривычные,
Здесь скучаем столько лет.
Ах, зачем мы, горемычные,
Родились на белый свет...

Марс встает на пьедестале.

МАРС (ария мельника из "Русалки" Даргомыжского):
В ДОСААФ идите, девки молодые,
В науке мало толку с вас!
На лекциях всегда одно и то же
Твердить вам надобно сто раз!
С трудом вы отличите
Реактор от движка!
Одно вам любо - целый день на шее
Висеть у милого дружка...
Вы только поглядите, как вышка высока -
И никогда вас, девки, не отчислят
Из парашютного кружка!

Встает величественная первая Венера - Дина Крицкая (тоже, как и Люба
Богданова, в дальнейшем многодетная мать).

ВЕНЕРА (узнаваемая ария Кармен):
У любви, как у пташки крылья -
Счастье в жизни спеши поймать!
Тщетны в физике все усилья -
Нет, сухарем ты не должен стать!
Брось науки, иди на танцы -
Ведь ты так молод и не глуп,
Там пижоны и иностранцы
Тебя научат хула-хуп!
Любовь, любовь, любовь, любовь...
Танцор свободен, век кочуя -
Законов физики сильней!
Науки жаждешь, но хочу я,
Чтоб ты навек забыл о ней!
Экзамен будет - ну так что ж -
Зато тебя люблю я!
Тебя люблю, тебя люблю -
Так берегись нас, Архимед!

Появляются Аполлон и четыре танцовщицы в подчеркивающих достоинства
трико - Алла Пучкова, Света Ковалева, Света Щеголькова -"ах, эта девушка
чудная, девушка вся в голубом..." - и Женя Губочкина; вызывающий по тем
годам восторг канкан; (мелодию песни Аполлона - когда-то
популярно-джазовую - все знакомые помнят только с "архимедовскими
словами", так что первоисточник установить не удалось).

АПОЛЛОН:
Я веселый Аполлон, у меня есть свой закон:
Фортепьяно, саксофон и ударничек.
И труба и контрабас с нетерпением ждут вас -
Приходите поскорей, прибегайте поскорей,
Поступайте поскорей в наш джаз!

Студенты, приплясывая, разудало поют на мелодию "Да, Мари всегда
мила..."

ХОР:
Мы не умеем интегралы брать -
Зато умеем петь и танцевать!
Едва ли функцию разложим в ряд,
Зато из тряпок сделаем наряд!
Сколько ни долби кванты -
Не Ландау вовсе ты!
Хоть все тензоры сверни -
Все равно ты не Ферми!

Уходят было за Марсом и Венерой; вошедший с Бахусом Архимед
останавливает их.

АРХИМЕД (ария Ленского):
Куда, куда, куда все удалились?
И почему вы здесь одни?
А кто физпрактикум готовит?
Его мой взор напрасно ловит...

СТАРОСТА КУРСА (Витя Дубинчук):
Один пальтишки выдает,
Другой на хоркружке поет,
Весь день подносы чистит третий,
(вводилось самообслуживание и в общежитии и на факультете, даже шутка
была: "поликлиника самообслушивания")
Четвертый убежал в кино.

Не убежал бы, все равно
Полы бы мыл на факультете.
Благословенный день забот!
А пять ушли в агитпоход...

АРХИМЕД: А вы почему не занимаетесь?

ХОР: Задача наша - переворачивание Земли с помощью подручных средств, но
мастерские не готовят рычаги и точки опор, поскольку Бахус спирт весь
спрятал!

АРХИМЕД: Ну так что же?

ХОР (мелодия "У дороги чибис"):
Мы заказы часто в мастерские носим,
Чтоб нам точки сделали опор -
Но без спирта что-то не идет работа,
И опор, опор не видно до сих пор...

БАХУС: Напраслину возводите! Ведь все равно не занимаетесь!

(Далее - "Ах, Рио-де-Жанейро...")
Зашел я в общежитье -
Чего ж там только нет!
Занятий нет в помине,
Покою ночью нет.
Там день и ночь танцоры
Царапают паркет!

ХОР (вступая в перепалку):
Там в лифты втиснешься ты еле-еле,
И так, как правило, все дни недели.
Ввели там свой закон Венера и Аполлон.
И каждый раз на этаже играет джаз!
Ах, это общежитье,
Чего ж там только нет:
Там нету культработы,
В буфете пива нет! (с повтором последних строчек)

АРХИМЕД (романс "Сомненья" Глинки):
Уймитесь, волненья и страсти!
Окончена лекция наша.
Я стражду, я плачу!
Я все отдавал для науки,
Забыл я о людях,
Отдав их на волю богам...
Танцоры, невежды
У нас процветают!
Не верю, не верю
Наветам коварным -
Я сам в общежитье пойду!

Занавес. Конец первой картины.



Вторая картина третьего действия.
ВЕДУЩИЙ: В общежитии Архимед неожиданно столкнулся с житейской прозой.
Увы! Он забыл пропуск и тщетно пытается доказать вахтерам, что он - это
он. Лишь с помощью смекалки и личного обаяния Бахуса ему удалось выйти
из этого затруднения.

А между тем в одной из гостиных Сиракузского дома студентов царит
мирная, безмятежная жизнь. Студенты, играя в коробочку, распевают песню,
игриво отождествляя туго набитый спичечный коробок с блоком
студенческого общежития.

Появляются Аполлон и Венера. В этом месте действие приобретает
драматическую насыщенность. Соблазненные богами студенты на какую-то
минуту теряют человеческий облик. Начинается всеобщая свистопляска. И
эту уродливую, чуждую нам картину, застает пробившийся сюда, наконец,
Архимед.

Трагизм создавшегося положения подчеркивается молчащим оркестром. Но
гений Архимеда подсказывает ему смелое решение, и он восклицает:
"Эврика! Наука требует труда! Мы не можем учить их науке, не научив
трудиться!". Итак, принято решение: всех в Сахару на строительство
римского водопровода!..

На авансцену с секирами и в гимнастерках выходят вахтеры -Сезнева и
Куклина.

МАРС (а за ним Венера и Аполлон): Без пропуска не пускать даже родную
мать! (Кивает на богов.) А эти -со мной.

АРХИМЕД: Какой вам пропуск? Я ректор здешний!

ВАХТЕРЫ (еще выше и быстрее):
Позвольте, позвольте...

В дело вступает умело уговаривающий Бахус.

БАХУС:
Ах, будьте добры, пустите меня,
Пустите меня скорей,
Волей своей, вы лаской своей
Пустите меня скорей...

Вахтеры пропускают его.

БАХУС (в сторону Архимеда): А этот - со мной!

Занавес открывается, на сцене за одним столом - мальчики, за другим
девочки.

ХОР:
Ой, полным-полна моя коробушка,
В ней студентов, как опят.
Разболелася головушка -
В каждом блоке по семь спят!
Я читаю про эмиссию,
И про вольтову дугу.
А чуть завижу санкомиссию,
В блок скорее побегу!
Знаю, в блоке пыль метровая.
Мы такие не одни!
Дверь, на ключ запрись, моя дубовая,
Тайну свято сохрани!
(Примечание. Иногда в начале второй картины третьего действия после хора
"Полным-полна коробушка" Тома Сезнева пела очень грустно:

Прочла приказ последний деканата,
И сразу на душе темнее стало.
Прости меня, но я не виновата,
Что я кванты сдавать уже устала...
Придет мой друг и станет на колени,
Посмотрит мне в глаза с немым вопросом -
А я уеду к северным оленям,
Уеду я к холодным эскимосам.
Брожу одна по длинным коридорам,
Где без меня проходят семинары,
А инспектрисы шепчут мне с укором:
Зачем, зачем ты нахватала пары?)

Появляются Аполлон и Венера.

АПОЛЛОН: Венера, этот этаж, мы, кажется, еще не обработали!
(К мальчикам, ария Фигаро Моцарта. )
Мальчик-физик, в Энштейна влюбленный,
И в занятья свои углубленный,
Не пора ли от книг оторваться,
Не пора ли мужчиною стать?!

МАЛЬЧИКИ (сбрасывая книги и доставая из-под стола бутылки):
Не довольно ли нам заниматься,
Не пора ли мужчинами стать!

....
...
...
Последняя картина

На опустевшую сцену выходит Архимед, садится на скамеечку, чертит на
песке круги. Появляется зловещий Марс с антимагнитным мечом.

МАРС (серенада Дон Жуана):
От лунного света зардел небосклон.
Я ждал Архимеда, искал Архимеда,
Нашел я - вот он!
От Севильи до Гренады,
От Афин до Сиракуз
Миру физиков не надо -
Намотай себе на ус!
Сколько человечьей силы
Смог ты в физики вовлечь!
Но введет тебя в могилу
Мой, мой, мой антимагнитный меч!

Стирает круги на песке.

АРХИМЕД: Ноли турбаре циркулос меос! ("Не трогай моих кругов!" -
исторически достоверная фраза Архимеда. )

МАРС: Чаво?

АРХИМЕД: Ах, этот солдафон латыни не знает!

Марс в ярости пронзает Архимеда.

АРХИМЕД (после музыкального проигрыша, как и положено в натуральном
Верди и почти на неизмененные слова):
Злые боги, исчадье порока!
Вы за смерть мою много ль возьмете?
Вы погрязли в разврате глубоком -
Но не отдам я вам физики моей!
Безоружный, я боязни не знаю,
Тыщей физиков к вам я явлюся!

Вбегают многочисленные юные физики, подхватывают умирающего Архимеда.

Свое дело теперь защищаю -
За него жизнь готов я отдать!
Это дело вы, студенты, студенты,
Сейчас в свои руки возьмите...
Возьмите... Возьмите!

Архимед-Шкурский очень натурально умирал и откидывался на руки
студентов, посматривая из-под прищуренных век в зал - каков эффект?
Эффект был убедительным.

ХОР СТУДЕНТОВ (он же хор "Славься!"):
Пусть ты погиб, наш отец Архимед!
Дело твое не забудется, нет!
По твоим по законам мы будем жить,
Науку, как ты, беззаветно любить!
Славься, опора науки, физфак!
Атом для нас - тривиальнейший факт!
Кто по конкурсу вдруг на физфак пройдет -
Того никогда не забудет народ!
Будь жив! Будь здрав, наш физфак!
Ура! Ура! Ура-а-а-а-а-а!

Занавес


======