От Скептик
К С.КАРА-МУРЗА
Дата 20.01.2001 21:37:00
Рубрики Прочее;

Игорь, а вот что думает Гассет

В сущности, чтобы ощутить массу как психологическую реальность, не
требуется людских скопищ. По одному-единственпому человеку можно определить,
масса это или нет. Масса - всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не
мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, "как и все", и не только не
удручен, но доволен собственной неотличимостью. Представим себе, что самый
обычный человек, пытаясь мерить себя особой мерой - задаваясь вопросом, есть
ли у него какое-то дарование, умение, достоинство, - убеждается, что нет
никакого. Этот человек почувствует себя заурядностью, бездарностью,
серостью. Но не массой.
Обычно, говоря об "избранном меньшинстве", передергивают смысл этого
выражения, притворно забывая, что избранные - не те, кто кичливо ставит себя
выше, но те, кто требует от себя больше, даже если требование к себе
непосильно. И, конечно, радикальнее всего делить человечество на два класса:
на тех, кто требует от себя многого и сам на себя взваливает тяготы и
обязательства, и на тех, кто не требует ничего и для кого жить - это плыть
по течению, оставаясь таким, какой ни на есть, и не силясь перерасти себя.
Это напоминает мне две ветви ортодоксального буддизма: более трудную и
требовательную махаяну - "большую колесницу", или "большой путь", - и более
будничную и блеклую хинаяну - "малую колесницу", "малый путь"[1]. Главное и
решающее - какой колеснице мы вверим нашу жизнь.
Таким образом, деление общества на массы и избранные меньшинства -
типологическое и не совпадает ни с делением на социальные классы, ни с их
иерархией. Разумеется, высшему классу, когда он становится высшим и пока
действительно им остается, легче выдвинуть человека "большой колесницы", чем
низшему. Но в действительности внутри любого класса есть собственные массы и
меньшинства. Нам еще предстоит убедиться, что плебейство и гнет массы даже в
кругах традиционно элитарных - характерное свойство нашего времени. Так
интеллектуальная жизнь, казалось бы взыскательная к мысли, становится
триумфальной дорогой псевдоинтеллигентов, не мыслящих, немыслимых и ни в
каком виде неприемлемых. Ничем не лучше останки "аристократии", как мужские,
так и женские. И, напротив, в рабочей среде, которая прежде считалась
эталоном "массы", не редкость сегодня встретить души высочайшего закала.
<...>