>В "Гараже" была хараектерная фраза Ахеджаковой: "Товарищи, мы должны жить по нормальным советским законам. Для этого надо начать все сначала". Советский зритель того времени (я, например) однозначно воспринимал эту фразу как призыв к новой Октябрьской Революции. Т.е. никто тогда и не думал о ликвидации социализма. Наоборот, скорее это трактовалось в рамках возвращения к ленинским принципам, от которых отступила брежневская власть (типичное мировосприятие тогдашней интеллигенции). Т.е. фильм был скорее просоветский (или "60-чески антисоветский", о чем я уже говорил). Дальнейшая эволюция Рязанова и подобных ему персонажей - отдельная тема.
... "Гараж", кажется, вначале прикрыли, а возобновили показ уже в другое время. Тогда, правда, тоже говорили "об обновлении социализма" - но уже "другой воздух" был...
-----------------
"Десакрализаторам" - бой!
>... "Гараж", кажется, вначале прикрыли, а возобновили показ уже в другое время. Тогда, правда, тоже говорили "об обновлении социализма" - но уже "другой воздух" был...
Да, точно! За давностью позабылось как-то. А ведь появление на экранах "Гаража" одних (что "наверху") встревожило, других обнадежило, а иных буквально вспетушило. Вот примерно такой был общественный резонанс, по моим смутным воспоминаниям.
Помню свое неприятие фильма, причем вовсе не по идеологическим причинам, а скорее по причинам субъективного характера. Мне тогда казалось все это мелочным, недостойным искусства и рассматривалось в одном ряду с "Москвой, которая слезам не верит", с "Женщиной, которая поет" и иже с ними. А вот моей преподавательнице фильм понравился. Она еще тогда сказала мне мягко, что я слишком молода, чтобы оценить его по достоинству. Не знаю, что она подразумевала, и уже никогда не узнаю...
А вообще ни в студенчестве, ни после - я никогда не относилась к Рязанову как к серьезному режиссеру масштаба Тарковского. Это, имхо, такой тип "художника на час", который ничего нового в искусстве не открывает, а просто занимается неким эстетическим ликбезом. Я ему искренне признательна за то, что просветил меня, на тот момент школьницу, на тему существования поэзии Цветаевой и Пастернака, но не более. Короче, яркий представитель масскульта, раньше - советского, теперь - постсоветского, чтобы не сказать буржуазного.