От concord
К Ольга
Дата 14.01.2003 09:37:41
Рубрики Россия-СССР;

между прочим

>(В скобках замечу. Скажите, а вы не думали о том, что лояльно настроенный зритель мог просто-напросто приписывать режиссеру просоветскую, а не антисоветскую позицию, наивно полагая, что другой комедии и не могло бы быть, ее "не пропустили бы наверху"?)

В "Гараже" была хараектерная фраза Ахеджаковой: "Товарищи, мы должны жить по нормальным советским законам. Для этого надо начать все сначала". Советский зритель того времени (я, например) однозначно воспринимал эту фразу как призыв к новой Октябрьской Революции. Т.е. никто тогда и не думал о ликвидации социализма. Наоборот, скорее это трактовалось в рамках возвращения к ленинским принципам, от которых отступила брежневская власть (типичное мировосприятие тогдашней интеллигенции). Т.е. фильм был скорее просоветский (или "60-чески антисоветский", о чем я уже говорил). Дальнейшая эволюция Рязанова и подобных ему персонажей - отдельная тема.

От Ольга
К concord (14.01.2003 09:37:41)
Дата 14.01.2003 21:04:18

Re: между прочим

Привет.

>В "Гараже" была хараектерная фраза Ахеджаковой: "Товарищи, мы должны жить по нормальным советским законам. Для этого надо начать все сначала".

Припоминаю, что в фильме ответом на эту реплику был откровенно скептический хохот остальных персонажей. Нету ли здесь горькой авторской иронии?

>Советский зритель того времени (я, например) однозначно воспринимал эту фразу как призыв к новой Октябрьской Революции. Т.е. никто тогда и не думал о ликвидации социализма.

Воспринять так фразу героини, конечно, можно. Но из этого никак не следует, что никто - ни автор, ни зрители - не думал об отрицании основ социализма. Амбивалентность авторской позиции позволяет давать двоякую интерпретацию: кто-то думал, а кто-то нет.


От Pout
К concord (14.01.2003 09:37:41)
Дата 14.01.2003 11:17:36

Re: между прочим


concord сообщил в новостях
следующее:83510@kmf...
> >(В скобках замечу. Скажите, а вы не думали о том, что лояльно
настроенный зритель мог просто-напросто приписывать режиссеру
просоветскую, а не антисоветскую позицию, наивно полагая, что другой
комедии и не могло бы быть, ее "не пропустили бы наверху"?)
>
> В "Гараже" была хараектерная фраза Ахеджаковой: "Товарищи, мы должны
жить по нормальным советским законам. Для этого надо начать все
сначала". Советский зритель того времени (я, например) однозначно
воспринимал эту фразу как призыв к новой Октябрьской Революции. Т.е.
никто тогда и не думал о ликвидации социализма. Наоборот, скорее это
трактовалось в рамках возвращения к ленинским принципам, от которых
отступила брежневская власть (типичное мировосприятие тогдашней
интеллигенции). Т.е. фильм был скорее просоветский (или "60-чески
антисоветский", о чем я уже говорил). Дальнейшая эволюция Рязанова и
подобных ему персонажей - отдельная тема.

часть не понял, фразы не тогда не потом не заметил,но пару черточек для
восстановления контекста одного этого фильма - что под рукой.
"Гараж" вышел в 1979 ,выход сопровождался резкой эпизодов картины, потом
был быстро с экрана снят и пущен уже в конце 80х.Георгий тут прав
"Призыв к нормальным советским законам" интерпретировать как скрытый
намек на новую революцию -это перегибон. Более демократичные чем в 1980
"законы"были и при Сталине. И при Хруще,и даже при раннем Брежневе. При
позднем - уже хуже. Пример из партийной работы. Тогда пошли воплощенные
в бумаги(устав, указивки) тенденции к меньшей демократичности в работе
партии и ее органов, об этом позже с документами в руках писал например
ЛевОников (книжка с подзаголовокм"взнляд изнутри аппарата ЦК -вышла в
1996). Он долго работал в Орготделе ЦК,Орготдел и Общий в ЦК -эпицентр
"оргработы" и бастион"аппарата". В конце брежневского периода, в 80-82,
с их подачи приняли например документы о закрытости и инструкции по
секретности работы подразделений партии,которые парализовывали даже
рутинную работу. Оников приводит полные тексты документов и свои примеры
как они дейстовали. Менее демократичными стали алгоритмы выборов
секретарей и делегатов,более замкнутой -работа аппарата и т.п. Про
советские органы и их эволюцию к большей закрытости- не знаю. Насколько
Рязанов и Ко отражали что-то такое -тоже можно задним числом лишь
догадываться. История с "правлением" в фильме - таки подобное (отрыв и
аппаратную закрытость -замкнутность от коллектива) может отражает. На
бытовом уровне. Подобные склоки с развитием дачного и гаражного
строительства были тогда на слуху, а глубокие аллюзии на тему "новой
революции" с фильмом имхо не корреспондировали. Это задним числом
вычитывается.




От Георгий
К concord (14.01.2003 09:37:41)
Дата 14.01.2003 10:39:23

Да, это так. Но...

>В "Гараже" была хараектерная фраза Ахеджаковой: "Товарищи, мы должны жить по нормальным советским законам. Для этого надо начать все сначала". Советский зритель того времени (я, например) однозначно воспринимал эту фразу как призыв к новой Октябрьской Революции. Т.е. никто тогда и не думал о ликвидации социализма. Наоборот, скорее это трактовалось в рамках возвращения к ленинским принципам, от которых отступила брежневская власть (типичное мировосприятие тогдашней интеллигенции). Т.е. фильм был скорее просоветский (или "60-чески антисоветский", о чем я уже говорил). Дальнейшая эволюция Рязанова и подобных ему персонажей - отдельная тема.

... "Гараж", кажется, вначале прикрыли, а возобновили показ уже в другое время. Тогда, правда, тоже говорили "об обновлении социализма" - но уже "другой воздух" был...
-----------------
"Десакрализаторам" - бой!

От Ольга
К Георгий (14.01.2003 10:39:23)
Дата 14.01.2003 21:22:27

Re: Да, это


>... "Гараж", кажется, вначале прикрыли, а возобновили показ уже в другое время. Тогда, правда, тоже говорили "об обновлении социализма" - но уже "другой воздух" был...

Да, точно! За давностью позабылось как-то. А ведь появление на экранах "Гаража" одних (что "наверху") встревожило, других обнадежило, а иных буквально вспетушило. Вот примерно такой был общественный резонанс, по моим смутным воспоминаниям.

Помню свое неприятие фильма, причем вовсе не по идеологическим причинам, а скорее по причинам субъективного характера. Мне тогда казалось все это мелочным, недостойным искусства и рассматривалось в одном ряду с "Москвой, которая слезам не верит", с "Женщиной, которая поет" и иже с ними. А вот моей преподавательнице фильм понравился. Она еще тогда сказала мне мягко, что я слишком молода, чтобы оценить его по достоинству. Не знаю, что она подразумевала, и уже никогда не узнаю...

А вообще ни в студенчестве, ни после - я никогда не относилась к Рязанову как к серьезному режиссеру масштаба Тарковского. Это, имхо, такой тип "художника на час", который ничего нового в искусстве не открывает, а просто занимается неким эстетическим ликбезом. Я ему искренне признательна за то, что просветил меня, на тот момент школьницу, на тему существования поэзии Цветаевой и Пастернака, но не более. Короче, яркий представитель масскульта, раньше - советского, теперь - постсоветского, чтобы не сказать буржуазного.