> Согласно Ильенкову,
> >>"отрицательные явления> русской революции - "следствие косного сопротивления
> того материала, в преобразовании которого эти идеи [марксизма] пришлось
> реализовывать">>
>
> Это очень сильная мысль. Можно ли ее понять так, что Ильенков . на стороне тех идей и их носителей, против которых было направлено <косное сопротивление русского материала>? Поскольку речь идет именно об <ужасах сталинизма>, то в конфликте <Тухачевский . косный материал> Ильенков на стороне Тухачевского.
Хм. А вы можете выделить в этом конфликте сторону марксизма
и сторону косного материала? Т. е. является ли Тухачевский
воплощением марксизма?
> Теперь о том, что русская революция решала типично западную проблему. Вы пишете:
> >>Типично западную в том смысле, что проблема эта была вызвана вовлечением России в сферу деятельности Запада, концентрацией в ней самых острых противоречий Запада. >>
>
> Это, на мой взгляд, никак не согласуется с ленинской трактовкой революции. Разве мог бы быть Лев Толстой зеркалом <самых острых противоречий Запада>? На Западе уже и крестьянства не было, как не было и архаизации под действием капитализма. Марксизм Ильенкова, похоже, отрезал его от российской реальности
Лучше, конечно, всю работу прочитать. Под Западом
разумеются не конкрентные западные страны XIX-XX веков, а
общественный строй, основанный на частной собственности.
Собственно, там где я писал "Запад", у Ильенкова "мир
частной собственности".
>>«Система идей, именуемая «марксизмом», - это естественно созревший результат развития традиций «западной культуры», или, если быть совсем точным, - западноевропейской цивилизации... Россия... была интегральной частью «западного мира», и революция 1917 года была вынуждена решать типично «западную» проблему».>>
По мнению Ильенкова, «отрицательные явления», т.е. искажения правильного хода революции, были вызваны в России остатками
>>«добуржуазных, докапиталистических форм регламентации жизни,.. [что] как раз препятствовало здесь утверждению подлинных идей Маркса»>>.
По-моему, тут трудно ошибиться в трактовке.
Что касается Тухачевского, то именно его расстрел приходилось объяснять действием косного материала, поднявшего наверх Сталина и исказившего идеи марксизма.