От Георгий
К Pokrovsky~stanislav
Дата 27.12.2002 22:16:55
Рубрики Прочее; Россия-СССР;

Кожинов. "О рус. нац. сознании" Признание частного превосходства...(/+)

Из статьи: "И назовет меня всяк сущий в ней язык..." Заметки о духовном
своеобразии России" (1980)

"...Гораздо позднее, в 1943 г., Михаил Пришвин писал о неотразимом чувстве
"стыда за свое русское, чересчур русское... Но мало того, что стыда. Я,
чистокровный елецкий потомок своего великорусского племени, при встрече с
любой народностью - англичанином, французом, татарином, немцем (обращаю
внимание: вдруг кто-нибудь не заметит - это написано в 1943 году! - В.
К.
)
, мордвином, лопарем - всегда чувствовал в чем-то их
превосходство. Рассуждая, конечно, я понимал, что и в моем народе есть
какое-то свое превосходство, но при встрече всегда терял это теоретически
признаваемое превосходство, пленяясь достоинствами других".
Предваяя дальнейшее, стоит заметить, что безусловное "свое превосходство"
как раз и выражается в этой способности "чувствовать превосходство"
других...

...В высшей степени замечательно, что Достоевский сразу после "Речи о
Пушкине" (где со всей силой и ясностью провозглашено: для настоящего
русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и
сама Россия, как и удел своей родной земли, потому что наш удел и есть
всемирность...") обратился к теме Азии. В своей последней, предсмертной
записной тетради 1880-1881 гг. (большая часть ее была опубликована лишь в
1971 г.) Достоевский снова и снова возвращается к этой теме:

"Азия. Что Россия не в одной только Европе, но и в Азии, и что в Азии может
быть больше наших надежд, чем в Европе...
Россия хоть и в Европе, но Россия и Азия, и это главное, главное..." и т. п.
В самом последнем выпуске "Дневникм писателя" ("Январь 1881 г.") Достоевский
писал: "Надо прогнать лакейскую болезнь, что нас назовут в Европе азиатскими
варварами и скажут про нас, что мы азиаты еще более, чем европейцы. Этот
стыд, что Европа нас считает азиатами, преследует нас уже чуть не два
века... Этот ошибочный стыд и этот ошибочный взгляд на себя единственно
только как на европейцев, а не азиатов (каковыми мы никогда не переставали
пребывать) - этот стыд и этот ошибочный взгляд дорого, очень дорого стоили
нам в эти два века..."
Из всего контекста мсли Д. совершенно ясно, что речь идет не просто о
взаимоотношениях с Азией, но и о другой - столь же необходимой - стороне
русской всечеловечности.
В XV-XVII веках Россия была гораздо больше связана с Азией, чем с Европой; с
конца XVII века Д., как бы подводя итоги интенсивнейшего двухвекового
"европеизма", провозгласил необходимость установить своего рода равновесие и
"открыть окно" в Азию, оговаривая при этом, что вовсе не следует
отворачиваться и от "окна в Европу".
...Лермонтов говорил перед самой своей гибелью: "Зачем нам все тянуться за
Европой?.. Я многому научился у азиатов, и мне бы хотелось проникнуть в
таинства азиатского миросозерцания... Там, на Востоке, тайник богатых
откровений".
Но дело здесь не просто в обращении к Азии; дело в самом характере этого
обращения. С этой точки зрения поистине великолепен эпизод из "Путешествия в
Арзрум", рассказывающий о встрече Пушкина с персидским поэтом Фазил-Ханом:
"Я, с помощью переводчика, начал было высокопарное восточное приветствие, но
как же мне стало совестно, когда Фазил-Хан отвечал на мою неуместную
затейливость простою, умною учтивостью порядочного человека!.. Со стыдом
принужден я был оставить важно-шутливый тон. Вперед не стану судить о
человеке по его бараньей папахе и по крашеным ногтям".
Выще приводились проникновенные слова Пришвина о том, что он "при встрече с
любой народностью" - англичанином, татарином, немцем, мордвином, лопарем -
всегда чувствовал в чем-то их превосходство". Это чрезвычайно существенный
момент проблемы: дело в том, что равенство народов невозможно, немыслимо как
некое тождество. Для подлинног установления равенства и братства необходимо
увидеть и признать определенное ПРЕВОСХОДСТВО другого народа..."






От Igor Ignatov
К Георгий (27.12.2002 22:16:55)
Дата 30.12.2002 06:36:02

Ре: Действительно, тиxий...

Еще один пример шизоидного интельского сознания. Все те же старые, до боли знакомые клопы. Xотя писатель был xороший.

От Георгий
К Igor Ignatov (30.12.2002 06:36:02)
Дата 02.01.2003 09:56:55

Между прочим, те же самые "удодцы"...


"Igor Ignatov" wrote in message news:81978@kmf...
> Еще один пример шизоидного интельского сознания. Все те же старые, до боли
знакомые клопы. Xотя писатель был xороший.

... очень охотно признают превосходство западных наций перед русскими в том,
что касается "порядка", "цивилизации" и пр. Вот признавать ХОТЬ В ЧЕМ-ТО
(отнюдь не во всем!!!) превосходство азиатских народов им, хоть убей, не
хочется. (И речь идет не о чеченцах, которые - ДОПУСТИМ - "поголовно
разбойники", а о тех же узбеках...)

Какое там - "дикость", хаос" там... А они ведь, видишь ли, тоже "Эуропа".


Хоть настоящая Европа - настоящий Запад - так отнюдь не считает. И, кстати,
принимает к себе жить гораздо охотнее азиатов и чернокожих, чем "белых"
выходцев из "бывшего Союза"....



От Леонид
К Георгий (02.01.2003 09:56:55)
Дата 02.01.2003 13:17:01

Вот это и интересно.

Тоже тема для социологического исследования.
Что либералы, что патриоты - они все настроены европоцентрично и прозападно. По отношению к Западу - комплекс неполноценности, то по отношению ко всему другому миру - непомерная гордыня. Есть Запад, есть мы - все прочие уже не люди. Так они считают.
Превосходства в чем-либо неевропейских народов никогда не признают.
Мне кажется, что в первую очередь надо ломать это - чувство расовой и культурной идетичности в Европой.

От Эконом
К Леонид (02.01.2003 13:17:01)
Дата 02.01.2003 13:40:24

зачем ломать? (-)


От Леонид
К Эконом (02.01.2003 13:40:24)
Дата 02.01.2003 14:52:23

Как зачем?

Глобальная задача - уничтожение новоевропейской цивилизации.

От Эконом
К Леонид (02.01.2003 14:52:23)
Дата 02.01.2003 15:00:37

а, теперь понятно.Яж тут человек новый, еще не во всем разобрался (-)


От Георгий
К Igor Ignatov (30.12.2002 06:36:02)
Дата 31.12.2002 13:24:56

Могу привести свое доказательство.

Кожинов приводит примеры из Лермонтова, из Л. Н. Толстого - сочувственное
изображение инородцев, причем как раз "немирных", а не "мирных". (Вообще-то,
говоря правду, и Киплинг в своей "Книге джунглей" именно что воспел Восток
%-)). По крайней мере, когда я читал "Маугли", именно так это воспринимал.

А я могу привести свое доказательство.
Вы вспомните лучшую из крупнейших русских опер - "Жизнь за царя" ("Иван
Сусанин").
Что из нее чаще всего играют в концертах?
Правильно - ПОЛЬСКИЙ АКТ. Изумительный танцевальный дивертисмент (полонез,
краковяк, мазурка...) При всех оговорках - поляки не показаны как ЛЮДИ, а
лишь как НЕКАЯ ВРАЖДЕБНАЯ СПЛОЧЕННАЯ СИЛА, даже поют только в ритме танцев
(мазурки в основном).
Конечно, скажут - Глинка сам поляк по происхождению и пр. Но, думаю, что
дело не в этом.

Также забавный пример: самый популярный номер из "Руслана и Людмилы" - т.
наз. "Марш Черномора". %-))) А еще - всякие восточные танцы и песни.
(Когда-то "Руслана и Людмилу" ставили в Турции: так вот, в определенный
момент весь зал хором запел "Ложится в поле мрак ночной" - эта мелодия есть
не что иное, как несколько измененная мелодия тюркской песни, ее Глинке
привез Грибоедов.)

Можно еще вспомнить "Князя Игоря" Бородина и др.
Т. е. призывая к восприятию ДАЖЕ ВРАГОВ как "недочеловеков", приходится идти
вразрез в принципе со всеми сложившимися традициями. Это и хотел сказать
Кожинов.
============
Посмотрите, кстати, "Черный миф капитализма" на left.ru. Там неплохо
описывается то, чем восхищаются "удодцы", которые призывают НАРОД,
ВОСПРИНИМАЕМЫЙ (И ВСЕГДА ВОСПРИНИМАВШИЙСЯ) ЗАПАДОМ КАК НИЗШИЙ ПО РАСЕ и пр.,
ЗАМЕСТИТЬ ЗАПАД В БЛАГОРОДНОМ ДЕЛЕ УГНЕТЕНИЯ ОКРУЖАЮЩИХ НАРОДОВ, которые,
МОЛ, УЖ ТОЧНО НЕДОЧЕЛОВЕКИ.
Кстати, из "признания различий" (в пику "плавильному котлу", тому самому
изготовителю "приятно-смуглявых") ни в коем случае не следует необходимость
"давить иное". Особенно если оно практически не агрессивно по отношению к
тебе (выпады в адрес узбеков были, ей-богу, абсолютно бессмысленными, причем
подавляющую часть претензий можно адресовать самим русским, ЧТО И ДЕЛАЮТ
настоящие "западные люди" и "внутренние диссиденты").





От Даниил Завьялов
К Георгий (27.12.2002 22:16:55)
Дата 28.12.2002 11:37:52

Тихий ужас

>Выще приводились проникновенные слова Пришвина о том, что он "при встрече с
>любой народностью" - англичанином, татарином, немцем, мордвином, лопарем -
>всегда чувствовал в чем-то их превосходство". Это чрезвычайно существенный
>момент проблемы: дело в том, что равенство народов невозможно, немыслимо как
>некое тождество. Для подлинног установления равенства и братства необходимо
>увидеть и признать определенное ПРЕВОСХОДСТВО другого народа..."

Слова "про подлинное установление равенства и братства", Ваши или Кожинова?

От Даниил Завьялов
К Даниил Завьялов (28.12.2002 11:37:52)
Дата 02.01.2003 09:31:46

Я - хуже

А тов. Кожинов ошибается. Дело даже не в том, что равенство и братство народов невозможны в принципе. Признание превосходства другого народа может быть только основой для комплекса национальной неполноценности, или идеей фикс для глупых экспериментов над народом (типа ложных противопоставлений, например, прогрессивная революционная Европа - отсталая варварская Россия и т.д., и следующей из этого "необходимости революции"), но никак для установления равенства и братства.

От Георгий
К Даниил Завьялов (28.12.2002 11:37:52)
Дата 29.12.2002 15:28:46

Естественно, Кожинова. А Вы - просто фашист. %-))) (-)





От Pout
К Даниил Завьялов (28.12.2002 11:37:52)
Дата 28.12.2002 12:25:32

ужасайтесь дальше


Даниил Завьялов сообщил в новостях
следующее:81844@kmf...
> >Выще приводились проникновенные слова Пришвина о том, что он "при
встрече с
> >любой народностью" - англичанином, татарином, немцем, мордвином,
лопарем -
> >всегда чувствовал в чем-то их превосходство". Это чрезвычайно
существенный
> >момент проблемы: дело в том, что равенство народов невозможно,
немыслимо как
> >некое тождество. Для подлинног установления равенства и братства
необходимо
> >увидеть и признать определенное ПРЕВОСХОДСТВО другого народа..."
>
> Слова "про подлинное установление равенства и братства", Ваши или
Кожинова?

У большевиков "тогда это" на их языке называлось интернационалом.Грамши
говорил, что Ленин ( в сравнении с бухариными) был великим
интернационалистом потому, что был глубоко национален (Грамши имел в
виду - в русском смысле ). Не может быть подлинным интернационалистом
тот, утверждал коммунист Матэ Залка, кто не любит свою родину (т.е. не
патриот в современном
смысле, а не в переводе с греческого - земляк) (Иначе: "Кто говорит -
Бога люблю, брата своего не люблю - не верь тому"(Мономах))
В отличие от интернационализма, включающемго в себя национальное, как
особенное, чистый ("девственный") интернационализм как абстракция
предполагает наполнение содержанием наиболее организованной силой. В
случае современности - НАТО.

Именно чистому интернационализму возражал Ленин в полемике с
Бухариным

Герцен в "Былом и думах", рассказывая о добром, человечном поступке
жандармского офицера (уж в чем-чем, а в сочувствии жандармам Герцена не
заподозришь!), писал: "...ничего в мире не может быть ограниченнее и
бесчеловечнее, как оптовые осуждения целых сословий по надписи, по
нравственному каталогу, по главному характеру цеха"

Далектика в применении к обществу,к нации, к сословию, даеж к
человеку, знаете ли. А не "либо-либо", все черное-белое, либо мы кал
либо золото, либо все отстой либо все лучше не бывает, и прочая
манихейщина