Уравнительная жилищная политика была осознанной и планомерной. Вот справка Госкомстата СССР: "В 1989 г. в бюджете семей рабочих и служащих расходы по оплате квартир не превышали 1%, а с учетом коммунальных услуг - 3% общих расходов. Оплата одного квадратного метра жилой площади составляет в среднем за год 1 руб. 58 коп., или 13 коп. в месяц. Затраты на содержание государственного и общественного жилищного фонда в прошлом году составили более 13 млрд. руб., из них свыше 2 млрд. - за счет квартирной платы, около 12 млрд. - дотации государства" ("Социальное развитие СССР. 1989". М., 1991).
В жилищной сфере отказ от советской системы означал качественный скачок - бедняки стали терять жилье. Этот процесс идет быстро, уже на конец 1993 г. в России насчитывалось около 4 млн. бездомных ("Информационный бюллетень ВЦИОМ", 1995, № 4). Б. Ельцин в 1992 г. обещал, что Российская Федерация финансирует устройство ночлежек (он их мягко назвал "ночными пансионатами"). Из этого следует, что обнищание с потерей жилища было предусмотрено в программе реформы. Но люди почему-то думают, что бездомным станет их сосед, но никак не они. А ведь как только добьют советское здравоохранение, процесс еще более ускорится. Обычно квартиру продают, когда ребенку надо сделать дорогую операцию - а сами снимают угол, пока есть на что.
Требуя отказа от уравниловки, люди совершили еще одну важную ошибку. Они не подумали о том, что большие социально-технические системы, подобные отоплению, быстро не переделать. При советском строе они строились исходя из принципа уравнительного распределения жизненно необходимых благ. Даже если при этом кто-то отлынивал от копеечной платы, это было несущественно - для государства было дешевле покрыть их долги, чем устраивать сложный и дорогой индивидуальный контроль.
В результате все потребители оказались скованы одной цепью. На Западе потребление тепла в большой степени автономно. Если отопление электрическое, то и проблем нет - платит каждый за себя. В богатых кварталах и домах проблем нет - платежеспособность проверена. А в дешевых домах центральное отопление, даже из домашней котельной, встречается редко, чаще газовые печки. Иногда они даже устроены так, что надо бросать монету, как в телефон-автомат, чтобы вышла порция газа согреть комнату. Поэтому зимой в английских газетах нередки сообщения: замерзла супружеская пара пенсионеров при исправном отоплении - не было монет. Хотя климат там мягкий.
В России же разорвать коммунальную инфраструктуру и разделить ее согласно расслоению по доходам не удается, надо перестраивать всю систему, что немыслимо дорого. Поэтому "благополучная" часть общества, которая предполагала, что бедные пойдут на дно, а они лично выплывут и за свои денежки получат тепло, в своих расчетах ошиблась. Тепло приходится отключать всем - и иногда даже замораживать и разрушать при этом всю систему жизнеобеспечения. Такая вот вынужденная солидарность. Выходят в Приморье дамы в норковых шубах с плакатами "Хотим жить".
Сломать эту вынужденную солидарность непросто. Как сообщило в сентябре 2001 г. телевидение, было решено провести эксперимент в Благовещенске - тем, у кого накопилась большая задолженность по оплате отопления, будут заварены трубы горячего водоснабжения, а батареи разрезаны автогеном. Эта дикая разрушительная акция и даже самое намерение наконец-то должны были показать бывшим советским людям, что такое рыночная экономика. Должники буквально изгоняются из жизни. Если у них не было денег заплатить за энергию, то тем более не смогут они оплатить восстановление разрушенной в их жилище системы отопления или купить себе билет на самолет и улететь на Канарские острова. Рынок в виде продавца тепла прямо и понятно отказывает этим людям в праве на жизнь. Неизвестно, чем кончился тот эксперимент, но важно, что он лежит в русле начатой новым законом реформы.
Политики, проталкивая нынешнюю реформу ЖКХ или, наоборот, требуя ее смягчения, сводят дело к финансовым тяготам людей. Греф говорит о полном возмещении жильцами расходов на услуги (с субсидиями самым несчастным), другие требуют увеличения субсидий. К сожалению, оппозиция тоже приняла эту постановку вопроса. А надо стоять насмерть и не допускать именно принципиального изменения - превращения теплого крова из естественного права в рыночный товар. Цена этого товара - вопрос второстепенный. Тут коготок увяз - всей птичке пропасть. Только дай перейти на рыночные начала, все обещания "божеской цены" и субсидий будут быстро забыты. Это как две "Волги" за ваучер, что Чубайс обещал.
Насчет "адресных субсидий" - вообще песенка, которой поверить может только Буратино. Даже смешно слышать. Как это можно представить себе технически? У нас 90% граждан будут нуждаться в субсидиях - в каких конторах может вместиться очередь из 35 миллионов человек? Сколько надо чиновников, чтобы разобраться во всех этих бумажках? Кто проверит эти миллионы справок? Все это чушь абсолютная, давно просчитанная и изученная на опыте.
Социал-демократическое правительство Швеции в свое время тоже пошло по пути адресных субсидий. Быстро выяснилось, что эта система неприменима, если субсидии требуются значительной доле (более чем 10%) граждан - расходы на бюрократический аппарат превышают величину субсидий. В этих случаях для государства дешевле взять на себя содержание отрасли или выдавать субсидии на уравнительной основе - пусть от них благородно откажутся те, кому они не нужны. Это очень доходчиво растолковал премьер-министр Улоф Пальме, прежде чем его убили. Что, не знают этого наши чиновники? Прекрасно знают, просто обманывают людей, чтобы не переживали. Гуманно поступают - как немцы, что выдавали мочалки перед отправкой голых людей в газовые камеры.
А какова реальная практика адресных субсидий в тех странах, у которых учатся наши правители? Об этом могли бы много полезного рассказать нам западные профсоюзные деятели, если бы их допускали на страницы нашей прессы. Например, в Испании, одной из самых "социально ориентированных" стран Запада, во время правления социал-демократов субсидии по безработице получала только 1/3 безработных. У органов социальной защиты имеется целый набор изощренных методов, с помощью которых они вполне законно лишают человека субсидии. Каждый, разумеется, может судиться с властями, но благоразумные люди этого не делают. Думаю, в этом вопросе и россияне будут благоразумными.
Вот США - самая богатая страна в мире. Люди, живущие за чертой бедности, здесь расходуют на жилье половину своих скудных доходов. Таких людей в США 33 млн. человек плюс 11 млн. человек, живущих "на" черте бедности - сегодня чуть выше, завтра чуть ниже. Всем им полагается адресная жилищная субсидия, по американским ценам очень небольшая - меньше платы за найм однокомнатной квартиры почти без удобств. Предоставляют ее, как и по нашему закону, местные органы в каждом конкретном случае, по собственному усмотрению (это и называется "адресность"). И вот результат: эту субсидию получают лишь 25% семей, имеющих на нее право (это по данным конца 80-х годов, но положение там меняется мало, США - страна стабильная). Всего 3,5 млн. адресных жилищных субсидий выдают в США. А сколько таких субсидий будут выдавать службы г-жи Матвиенко и наших местных городничих?
Иногда приходится слышать: раз уж советский строй отменили, зачем же цепляться за отдельные его остатки? Лучше уж бросимся в рынок с головой и будем там обустраиваться. Это совершенно ложная позиция. Каково бы ни было наше будущее по цвету флага, в нем сохранятся очень многие системы, созданные при советском строе и несущие на себе его печать. Они были отобраны из многих вариантов как наиболее эффективные для наших природных и культурных условий. Ломать их было бы верхом идиотизма - или сознательной политикой врагов России. К таким системам относятся, например, Единая энергетическая система или Единая система железных дорог. Но о них надо говорить отдельно. К ним же относится и ряд систем коммунального хозяйства, и прежде всего система теплоснабжения.
В 60-80-е годы в городах была проведена централизация этой системы, так что в единые циклы были замкнуты предприятия, ТЭЦ, жилье, школы и т.д. Это позволило резко удешевить отопление, убрать массу мелких котельных, сократить персонал и экономить топливо. Например, создание такой системы в Новосибирске позволило ликвидировать 440 котельных с высвобождением более 3 000 человек персонала и экономить до 250 000 тонн условного топлива в год.
А что же говорить о Москве! В 1994 здесь работало 13 ТЭЦ, а протяжённость сетей достигла 4180 км. Давайте теперь представим, что Москва отапливается, как типичный город США - автономными источниками тепла, работающими на электричестве. Удобно, чисто, рыночно. Жалко денег - сделал попрохладнее. Может, разломать нам эти советские теплосети и пожить цивилизованно и "экономически эффективно"? Прикинем, сколько бы это стоило. В 2001 г. выработка тепла в Москве составила всего 130 млн. Гкал - зимы в Москве теперь мягкие, это не Сибирь. Что такое гигакалория, мы плохо себе представляем. Переведем в более привычные единицы.
130 млн. Гкал - это около 150 млрд. квт/ч электроэнергии. Примерно 2/3 идет на обогрев жилья и горячее водоснабжение. Москвичи платят за это в среднем по 45 долл. за год - и за топливо, и за содержание всей системы. За 1 квт/ч в Москве надо платить 90 коп. Это значит, что, отапливая свои дома по американской системе, москвичи только за электричество должны были бы в 2001 г. заплатить 90 млрд. руб. или около 3 млрд. долларов - примерно по 500 долл. на каждого. Но ведь это, если платить за электричество "полусоветскую" цену - всего 3 цента за 1 квт/ч. А если "в рынок с головой", да по нормам ВТО, по европейским ценам? Значит, 15 центов за квт/ч. Иными словами, такое "цивилизованное" отопление в мягкую зиму в Москве потребовало бы для отопления жилья только электроэнергии на 15 млрд. долларов. Хотим мы на этих условиях "в наш общий европейский дом"?
Да, создать в России дешевые и эффективные системы теплоснабжения, каких не может иметь Запад, позволил именно советский строй - отсутствие частной собственности на землю и капиталистического домовладения, сосредоточение всех коммунальных предприятий и служб в ведении государственных органов, в одном хозяйстве. Успели мы до установления власти олигархов все это построить - так слава Богу! Надо же этим пользоваться, а не ломать это. Действительно, теперь, если какой-то хапуга купит кусок земли в центре города, через его участок уже не проложишь магистральный теплопровод. Но ведь сегодня он свою землю покупает уже с этим теплопроводом на глубине двух метров - так хотя бы запиши в условия покупки земли, что он не имеет права препятствовать ремонтным работам. Надо не хаять советский строй, а оберегать хотя бы то очевидно ценное из его наследия, без чего мы сразу ноги протянем.
С 1992 г. западные кредиторы требуют от РФ сломать и такое необычное наследие советской системы, как сращивание коммунальных служб с промышленными предприятиями. Как выразился их ведущий эксперт Р. Роуз, "это - следствие патологии нерыночной системы". Назвать что-то непохожее на Запад "патологией" - просто ругательство, оно ничего не объясняет и лишь показывает невежество эксперта. На деле "сращивание производства с бытом" всегда дает очень большую экономию, и производственники это хорошо знают. Показали это и попытки оторвать коммунальные службы от градообразующих предприятий, передать эти службы местным властям, которые для этого создали специализированные фирмы.
Вот конкретные данные из доклада отраслевого профсоюза: текстильное предприятие АО "Фатекс" в г. Фатеж Курской области имело жилой фонд 64 дома. В 1996 г. расходы на его содержание составили для предприятия 7 млрд. руб. (т.е. нынешних 7 млн.). В сентябре 1996 г. Городской комитет по управлению имуществом потребовал от предприятия передать жилой фонд в муниципальную собственность. При этом за обслуживание жилья работников предприятия "муниципальная специализированная фирма" потребовала с АО "Фатекс" плату 26 млрд. руб. ежегодно. Почти в четыре раза больше, чем была себестоимость для "неэффективной и патологической" собственной службы предприятия. В другом похожем случае, во Владивостоке, "муниципальная фирма", отняв у предприятия коммунальные службы и переведя теплоснабжение на рыночную основу, просто заморозила два жилых района.
По всей России трудно это злое дело идет - сопротивляются на местах. Но, похоже, теперь правительство закрутит гайки. 17 октября 2002 г. М. Касьянов разослал по всем государственным предприятиям строгое распоряжение № 1453-р - сдать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения в собственность местных властей. Иными словами, уничтожить эти объекты.
Реформа всей системы ЖКХ, которая должна начаться согласно новому закону, предполагает расчленение и приватизацию кусков нынешних целостных комплексов - ради "создания конкурентной среды". Задумались хотя бы о самом смысле слова "коммунальный"! Ведь это именно та часть хозяйства, которая может вестись только сообща, коммуной - не может с ней частник управиться. С точки зрения и экономики, и здравого смысла это расчленение и приватизация - абсолютная чушь и будет означать только быструю и необратимую деградацию того, что мы сегодня имеем и что худо-бедно пока что функционирует. Но с точки зрения интересов новых приватизаторов это - золотое дно. И второй план нашей проблемы, о котором надо будет говорить отдельно, связан с тем, что грядет параллельная "реформа" РАО ЕЭС, при которой будут расчленены генерирующие энергию мощности и распределительные сети.
Это сразу скажется и на тепловых сетях, поскольку тепло вырабатывается совместно с электроэнергией на ТЭЦ. И те, кто сегодня потирает руки, надеясь получить от Чубайса парочку-другую электростанций, уже беспокоится, как бы ему в нагрузку не навязали изношенные теплосети. Зачем ему это? Одно дело - переналадить ТЭЦ на максимальную выработку электричества и гнать его в Китай по мировым ценам, другое дело - долбить мерзлую землю и ремонтировать теплосети для нищих россиян.
Поэтому в Интернете, где Чубайс ведет диалог с будущими "инвесторами", ему задаются такие витиеватые вопросы: "Задолженность многих предприятий ЖКХ составляет суммы, сопоставимые с несколькими годовыми бюджетами муниципалитетов, самостоятельно привести сети в порядок в обозримом будущем они не смогут. Будет ли от руководства РАО исходить инициатива о включении таких по сути "бесхозных сетей" в состав образуемых в процессе реформирования структур? Будут ли им выделяться средства на прием таких сетей?"
Понятен вопрос? Сети коммунальных служб уже называются "бесхозными" - правительство по новому закону за них не отвечает, местные власти реально взять их на себя не могут, будущие частные владельцы брать их явно не желают. Они предупреждают, чтобы государственное РАО ЕЭС в ходе его приватизации на этом даже не настаивало, если правительство "не выделит средства на прием таких сетей". Не выделит, тут все ясно.
Беда в том, что люди просто не представляют, в каком состоянии находится все коммунальное хозяйство страны, до чего его довели реформаторы. Полное господство в нынешней Госдуме "партий власти" фактически исключает дебаты - зачем тратить на них время, если все равно большинство проштампует предложенный правительством закон. А правительство недобросовестно, оно утаивает важную информацию. За 12 лет реформ правительство привело коммунальное хозяйство в полную разруху, и в таком состоянии ни в одной стране ему бы не позволили сбросить с себя ответственность за него на местную власть. Вы, голубчики, сначала приведите хозяйство в порядок, а потом передавайте его, снимая с себя ответственность. Иначе с местной власти и спрашивать ничего нельзя. Только коммунисты и патриоты голосуют против этого варварства. Партии власти и партии Чубайса-Немцова-Жириновского - за, прекрасно осознавая, на какое горе обрекают они россиян.
Надо сказать прямо: при нынешней экономической системе катастрофа ЖКХ уже неминуема. Но если новый закон действительно будет проведен в жизнь, эта катастрофа произойдет моментально, и смягчить ее не удастся. Дело в том, что трубы теплосетей имеют свойство ржаветь, и против этого бессильна даже демократия. Вот что сказано в техническом руководстве: "Основным фактором, снижающим надежность теплофикационных систем, является наружная коррозия труб и отсутствие, до настоящего времени, эффективного способа поиска вероятных мест повреждения. Коррозийные повреждения на трубах появляются при неблагоприятных условиях уже через 12-15 лет, а к амортизационному сроку (25 лет) трубопроводы становятся аварийными и здесь уже бесполезна борьба с локальными повреждениями, требуется полная их замена".
Такова жестокая реальность. Таким образом, честное правительство было обязано ежегодно заменять, грубо говоря, 1/25 труб теплосети. До конца 80-х годов это правило соблюдалось, но с началом реформы случился провал. Уже в 1990 г. заменили лишь примерно половину изношенных труб, но тогда положение еще не было критическим, поскольку основная масса труб была уложена в 70-80-е годы. Приход Ельцина с Гайдаром, с их философией временщиков, был ознаменован страшным делом, плоды которого мы скоро начнем пожинать в полной мере.
Трубы теплосетей почти перестали менять в плановом порядке - только из-за аварий, когда деваться некуда и зимой хлещет из-под земли кипяток. Практически прекращена прокладка новых трасс, так в 2001 г. было проложено всего 163 км теплосетей. И это в год баснословных цен на нефть, наплыва в страну дорогих иномарок (даже супруга скромного Грызлова ездила на автомобиле ценой 100 тыс. долл., сюжет об угоне ее автомашины обошел все экраны), регулярных визитов модных теноров с билетами на их концерты до 5 тыс. долларов. Это - нормально в нашем положении, господин Президент?
В результате сегодня состояние таково, что около 65% труб теплосетей РФ полностью изношено и массовые разрывы теплопроводов стали неминуемыми. Даже если до разрыва дело еще не дошло, состояние труб таково, что приходится снижать температуру в домах до 8-10 градусов. Примеров тому множество. Только в ближайшем Подмосковье, в Одинцовском районе, по сведениям депутата от Одинцовского округа В.И. Алксниса, живут без тепла и доведены до полного отчаяния 20 тыс. человек! Заметим, что аварийная замена прорванной трубы, да еще в мороз, не просто обходится во много раз дороже плановой замены, но и приводит к тяжелым страданиям жителей, лишенных отопления. И вот, приведя теплосети в такое состояние, правительство и стоящий за ним Президент решают передать все это хозяйство, как есть, местным властям - а они пусть выколачивают из жильцов деньги на его содержание и ремонт. И депутаты "Единства" за это голосуют! Народные избранники…
Знает ли кто-нибудь, сколько стоит сегодня заменить 1 км трубы теплосети? Страшно, что этого никто не знает и, похоже, знать не желает. А придется узнать и задуматься. Возьмем средний случай. Самара - место со сравнительно мягким климатом, да и воруют там, наверное, по средним для РФ меркам. Так что возьмем ее за стандарт. Вот официальные данные администрации Самарской области от 18.10.2002: "В ходе подготовки к зиме было переложено 9 с половиной километров тепловых сетей, в том числе почти 5 километров - в Самаре… Общие затраты областной энергосистемы на ремонт тепловых сетей в этом году составили более ста миллионов рублей".
Итак, заменить 9,5 км изношенных труб стоит более 100 млн. руб. На сколько более 100 млн., не говорится. Пусть ненамного. Все равно выходит, что заменить 1 км труб стоит около 11 млн. руб. или 355 тыс. долларов. Один километр! А надо по РФ немедленно заменить 65 тыс. км, на что потребуется при этой рыночной экономике 23 млрд. долларов. Если не заменять, то завтра окажется еще дороже. Могут сегодня местные власти принять на себя этот груз? Сколько денег они смогут выбить с жильцов? В каком состоянии их бюджеты?
Обратимся к реальным случаям. Вот наша "вторая столица", Санкт-Петербург. Прямо скажем, не самый бедный в РФ город. Недавно здесь произошли две крупные аварии теплосетей. По ним дана такая справка: "В РАО "ЕЭС России" отмечают, что причиной обеих аварий является сильная изношенность оборудования и трубопроводов. Около 67% труб нуждаются в срочной замене или капитальном ремонте. Без масштабных инвестиций эту общегородскую проблему решить невозможно. Однако из-за неплатежей потребителей "Ленэнерго" не имеет достаточно средств для проведения ремонтных работ".
Действительно, на ремонт теплосетей в 2002 г. в Петербурге отпущено 430 млн. руб., а в прошлом году было 420 млн. руб. Это значит, что по самарским расценкам здесь за год удалось бы заменить 38 км труб (а расценки здесь наверняка не самарские). А по норме надо, видимо, менять ежегодно около 80 км, и эта норма не выполняется уже десять лет. "67% труб нуждаются в срочной замене" - ведь это около 1400 км! Срочно! Крах теплосети Петербурга подступает неумолимо, никакими шаманскими плясками Хакамады или Немцова с Чубайсом его не отвратить. Так кто сделает эти "масштабные инвестиции" в миллиард долларов? Учителя и пенсионеры? Супруга Грызлова?
Перенесемся от нашего "окна в Европу" на Дальний Восток. 12 ноября 2002 г. оттуда поступило такое известие: "В Южно-Сахалинске в результате прорыва теплотрассы 24 дома остались без тепла. По заявлению главного инженера муниципального предприятия "Тепловые сети" Юрия Сона, хотя на ликвидации аварии задействованы лучшие специалисты, пока не известно, когда удастся подключить дома к теплоснабжению. Он отметил, что из 360 километров теплосетей две трети имеют стопроцентный износ. В 2001 г. "Тепловые сети" отремонтировали более 4 километров трасс, а чтобы сократить число аварий вдвое, необходимо ремонтировать по меньшей мере 15 километров в год".
Вот вам логика фаталиста, ее-то уж наверняка можно назвать "патологией рыночной системы". 240 км теплопроводов "имеют стопроцентный износ", а главный инженер теплосетей мечтает лишь о том, чтобы ремонтировать по 15 км в год. Тогда, мол, вместо ста домов в год будут замерзать только 50. Я планов наших люблю громадье!
И это - совершенно общее для РФ явление, бесполезно тут искать козла отпущения вроде Наздратенко, якобы виновного в замерзании Приморья. Можно пройти по официальным страницам в Интернете администраций всех областных центров - везде поразительно сходная картина. Вот сообщение из середины России, Ярославля:
"На сегодняшний день на балансе теплосетей от источников Ярэнерго находится более 200 километров магистралей. Чтобы заменить теплосеть с учетом ее срока окупаемости, а это 25 лет, необходимо менять по 12-14 км ежегодно. Пока с таким объемом работ сетевики не справляются. Максимум, что они могут сделать, это заменить трубы протяженностью не более 6 км… Головную боль сетевикам доставляют охотники за цветметом. Только за последние 10 лет было снято 90 тысяч квадратных метров изоляционного слоя труб, это в основном оцинкованное железо и алюминий. Чтобы все восстановить, требуются десятки миллионов рублей, которых взять пока негде".
Видно, законов в Ярославле не читают. Это сегодня "десятки миллионов рублей взять пока негде", а новый закон вам прямо разрешает - берите у самих себя, берите, сколько проглотите. Подморозьте младенцев - их родители как миленькие деньги принесут.
И цифры это обычные: надо в городе в норме ежегодно заменять 15 км полностью изношенных труб, а уже десять лет заменяют по 4-6 км. Таким образом, полностью изношенные участки составляют уже 2/3 длины сетей. Это значит, что в любую зиму в любом городе могут произойти одновременно множественные разрывы труб, и ремонтные мощности захлебнутся - произойдет череда технических катастроф, перерастающих в общероссийскую социальную катастрофу. Из этого следует, что государство "Российская Федерация" оказалось неспособно управиться с коммунальным хозяйством страны и подвергает население огромной опасности. Попросту, это государство не обеспечивает населению права на жизнь в самом примитивном смысле этого слова. Маневры правительства с попыткой снять с себя ответственность в условиях, по сути, чрезвычайного положения, абсолютно неприемлемы и недопустимы. Любой пострадавший от действий или бездействия правительства в такой ситуации мог бы, будь это в демократической стране, подать на правительство в суд и наверняка выиграл бы дело.
Хотелось бы задать Президенту именно этот простой вопрос: как он представляет себе действия его правительства, когда в стране начнутся массовые отказы теплосетей? Во Владивосток в 2000 г. Шойгу послал самолеты с батареями отопления и сварщиками, на это ухнули большие деньги. А если такое пойдет по всей стране? Надеетесь, что рассосется само? Не рассосется, коррозия глуха к харизме, рейтингам и катанию на горных лыжах. Она подчиняется не законам, что штампует Госдума, а законам Природы. Трубы менять надо вовремя, а не сказки про рыночную экономику рассказывать.
Наверняка среди миллиона вопросов Президенту был и такой вопрос, но у него времени не хватило на него ответить. Тут все ясно - в Кремле наверняка есть автономное электрическое отопление. Гораздо интереснее узнать мнение жителя Ярославля или Южно-Сахалинска. Вы-то что думаете, товарищи и господа? Тоже думаете, что рассосется? Опять будете за Немцова голосовать и брести за "идущими вместе"? Куда?