От
|
Михаил Едошин
|
К
|
C.КАРА-МУРЗА
|
Дата
|
04.01.2003 04:14:37
|
Рубрики
|
Тексты;
|
Re: Кусочек почти...
Суть и генезис фабзавкомов в вашей трактовке, Сергей
Георгиевич, вызывают у меня большие сомнения. В особенности,
конечно, утверждение,
> что эта антибуржуазность органов рабочего самоуправления была порождена не
классовой ненавистью, а именно вытекающей из мироощущения
общинного человека ненавистью к классовому разделению,
категорией не социальной, а цивилизационной.
Во-первых, это не объясняет, откуда взялись аналогичные
структуры на Западе (кстати, о существовании их я узнал
только от вас :-) Более широкий спектр их деятельности,
который, как вы считаете, коренным образом отличает наши
фабзавкомы от заграничных, логично объяснить самой
послереволюционной ситуацией. Кроме того, есть пример
западного "фабзавкома" с исключительно широким спектром:
Парижская Коммуна. Разумеется, это не фабзавком :-) но тем
не менее "16 апреля Коммуна распорядилась произвести
статистический учет остановленных фабрикантами фабрик и
разработать план пуска в ход этих фабрик силами занятых на
них рабочих, которые должны были объединиться в
кооперативные товарищества, а также разработать план
объединения этих товариществ в один большой союз."
Во-вторых, я что-то не очень понимаю само умозаключение. Вы
ведь не утверждаете, что классовая ненависть не существует
вовсе? (Именно сейчас в России можно показать массу примеров
именно классовой ненависти и железно подтвердить тезис
"бытие определяет сознание".) Вы, как я понимаю,
утверждаете, что та ненависть не была классовой, а была
цивилизационной. Не могу выступить как эксперт по
цивилизационной модели, но, на мой взгляд, ситуация как раз
подтверждает классовую природу той ненависти: ведь
владельцам предлагали войти в трудовой коллектив, то есть
встать в одинаковые со всеми отношения к средствам
производства, что и уничтожало почву для классовых
противоречий. Цивилизационная модель, как я понимаю,
означает следующее: фабзавкомы были против буржуазной
системы (= частной собственности на средства производства)
не потому, что это вытекало из их собственной классовой
роли, а потому, что эта система противоречила некоторому
царству справедливости в головах ее участников. (Если да,
то, Сергей Георгиевич, это что угодно, но не марксизм.
Никакой. Это идеализм чистейшей воды.)
Разумеется, определенную роль в первоначальном становлении
фабзавкомов сыграли формы деревенской общины или --- на
Западе --- цеховые традиции; это просто были наиболее
подходящие формы из известных. Но причина появления
фабзавкомов вовсе не в большом количестве людей с общинной
психологией.
На мой взгляд все гораздо проще: деятельность фабзавкомов
--- естественный способ организации жизни коллектива,
владеющего средствами производства. Даже хотя номинально
фабзавкомы и не были владельцами, они считали и вели себя
как владельцы. В частности, одно из прав владения ---
управление --- они всегда забирали себе, даже если после
этого и выплачивали доход формальным собственникам (этот
казус, конечно же, не продолжался бы долго). А вот
профсоюзы, кстати, вовсе не предназначены для управления
производством --- это как раз средство в классовом
противостоянии (да и не всегда классовом, скорее в войне
против всех); по крайней мере я ясно вижу как предприятие
может управляться фабзавкомом и совершенно не понимаю, как
это может делать профсоюз, если, конечно, он не превратится
в фабзавком.
Таким образом, хотя в форме фабзавкомов и можно найти
отголоски общины, суть их глубоко противоположна общине ---
это ростки коммунистического общества. Сейчас уже можно
выстроить цепочку примеров --- Парижская Коммуна, Советы и
фабзавкомы, коммуны Макаренко, послевоенные эксперименты в
детских коллективах --- и выделить общие черты
коммунистических коллективов. Они создаются вокруг
жизнеобеспечивающего дела, охватывают все стороны жизни
участников, в благоприятных условиях имеют взрывообразный
тип роста. Способ управления ими (на примере ПК и Макаренко)
весьма далекий от "иерархической инвеституры" СССР; кстати,
любопытно было бы узнать о способе управления в фабзавкомах.
Собственно, и Ленин, и Маркс именно в кооперации таких
коллективов и видели возможность коммунизма. Беда в том, что
в силу определенных исторических обстоятельств в СССР
сложился совсем другой строй. (Где, собственно, эти фабзавкомы?)