18 декабря 2002 г. Пресс-конферения по проблемам ЖКХ в пресс-центре "Комсомольской правды"
То, что сегодня предлагается правительством и поддержано думским большинством, реформой назвать нельзя. Потому что «реформа» означает – система мер, направленных на повышение эффективности и устранение преград развития отрасли. А нам под видом реформы предлагается механизм перераспределения финансирования этой отрасли с переносом бремени оплаты услуг на плечи населения. Это - не реформа, а сбрасывание бремени содержания ЖКХ с государства на население.
Хотел бы также отметить, что эта так называемая реформа нарушает конституционные права граждан: населению предлагают оплатить коммунальные услуги, хотя значительную часть затрат отрасли составляют потери. Известно, что в теплоцентралях крупных городов потери тепла до 50 % тепла, а перерасход воды – в несколько раз. Населению предлагается платить за чудовищную экономическую неэффективность.
Во-вторых, остается нерешенным вопрос о погашении долгов ЖКХ и финансового оздоровления. Общие долги отрасли – более 200 миллиардов рублей. Надежды на то, что платежи населения закроют эти долги, - утопические и совершенно несправедливые. Главный виновник финансовой дыры в ЖКХ – федеральный бюджет, то есть государство, которое не оплачивает коммунальные услуги, предоставляемые воинским частям и госучреждениям, не выполняет своих обязательств по субсидированию ЖКХ в течение многих лет (долги госструктур – около 25 млрд.руб.).
Наконец, совершенно утопично надеяться на то, что граждане оплатят капитальный ремонт ЖКХ. Износ основных фондов отрасли - 70 %. Многие котельные не функционируют. В ряде регионов можно рассчитывать на то, что население оплатит текущие расходы на коммунальные услуги, но не стоит надеяться на оплату капитального ремонта. Только в будущем году на модернизацию и капитальный ремонт ЖКХ требуется около 80 млрд. рублей. Если правительство попытается перенести эти расходы на тарифы, тогда резко увеличится количество людей, не способных оплачивать коммунальные услуги.
В общем, простое перераспределение источников финансирования ЖКХ, перенос бремени с государства на население проблем отрасли не решают.
Я убежден, что при таком подходе скоро вернемся к ситуации, когда платить будет некому. Количество желающих получать адресные субсидии и объем заявок на адресные субсидии превысит объем дотаций, выделяемых на это. Тем более что идет реформирование электроэнергетики – в интересах верхушки РАО «ЕЭС».Смысл реформы электроэнергетики: во-первых, в сбрасывании на регионы ответственности нынешнего менеджмента РАО за развал отрасли, во-вторых, в попытке узкой группы лиц приватизировать самые прибыльные электростанции, что позволит им использовать монопольное положение и взвинчивать тарифы.
Зная аппетиты этих людей, понимая саму схему реформирования отрасли, можно прогнозировать: тарифы на электроэнергию через два-три года вырастут в несколько раз (по нашим оценкам, не менее чем втрое через три года после начала реформы). Это отразится на издержках ЖКХ и стоимости коммунальных услуг.
Еще одна большая неприятность для жителей городов – приватизация городских земель. Людям, которые не смогут или не успеют создать товарищество собственников жилья и предъявить претензии на право собственности на землю под домами, придется платить (кроме коммунальных платежей) также арендную плату за землю. Это будет дополнительное бремя платежей за использование жилья.
Сколько к концу будущего года придется платить за коммунальные услуги и электроэнергию хозяину средней двухкомнатной квартиры?
Если все будет, как планирует правительство, в ближайшее время население будет платить не меньше 80 % себестоимости коммунальных услуг. Для многих регионов это означает автоматическое повышение тарифа для населения как минимум на одну треть плюс рост тарифов на электроэнергию примерно на 15 %, а также повышение цен на газ - значит и тарифов на тепло. В общем, к концу 2003 года общая стоимость услуг ЖКХ для населения повысится как минимум в полтора раза, а в некоторых регионах – в два-три раза.
При таких масштабах повышения тарифов на услуги ЖКХ будет, конечно же, расти доля людей, нуждающихся в адресных субсидиях.
- Предусмотрены ли в рамках реформы какие-то меры, чтобы людей не лишили конституционных гарантий, в том числе права на жилье? Будут ли выселять из квартир людей, которые не в состоянии платить коммунальным службам?
Насколько я понимаю, в планах правительства – сбросить решение этих вопросов на регионы. Губернаторы вместе с законодательными собраниями будут нести ответственность за принятие непопулярных решений. Логика и позиция правительства понятны: они не хотят заниматься коммунальной реформой, хотят все сбросить на регионы. Хотя, собственно говоря, именно от правительства требуется предоставить субсидии.
Как, на ваш взгляд, реформа ЖКХ будет проходить в регионах?
Большая часть российских регионов – дотационные, у них нет источников покрытия издержек ЖКХ. В лучшем случае лишь десяток субъектов Федерации смогут проводить свою политику в сфере ЖКХ. Большинство регионов будут вынуждены повысить тарифы, снизить дотации на коммунальные услуги и ограничивать размеры адресных субсидий населению. Не рассматривается вопрос о том, как регионы будут получать средства для выплат адресных субсидий населению. Сейчас существует механизм трансфертов, он не совершенен. Фактически это - торг. Преимущества – у регионов, руководители которых демонстрируют лояльность федеральному правительству.
Несомненно, в случае реализации правительственного варианта реформы произойдет еще большая дифференциация регионов по уровню жизни. Прямым следствием этой реформы станет рост стоимости жизни, увеличение количества людей, нуждающихся в адресной субсидии. И везде без исключения состояние самого ЖКХ будет ухудшаться, потому что у населения не будет денег оплатить капитальный ремонт и модернизацию ЖКХ.
Расскажите подробнее об альтернативной программе реформирования ЖКХ, которую подготовил НПСР.
18 декабря 2002 г. Дискуссия в программе "Главная тема" (3 канал)
Ведущие Сергей Надеждин, Андрей Добров: Большинство наших сограждан сейчас занимается тем, что пытается дозвониться действующему президенту, чтобы пожаловаться ему на отсутствие воды или электричества. Видимо, проблема ЖКХ так и остается самой насущной для россиян. Почему из года в год мы живем все лучше, а проблемы у нас все те же?
ВЕДУЩИЙ: Завтра президент собирается напрямую общаться с народом. И как показал опыт прошлогоднего общения, народ обязательно спросит у президента про реформу жилищно-коммунального хозяйства. И что может ответить президент? В последнее время ЖКХ один из главных политических вопросов.
У нас в гостях депутат ГД Сергей ГЛАЗЬЕВ и первый заместитель фракции СПС Борис Надеждин.
ВЕДУЩИЙ: В последнее время, как вы знаете, работники коммунальных услуг то бастуют, то еще как-то проявляют свое недовольство будущей реформой. Но это так далеко от Москвы. Создается впечатление, что в Москве все хорошо и народ готов к реформе. Сейчас мы вам покажем небольшой сюжет про один московский дом, который мог бы стать полигоном для этой реформы.
Репортаж
КОРР.: Это дом 10 по улице Доброслободская в районе метро "Бауманская", можно сказать, центр Москвы. Но здания, которое вы видите, на самом деле не существует, так что не верьте своим глазам, это дом-призрак. Единственное, что подтверждает его существование, это 160 жильцов, которые согласно действующим законам, тоже призраки. Согласно штампу в паспорте, жильцы прописаны в одном месте, согласно справке БТИ - в другом.
Надежда КАЛИНКИНА, жительница дома-призрака: Расскажите мне, по какому адресу я живу. Приходит сантехник, не находит нас. В мае у нас был такой смертельный случай. Нас искали шесть часов по Москве, пока не обратились в РЭУ. Пришли ко мне, телеграмму не дают, они мне высказывают, "почему вы изменили адрес". Как я изменила адрес? Кто его изменил?
КОРР.: Ровно год тому назад у Светланы была семья, муж и четверо детей. Сегодня они остались вдвоем. После пожара, в котором они потеряли своих детей и почти все имущество, осиротевшие родители просили только об одном, переселить их куда-нибудь подальше от того места, где все это случилось.
Светлана ХАРЛАН, жительница дома-призрака: "Не вы только", - мне сказали. "Не вы только горите, люди горят, все дома горят, так ремонтируют, живут". Мне даже в открытую сказали, когда я ходила и в управу... Не в управу... Многие, я не буду по имени, отчество говорить. "Вы спасли свои шкуры, детей не спасали, убежали, а сейчас ходите, чего-то добиваетесь".
ВЕДУЩИЙ: Подробней сюжет мы покажем завтра в программе "Страна". Сергей Юрьевич, как на этом доме отразится, например, реформа ЖКХ?
Сергей ГЛАЗЬЕВ: Я думаю, что то, что вы показали, это и есть реформа ЖКХ в действии. Потому что смысл этой реформы заключается в том, что государство в лице федеральной власти сбрасывает все коммунальные проблемы на плечи регионов, а значит на плечи населения. В тех регионах, где местные власти не смогут найти деньги на модернизацию коммунального хозяйства, капитальный ремонт и вынуждены будут все эти расходы перекладывать на население, население просто не справится с такими издержками. Особенно учитывая рост тарифов на электроэнергию, рост тарифов на газ, постоянный рост тарифов на тепло. Мы столкнемся с быстрым повышением тарифов коммунального хозяйства, намного превышающим темпы роста заработной платы.
ВЕДУЩИЙ: Вот вы сегодня на пресс-конференции называли даже сумму, вернее, во сколько раз повысятся, если не ошибаюсь, все-таки тарифы в 2003 году.
Сергей ГЛАЗЬЕВ: Без учета даже капитального ремонта, рост тарифов в коммунальном хозяйстве составит 1,5 раза. А если к этому добавить необходимые издержки по капитальному ремонту, то может быть и в 2, и в 3 раза, в зависимости от региона.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Вот, кстати, еще одно мнение слева, мнение резкого противника реформы Василия Шандыбина, депутата от КПРФ.
Василий ШАНДЫБИН, КПРФ: Если только примет ГД жилищно-коммунальную реформу, по которой нужно будет оплачивать 100 процентов все коммунальные услуги, я думаю, что многие граждане России не выдержат эту жилищно-коммунальную реформу, умрут или заболеют. А видно, нашему правительству это выгодно. Чем меньше будет ветеранов, тем меньше надо пенсий платить. Чем меньше будут рождаться, не нужно детские пособия платить.
ВЕДУЩИЙ: Борис Борисович, скажите, позиция СПС по жилищной реформе такая же, скажем, резкая, как и у КПРФ?
Борис НАДЕЖДИН: Наша позиция конечно абсолютно другая. Во-первых, хотел бы сказать, что показанный сюжет - огромное человеческое горе этой семьи, которая потеряла четверых детей на пожаре. Этот сюжет к реформе ЖКХ ей богу не имеет прямого отношения. Слава богу, у большинства наших граждан дети живы, здоровы. Проблемы конечно есть, но это немножко другие проблемы. Теперь о позиции Союза правых сил.
ВЕДУЩИЙ: Извините, пожалуйста, я просто поясню для вас. Дело в том, что к ним пожарные не смогли приехать, потому что в ЖЭКе нет у них адреса, они нигде не записаны.
Борис НАДЕЖДИН: Так это проблема не реформы ЖКХ. Идиотская организация местных властей, которые, построив дом, не могут адрес присвоить. Но это не реформа ЖКХ. Реформа ЖКХ - это совсем другое, это первое. Помощь социальная по оплате коммунальных услуг и услуг ЖКХ только бедным, только тем, кто в этом нуждается. В этом суть реформы. Потому что у нас до сих пор льготы получали несколько десятков миллионов человек не по принципу, что вы бедные, а по принципу, что вы относитесь к некоторой категории. Конечно большинство людей, которые являются ветеранами труда или донорами, или ветеринарами, или сельскими учителями, они конечно небогаты. Но есть огромное количество людей, которые формально получали льготы, а при этом жили в купленных только что квартирах, в особняках. Позиция Союза правых сил следующая. Тот, кто имеет деньги, должен платить полностью за услуги ЖКХ, помогать нужно только бедным.
ВЕДУЩИЙ: Борис Борисович, вот сейчас мы хотим, чтобы вы послушали мнение еще одного депутата вашей же фракции, это господин Баранников.
Александр БАРАННИКОВ, СПС: Да, мы будем использовать тему ЖКХ в предстоящих выборах, потому что если не проводить реформу ЖКХ, то страна просто замерзнет, чем она постепенно и занимается. Мы видим, что творится в Приморье и на Сахалине. Дальше сидеть и молчать, ждать, когда что-то будет происходить, нельзя. Я могу по собственному примеру сказать, я в Москве начал платить 100 процентов с начала этого года.
ВЕДУЩИЙ: Вот депутат Баранников платит 100 процентов. Вероятно, на него повлияла реклама, призывающая богатых людей платить все 100 процентов. Борис Борисович, вы не знаете, сколько у нас людей, вообще способных платить эти 100 процентов, и что это за 100 процентов, это деньги за что вообще?
Борис НАДЕЖДИН: Эти деньги складываются в первую очередь за оплату коммунальных услуг: это отопление, вода, электричество. А дальше, если вы квартиру у муниципалитета арендуете по договору социального найма, то, что раньше называлось пропиской, ордером, тогда это квартирная плата. Если вы собственник жилья, это налоги. Если вы жилье взяли в аренду, снимаете квартиру, это, соответственно, договор аренды. Я хотел сказать, что Александр Баранников совершенно прав. Первое, что я сказал, бедным нужно помогать. А второе - платить нужно за услуги ровно столько, сколько они стоят. Потому что если вы не платите за услуги энергетиков, за услуги коммунальщиков, за вывоз мусора, эти услуги просто перестают оказываться. А людям, которые бедны, нужно просто давать деньги адресно, и в этом суть реформы. Я могу сказать еще одну важную вещь. Третьей составляющей реформы является перевод на рыночные рельсы, на конкурентную основу тех услуг, которые можно оказывать конкурентно. Это, кстати, реформа энергетики и вывоз мусора, и уборка подъездов, и так далее. Некоторые думают, что если цены государственные, то они будут стабильны. Неправда. Я не знаю, говорят, при Сталине государство цены конечно снижало. Лично я жил при Хрущеве, Брежневе и Горбачеве, и при Ельцине. Цены государственные только растут, а вот цены на рынке часто падают. Например, на рынке зерна цены упали.
ВЕДУЩИЙ: Понятно. Борис Борисович, вот по поводу как раз конкуренции. Одна из основ реформы - это конкуренция между предприятиями, которые представляют коммунальные услуги. И уже люди должны сами смотреть, правильно, кто качественней работает на этом рынке. Проблема в том, что конкуренции может не получиться.
Борис НАДЕЖДИН: Вы знаете, там, где конкуренция абсолютно невозможна, скажем, нелепо устраивать конкуренцию по поводу лифтов в подъезде, лифт там один обычно, там это сложно. Но конкуренция тех, кто производит электроэнергию, возможна и необходима. Конкуренция тех, кто вывозит мусор, возможна и необходима.
ВЕДУЩИЙ: Понятно. Давайте посмотрим все-таки... Наш корреспондент Марк Подробинник сделал небольшой комментарий по поводу конкуренции, кто с кем будет конкурировать.
Репортаж
КОРР.: Жилищно-коммунальное хозяйство - самая разорительная отрасль экономики и одна из самых крупных, по объему сравнимая лишь с военно-промышленным комплексом. Особенность, сохранившаяся еще с советских времен, плата населения за коммунальные услуги не покрывает издержек по предоставлению этих услуг. Разные субъекты Российской Федерации принимают свои программы реформирования ЖКХ. В основном все они сводятся к тому, чтобы постепенно повысить тарифы на коммунальные услуги. ЖКХ станет рентабельным, когда физические и юридические лица будут платить одинаково, причем в 2-3 раза больше, чем сейчас. Все ЖКХ - это 40 с лишним тысяч предприятий и лишь их пятая часть государственные. В Москве, например, это "Мосводоканал", "Мосгортепло", МГТС, на федеральном уровне "Газпром" и РАО "ЕЭС". Остальные четыре пятых - это частные мелкие компании типа небольших предприятий тепло- и водоснабжения, и фирм, занимающихся вывозом и утилизацией мусора. И все они зависят от крупных компаний, которые повышают цены на коммунальные услуги, диктуя их уровень частникам. На современном российском рынке ЖКХ нет ни одной частной компании, достаточно крупной для того, чтобы составить конкуренцию государственным монополистам.
ВЕДУЩИЙ: Похоже, никакой конкуренции не будет, потому что частники слишком мелкие для конкуренции. Какие могут быть конкуренты, например, у РАО "ЕЭС" или у "Мосводоканала"? Сергей Юрьевич, как вы думаете, могут быть такие конкуренты?
Сергей ГЛАЗЬЕВ: Разумеется, то, что предлагает сегодня правительство, это утопический прожект. Оно предлагает населению платить за раздутые издержки коммунального хозяйства, оплачивать 50 процентов потерь тепла в коммунальных сетях, оплачивать перерасход воды во много раз, оплачивать вздутые тарифы на электроэнергию, которая выше издержек производства электроэнергии в 2-3 раза, а в некоторых городах в 20-30 раз. То есть фактически всю неэффективную отрасль, которая является банкротом под давлением монополистов, предлагается населению профинансировать. Это совершенно несправедливо и неправильно. Мы предлагаем альтернативный план. Нам представляется, что реформа должна заключаться не в повышении тарифов и не в переносе издержек убыточного коммунального хозяйства, которое, кстати, должно 200 миллиардов рублей своим поставщикам, на плечи населения. А реформа должна заключаться в повышении эффективности этой отрасли. Для этого ее необходимо модернизировать. Для этого необходимо внедрить новые технологии, которые позволяют экономить тепло в 2-3 раза. Технологии, которые окупаются буквально за два отопительных сезона. Но сделать это может, учитывая убыточность сегодняшнюю этой отрасли, только государственная банковская система. То есть предоставление централизованных кредитов на модернизацию коммунального хозяйства создаст единственную возможность повышения эффективности этой отрасли, снизить тарифы позволит, что вместе с эффективным антимонопольным регулированием естественных монополий, с тем, чтобы они не поднимали тарифы, позволит все поставить на свои места и защитить наших граждан.
НПСР предлагает свой конкретный план мер. Считаем, что во главу угла надо ставить решение содержательных проблем ЖКХ.
Техническая база отрасли безнадежно устарела, крайне неэффективна (потери тепла в сетях до 50%, колоссальные потери воды, износ основных фондов – до 70 %). ЖКХ убыточно, государство не выделяет субсидий – в течение последнего десятилетия отрасль деградирует. Где взять источники для модернизации ЖКХ?
Расчеты показывают, что внедрение современных технологий в сферу ЖКХ позволяют сократить потери тепла в жилищном секторе в три раза, в промышленном секторе – в 20-30 раз. Соответственно инвестиции в модернизацию ЖКХ окупятся за два отопительных сезона. Проблема – нет источников финансирования модернизации ЖКХ.
Коммерческие банки (на которые рассчитывает правительство) кредитовать ЖКХ не будут, так как отрасль – убыточная, долги достигли более 200 млрд. рублей. Многие коммунальные предприятия являются банкротами, для них получить кредит – нереально.
До тех пор, пока не будет решена проблема задолженности ЖКХ, никто не даст кредиты предприятиям ЖКХ. Если государство не будет заниматься проблемой финансирования капитального ремонта и модернизации ЖКХ, отрасль будет по-прежнему деградировать.
Простое перераспределение финансирования ЖКХ с государственных источников на физических лиц проблему не решает. Потому что нужно найти огромные деньги для капитального ремонта ЖКХ. Только в будущем году потребуется как минимум 80 млрд. руб. Конкретная схема решения этой проблемы следующая. Государство через госбанки (прежде всего, через Сбербанк вместе с Центробанком) организует специальную кредитную линию для финансирования модернизации ЖКХ. Поскольку эти расходы окупятся, опираясь на механизм госгарантий со стороны субъектов Федерации, можно организовать финансовую схему: предоставляемые кредиты будут проходить через бюджеты субъектов РФ, подкрепляемые госгарантиями со стороны субъектов Федерации, и направляться в населенные пункты для ремонта и модернизации ЖКХ.
Вся программа рассчитана на пять лет, в течение которых можно провести комплексную модернизацию ЖКХ, добиться снижения издержек в несколько раз и сделать отрасль экономически эффективной. Тогда у нас возникнут совершенно новые возможности для организации эффективного хозяйственного механизма. Тогда даже при условия полного финансирования населением коммунальных услуг тарифы не повысятся.
Если удастся существенно сэкономить на издержках, тогда отрасль будет окупаемой – в рамках существующих тарифов. Тогда уже можно будет говорить о включении рыночных механизмов финансирования этой отрасли.
В принципе многие города могли бы сами организовать финансирование модернизации ЖКХ без поддержки федерального бюджета. Но для этого у городов должен быть источник привлечения кредитов. Таким источником в городе является земля – главный источник получения доходов и развития инфраструктуры. Во многих городах мира именно коммерческое использование земли – главный источник получения денег для инвестиций в ЖКХ.
Главная проблема: Земельный кодекс, который правительство протащило при поддержке думского большинства, лишает города этого важнейшего источника развития. Земельный кодекс открывает дорогу по сути бесплатной приватизации земли по заявкам желающих (по принципам чубайсовской приватизации промышленности). Нетрудно спрогнозировать, что через 2-3 года земельные спекулянты, опираясь на Земельный кодекс, просто приватизируют большую часть городских земель, привлекательные для коммерческого использования. В итоге города лишатся естественной финансовой основы своего развития – земельной ренты, которая могла бы стать источником модернизации ЖКХ.
При этом права граждан тоже будут ущемлены. Потому что по Земельному кодексу граждане имеют право пользоваться землей бесплатно, лишь став собственниками земли. Но стать собственниками земли они могут, создав товарищество собственников жилья (кондоминимум). Я очень сомневаюсь, что в ближайший год нас ждет массовая коллективизация многоквартирных жилых домов. Ведь наш народ трудно подвигнуть на создание «колхозов» в городских жилых домах, где часто соседи не знают друг друга.
К тому же создание товариществ собственников жилья приведет к тому, что городские власти попытаются сбросить на товарищества ремонт труб и жилищной инфраструктуры: люди станут собственниками своего дома, им предложат самим все ремонтировать.
Поэтому большинство граждан могут лишиться права на бесплатное использование земли. А земельные спекулянты, опираясь на нормы нового Земельного кодекса, вынудят городские власти провести форсированную приватизацию городских земель. И постепенно будут приватизированы земли под жилыми домами. Значит граждане скоро будут получать сообщения с предложением заключить договор об аренде земли под жилым домом. Это еще больше ударит по кошельку.
Городским властям и субъектам Федерации нужно быстрее принять региональные и местные законы о земле, чтобы закрепить в муниципальной собственности земли хотя бы под жилым фондом. Лучше вообще закрепить земли городов в муниципальной собственности, а предоставляя земли для коммерческих целей в долгосрочную аренду на 50 лет, иметь устойчивый источник финансирования модернизации ЖКХ.
Нужно всем миром спасать ЖКХ: надо объединиться жильцам – создать товарищества собственников жилья, объединиться городам, защищая право муниципальной собственности на землю, объединиться регионам, защищаясь от спекулянтов с помощью региональных законов землепользования. Надо организовать модернизацию ЖКХ, используя централизованные источники государственной банковской системы.
- Что вы можете посоветовать руководителям регионов и городов?
Принять свои планы модернизации ЖКХ. Если федеральный центр ничего не делает, чтобы решить проблемы отрасли, единственный выход для регионов – сохранить право землепользования, защититься от Земельного кодекса, приняв региональный закон о земле. Это позволит городским властям сохранить право собственности на городские земли - получать земельную ренту для финансирования модернизации ЖКХ.Если и этого не будет, тогда регионы ничего не смогут сделать (а в случае введения местных налогов снизится инвестиционная привлекательность региона).
В ряде городов нарушаются права граждан на жилье, на тепло, по сути на жизнь. Местные власти не имеют источников финансирования ЖКХ, а население – денег на жилье и коммунальные услуги. Государство бросает города один на один не только с проблемами ЖКХ, но и с чудовищными монополистами типа РАО «ЕЭС». РАО «ЕЭС» может отключить электроэнергию в городе, потому что в городском бюджете нет денег.
Почему такие огромные суммы неплатежей? Потому что сегодня тарифы на электроэнергию занижены примерно втрое по сравнению с себестоимостью.
Себестоимость электричества – от силы 25 коп. за кв-час, а населению продают за 50 коп, промышленности – за рубль. Это грабеж среди бела дня.
Плюс к этому граждан заставляют повторно платить - за электроэнергию и за тепло, хотя стоимость тепла уже включена в стоимость электричества. РАО «ЕЭС» просто грабит россиян, при этом демонстрируя низкий финансовый результат. За такую политику – за злоупотребление монопольным положением на рынке - в уважающих себя странах чиновников отдали бы под суд. А в России за все отвечают не виновные, а население.
Изложеный выше мною механизм кредитования ЖКХ сначала проще внедрить в небольших городах. Если весной организовать кредитную линию (гарантами возврата кредитов станут субъекты Федерации), уже через год расходы окупятся благодаря новейшим технологиям.
Убежден, что при осуществлении правительственного варианта реформы ЖКХ во многих городах перед местными властями встанет выбор: отключать тепло в домах или начинать выселение жильцов-неплательщиков. По их мнению, это и есть реформа ЖКХ. Мы же предлагаем остановить это безумие и заняться модернизацией ЖКХ.
- Знают ли о вашей программе и ваших предложениях в правительстве?
Мы встречались с бывшим заместителем Председателя Комитета по строительству Шамузарафаровым, он признал правильность наших предложений по ЖКХ. Мы обговорили принципы модернизации ЖКХ и он согласился с нашими доводами. Он понимал тупиковость проекта, который Греф навязывает правительству. Насколько мне известно, назначение недавно нового руководителя Госстроя – победа Грефа над населением.
- Прогноз на эту зиму - нерадостный, предсказывают страшные сюжеты в неотапливаемых домах. Есть ли надежда на улучшение? Удастся ли Госстрою изменить ситуацию?
Смена руководства Госстроя – дурной знак. Бывший начальник Госстроя был профессионалом. Новый руководитель Госстроя, наверняка, будет выполнять установки министра Минэкономразвития Грефа, который не понимает проблем ЖКХ, претендуя на авторство в этой псевдореформе.
Смена руководства Госстроя еще более ослабило эту структуру, которая сейчас не в состоянии ни защитить интересы работников ЖКХ, ни обеспечить модернизацию ЖКХ. Просто пассивно транслирует в регионы установки Минэкономразвития: занимайтесь жилищным фондом сами.
-Как вы относитесь к акции протеста работников ЖКХ?
Ситуация, в которой оказались работники ЖКХ, – катастрофическая. Они получают крайне низкую зарплату, к тому же нерегулярно. Когда отключают тепло или электричество, они принимают на себя все шишки. Работники ЖКХ – люди, доведенные до отчаяния. Они понимают: повышение тарифов приведет к росту неплатежей, особенно в районах, где живут бедные люди. Теперь их делают врагами жильцов, вынуждают отключать тепло в домах. Они правильно предъявляют претензии не к населению, а к государству, которое бросило отрасль на произвол судьбы.
-Какие законы нужно принять для реализации вашей программы?
Для реализации нашей программы нужны не столько законы, сколько конкретная политика: в законе не пропишешь норму, обязывающую Центробанк рефинансировать Сбербанк под кредиты ЖКХ. Предложенная нами система мер может быть реализована в рамках существующей нормативной базы. Но есть одно существенное исключение - необходимо принять закон о земельных отношениях, корректирующий Земельный кодекс.