От Георгий
К SITR
Дата 10.12.2002 10:44:06
Рубрики Россия-СССР; История;

В известном смысле это справедливо.

>1. "Попов"
.....

Добавлю как музыкант - "Глинка", "Мусоргский" (последний фильм смотрел несколько дней назад)

>Например, для биографических фильмов 1948-53 годов характерны:

>Ксенофобия (влияние Запада показано как отрицательное или незначительное). Например, в фильме "Жуковский" герой презрительно говорит об изобретении братьев Райт, а в фильме "Попов" Маркони показан как ловкий плагиатор.

В общем, есть такое.
Но знаете, когда я прочитал в дневниках Чайковского упоминание о Брамсе как о "сволочи" (!!!!), то был совершенно ошарашен. Такого совсем не ожидал.
Мусоргский о Верди (и об итальянцах в целом) тоже отзывался "не ахти".

Высказывания Чайковского, Танеева и др. о современной им западной музыке в целом тоже красноречивы.

(Надо ясно понимать, что то, что превратилось в послевоенное время в "шапкозакидательство" - за отсутствием противовесов, - имело свою почву в прошлых временах!!!)

Другое дело - что этим вовсе "не исчерпывалось отношение".

>...Отсутствие личной жизни у героев.

Это не совсем так.

>...Показ "проклятого царизма" как силы, мешающей деятельности героев. (Думаю, это явление действительно имело место.)

Хм. А здесь Вы почему-то под козырек берете. Не все так просто.

Я бы мог и добавить - большая вольность в обращении с фактами.
Например, в фильме "Мусоргский" члены "Могучей кучки" показаны "дружною толпою" даже под конец фильма (отменно длинного) - хотя действительно ВМЕСТЕ эти люди были довольно непродолжительный период времени. А отношения между Балакиревым, с одной стороны, и Мусоргским и Р.-Корсаковым, с другой, охладились очень резко и безвозвратно.

Фильм "Глинка" (не "Композитор Глинка" - его я не видел, кросе отрыков с Рихтером в роли Листа!) еще более схематичен.

>Интересно сравнить биографические фильмы этого периода с фильмами того же жанра, выпущенными в другое время. Например, с советско-венгерским фильмом "Ференц Лист", вышедшим в 1970 году.

Это точно. Там "личную жизнь" показывали куда как охотнее. А творчество - так, между делом.

Поиню фильм "Загадка Кальмана" по сценарию Нагибина. Вроде бы и неплохо - особенно потому, что музыки много. Про блокаду Ленинграда и пр.
Но и "копания в..." немало. И фильм еще выгодно "смягчен" по сравнению
с текстом - тоже читать приходилось. Мелкий был человек Нагибин. БЕЛЛЕТРИСТ. Не ПИСАТЕЛЬ.

В общем, мое мнение такое - в биографических фильмах крайне редко удается достичь равновесия.

P. S. Из книг мне нравится биография Бородина, написанная Ильиным и Сегал. Там как-то все достаточно уравновешено (хоть и без идеологизирования - но творчество в РОССИИ в 19-м веке ДЕЙСТВИТЕЛЬНО было идеологизированным!).
А письма Бородина в приложении - просто чудо!

===========================
"Десакрализаторам" - бой!

От Miguel
К Георгий (10.12.2002 10:44:06)
Дата 10.12.2002 19:50:30

Re: В известном...

>В общем, есть такое.
>Но знаете, когда я прочитал в дневниках Чайковского упоминание о Брамсе как о "сволочи" (!!!!), то был совершенно ошарашен.

Чайковский действительно не любил Брамса и считал его музыку хаотичной, но, с учётом тех требований, которые выдвигал к своей музвке сам Чайковский, он имел на то право. А характеристика, данная Чайковским скрипичному концерту Брамса, вообще точнее некуда: "Прекрасный пьедестал, на котором ожидаешь увидеть ещё более прекрасную статую, но вместо неё на нём стоит ещё один пьедестал". Так что ругань Чайковского в адрес Брамса была по делу.

>Мусоргский о Верди (и об итальянцах в целом) тоже отзывался "не ахти".

О Шопене тоже.

С уважением,

Мигель

От Георгий
К Miguel (10.12.2002 19:50:30)
Дата 11.12.2002 10:28:48

Извините, но я не разделяю Вашей точки зрения

...о Брамсе. (С мнением Чайковского и Танеева тоже.)

И не потому, что "чего-то такое критическое прочитал" - а потому, что неплохо знаю инструментальное творчество Брамса. Тут дело в "художественной несовместимости", очевидной, кстати, для самих творцов, но значительно или вовсе сглаживающейся для тех, кто идет "после".

Да и вообще - беляевский кружок, сменивший "Могучую кучку", был, конечно, менее "плодотворным" сам по себе, но куда более терпимым к произведениям различных направлений. Сейчас можно любить и ценить и Брамса, и Вагнера, и Верди, и Чайковского зараз - чего и Вам желаю. %-)))

От Георгий
К Георгий (11.12.2002 10:28:48)
Дата 11.12.2002 10:30:49

Следует читать: "на Брамса" и т. д.

>...о Брамсе.
(С мнением Чайковского и Танеева тоже не согласен.)

Прошу прощения за допущенную безграмотность.