От Miguel
К Мак
Дата 08.12.2002 22:40:22
Рубрики Образы будущего; Ограничения; Хозяйство; Теоремы, доктрины;

Не край, а в самую точку

Привет!

Спасибо за материал. Есть там, конечно, и правильные мысли (наверное, большинство), но некоторые положения производят странное впечатление (взять хотя бы дурную привычку начинать статью на тему науки с дежурного порицание "тоталитарного режима" через 11 лет после уничтожения Союза?). Но самое главное - то, что, кроме констатации проблемы (в чём ничего нового), никаких умных мер не предлагается, Мухин здесь продвинулся намного дальше. То есть, тут раздаются упрёки в некомпетентном рассмотрении, а видно ведь на примере статьи, что академики отстали в изучении проблемы даже от нашего некомпетентного рассмотрения, "нам у них учиться нечему".

Вот парочка таких примеров. Он предлагает подвергать экспертизе некоторой комиссии в РАН сомнительные проекты. Совершенно правильно. Но если не добавить тут некоторой сдержки, то последствия будут печальные - просто будет поставлен очередной запрет на критику вейсмановской генетики теории относительности. А ведь возможные сдержки этого механизма очевидны. Первое - то, что пишет Мирон: центров экспертиз должно быть несколько, они должны конкурировать между собой и быть действительно заинтересованными в выдаче правильного заключения. Второе - то, что пишет Мухин: ответственность конкретных экспертов за неправильное заключение, вплоть до уголовной ответственности за заведомо неправильное заключение. Третье - ответственность самих проектантов: выделять деньги надо не под исследование явления вообще, а под хоть какой-то оговорённый результат. Не обязательно вненаучный, не обязательно технологию пешком добраться до Луны и т.д., но если учёный абсолютно уверен в своей правоте, абсолютно уверен, что может на оборудовании стоимостью миллион рублей доказать существование торсионных полей, то он не откажется от проекта даже под страхом года тюрьмы.

Вот и надо использовать все три сдержки: первым делом, учёный-прожектёр идёт в тот центр экспертизы, который ему больше нравится, в котором более незашоренные умы и доказывает там необходимость выделить деньги на проект. Экспертный центр заинтересован выдать безошибочное заключение: потеря денег - потеря его, экспертного центра, денег, либо денег, занятых экспертным центром у государства. Провалится проект из-за неправильного заключения - пойдёт в тюрьму эксперт, выдавший неправильное заключение и принёсший миллионные убытки. Если, наоборот, не одобрят очевидно перспективный проект - учёный пойдёт в другой центр экспертизы. Но даже после положительного заключения уже центр экспертизы возлагает на учёного ответственность за успех проекта. Провалится проект, теперь по вине учёного, - пусть несёт ту ответственность, которая предусмотрена договором с экспертным центром, выделившим деньги.

Есть недостатки в статье академика ещё по одному направлению: предлагает назначить руководителя комиссии ответственным за борьбу с лженаукой. Интересно, а как измерить эффективность борьбы? Соответственно, как поощрять и наказывать "ответственного" в зависимости от выполнения им своей функции? Нет ответа.

Ну а насчёт журналистов - тут у академика вообще ни одной практической мысли. Вот, скажем,

>В его результате печатные издания, передачи и журналисты, допускающие явную недобросовестность, должны, по моему мнению, как-то наказываться. Разумеется, речь идет не о ссылке в ГУЛАГ, а о публичном порицании, лишении лицензий и т.п. Не претендую на то, что мне ясно, как организовать соответствующую деятельность в масштабах страны. Но хуже всего сидеть сложа руки и ждать, чем это кончится.

Конечно, некоторые из наших учёных полагают ниже своего достоинства читать "политизированные таблоиды", которым считают "Дуэль", но ведь решение давно предлагается Мухиным: именно через свободу слова. Опубликовал дебил-журналист идиотскую статью - государственная власть получает право разместить в том же печатном издании опровержение. Я думаю, что, если бы некоторые издания обязали печатать комментарии Мухина к тому, что они пишут, то идиотов, которых критикует Мухин, просто перестали бы читать, а качество изданий значительно повысилось. Фактором повышения качества служит при этом ответственность того, кто публикует свои статьи за качество публикуемого материала - страх перед тем, что тебя справедливо выставят идиотом. А хороший материал заведомо не страшится критики. Вот академик и предложил бы специальным законом предоставить Академии наук право размещать комментарии к любой публикации в тех же изданиях, где появилась публикация.

Ну а то, что академик написал в конце своей статьи, вообще потрясает:

>В заключение хочу вернуться к действительно важному вопросу о борьбе со лженаукой. Даже если РАН и в не меньшей степени Российская академия медицинских наук (РАМН) будут выполнять свой долг по охране науки в России от лжеученых, шарлатанов и жуликов, переложив это дело на плечи каких-то комиссий, задача в целом решена не будет. Она может быть решена только в том случае, если все ученые и просто образованные люди будут непримиримы к мракобесию, будут бороться с ним. Способы здесь имеются различные. Позволю себе поделиться указанием одного из них, который я принял для себя. Корреспондент одной известной газеты, которую я не читаю, время от времени звонил мне по телефону и задавал какой-то вопрос, связанный с наукой. И вот однажды я догадался спросить, публикует ли эта газета астрологические прогнозы. Сотрудник сообщил, что газета публикует такие прогнозы, хотя он сам, да и редакция в них не верят, но, видите ли, "читатели просят". Это типичный случай - в погоне за материальной выгодой (думаю, ничтожной) СМИ сплошь и рядом идут на оболванивание народа. Упомянутому корреспонденту я сообщил, что отвечать на его вопросы и вообще иметь какое-либо дело с его газетой, пока она пропагандирует лженауку, я не буду. С тех пор журналист мне не звонит, видно, гороскопы публикуются, да и, к сожалению, легко найти более сговорчивых консультантов. Так вот, думаю, что, если бы большинство членов научного сообщества или хотя бы большинство членов РАН и РАМН бойкотировали бы все СМИ, пропагандирующие лженауку и шарлатанство, мы бы добились некоторого успеха.

То есть, он в течение очень долгого времени сотрудничал с газетой, с содержательным качеством которой всё это время ленился ознакомиться! Рискну предположить, что астрологические прогнозы - это самое безобидное из всех антинаучных публикаций этой газеты. А нет чтобы разобраться с публикациями газеты и идейной борьбой опровергнуть те антинаучные положения, которые она защищает. Причём борьбой именно идейной - не со ссылкой на свои степени и звания, а готовя такие статьи, чтобы каждому непредвзятому читателю стало ясно, что данное положение - антинаучно.

В общем, спасибо за материал. Он действительно не относится к теме о функциях науки, но отвечает на упрёки, что мы здесь рассматриваем проблему на недостаточно компетентном уровне.

С уважением,

Мигель

От Мак
К Miguel (08.12.2002 22:40:22)
Дата 10.12.2002 16:14:52

Дополнение. Статья, на которую отвечал ак. Гинзбург (НГ) (*)

http://www.ng.ru/science/2002-09-25/13_author.html

РЕТРОГРАДЫ ПРОТИВ ШАРЛАТАНОВ
Необходимо оградить рядовых авторов научных статей от произвола "черных оппонентов"
Эмиль Вейцман

Об авторе: Эмиль Викторович Вейцман - кандидат технических наук.

Издательство "Наука" выпустило в свет книгу академика Эдуарда Круглякова "Ученые" с большой дороги". Публикация эта вызвала большой резонанс как в научной среде, так и среди людей, не имеющих к науке ровным счетом никакого отношения. Оно и понятно: вопросы, затронутые Кругляковым, касаются в той или иной мере всех нас.

Итак, в чем мое согласие с академиком Кругляковым? Прежде всего в недопустимости состояния, до которого довели российскую науку в эпоху Ельцина.

Кругляков с коллегами безусловно прав и в другом. В настоящее время у нас в стране - бум разного рода научных спекуляций в худшем смысле этого слова, а также нашествие всевозможных шарлатанов, подвязавшихся в области оккультных дисциплин.
Впрочем, в последнем, с моей точки зрения, виновата и... Российская академия наук. Тут не разоблачительная комиссия нужна (академик Кругляков как раз и возглавляет академическую Комиссию по борьбе со лженаукой), а кое-что посерьезней.

Всем хорошо известен наш русский мат. Не лучшее, прямо скажем, явление в нашей жизни. Но: на кафедрах филологии по нему защищают диссертации! Кандидатские и докторские. Почему? Да потому, что это одна из компонент жизни, а стало быть, вполне достойна научного анализа и осмысления.

Так вот, оккультные дисциплины необходимо тщательно изучать, по-научному изучать как одну из сторон нашего бытия, с тем чтобы свести к минимуму вред, приносимый различного рода шарлатанами, подвязавшимися в этих областях, не побоюсь сказать, человеческих знаний.

Академики РАН К.Б. Александров, В.Л. Гинзбург и Э.П. Кругляков обратились с открытым письмом к президенту России Владимиру Путину, где, в частности, предлагают меры по обузданию параоккультных дисциплин. Все трое академиков - физики и активные члены Комиссии РАН по борьбе со лженаукой и фальсификацией научных исследований, все трое, разумеется, пользуются высококачественным, бесплатным медицинским обслуживанием. В письме почтенных академиков не хватает главной
меры "для обуздания" - резкого поднятия уровня жизни народа российского и пенсионеров в частности.

И вот тут-то мы вплотную подошли к тому, с чем я решительно не согласен с почтенными академиками.

Как вы думаете, отчего такая болезненная реакция наших "бессмертных" на резкое возрастание влияния оккультных дисциплин и связанную в связи с этим активизацию разного рода околонаучных и научных шарлатанов? В деньгах ли только дело? Увы, нет!

Есть еще одна причина их яростного негодования, и в первую очередь причина эта относится к физикам. Как известно, успехи этой науки в прошедшем веке были колоссальны, в силу чего у многих представителей этой дисциплины немного голова закружилась, а амбиции нередко стали непомерными. Причем чем выше научный статус ученого, тем выше и амбиции. Возникло некое опасное
заблуждение, что с помощью законов физики можно объяснить все основополагающие вопросы мироздания, включая
функционирование живых организмов. А если какой-то факт не укладывается в прокрустово ложе физических закономерностей, то, стало быть, это фальсификация, шарлатанство, шулерство. И вдруг эта монополия господ Верховных Физиков на трактовку устройства Вселенной и, более того, бытия человеческого ставится под сомнение. Недопустимо! В этой связи хотелось бы спросить
академика Круглякова и его ближайших сподвижников по борьбе со лженаукой: "Господа! А как быть с феноменами Вольфа Мессинга и Михаила Куни? Что, тоже шарлатанство?!"

Так ведь способности того же Вольфа Мессинга проверялись и перепроверялись в разного рода НИИ. Никакого шулерства! Вот только, оперируя четырьмя фундаментальными физическими взаимодействиями, тут ничего не объяснишь. Как тут не вспомнить гениальные слова Блаженного Августина: "Чудеса не противоречат законам природы, они противоречат нашему представлению о законах природы".

Тяга к обнаружению новых видов фундаментальных физических взаимодействий естественна. Вполне естественно и желание вести эти поиски за счет казны. В этой связи страсти вокруг так называемых "торсионных полей" мне вполне понятны. Интересно, были бы они столь же острыми, если б господа А.В. Акимов и Г.И. Шипов проводили эксперименты за собственный счет. Думаю, нет. Я
не рискну высказывать свое мнение по поводу предполагаемого пятого взаимодействия (сил кручения), ибо весьма далек от этой проблемы, скажу лишь следующее: негоже в борьбе с оппонентами использовать господам академикам академический административный ресурс, включающий в себя и так называемую "квалифицированную экспертизу". Вот мы и подошли к еще одному деликатному вопросу научной практики.

Комиссия по борьбе с лженаукой и научными фальсификациями - типичное детище академического административного ресурса.
Ничего подобного нет нигде в мире, если я не ошибаюсь. С моей точки зрения, прежде чем создавать такую комиссию, Российской академии наук следовало бы заняться собственной модернизацией и в первую очередь созданием режима наибольшего благоприятствования для обнародования научных идей, находящихся в противоречии со взглядами авторитетов (и "авторитетов" от науки). Та "квалифицированная экспертиза" ("черные рецензии"), о которой так много говорится в книге Эдуарда Круглякова,
зачастую очень далека от объективности. Приведу пример из собственной практики.

Несколько месяцев назад я направил в "Журнал физической химии" (научное издание РАН) статью. Ее отклонили согласно двум "черным рецензиям". В одной утверждалось, что в статье нет ничего нового, все это давно известная истина, в другой - в статье все неверно. Так ведь если "давно известно", то по крайней мере верно. Будучи готовым к подобному повороту событий, я подготовил и
английский вариант статьи, которую послал в солидный журнал, издаваемый в США. Статью приняли к печати. Интересная деталь: авторам этого американского издания предлагается указать четырех ученых, которые могли бы быть рецензентами по статье, то есть предоставляется возможность в какой-то степени застраховать себя от направления статьи на рецензию к человеку, не согласному с
твоим подходом. Нечто подобное в последние годы стало широко практиковаться на Западе при экспертизе научных работ и проектов.

Господа академики! А не пора ли и у нас ввести в практику научной экспертизы статей и проектов нечто подобное и тем самым хоть в какой-то степени оградить рядовых авторов от произвола "черных оппонентов"?

Давным-давно известно, если ты получил какой-то по-настоящему ценный результат и не имеешь при этом солидного положения в нашем научном мире, то бери в соавторы кого-нибудь из научных авторитетов в данной области знаний, поделись, иначе полжизни, если не всю, положишь на преодоление бесчисленных препятствий, пытаясь добиться официального признания. И неизвестно, каким будет конечный результат. Могут ведь по ходу дела и позаимствовать у тебя кое-что, и иди, доказывай потом
свой приоритет.

Не лучше бы было вместо "разоблачительной комиссии" создать в РАН Комиссию по сбору информации о разного рода необычных явлениях с последующей проверкой и перепроверкой собранных сведений и их тщательному анализу? Авторитет настоящей науки не поднять исключительно за счет критики, часто весьма неубедительной, разного рода нетрадиционных и нередко очень сомнительных методов познания окружающего мира.


материалы: Независимая Газета (c) 1999-2000
разработка: НЕГА-Сеть - ФЭП c 2000

Опубликовано в Независимой газете от 25.09.2002
Оригинал: http://ng.ru/science/2002-09-25/13_author.html

От Miguel
К Мак (10.12.2002 16:14:52)
Дата 10.12.2002 20:22:54

Несмотря на фамилию автора (шутка), во многом согласен

Привет!

Кстати, эта статья во многом убедительней ответа на неё. Конечно, с "чёрными рецензентами" автора немного занесло (в этой части Гинзбург прав больше), но в остальном, кажется всё верно. То, что в нынешних условиях поручать всю проверку новых данных одному центру, одной экспертной комиссии, опасно, я согласен.

Кстати, а где первоисточник - открытое письмо членов комиссии?

С уважением,

Мигель