От Дмитрий Ниткин
К Администрация (И.Т.)
Дата 16.10.2002 11:19:27
Рубрики Прочее; Россия-СССР;

Российские капиталисты в загадочной стране, или менталитет крестьянства (*/+)

Эксперт, #38 (345) от 14 октября 2002

Что подумает сосед Василий?

Интереснейшая статья об особенностях психологии современных русских крестьян и попытках их мотивировать к производительному труду в рамках новых отношений.

Реальность, которую невозможно игнорировать.

http://www.expert.ru/expert/current/data/efco.shtml

Социологи и психологи помогли компании ЭФКО создать систему мотивации эффективной работы для сельских жителей Белгородской области

Зарина Хисамова

"Россия опасна мизерностью своих потребностей", - сказал в позапрошлом веке Отто Бисмарк. Опасна она не только для врагов, но и для самой себя. Западные системы мотивации эффективного труда кое-как приживаются в крупных городах, но терпят полное фиаско за их пределами. Да и Советский Союз погиб в первую очередь из-за того, что социалистическая концепция "морального и материального поощрения ударного труда" не работала.
В российской провинции большинство составляют люди, которых работать не заставят ни деньги, ни власть, ни слава, потому что они им не нужны. А что нужно? Ответ на этот вопрос корреспондент "Эксперта" получил в беседе с Валерием Кустовым - генеральным директором компании ЭФКО, которая производит продукцию под известными торговыми марками "Слобода" и Altero. Разговор наш состоялся в его кабинете на масложировом заводе в городе Алексеевке Белгородской области.

Неопределенно-мечтательная мотивация

- Действительно, когда я увидел результаты социологического исследования местного населения, мое состояние было близко к истерике, - рассказывает Валерий Кустов. - Оказалось, что материальных потребностей у этих людей нет, эмоциональных тоже. То есть мотивировать их нечем. Каждый второй сказал, что ему не нужен туалет в доме. Двадцать восемь процентов не видят необходимости в душе, тридцать пять - в легковом автомобиле. Шестьдесят процентов ответили, что не стали бы расширять свое личное подсобное хозяйство, даже если бы представилась такая возможность. Такое же количество, шестьдесят процентов, открыто признались чужим людям - опрашивающим, что не считают воровство зазорным. А сколько еще просто постеснялись об этом сказать! При этом значительное число "неворующих" отметили, что им просто нечего красть.
Оказалось, что нет и лидеров, с которыми мы могли бы начать работу: пять процентов в принципе готовы к предпринимательской деятельности, но прогнозируют очень негативную реакцию окружающих на свои действия и не решаются. На них опереться мы не могли: пять процентов против девяноста пяти - это война, в которой проигравший понятно кто. Мы были убиты. Ни одной модели ни стандартного, ни нестандартного решения на тот момент мы не видели.

- А зачем вам понадобились мотивированные крестьяне?

- Для развития нашего масложирового производства (ЭФКО производит подсолнечное масло, майонез и мягкое масло. - "Эксперт") нужны были собственные сельскохозяйственные ресурсы. Наши заводы, расположенные в Белгородской области, окружали разоренные хозяйства. С них мы и решили начать. Ведь после развала колхозов каждый сельский житель получил земельный пай - пять-семь гектаров земли, обрабатывать которые у него возможности не было. Мы арендовали сто четырнадцать гектаров. Материальные ресурсы, семена, удобрения, технику мы имели, но сами всю эту землю обработать, понятно, не могли. Поэтому нужно было пробудить у сельских жителей желание работать и энтузиазм.

- Что вы им предложили?

- Беспроцентные ссуды, акции, власть, доход, возможность самореализации.

- И они отказались?

- В общем, да. Просто работа не пошла. Многие считают, что первые шаги руководителя агрохолдинга очень просты: мы будем владеть, а они будут работать, мы берем на себя ответственность за крупнотоварное производство, а все проблемы крестьян для нас не существуют. Но проблемы на сельской территории существуют, и они заставили обратить на себя внимание: мы получили сожженные комбайны, металлические штыри на полях...
Вот тогда мы поняли, что ситуацию надо прояснить, и пригласили группу московских социологов для проведения исследования, автором и научным руководителем которого стал доктор философских наук профессор Высшей школы экономики Азер Эфендиев.

- Что еще показало исследование?

- Очень много всего. Оказалось, что в среднем каждая девятая-десятая опрошенная семья живет на уровне нищеты (из нескольких стандартных вариантов ими выбран ответ "Живем очень бедно, не всегда даже едим досыта"), пятьдесят девять процентов просто бедны ("Слава Богу, кое-как концы с концами сводим, скромно питаемся, одеты в прочное, но старое, новую одежду и что-нибудь в дом не приобретаем - нет средств"). То есть уровень жизни семидесяти процентов опрошенных сельских семей оказался неудовлетворительным.
При этом преобладающая в среде мотивация - неопределенно-мечтательная. На вопрос, стремятся ли они к достижению более высокого уровня жизни, осуществляют ли для этого необходимые усилия, каждый второй выбрал ответ: "Мечтаем, надеемся, что как-нибудь положение улучшится". Смирение с нынешним положением и покорность высказала треть опрошенных. И только каждый пятый имеет в каком-то виде достиженческую мотивацию, стремление за счет дополнительных серьезных усилий улучшить свою жизнь.
Итак, вырисовалась катастрофическая мотивационная ситуация: пассивность, мечтательность, минимизация потребностей и, соответственно, усилий, просто лень.

- Кто больше мотивирован: "зажиточные" или бедные?

- Конечно, "зажиточные" больше. Уклонение от активности развито тем сильнее, чем беднее живет человек. И это, собственно, объясняет, почему он недоедает. А при такой мотивационной структуре можно ждать, с одной стороны, углубления и расширения нищеты, а с другой - рывка к более высоким стандартам жизни со стороны незначительной части сельских жителей. То есть произойдет резкая поляризация, что может привести к социальному взрыву на селе.
Вообще крестьяне склонны снимать с себя ответственность за свою жизнь. Абсолютное большинство считает, что их личное благосостояние зависит от того, как развивается общество в целом. К противоположному мнению ("при всех перипетиях нашей жизни в конечном итоге все зависит от самого человека") склонились двадцать два процента - в три раза меньше. Пятьдесят процентов согласились, что они "такие, какими их сделала жизнь". И только треть ссылается на собственный выбор.

- С чем социологи связывают такую пассивность?

- Этому много причин, и далеко не все понятны. Одна из них - в течение веков самые предприимчивые и расторопные уезжали в города, а в деревнях оставались те, кто вообще не любит перемен. И поэтому последние десять лет для крестьян - просто мука. Нынешние жители села испытывают мучительный стресс даже тогда, когда председателя колхоза переименовывают в генерального директора или произносятся слова вроде "акции" или "АО".

- А ворует кто больше: бедные или не очень?

- Самое интересное, что крадут все одинаково. Воровство признается социальной нормой, оно легитимизировано.

Эмпатия - ключевое слово

- Отчаявшись найти решение, мы позвали в Белгородскую область группу психологов во главе с профессором Николаем Конюховым. Они провели огромный объем работы - каждый из исследованных ими крестьян прошел тест "Семантический дифференциал" (триста шестьдесят оценок, сравнений), MMPI (Миннесотский многофазный личностный опросник - пятьсот пятьдесят шесть вопросов) и несколько других. В общей сложности каждый крестьянин ответил на полторы тысячи вопросов.

- И каков результат этой грандиозной работы?

- Очень простой. Мы нашли точку опоры, или, точнее, почву, на которой можно построить всю систему мотивации.
Оказалось, что единственно значимыми вещами для крестьян являются мнение окружающих людей и искренность. Общественное мнение значимо настолько, что крестьяне не хотят об этом говорить с исследователями. Например, когда им задавали вопрос: "Вам мнение вашего соседа Васи важно?", - ответ был: "Да вы что, да я его, да пошел он!" А когда спросили не его вербальное сознание, а его душу (через тесты), оказалось, что ради мнения этого соседа он готов на луну запрыгнуть.
И искренность, открытость. У них уровень эмпатии по сравнению с представителями других культур выше на несколько порядков.

- Извините, а что такое "эмпатия"?

- Это эмоционально-чувственное восприятие. Психологи условно разделили всех жителей России на две культуры - рационально-достиженческую, представители которой живут чаще всего в городах, и эмпатичную - жителей периферии. Они отличаются друг от друга как небо и земля.
Например, у селянина в отличие от горожанина минимальна эффективность аудиального канала. То есть мою речь они слышат, но не воспринимают. Я могу их через звукоусилитель хоть в светлое социалистическое будущее звать, хоть в капиталистическое, им это все равно. У них взамен развито визуальное и кинестетическое восприятие.

- То есть они верят только в то, что видят или пощупают? Почему?

- Эти каналы защищают их от иллюзий. За плечами этих людей очень трудная жизнь, и они знают, что самое опасное - это привнесенные системы ценностей и идей, которые нельзя пощупать и проверить. Их жизненный опыт говорит одно: если кто тебе и поможет в трудную минуту, так это сосед, и все. И больше никто.

- Тот самый сосед Вася? И поэтому для них так важно мнение соседей, односельчан?

- Да. В ходе опроса моделировались ситуации, когда селянам надо было принять решение самостоятельно. Они тотчас от него отказывались, если оно не совпадало с мнением большинства. Для них значим человек, с которым они постоянно взаимодействуют. Их история привела к тому, чтобы не книжки читать по психологии, а изучать человека через собственное эмоционально-чувственное восприятие.

- То есть они сами хорошие психологи?

- Очень. Когда наши психологи проводили интервью, им очень важно было соблюдать роли ведущего и ведомого. Опытные специалисты пытались создать эмоциональный контакт и почувствовать то же самое, что и собеседник, - в этом состоит их профессионализм. Так вот, многие из этих психологов говорили, что уже на третьей минуте разговора они были не ведущими, а ведомыми. Им отвечали не то, что думает крестьянин, а то, что опрашивающий хочет услышать. Как бы они ни пытались построить свою защиту, эти, казалось бы, необразованные, в фуфайках, люди их просчитывали быстрее. Уровень подстройки у них выше, чем у дипломированных психологов. Это и понятно. Когда внутреннее восприятие человека является основанием для выживания, безусловно, этот канал развивается.
Поэтому эти люди очень быстро эмоционально устают. Тогда у них наступает ощущение пустоты, которого они очень боятся, а с ним и эмоциональное перенапряжение. А это уже мордобой, водка и все остальное. Поэтому они очень берегут свою эмоциональную целостность, они аккуратны в коммуникациях.

- Аккуратны в коммуникациях? Вы же говорили, они открыты, искренни?

- Для крестьян важнее всего их микрогруппа, очень узкий круг людей, где они могут быть полностью открыты. Ведь они не просто открывают душу и чувствуют. Им нужно понять: кто ты по отношению к нему, чего от тебя ждать. Вопрос прогнозируемости для сельского жителя - не желание и не научный интерес, а объективная потребность, обеспечивающая существование его самого, детей, рода. Крестьяне знают, что человек, который рядом, - единственное, на что можно опереться в трудную минуту, ничего другого нет. И поэтому при коммуникации у него тратится огромное количество эмоциональной энергии. И вне пределов микрогруппы селянин в контактах аккуратен.

- Ваша компания, видимо, в его микрогруппу не входит?

- Если бы только это, строить мотивации было бы намного легче. Там есть еще одна радость - двойной зажим Блейера. Это психологическое явление, когда в человеке одновременно уживаются противоречивые чувства, и для него характерно это состояние напряжения, колебания. И если вдруг получается так, что в какой-то момент времени преобладает какое-то однополярное эмоциональное состояние, то с большой степенью вероятности в скором времени оно сменится прямо противоположным. И если сегодня сельские жители относятся к ЭФКО хорошо, то завтра все может враз измениться - без всякой видимой причины.

- Если они относятся к вам хорошо, то на самом деле для вас это - плохо?

- Да. Вся история им говорит, что не бывает добра и зла, это две стороны одного и того же. Быть передовиком - хорошо, тебе дадут флажок, деньги даже, но у тебя будут мозоли, и ты посадишь здоровье. Для них нет ничего однозначного, все имеет две стороны. Чем сильнее их пытаешься в чем-то убедить, сформировать эмоциональный центр в одной плоскости, тем быстрее в противоположной плоскости у них сам собой формируется другой центр.
Вот, казалось бы, пришли мы, инвесторы, - какое счастье! Мы даем им ссуды, строим больницы, школы. Вы думаете, у них всплеск позитивных эмоций?

- Нет?

- Хорошо, что к этому времени мы уже многое знали. Мы не
хвалили себя, а говорили, что пришли помочь, но бесплатных пряников не бывает. Чтобы добиться симпатии крестьянина, мы должны преподносить две противоположности, чтобы эмоциональный центр смещался совсем незаметно. Мы говорим, что приносим им и что-то хорошее, и что-то плохое, но хорошего немного больше.

- О чем плохом, что приходит с вами, вы сообщаете?

- Мы сообщаем, что забираем у них власть, контрольный пакет акций теперь у нас. Но крестьяне получают школы, больницы, корма, технику. И они делают выбор.

Правила и информация

- Для крестьян важнее всего общественное мнение, а оно легитимизировало кражу. Наверное, вам очень трудно бороться с воровством?

- В том-то и дело. Воруют они колхозное имущество, а ведь в деревнях двери до сих пор не закрывают. У своего соседа по микросреде красть они не будут потому, что сосед - это, как мы уже говорили, единственное, на что можно опереться в трудную минуту. И сосед это знает. Если станет известно, что Вася украл у соседа, Вася станет изгоем. А хуже этого для него нет, потому что система межличностной зависимости для него по эмоциональной значимости находится на уровне жизни и смерти. Мы этим и пользуемся.
Мы попытались создать такую форму социально-экономических отношений, при которой человек был бы включен в коллектив. Я, крестьянин, должен получать деньги, которые обеспечивают нормальное существование. И в то же время от результатов моего труда должны зависеть все окружающие, другие члены микросреды. Гарантом моей эффективной деятельности является не полученный материальный эквивалент, а реакция внешней среды. Как только я начинаю плохо работать, от этого становится хуже всем. А это уже фактор, на несколько порядков лучше обеспечивающий мою эффективность, чем деньги. Для соседа Васи важны не деньги, а то, что я не делаю так, чтобы ему было хорошо. И я знаю, что если я не делаю ему хорошо, он возьмет шило и поправит меня в нужную сторону. Это система индивидуализма и взаимозависимости, сдержек и противовесов.

- Неужели теперь все держится на взаимном контроле крестьян?

- Практически да. А по-другому все равно не получится. Были у нас такие случаи. Тракторист поехал на тракторе домой в соседнюю деревню обедать, истратил лишнее время, горючее. Раньше мы пытались таких наказывать - лишали премии, не давали им работать на хорошем оборудовании. Но крестьяне - это целое. Попытка совершить в отношении одного негативную санкцию приводит к свертыванию среды. Нам казалось: это крестьянам дисциплина нужна, а не нам. Когда мы этому трактористу, условно говоря, по голове даем, мы же им лучше делаем. А они видят негативное вмешательство в свою среду и воспринимают нас как врага. Они сплачиваются и воюют с нами, а про то, чтобы со своими разобраться, в пылу забывают.
Существующая теперь система почти исключает наше вмешательство. Она держится на двух вещах: правилах и информации. Мы предложили правила, механизм формирования санкций, их принятие, и отошли. Не мы обеспечиваем их выполнение, а информация.

- Как?

- Издается, например, внутренняя газета. В ней мы теперь напишем, что тракторист, его фамилия, имя, отчество, из такого-то колхоза поехал на тракторе домой обедать, израсходовал горючее на такую сумму. Доходность уменьшилась, значит, все получат меньше. Это достаточно для того, чтобы крестьяне бросились выяснять, а Вася в дальнейшем ответственно поступал.

- Как официально оформлены отношения ЭФКО с крестьянами?

- ЭФКО создала на базе колхозов новый тип коллективно-акционерной организации сельскохозяйственного производства. Мы стали совладельцем бывших колхозов, выделили необходимые для подъема разоренных хозяйств инвестиции и привнесли свой опыт организации. В этом варианте сочетаются два важнейших элемента: с одной стороны, привносится опыт эффективного рыночного конкурентоспособного ведения дел, а с другой - сохраняется общественный характер организации производства сельскохозяйственной продукции.
Еще социологи нам сказали, что нужно обратить особое внимание на коллективизм. В стране, где он формировался столетиями, а индивидуализм рассматривался как одно из самых непростительных качеств человека, не может быстро выработаться устойчиво позитивной индивидуальной мотивации. В российской культуре еще не сложился и еще не известно, сложится ли, приоритет личной инициативы и активности.

- И эта форма сотрудничества оправдывает себя?

- Многие элементы этой конструкции работают, и работают прекрасно. Можно съездить в какое-нибудь хозяйство и посмотреть: не герои труда, не передовики, не выпускники Высшей школы экономики, а обыкновенные скотники, доярки, механизаторы в пределах своей фермы знают объем реализации продукции, структуру затрат, алгоритм формирования личной доходности.
Кое-что пока не совсем нам понятно. Но главное - крестьянин должен осознать себя не хозяином, нет, а частью этой жизни. Частью, которая взяла на себя ответственность. Наша задача - сформировать в психике каждого жителя чувство принадлежности к территории. Это у нас получается. Поэтому уровень хаоса на наших территориях уменьшается с достаточно большой динамикой.

От Игорь С.
К Дмитрий Ниткин (16.10.2002 11:19:27)
Дата 16.10.2002 16:44:02

Я бы вот это отметил

>- Эти каналы защищают их от иллюзий. За плечами этих людей очень трудная жизнь, и они знают, что самое опасное - это привнесенные системы ценностей и идей, которые нельзя пощупать и проверить. Их жизненный опыт говорит одно: если кто тебе и поможет в трудную минуту, так это сосед, и все. И больше никто.

По - моему очень материалистично...

От Almar
К Дмитрий Ниткин (16.10.2002 11:19:27)
Дата 16.10.2002 16:20:41

В принципе это похоже на правду

В принципе это похоже на правду. Об этом многие и раньше писали – Эндельгардт, например. Но это может показаться открытием и откровением для читателей журнала «Эксперт», т.к. им предварительно достаточно долго промывали мозги совершенно обратными теориями.
Насчет воровства и чувства хозяина. У меня есть пример, когда на базе полностью обанкротившегося колхоза пытаются сейчас создать АО. Почти по тому же принципу как в статье, только он не столь радужный: в статье «мы забираем власть, акции, а даем больницы, технику, корма», в том реальном хозяйстве «мы забираем землю, а даем работу тем, кто не склонен к запоям». В АО вошло только часть колхозников, так вот у них действительно считается воровать из АО – западло (они даже стыдят друг друга: мол, ты не в колхозе), они наоборот приносят в АО что-то от себя, но в основном не из дома, а то, что по-прежнему воруют из колхоза. Поэтому неизвестно как разовьются события, когда все вступят в АО, колхоз перестанет существовать и воровать будет неоткуда.

От Дмитрий Ниткин
К Almar (16.10.2002 16:20:41)
Дата 16.10.2002 16:58:34

Re: В принципе...

>В принципе это похоже на правду. Об этом многие и раньше писали – Эндельгардт, например.

По-моему, ситуация отличается от описанной Энгельгардтом, причем в худшую сторону. У барина не воровали. В колхозе воровать можно.
"Неопределенно-мечтательная мотивация" при Энгельгардте принимала достаточно конкретную (достижимую) форму мечтаний о разделе помещичьих земель. Степень неопределенности мечтаний с тех пор только повысилась.
В те времена крестьянин вряд ли отказался бы от возможности расширить хозяйство - были бы только силы его вести. Нынешнему крестьянину рост уже ни к чему.

А вообще-то конечно перекликаются деревни послекрепостническая и послеколхозная. Да оно и неудивительно.

От Рустем
К Дмитрий Ниткин (16.10.2002 16:58:34)
Дата 16.10.2002 17:10:04

Немецкий спец. о своих впечатлениях в СССР В 30 годы.

http://www.archi.ru/press/hmelnitsky/evropa220402.htm
Весной 1932 года молодой немецкий архитектор Рудольф Вольтерс приехал в Советский Союз в качестве "иностранного специалиста". В 1930 году он защитил диссертацию по проектированию вокзалов и был приглашен на работу представителем советского наркомата транспорта в Берлине. В Германии работы практически не было, а в советскую Россию, кроме обещанных грандиозных проектов, тянуло любопытство. В это время там работали сотни иностранных инженеров и техников разных специальностей. Сведения оттуда приходили самые невероятные. О России писали либо очень хорошо, либо очень плохо. Равнодушных не было.

Вольтерсу предложили контракт на десять лет и зарплату в 600 рублей в месяц. Он благоразумно ограничился одним годом. Через год полный впечатлений Вольтерс вернулся домой и немедленно, по свежим следам, написал книжку "Специалист в Сибири". Она вышла двумя изданиями в Берлине, в 1933 и в 1936 годах, с блестящими рисунками товарища Вольтерса по путешествию в Россию Хайнриха Лаутерса. В Германии книга осталась практически неизвестна. На ее судьбу оказала влияние судьба самого Вольтерса. В 1937 году его пригласил на работу бывший товарищ по учебе Альберт Шпеер, любимый архитектор Гитлера и будущий имперский министр вооружений. Вольтерс быстро занял высокое положение в архитектурной иерархии Третьего Рейха, хотя в партию не вступал. После войны он работал архитектором, много проектировал, занимался публицистикой. Умер Вольтерс в 1983 году. Его первая книга, известная, впрочем, специалистам только по названию, до сих пор числиться по разряду нацистской литературы. И совершенно напрасно. Вольтерс приехал в Россию свободный от каких-либо политических или социальных предрассудков.

В это время в России (или с Россией) работали десятки европейских, в основном, немецких архитекторов. Среди них были звезды - Эрих Мендельсон, Ле Корбюзье, Эрнст Май, Ханнес Майер, Бруно Таут, Ганс Шмидт. Не все были фанатичными коммунистами как бывший директор Баухауза Ханнес Майер. Но абсолютное большинство в меньшей (как Май) или в большей (как Ле Корбюзье) степени склонялось к коммунизму. Это было время, когда левое направление в архитектуре ассоциировалось с левой государственной политикой, а конструктивизм с восторгом воспринимался как официальный и единственный советский государственный стиль. Левые европейцы, мечтая о реализации собственных творческих планов, старались увидеть в СССР только хорошее.

Вольтерс смотрел на советскую жизнь открытыми глазами. То, что он увидел, видимо, облегчило ему в дальнейшем компромисс с национал-социализмом. Ничего страшнее быть просто не могло.

***

В Москве Вольтерс получил назначение в Новосибирск, строить тамошний вокзал. Всю дорогу до Новосибирска вагон сопровождала стая 5-10 летних беспризорников. Они ехали в тамбурах, в ящиках для инструментов под вагонами , на крыше. От этого тень вагона, бегущая вдоль рельсов, приобретала фантасмагорические очертания. Первое впечатление от Новосибирска - по улице, ведущей к вокзалу, солдаты с примкнутыми штыками гонят толпу грязных и измученных, нагруженных скарбом крестьян всех возрастов - человек двести. Впоследствии Вольтерс наблюдал эту картину едва ли не ежедневно.

Новосибирск, важнейший железнодорожный узел Сибири, представлял собой тогда хаотическое море деревянных изб и несколько новых каменных зданий на главной улице - Красном проспекте. Очень мало машин, в основном немецкие грузовики. Главный аттракцион - два легковых паккарда. На одном ездил генерал "сибирской армии", на другой - "партийный шеф".

Поразительным для "буржуя" Вольтерса оказалось классовое расслоение советского общества. По сравнению с советскими служащими, иностранные специалисты снабжались по "княжески", причем сами русские воспринимали это как должное. Открытых магазинов было мало, а продукты в них были плохими и дорогими. Все снабжались через "закрытые" лавки на предприятиях. Русские инженеры по карточкам вовсе не получали белый хлеб, масло, молоко, яйца. При этом они часто платили за продукты питания вдесятеро большую цену, чем иностранцы. Продуктовые карточки превращали иностранцев в привилегированный класс. Такими же привилегиями обладали высшие чиновники, партийные функционеры, военные и ГПУ.

На железнодорожном предприятии, где работал Вольтерс, было три закрытых столовых. Одна предназначалась для рабочих и мелких служащих с зарплатой от 80 до 150 рублей в месяц. Обед в ней стоил полтора рубля и был очень плохим. Вторая обслуживала начальство среднего уровня и инженеров с окладами от 200 до 500 рублей. Обед в ней стоил четыре рубля. Третья столовая предназначалась для высшего руководства с окладами от 600 до 900 рублей. Столы были со скатертями и обслуживали здесь официантки. Обед был вполне приличным и стоил 2,5 рубля. Вольтерс был приписан к этой столовой. Большинство инженеров и техников предприятия даже не знало о ее существовании. Допуск во все три столовые тщательнейшим образом контролировался.

Еще более дикой была ситуация с жильем. Самым роскошным жильем в городе были две современные трехкомнатные квартиры. В одной жил командующий войсками, в другой шеф ГПУ. Отдельные двухкомнатные квартиры имели только высшие чиновники и партийцы. И немногие женатые иностранные специалисты. Женатые русские инженеры имели одну комнату. С очень большой семьей - две. Неженатые на отдельную комнату рассчитывать не могли. "Как живут мелкие служащие и рабочие, я не хочу описывать. Мне никто не поверит, если я скажу, что неженатые рабочие живут по 20-30 человек в одной комнате в казармах или бараках, многие семьи делят между собой одну комнату и так далее... В России пропаганда непрерывно грохочет уже 15 лет, так что товарищи действительно верят, что по сравнению с немецкими рабочими они живут в раю."

За несколько месяцев до приезда Вольтерса в Москве произошла художественная революция. Сталин фактически отменил современную архитектуру и ввел неоклассицизм. Объяснялось это возросшими культурными потребностями масс. Одновременно была прекращена разработка массового жилья в масштабе всей страны и изменены нормы проектирования. Вольтерс получил комнату в здании, построенном уже по новым нормам. Комната размером 3х5 метров имела высоту 4,5 метра. В это время в Новосибирске началось строительство огромного театра, достроенного с большой помпой уже во время войны. Вольтерс замечает: "Здание театра было маленьким, уродливым и очень редко полным. Это не помешало государству начать строительство гигантского театра на 4000 человек. Неслыханное безумие, которое горько отомстит за себя".

На производстве царил чудовищный хаос. Никто ничего не знал. Несколько недель начальство решало, чем он будет заниматься. Еще несколько недель он ждал необходимую техническую информацию, но так и не дождался. Его успокоил русский коллега: "Чертите себе спокойно, то что вы хотите... Все равно, то что чертится, выстроено не будет. Вы, немцы, вечно создаете себе ненужные заботы."

Вольтерс с интересом описывает структуру советских предприятий. Во главе управления стоит "треугольник" - директор, секретарь парторганизации и председатель профкома. Все - члены партии. Рядовые члены партии образуют что-то вроде полицейских частей, строго контролирующих исполнение распоряжения Центрального Комитета. Члены партии так распределены, чтобы в каждой рабочей группе от пяти до двадцати человек был один партиец. Рядовые трудящиеся объединены профсоюзом. В неделю проходит от двух до трех профсоюзных собраний, на которых трудящиеся исправно голосуют за увеличение норм выработки.

Через пару месяцев Вольтерс получил под свое начало маленькую группу из трех человек - два техника и чертежница. Они были плохо подготовлены, но прилежны. Требовать слишком много он от них не мог, так как все трое страдали от голода. "Им всем было непонятно, как это немецкий инженер из одного интереса к работе мог приехать в Россию. У всех была одна проблема - еда. Русский инженер неприхотлив и доволен, если к завтраку в 12 часов у него есть стакан горячей воды, кусок черного хлеба и леденец или кусок сахара."

Вольтерс с изумлением рассказывает о том, как вся страна с нетерпением ожидала наступление нового 1933 года. 31 декабря 1932 года кончался срок первого пятилетнего плана и 1 января 1933 года должно было произойти тройное улучшение жизненного уровня - так обещал Сталин и все верили. Произошло же нечто прямо противоположное. Целая серия ударов обрушилась на несчастных людей. Сначала понизили на 10% зарплату. В условиях инфляции это было особенно болезненно. Потом были резко уменьшены рационы продуктов питания. Иностранцам норму выдачи хлеба по карточкам сохранили, а русским урезали вполовину - с 800 граммов в день до 400. При этом неработающие жены рабочих и служащих были совсем лишены хлебных карточек. Затем началось тридцатипроцентное сокращение персонала. "Проводилось оно необыкновенно жестоко. В тот момент, когда служащего увольняли - а происходило это без предварительного оповещения, в течение 24 часов - у него отнимали хлебные карточки, так что он, если у него были деньги, должен был покупать на рынке хлеб, который стоил в двадцать раз дороже, или обращаться за помощью к работающим друзьям. Смысл отнятия карточек состоял в надежде, что все уволенные немедленно зарегистрируются на бирже труда. Но это делали только те, кого голод совсем хватал за горло. Потому что с биржи труда путь вел не обратно на предприятия Новосибирска... а в сибирские провинции, в совхозы или промышленные районы у подножия Алтая. Это означало пожизненную принудительную работу, потому что оттуда не было пути назад. Жилья там хватало едва на 10% работающих . Остальные ютились в палатках, землянках и дощатых будках.. Многим внезапно уволенным, однако, удалось устроиться на других предприятиях Новосибирска... Тогда Москва изобрела новый способ, который поднял на ноги сотни тысяч и заставил их "добровольно" отправиться в провинцию. Способ назывался - "паспорт". Людей больше не увольняли, их заставляли маршировать самостоятельно. Началась выдача паспортов и те, кто к определенному времени не получали паспорт, должны были покинуть город...Так началось настоящее переселение народов...".

Вольтерс с огромным сочувствием описал странное общество, состоящее как бы из одних инфантильных подростков. Члены этого общества лишены свободы воли, свободы выбора, чувства собственного достоинства и, кажется, не понимают, что такое бывает вообще. Начальство состоит из таких же подростков, только облеченных доверием. С грустной иронией вспоминает Вольтерс совет, который постоянно слышал от своих собеседников: "Вы должны читать газеты. То, что вы видите своими глазами создает у вас неправильное представление о нашей системе!" И приводит анекдот на эту тему. Учитель рассказывает в классе, что на Тверской улице построена новая фабрика. Ученик: - я живу напротив, там уже пять лет один только забор. Учитель: - дурачок, читай газеты, там это написано черным по белому.

К лету 1933 года отношения Вольтерса с партийным начальством были окончательно испорчены и он с облегчением отправился домой кружным путем - через Туркестан (Ташкент, Самарканд, Бухару) в Москву, и далее в Берлин. В это время из СССР начали разъезжаться и его более знаменитые левые коллеги, жестоко разочарованные сменой государственного стиля, который как будто в порядке издевательства, оказался удивительно похож на официальный стиль молодого Третьего рейха.

Вольтерса, судя по всему, люди интересовали больше архитектуры. Его забытая книга безусловно заслуживает быть переведенной на русский язык. У нее те же достоинства, что у знаменитой, появившейся почти на столетие раньше книги маркиза де Кюстина. Как и Кюстин, Рудольф Вольтерс сумел меньше, чем за год увидеть и понять то, на что другим не хватало целой жизни. В частности, его наблюдения подтверждают и сегодня далеко не для всех очевидный факт: "трудности индустриализации" вовсе не были естественными проблемами, которые приходилось преодолевать на пути к лучшей жизни. О лучшей жизни речь не шла. Сталин сознательно снижал жизненный уровень населения страны до физиологически возможного минимума. Он сознательно превращал людей в лишенных воли и чувства самоуважения животных. Готовых ко всему и способных на все.

От Игорь
К Рустем (16.10.2002 17:10:04)
Дата 17.10.2002 15:36:53

И кто ж это сделал такой вывод?


>Вольтерса, судя по всему, люди интересовали больше архитектуры. Его забытая книга безусловно заслуживает быть переведенной на русский язык. У нее те же достоинства, что у знаменитой, появившейся почти на столетие раньше книги маркиза де Кюстина. Как и Кюстин, Рудольф Вольтерс сумел меньше, чем за год увидеть и понять то, на что другим не хватало целой жизни. В частности, его наблюдения подтверждают и сегодня далеко не для всех очевидный факт: "трудности индустриализации" вовсе не были естественными проблемами, которые приходилось преодолевать на пути к лучшей жизни. О лучшей жизни речь не шла. Сталин сознательно снижал жизненный уровень населения страны до физиологически возможного минимума. Он сознательно превращал людей в лишенных воли и чувства самоуважения животных. Готовых ко всему и способных на все.

Прочитав характерные выдержки я такого вывода не сделал, однако. Не нашел в выдержках фактического материала, подтверждающего, что " трудности индустриализации" вовсе не были естественными проблемами, которые приходилось преодолевать на пути к лучшей жизни. О лучшей жизни речь не шла. Сталин сознательно снижал жизненный уровень населения страны до физиологически возможного минимума"

От Добрыня
К Рустем (16.10.2002 17:10:04)
Дата 17.10.2002 13:30:39

Две 3х-комнатные квартиры на весь город - это сильно. Дальше можно не читать.(-)


От Георгий
К Рустем (16.10.2002 17:10:04)
Дата 17.10.2002 08:11:00

Чем-то вспомнился нем. спец из "Золотого теленка". Правда,...

... он был более доброжелателен. %-)))
С Млынаржем тоже пересекается. Думаю, что и насчет 50-70-х гг. в СССР при
желании можно было написать нечто подобное - "сущий кошмар". И уж, конечно,
хуже, чем гитлеровская Германия ("То, что он увидел, видимо, облегчило ему в
дальнейшем компромисс с национал-социализмом. Ничего страшнее быть просто не
могло")

А вот что писал Джордж Бернард Шоу:

"...Многие в беседах со знаменитым писателем выражали надежду на то, что,
вернувшись в Англию, он скажет англичанам всю правду о России. Шоу назвал
это недоразумением. "Товарищи, - заявил он, - вот уже десять лет подряд, как
я говорю англичанам всю правду о России... Смысл моей поездки в Советскую
Россию не в том, чтобы иметь возможность сказать англичанам что-нибудь
такое, чего я раньше не знал, а в том, чтобы иметь возможность ответить им в
тех случах, когда они говорят мне: "А, вы считаете Советскую Россию
замечательной страной, но ведь вы там не были, вы не видели всех ужасов".
Теперь, когда я вернусь, я смогу сказать: да, я увидел все "ужасы", и они
мне ужасно понравились (!! - Г.).
Мое личное чувство перед лицом вашего великого коммунистического
эксперимента, точно так же, как и у многих других людей в той части света,
откуда я приехал, является прежде всего чувством ствда за то, что Англия не
вступила вместо России первой на ваш путь". (Хьюз Э. Бернард Шоу. М., 1968,
с. 189).

Шоу, разумеется, не жил здесь, а только приехал на собственное 75-летие, и в
Сибири не был, однако...

Мои дед с бабушкой тоже воспринимают то время (30-е годы, и начало, и конец)
не как ужас. Они, правда, тоже не в Сибири жили, а на Дону. Но кошмарных
рассказов я не слыхал, хотя и про молочные реки с кисельными берегами - тоже
не слыхал. Но сегодняшнее время они оценивают куда как хуже - оно их "нутру"
не нравится.

Так что, Рустем, каждый видит то, что хочет, и то, что может.
Это не хорошо и не плохо - просто каждому надо иметь свой взгляд и не
переходить на сторону оппонента.

Настоящий мир рождается в обстановке взаимной угрозы навешивания хороших
...дюлей (и только!), а не в процессе чьих-то одностронних уступок. А именно
этого добиваются от нас противники, взывая к каким бы то ни было мифическим
"общечеловеческим ценностям".
Понятно, для чего они это делают - ради экономии собственных усилий:
помыкать тем, кто согласен, легче, чем тем, кто не согласен. Но не надо им
помогать. Тот, кто это делает, совершает самое страшное преступление -
против себя самого.



От Георгий
К Георгий (17.10.2002 08:11:00)
Дата 17.10.2002 08:12:36

Да и у Вольферена в статье про Японию тоже мелькает похожее... (-)





От Meskalito
К Рустем (16.10.2002 17:10:04)
Дата 16.10.2002 19:36:45

Статья конечно интересная, но....

Судя по описанию событий этот инженер очень низкого полета мысли...
1.У него происходит гипертрофирование деталей и ни слова о том что же в это время в стране происходило в глобальном масштабе.
2 1932-1933 насколько я помню были неурожайными и на кубани (я оттуда родом) вокруг станиц ставились кордоны не выпускющие людей с целью выжимания последних остатков продуктов для городов. Дело доходило до людоедства, так что кусок черного хлеба на обед с сахаром это еще и не так плохо. А если бы ему давали только этот кусок то он бы не то что через год сбежал, а через неделю бы сидел в поезде на Берлин.

История из жизни
Сейчас я работаю в Германии и у моей машины прогорел глушитель. Замена глушителя не бог весть какая сложная вещь и поэтому я решил сделать это сам. Приехал к своему институту стал на паркплац, под колеса подложил по паре кирпичей и полез под машину.
Единственной проблемой было то что болты заржавели и мне пришлось маленьким лобзиком их перепиливать, а это заняло около 2-3 часов с перерывами.
Первый час прошел спокойно вокруг все ходили смотрели удивлялись мне и тому что я делаю но ничего не говорили. Потом прибежал какой то парень и стал выспрашивать кто я да что и знаю ли я что ремонтировать авто на их паркплатце нельзя. Я сказазал что я мол сотрудник института и тд. в общем отмазался. Он вроде смылся, но через минут 30 заявляется снова и говорит мне, что он сказал хаусфервальтерин (это что то типа коменданта гостевого дома при институте) и что та мол разрешила мне закончить работу, но если приедет полиция то мол расхлебывать будешь сам. Я ответил окей и полез дальше пилить. За то время пока я пилил еще пару человек пыталось на меня наехать, что мол это типа частная территория и тут нельзя делать то что я делаю. Особенно мне понравились последние пол часа работы - собралось 3 или 4 человека стояли они в сторонке и живо обсуждали мое хамское поведение. В конце своего обсуждения один из них подошел ко мне и так трогательно предупредил, что мол его друг тоже полез так же под машину и она на него упала.... Такая забота меня проняла до глубины души..)))
В общем заменил я свой глушитель собрал все железки и уехал спокойно и без происшествий.
Это еще раз подтвердило мое мнение о немцах как о самой законопослушной нации у которой эта законопослушность и принципы правильноси доведены до маразма.
Немец не может жить не по правилам!!! То что не вписывается в их картину мира не имеет право на существование...
Поэтому оценка России того периода немцем для меня не может быть объективной.

а я на этой замене сэкономил 150 евро...
такая вот разная психология у народов

единственные кто спокойно отнесся к моим действиям так это китайцы и русские немцы...)))

От Дмитрий Ниткин
К Рустем (16.10.2002 17:10:04)
Дата 16.10.2002 17:29:25

Re: Динамика уровня жизни...

>В частности, его наблюдения подтверждают и сегодня далеко не для всех очевидный факт: "трудности индустриализации" вовсе не были естественными проблемами, которые приходилось преодолевать на пути к лучшей жизни. О лучшей жизни речь не шла. Сталин сознательно снижал жизненный уровень населения страны до физиологически возможного минимума. Он сознательно превращал людей в лишенных воли и чувства самоуважения животных. Готовых ко всему и способных на все.

...в 30-ые годы - одна из непростых проблем в истории советской экономики. Очень много тумана, очень мало достоверной статистики. В начале 30-ых годов уровень жизни однозначно снижался, по всем оценкам. Во второй половине, к 1937-38 годам - рост, для которого существуют довольно различные оценки. И в 1939-40 годах - новый спад. От официальной картины непрерывного роста при столь же непрерывном энтузиазме это, конечно, резко отличается.

В ближайшее время планирую выложить интересные материалы на эту тему.

Спасибо за любопытную информацию.

От Виктор
К Дмитрий Ниткин (16.10.2002 11:19:27)
Дата 16.10.2002 15:26:08

А в учебнике экономики для детей написано , что в колхозах плохо было ...

из-за отсутствия "чувства хозяина". Вот поэтому надо было там срочно вводить частную собственность.

Эти исследователи пошли еще дальше. Они сказали , что теперь всем владеем мы , а у вас должно развиться чувство принадлежности к нашей территории. А почему они, нахапав собственности , противятся идеям "глобализации" и "свободного перемещения труда и капиталла"? Они что , Паршева не читали? Поехали бы в Аргентину майонез делать , или в Бразилию фольксвагены выгодно выпускать. Там тепло, там у людей "чувство территории" уже сформировано.

И чего это они вместо экономистов психологов наприглашали? Взяли бы и наказали тракториста рублем, чтобы неповадно было чужое горючее палить и об колдобины не евоную частную собственность изувечивать. Или бы ему еду из "Мак-Дональдса" местного в поле привезли в бумажном кулечке - картошку-фри и йогурт "Данон". А то придумали через газету позорить как при большевиках.

>Но главное - крестьянин должен осознать себя не хозяином, нет, а частью этой жизни. Частью, которая взяла на себя ответственность. Наша задача - сформировать в психике каждого жителя чувство принадлежности к территории. Это у нас получается. Поэтому уровень хаоса на наших территориях уменьшается с достаточно большой динамикой.

От Александр
К Дмитрий Ниткин (16.10.2002 11:19:27)
Дата 16.10.2002 11:49:45

Российских капиталистов не бывает.

>Эксперт, #38 (345) от 14 октября 2002

>Что подумает сосед Василий?

>Интереснейшая статья об особенностях психологии современных русских крестьян и попытках их мотивировать к производительному труду в рамках новых отношений.

С помощью наживы провалились. Чего и следовало ожидать. Остается лишь гнать буржуев с их жадностью к чертовой матери и вернуться к советским методам, которые этих крестьян вывели в Космос. "Девушки на трактор!", например.

От Игорь
К Александр (16.10.2002 11:49:45)
Дата 17.10.2002 15:26:23

Не дай Бог увидеть русский бизнес - бессмысленный и беспощадный

Мы, однако, увидели и ужаснулись

От Leonid
К Игорь (17.10.2002 15:26:23)
Дата 20.10.2002 00:05:06

Скорее всего

русский бизнес можно охарактеризовать одним словом - хитрожопый.

От Эконом
К Александр (16.10.2002 11:49:45)
Дата 16.10.2002 12:56:24

Не все девушки вас поддержат , не все.

Хотя, лозунг неплохой "Долой буржуев, девушки - н атрактор".Якобы буржуи заместо девушек на тракторе щаз.Продолжайте, у вас неплохо получается, оригинально.