От константин
К константин
Дата 28.10.2002 23:10:57
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Либерализм; Модернизация;

Мнения граждан о событиях в Москве. С гостевухи BBC

На сайте BBC происходил опрос по события в Москве , результаты здесь/
http://news.bbc.co.uk/2/hi/talking_point/2363411.stm

На мой взгляд мнения не столь однозначны.

От Yuriy
К константин (28.10.2002 23:10:57)
Дата 28.10.2002 23:29:44

Кстати...

"Чашу весов в пользу газовой атаки склонила "пятая колонна" среди заложников" - 28.10.2002 18:59

Во время, последовавшее после штурма Театрального центра, уничтожения террористов и освобождения заложников, в российских средствах массовой информации начали бурно обсуждать то, насколько целесообразно было применение во время операции «спецсредств» - усыпляющего парализующего газа. Понятно, что данная тема не могла не возникнуть. Понятно, что выводы и оценки сейчас делаются порой прямо противоположные.

Те лица, однако, которые обвиняют оперативный штаб и российских спецназовцев, которые считают, что решение о применении специального газа было ошибкой, серьезным проколом, даже преступлением, - все же, на наш взгляд, определенно в меньшинстве.

Как обычно, печально «отметилась» лидер «Демократического союза», небезызвестная госпожа Новодворская, во всеуслышание, нагло заявив после штурма о том, что ответственность за пролитую кровь невинных людей лежит целиком на власти: «Ради рейтинга президента, ради его непомерного самолюбия и тщеславия люди принесены в жертву. За право продолжать войну, за право сеять смерть - вот за что боролась наша власть в эти дни». «Если кто-то выжил, то это не по вине властей, им просто повезло»; «сообщение о расстреле заложников чеченским отрядом - беспардонная ложь», и т.д. и т.п.

«Несчастные ребята», - вторила Новодворской в эфире московского телеканала ТВС представитель московского Центра Карнеги, давая свою оценку террористам. Их, несмышленых, мол, послали на смерть, и Россия, мол, сама виновата, ибо давно нужны «политические переговоры» (ну да кто же против, скажите?!), прекращение «федералами» всяких военных действий, и т.д. и т.п.

Не будем, однако, останавливаться на этих и прочих крайностях, делая тем самым подобным «аналитикам» дополнительную рекламу.

Как уже было замечено, большинство наблюдателей и специалистов, политиков, общественных деятелей поддерживают решительные действия оперативного штаба, бойцов «Альфы» и «Вымпела», настаивают на том, что операция по штурму ДК была своевременна и необходима – необходима именно в том виде, в каком она проводилась.

Действительно, зал буквально весь нашпигован, «упакован» в взрывчатку; при малейшей попытке штурма террористы, прежде всего женщины-смертницы, мигом взнесут все и вся в воздух. Более того, в самом зале, среди зрителей, маскируясь под заложников, сидят сообщники террористов. Эти «невинные» чутко следят за настроениями захваченных людей, готовые, почувствовав малейшую опасность, сообщить об этом боевикам или же сами нажать на нужную кнопку, приведя в действие взрывное устройство…

«Пятая колонна» террористов среди зрителей «Норд-Оста» была опаснее самих шахидов», - пишет сегодня «Независимая газета» в статье «Усыпляющий аромат смерти». Газета ссылается на информацию "представителя одной из спецслужб".

По его словам, «руководителям спецоперации действительно стало известно, что в зале среди заложников есть тайная группа, которая по заданию Мовсара Бараева заранее приобрела билеты на мюзикл и прошла в зал под видом зрителей. Перед группой стояло две задачи. Первая - контролировать настроения заложников, тайно информировать Бараева о возможных попытках пленников вырваться на свободу, а также провоцировать их. Вторая - страховать женщин-смертниц, которые должны были в случае штурма взорвать здание, от всякого рода непредвиденных поворотов событий… «Страховочная» группа состояла из 4-6 человек славянской внешности, хорошо знала как расположение помещений ДК, так и места закладки взрывчатки. «Пятая колонна» вызывала особые опасения у тех, кто разрабатывал план операции, так как локализовать ее было невозможно. Именно это обстоятельство при выборе спецсредств окончательно склонило чашу весов в пользу газовой атаки…»

В сложившихся условиях единственным выходом было - разом, сразу нейтрализовать всех боевиков-камикадзе. Как это можно было сделать? И вот, предворяя начало спецоперации, по вентиляционным шахтам был пущен сильнодействующий газ... И сразу же после этого был предпринят штурм.

Лица, участвовавшие в переговорах, - в частности, глава российской Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков, известный певец и депутат Государственной Думы Иосиф Кобзон, - в интервью журналистам убежденно говорили о том, что решение о штурме в сложившейся ситуации было единственно верным. К тому времени боевики повели себя уже достаточно агрессивно, перестали выполнять предварительные договоренности, начав расстреливать заложников.

Вот, к примеру, что заявил Примаков, одним из последних ведший переговоры с террористами, в эфире еженедельной программы «Вести недели»:

«…Разговор складывался очень напряженно. Это был разговор со слепым, с глухим. Я уже не знаю, каким образом охарактеризовать этого человека, Бараева, который вскакивал, был все время в возбужденном состоянии, который сказал: "Клянусь Аллахом, Вы меня не понимаете - я запрограммирован, я буду решать все вопросы завтра. Завтра с 12 часов мы начинаем расстреливать". Тогда я ему говорю: "Слушайте, что Вы клянетесь Аллахом? Я Коран знаю, наверное, как востоковед не хуже Вас, а может быть, и лучше. И в Коране говорится о том, что нельзя воевать с женщинами и детьми". Бараев: "Немедленно выводите войска из Чечни". Вот в таком духе шел разговор. Никакие увещевания и попытки поставить на реалистическую основу этот разговор не увенчались успехом… Он: «Прекращаю разговор, не буду больше разговаривать. Вы последние, с кем я увижусь. Завтра мы ждем представителя президента и начинаем в 12 часов расстрел. Завтра я встречусь с Аллахом. Я ничего не боюсь». Это отморозок, в нем ничего человеческого нет…»

На вопрос ведущего, как он может оценить проведенную спецоперацию, Примаков заметил:

« …Я был вместе с Лужковым у президента. У меня сложилось впечатление, и я уверен, что президент думал только о том, чтобы жертв было как можно меньше… Я думаю, что принятое решение абсолютно обоснованно. У меня нет ни тени сомнения… В замкнутом помещении сидят 700 заложников. Подготовлены все условия для того, чтобы взорвать помещение. Либо нужно выводить из строя всех - выборочно там ничего не сделаешь - спасать людей, идти на какие-то минимальные жертвы в данной ситуации, либо нужно ждать. Ждать – я не знаю - террористы все равно бы начали расстреливать заложников. Здесь никакого сомнения нет. Ждать нельзя было. Я уверен, что спецслужбы сделали все безукоризненно. Позитивным я считаю то, что сейчас еще раз было показано, что решение таких вопросов отдается профессионалам. Это должно очень успокоить многих. Потому что после Буденовска, нечего греха таить, были разные настроения. В Буденовске, мне рассказывали мои товарищи, которые были там, принимали участие в той операции, у них готовилось одно, а приказывалось политическим руководством совершенно другое. Они отступали от своих планов. В конце концов, и жертв было больше, и террористы ушли. Здесь все совершенно было по-другому. Это позитивный момент. Спецслужбы показали, на что они способны. Это тоже предостерегающе будет воздействовать на следующие поколения террористов…»

Согласно предварительным данным, в операции был использован газ т.н. инкапаситантной группы, временно выводящий человеческий организм из строя. Уже упомянутая нами «Независимая газета» пишет о том, что «по мнению многих компетентных экспертов, применение этого газа никак не могло повлиять на психологическое состояние людей».

Издание приводит интервью с известным московским психиатром Михаилом Виноградовым, ранее участвовавшим в подготовке бойцов спецназа, который говорит о том, что причиной смерти некоторых людей могло стать отнюдь не применение газа. «Сработал целый комплекс факторов: отсутствие пищи, воды и медикаментов. И как следствие - стресс и обострение хронических заболеваний. Результатом всего этого стал сдвиг кислотно-щелочного равновесия в организме…» Для здорового человека, по словам Виноградова, подобный газ практически не опасен: «Лечение несложное - дезинтоксикация, то есть медикаментозный комплекс очищения организма и длительный сон. Но если газом воздействовать на астматика или сердечника, последствия могут быть самыми серьезными…»

По словам главного анестезиолога Москвы Евгения Евдокимова, «прямого следствия воздействия» спецсредств при летальных исходах обнаружено не было.

А вот что заявил сегодня в интервью «Московскому комсомольцу» боец элитного российского спецподразделения, не раз принимавший участие в освобождении заложников:

«…В операции такого уровня, когда в заложниках находятся сотни людей, о применении каких-то новинок не может быть и речи. Все эти дилетантские разговоры о том, что ФСБшники переборщили с дозировкой газа, - по меньшей мере просто смешны. Во-первых, спецсредство это было разработано еще в лаборатории КГБ, а придуманные там "химикаты" по-прежнему считаются одними из самых совершенных в мире. Во-вторых, применение газа в такой масштабной операции решается на очень высоком уровне: согласовывается со специалистами, собираются десятки подписей... Поверьте, это очень серьезные вещи, и говорить о них походя нельзя…»

«Мы не камикадзе, - добавляет боец спеподразделения. - Газа было столько, сколько нужно. И существующие инструкции допускают эти нормы - в сложившейся ситуации ее даже можно было еще превысить, чтобы до конца убедиться: террористы уже не могут палить куда попало. В спецподразделениях всего мира при освобождении заложников действует одно и то же требование: причинить как можно меньше вреда, а вернее - не причинить его вовсе. Газ, который применила "Альфа", был уже неоднократно испытан и стоит у нас на вооружении. Аналоги есть и у иностранных спецов из "Дельты", "морских котиков", ГСГ-9. За химическим составом таких спецсредств охотятся разведки всего мира…»

Сегодня же «ГаЗеТа» приводит мнение директора одной из наркологических клиник, врача-реаниматолога Ирины Воеводской. Свои выводы врач делает, исходя из симптомов отравления заложников:

«Судя по некоторым признакам, газ относится к определенной группе веществ, которые в обычной ситуации не опасны для жизни людей. Похоже, что это вещество содержит валиум или седуксен - это вполне безобидные средства. Такой газ действует в закрытом помещении. Он имеет скорее усыпляющий эффект, но совсем не галлюциногенный. Такое вещество воздействует на центр мозга, ответственного за дыхание. Как только человека, попавшего в закрытое помещение, где распылен этот газ, выносят на свежий воздух, его (газа) действие значительно уменьшается.

Смею вас заверить, что если бы наши спецслужбы использовали боевое отравляющее нервно-паралитическое вещество, то мертвых было бы ползала. Врачи "скорой помощи" и спасатели совершенно точно были предупреждены о том, что за вещество использовалось во время операции. Мы видели по репортажам, что спасатели и врачи кололи всем пострадавшим антидот, противоядие, которое снимает интоксикацию, нейтрализует действие распыленного в зале театрального центра вещества.

При планировании штурма, его организаторы не учли одной вещи - глубины отравления этим веществом. Газ безопасен для здоровых людей, которые нормально питаются, пьют достаточное количество воды и довольно активны. Но они имели дело с людьми, оказавшимися заложниками, просидевшими трое суток без еды и воды, без движения в закрытом помещении. У них, как говорят врачи, был изменен гомеостаз, иначе говоря, нарушен минерально-водный баланс. Их организмы были обезвожены. В этом случае реакция на распыленное вещество непредсказуемая, извращенная, как показала нынешняя ситуация, - вплоть до летального исхода. Такого просто не ожидали».

По мнению, однако, доктора Аарона Зильбермана, профессора Бостонского медико-биологического колледжа Mount Sina, «у российских военных просто не было выбора».

Другой иностранный специалист - председатель итальянского Высшего центра оборонных исследований, генерал Карло Жан, подобно Зильберману, высоко оценил операцию по освобождению заложников в Москве. Как заявил он в интервью газете "Стампа", "шла речь о том, что погибнут некоторые заложники ради того, чтобы выжили остальные… С военной точки зрения, такая операция считается успешной, если число жертв оказывается меньше 50%". По мнению итальянского военного, другого выбора не было: "пусть тот, кто критикует, встанет на место тех, кто должен принимать решения".

Информация о том, какой газ использовался, по понятным соображениям, засекречена.

Но, согласно последним сообщениям, главный реаниматолог медицинского центра управления делами президента РФ Виктор Фоминых на брифинге заявил, что в ходе освобождения заложников в ДК ГПЗ боевые отравляющие вещества не применялись.

По словам Фоминых, «использованный в рамках спецоперации газ представляет собой вещество общенаркотического действия, применяемое при хирургических операциях». В этой связи, отметил он, спасатели и медики имели в своем распоряжении традиционный набор средств, относящихся к группе так называемых «неспецифических», которые «позволяют восстановить нормальную функцию организма без уточнения, по какой причине ее деятельность была нарушена».

Конечно, детальный анализ, подведение итогов предпринятых мер по освобождению заложников в Москве - еще впереди. «Мы несем за это ответственность. Действия штаба будут оценены прокуратурой», - твердо заявил ранее замминистра внутренних дел Владимир Васильев.

...По последним данным, число жертв в результате теракта достигло уже 117 человек.

Фото: РТР-Вести.Ru

Сергей Стефанов
ПРАВДА.Ру

http://www.pravda.ru/printed.html?news_id=2060