Но у нас было особое государство - многонациональное. Декларировавшееся как союз равных, оно превратилось в загон, где надсмотрщики с нагайками по-коршуньи бдительно следили и хищно вылавливали тех, кто пытался заявить хотя бы малейшую претензию на Богом дарованное национальное достоинство. И отцы перестройки пообещали что и это превозможем, что мы обретем реальную независимость и создадим совершенно новый союз народов - Содружество Независимых Государств. И как же нам было, истосковавшимся в авторитарном, унитарном загоне, не поверить этому счастью?! И мы в очередной раз поверили.
Но в состоянии эйфории то ли забыли, то ли в спешке недосуг было спросить у отцов, а имеется ли у них, кроме прекрасных замыслов, если и не проект, то хотя бы план действий? И только когда уже от старого строения остались одни руины, мы вдруг вспомнили, что крестьянин разбирает старую хату только после того, как возведет новую. Мы же сделали наоборот, и теперь копаем землянки.
И сколько же нас, не единожды тяжко страдавших за свою наивную доверчивость, - сколько же нас еще учить истории?!
Почему мы опять забыли предостережение Достоевского о натуре человеческой? Откуда у нас эта детская неразборчивость: раз человек красиво говорит, значит, он и дело сделает красиво? И почему мы, повидавшие виды, уверяем себя, что говорящий красиво также и мыслит благородно? Почему мы, исходя из своего горького опыта, не единожды обманутые, не вспомнили, что за благородными речами может скрываться низменная личность с темными помыслами?
Ныне, стоя на руине с переметной сумой, посыпаем главу пеплом, вопия: нас обманули - плана перестройки не было!
... внесения в голову людей посредством супер-пупер качественных книг, а-ля русских классических, знание о том, что мир полон подонков, всякой мрази, желающей тебя обмануть и т.д. и т.п. - Когда подобное будет СИДЕТЬ В ГОЛОВЕ, то не будет проблем с русской доверчивостью - будет проблема с русским недоверием - шутка, исходящая из возможности "русского перегиба".
Как там говорилось? - "Россию сгубила русская лит-ра". Значит, Россию должна восстановить и укрепить русская лит-ра, путём внесения "недостающих элементов знания о жизни" в книги.
О "русском перегибе", существующем со времен Татарского ига
"Русский перегиб" и по сей день состоит в том, что русские, конечно, сверхдоверчивы, но не по отношению друг к другу, и скорее доверятся хитрому чужеземцу (иноверцу), нежели искреннему собрату.
Вопрос: "как преодолеть этот перегиб", еще ждет своего исследователя...